СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Языковой портфель» - эффективное средство самооценки достижений и уровня владения английским языком. Выступление - конспект

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Языковой портфель» - эффективное средство самооценки достижений и уровня владения английским языком. Выступление - конспект»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Кургана

«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №38»






«Языковой портфель» - эффективное средство самооценки достижений и уровня владения английским языком






Автор: Иванова

Татьяна Геннадьевна учитель

английского языка МБОУ «СОШ №38»







Курган

2018

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2

  1. Языковой портфель…..……………………………………………………..3

1.1.История возникновения языкового портфеля…………………………...3

1.2. Классификация и структура языкового портфеля………...……………6

2.СПИСОК использованных источников…………………………………10

3.ПРИЛОЖЕНИЕ………..…………………………………………………...11








Введение.

Актуальность темы. В лексиконе современных людей прочное место заняло слово «портфолио». Название происходит из английского языка, где оно обозначает папку с документами. В принципе, так и есть на самом деле, только в зависимости от того, кому принадлежит эта «папка», различается её наполнение. [8]Это могут быть реальные листы бумаги, например, фотографии или собрание образцов работ (рисунков, чертежей и т. п.), дающих представление о творческих возможностях специалиста. А может быть это электронное портфолио, построенное по тому же принципу. В любом случае портфолио должно отражать потенциал и достижения человека. [2]

В нашем случае мы рассмотрим языковой портфель, который не так сильно отличается от портфолио. Главной его особенностью является то, что в нём накапливаются не только фотографий, работы, но и учебные, внеучебные достижения учащегося в области изучения иностранного языка.

Тема языкового портфолио является актуальной, потому что в данный момент во всех сферах деятельности, а особенно в процессе образования важны индивидуальные качества и способности учащегося.

Поднимается проблема мотивирования учеников к самостоятельному изучению иностранных языков с дальнейшим непрерывным языковым самообразованием на протяжении всей жизни.











1.Языковой портфель.

1.1.История возникновения языкового портфеля.

Технология языкового портфеля (Language Portfolio) - это технология личностно-ориентированного обучения, направленная на формирование у учеников навыков, способствующих самостоятельному обучению. [3]

Эта перспективная и достаточно новая технология обучения иностранным языкам. Впервые языковое портфолио было использовано в начале 80-х годов в учебных заведениях США с целью изменения подхода к оценке знаний. Опыт использования портфолио был применен в городах Орегон, Каролина, Массачусетс, Нью-Гемпшир. [2]

В самом начале развития технологии языковое портфолио подразумевало лишь собрание разноплановых работ ученика, что способствовало поэтапному отслеживанию прогресса учащегося, основанного на анализе результатов его труда. Изначально портфолио рассматривалось как открытая система, подразумевающая постоянное обновление с помощью дополнения и изменения содержимого рубрик, улучшения качества работ. Такое обновление возможно благодаря повышению уровня знаний и умений учащегося в изучении определенного модуля.

В процессе развития данной технологии сформировались главные задачи языкового портфеля:

  • расширять возможности обучения и самостоятельного обучения;

  • выделять языковые навыки и способности учащегося;

  • способствовать формированию индивидуальности учеников;

  • исследовать продвижения учащегося в обучении в течение определенного времени;

  • обеспечивать постоянное изучение английского языка;

  • изучать собственные особенности и развивать самостоятельную оценку своих знаний.

При Совете Европы в городе Страсбурге был разработан и в дальнейшем введён языковой портфель в качестве поддержки развития политкультуры и полиязычия. В основу Европейского портфеля была заложена «Общеевропейская шкала оценивания» (“Common European Frameworkof Reference”), принятая в 1996 году Европейским Советом. [2]

Важная составляющая Европейского языкового портфеля - описание уровней владения различными языками его составителя и отслеживание их динамики. Кроме того языковой портфель должен облегчить сопоставление различных систем профессиональной квалификации для граждан различных стран, работающих в области языкознания. Акцент ставился на развитие навыков самооценки составителя портфеля.

Интерес к системе портфолио в 90-е годы отмечен и в российском образовании. Член-корреспондент РАО (Российское Авторское Общество), профессор Михаил Викторович Богуславский отмечает несомненный позитивный потенциал этого подхода к оцениванию познавательной деятельности школьников. Европейский языковой портфель для России разработан в рамках проекта Совета Европы Московским государственным лингвистическим университетом в 2001 году. За основу была взята Швейцарская модель языкового портфеля. Общая шкала уровней, а также таблица для самооценки были разработаны для "Общеевропейских компетенций владения языком" и "Европейского языкового портфеля" в рамках Швейцарской национальной программы исследований №33 "The Effectiveness of Swiss Educational Systems" (Schneid Gunter/North, Brian; "Trendsprachenkonnen - washeisstdas", Zurich, 2000). [2]

1.2.Классификация и структура языкового портфеля.

В современной практике преподавания иностранных языков эффективно используются различные виды языкового портфеля в зависимости от его целевой направленности. Преподаватели Пензенской государственной технологической академии Гусарова Ю.В., Прелова Е.В. в статье «Виды языкового портфеля» выделяют следующие направления его использования:

- языковой портфель, как инструмент самооценки достижений учащегося в процессе овладения иностранным языком и уровня владения изучаемым языком;

- языковой портфель, как инструмент автономного изучения иностранного языка или языковой портфель одноцелевой направленности: языковой портфель по чтению, языковой портфель по аудированию, языковой портфель по говорению, языковой портфель по письму;

- языковой портфель, как инструмент демонстрации учебного продукта-результата овладения иностранным языком;

- языковой портфель, как инструмент обратной связи в учебном процессе;

- многоцелевой языковой портфель, являющийся комбинацией описанных ранее видов.

По мнению тех же авторов, для учеников младшего, среднего и старшего звена целесообразно использовать языковой портфель как инструмент самооценки достижений учащегося, демонстрации учебных и творческих результатов и осуществления обратной связи с преподавателем.

Языковой портфель, как инструмент демонстрации учебных результатов включает в себя материалы выполненных учебных заданий, которые фиксируют степень сформированности различных компетенций иноязычного речевого общения. Этот тип портфеля служит для того, чтобы по результатам выполнения определенных учебных заданий осуществлять обратную связь и на основании оценки результата проводить необходимую коррекцию самостоятельной учебной деятельности по овладению иностранным языком. [10]

Так же языковой портфель может являться инструментом демонстрации уровня овладения иностранным языком при выполнении творческих заданий. Этот тип портфеля содержит, как правило, лучшие творческие самостоятельные работы учащегося, выполненные в течение определенного периода. В эту папку в печатном и (или) электронном формате собираются творческие работы ученика: сочинения, изложения, эссе, рисунки, презентации.

Рассмотрим языковой портфель как инструмент самооценки достижений учащегося в процессе овладения иностранным языком и уровня владения изучаемым языком. Это так называемая “папка достижений”, направленная на повышение собственной значимости ученика и отражающая его успехи (грамоты, сертификаты, дипломы, табели успеваемости, листы самооценки и так далее).

Языковой портфель для обучающихся младших и средних, старших классов отличается по структуре и содержанию.

Языковой портфель обучающихся младших классов состоит из трёх разделов:

1) языки, которые я знаю;

2) мои успехи;

3) моя копилка.

Рассмотрим структуру языкового портфеля для обучающихся младших классов более подробно.

В разделе «Языки, которые я знаю» ученик описывает свой опыт изучения языков и межкультурного общения, а также определяет свой уровень владения соответствующим языком.

В данном разделе ученик отвечает на следующие вопросы:

  • языки общения в моей семье и языки, на которых говорят мои родственники и друзья;

  • где я учился и учусь;

  • языки, которые я изучал и изучаю в школе;

  • языки, которые я изучал и изучаю вне школы;

  • опыт общения с носителями изучаемого языка;

  • анкеты на иностранном языке для выявления интересов, увлечений учащегося. [10]

Раздел «Мои успехи» предназначен для формирования самостоятельной оценки детьми своих успехов в изучении неродного языка как средства межкультурного общения.

Здесь представлены контрольные листы для самооценки по четырём видам речевой деятельности: аудированию, говорению, чтению, письму.

Раздел «Моя копилка» содержит материал, который кажется ученику интересным и информативным: фотографии, статьи и презентации. Этот материал ученик помещает в портфель в качестве иллюстраций тех достижений в области изучения языка, которые были представлены в разделах «Языки, которые я знаю» и «Мои успехи».

Структура портфеля для учащихся средних и старших классов включает в себя так же три раздела: [10]

  1. языковой паспорт;

  2. языковая биография;

  3. досье.

Рассмотрим более подробно структуру языкового портфеля для старших классов.

В разделе «Языковой паспорт» учащийся отражает уровень владения иностранным языком; предоставляет сведения об изучении языков и опыте межкультурного общения; приводит перечень сертификатов и дипломов; знакомит с уровнем индивидуальных достижений при изучении языка в данный период времени.

Таким образом, «Языковой паспорт», как правило, содержит:

  • развёрнутую информацию об ученике, например, в форме анкеты или рассказа;

  • обзор достижений в изучении иностранного языка;

  • перечень сертификатов и дипломов;

  • индивидуальные учебные достижения, предоставленные в форме диаграмм, таблиц.

Раздел «Языковая биография» отражает способность к самооценке и планированию результатов изучения языка (языков). В этом разделе ученик раскрывает свою историю изучения языка, анализируя собственные достижения и прогресс, подкрепляя анализ примерами и фактами языковой биографии. Данный раздел может содержать информацию о межкультурном опытеобщения, погружении в языковую среду. Ученик может в свободной форме поделиться своими впечатлениями о поездках заграницу, встречах с носителями изучаемого языка.

В «Языковой биографии» содержатся контрольные листы для самооценки. Уровень владения иностранным языком оценивается по коммуникативным умениям устной и письменной речи: я могу читать и понимать информацию, слушать и понимать, писать, говорить, строить диалог. (Приложение №1). Листы самооценки позволяют анализировать самостоятельность и качество выполненных работ. (Приложение №2).

«Досье» включает материалы для документирования и иллюстрирования достижений или опыта, описанных в паспорте и языковой биографии. Ученик собирает работы, свидетельствующие о его достижениях в самостоятельном изучении языка:

  • лучшие письменные работы (не обязательно с отличными оценками);

  • стихи и рассказы, написанные учащимся;

  • индивидуальные и групповые проекты;

  • презентации и видеопроекты;

  • письменные доклады, рефераты;

  • грамоты, дипломы и другие формы признания достижений учащегося;

  • памятки, рекомендации по развитию учебных навыков (умение организовать свою работу; схема написания эссе, письма и так далее).

Из структуры и наполнения разделов языкового портфеля для обучающихся среднего и старшего звена следуют их функции.

  • оценочная – обеспечивает системную оценку личностных и предметных результатов обучения;

  • диагностическая – фиксирует качественные изменения в личностном росте обучающегося, позволяет отслеживать динамику его достижений, планировать будущую образовательную деятельность;

  • целеполагания – поддерживает учебные цели;

  • мотивационная – поощряет совместные результаты достижений учащихся, учителя, родителей в изучении английского языка;

  • содержательная – раскрывает весь спектр выполняемых работ;

  • развивающая – обеспечивает непрерывность процесса обучения;

  • рейтинговая – показывает диапазон навыков и умений. [10]

Таким образом, «Языковой паспорт» способствует оценке языкового опыта и уровня владения иностранным языком в конкретный отрезок времени.

«Языковая биография» содержит информацию по каждому из изучаемых языков, определяющиеся учащимся самостоятельно при помощи контрольных листов самооценки. Эти листы содержат характеристики коммуникативных умений по видам речевой деятельности (письмо, аудирование, говорение, чтение) для определения уровня владения иностранным языком.

«Досье» обучающегося содержит дополнительные сведения о процессе изучения языка и фиксирует достижения, предоставляемые как опыт учебной деятельности или опыт использования языка. Этот раздел подчёркивает индивидуальность составителя, так как он самостоятельно выбирает образцы выполненных работ, записей или проектов в соответствии с личными предпочтениями.[5]

Список использованных источников

  1. Гальскова Н. Д. Языковой портфель как инструмент оценки и самооценки учащихся в области изучения иностранных языков // Иностранные языки в школе. – 2000. - № 5. - с. 6 – 11.

  2. Гроссмейстер образовательных технологий//Коммуникативная методика. – 2003. - № 3. - с. 58-59.

  3. Европейский языковой портфель//Перевод. – М.: «Еврошкола», 1998

  4. Морозова М. П. Использование «Языкового портфеля» как способа комплексного достижения целей обучения ИЯ// Современные проблемы языкового образования: научно-методический сборник. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Еврошкола, 2001. - с. 21-23.

  5. Полат Е. С. Портфель ученика // Иностранные языки в школе. – 2000. - №5. - с. 22.

  6. Сафонова В. В. «Языковой портфель» в России: личностнообразующий потенциал// Современные проблемы языкового образования: научно-методический сборник. В 2 ч. Ч. 2. – М.: 2001

Интернетресурсы

  1. http://archive. /text/docs/2002/04/57884.shtml

  2. http://fb.ru/article/123326/portfolio-chto-eto-takoe-i-zachem-nujno-cheloveku

  3. https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2014/05/14/yazykovoe-portfolio-uchenika-kak

  4. http://www.openclass.ru/node/417370

Приложение №1. Пример листа самооценки речевых навыков.


Description of achievement

Poor

fair

good

excellent

I can read and understand the information about

 

 

 

 

I can listen and understand the information about

 

 

 

 

I can write

 

 

 

 

I can speak about

 

 

 

 

I can ask and answer the questions about

 

 

 

 

 

Приложение №2. Пример листа анализа выполненной работы и планирования деятельности

Памятка для ученика

РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ САМООЦЕНКИ

Задание

Решение

Что нужно сделать?

 

Удалось ли сделать?

 

Все правильно или есть недочеты?

 

Сделал сам или с чьей-то помощью?

 

Как мы отличаем «5», «4» и «3»?

 

Какую отметку ты поставишь себе?

 

Приложение №3. Заполненные листы самооценки (по итогам 2015 -2016 учебного года)


Лист самооценки

5а класс

Умею читать тексты и понимать информацию

Умею понимать информацию на слух

Умею писать письмо по образцу

Умею задавать и отвечать на вопросы

Умею составлять рассказ по ключевым словам

Итог

1.

Браузе Эвелина

4

5

4

4

4

4.1

2.

Демидов Максим

4

4

5

5

4

4.4

3.

Дерягин Константин

4

3

5

4

4

4

4.

Енин Андрей

5

4

5

5

5

4.8

5.

Зинченко Анастасия

5

4

5

4

4

4.2

6.

Иванова Мария

4

4

5

4

5

4.2

7.

Каленников Илья

4

5

5

3

3

4

8.

Киселёва Мария

5

4

5

5

5

4.8

9.

Корабицина Анастасия

4

4

5

4

5

4.2

10.

Кучерук Оксана

5

5

5

4

5

4.8

11.

Нечаева Валерия

5

4

5

5

5

4.8

12.

Челнокова Влада

3

3

4

4

3

3.4





Лист самооценки

5б класс

Умею читать тексты и понимать информацию

Умею понимать информацию на слух

Умею писать письмо по образцу

Умею задавать и отвечать на вопросы

Умею составлять рассказ по ключевым словам

Итог

1.

Алейников Илья

4

3

4

5

5

4

2.

Бабаев Дмитрий

5

4

5

3

5

4.1

3.

Баукин Иван

5

4

5

4

4

4.4

4.

Бельдман Артём

4

5

5

5

5

4.8

5.

Головашов Никита

4

4

4

5

5

4.4

6.

Гуляев Денис

4

3

5

4

4

4

7.

Дмитруха Данил

5

5

5

5

5

5

8.

Евдокимова Екатерина

5

5

5

4

5

4.8


Заполненные листы самооценки (по итогам 2016 -2017 учебного года)


Лист самооценки

6а класс

Умею читать тексты и понимать информацию

Умею понимать информацию на слух

Умею писать письмо по образцу

Умею задавать и отвечать на вопросы

Умею составлять рассказ по ключевым словам

Итог

1.

Браузе Эвелина

4

5

4

4

4

4.1

2.

Демидов Максим

4

4

5

4

4

4.1

3.

Дерягин Константин

4

4

5

4

4

4,4

4.

Енин Андрей

5

4

5

5

5

4.8

5.

Зинченко Анастасия

5

4

5

4

5

4.6

6.

Иванова Мария

5

4

5

4

5

4.4

7.

Каленников Иья

4

5

5

3

4

4,1

8.

Киселёва Мария

5

4

5

5

5

4.8

9.

Корабицина Анастасия

5

4

5

4

5

4.4

10.

Кучерук Оксана

5

5

5

4

5

4.8

11.

Нечаева Валерия

5

4

5

5

5

4.8

12.

Челнокова Влада

3

3

4

4

3

3.4





Лист самооценки

6б класс

Умею читать тексты и понимать информацию

Умею понимать информацию на слух

Умею писать письмо по образцу

Умею задавать и отвечать на вопросы

Умею составлять рассказ по ключевым словам

Итог

1.

Алейников Илья

4

3

4

5

5

4

2.

Бабаев Дмитрий

5

4

5

4

5

4.4

3.

Бельдман Артём

4

5

5

5

5

4,8

4.

Головашов Никита

4

4

4

5

5

4.4

5.

Гуляев Денис

4

4

5

4

4

4

6.

Дмитруха Данил

5

5

5

5

5

5

7.

Евдокимова Екатерина

5

5

5

4

5

4.8

8.

Королёв Дмитрий

5

4

5

5

5

4.8

9.

Хитрук Егор

5

4

4

3

4

4

10.

Худякова Светлана

4

4

4

4

4

4


Приложение №4. Сводные таблицы образовательных результатов обучающихся за курс 5 (6) класса

 

ФИ ученика

Умения в аудировании

Умения в чтении (про себя)

Лексико-грамматические навыки

Умения в письменной речи

Умения в говорении

Умение взаимодействовать в группе

Умение осуществлять информационный поиск

Самооценка

Итоговая отметка за курс 5 класса


1.Браузе Эвелина

3

3

3

3

4

3

3

4,1

3

2.Демидов Максим

4

4

3

3

4

4

4

4,4

4

3.Дерягин Константин

3

3

3

3

4

4

4

4

4

4.Енин Андрей

4

5

4

4

5

4

5

4,8

5

5.Зинченко Анастасия

4

5

5

5

5

5

5

4,2

5

6.Иванова Мария

4

5

5

5

5

4

4

4,2

4

7.Каленников Илья

3

4

4

3

4

3

4

4

4

8.Киселёва Мария

4

5

5

4

5

4

5

4,8

5

9.Корабицина Анастасия

4

5

4

5

5

4

5

4,2

4

10.Кучерук Оксана

4

4

4

4

5

5

4

4,8

4

11.Нечаева Валерия

4

5

5

4

4

5

4

4,8

4

12.Челнокова Влада

2

3

2

2

3

3

3

3,4

3


 

ФИ ученика

Умения в аудировании

Умения в чтении (про себя)

Лексико-грамматические навыки

Умения в письменной речи

Умения в говорении

Умение взаимодействовать в группе

Умение осуществлять информационный поиск

Самооценка

Итоговая отметка за курс 5 класса


  1. Алейников Илья

3

4

3

3

3

3

3

4

3

  1. Бабаев Дмитрий

4

5

4

5

5

4

5

4

5

  1. Баукин Иван

3

4

4

3

4

4

4

4

4

  1. Бельдман Артём

4

5

3

4

4

4

5

4

4

  1. Головашов Никита

3

4

3

3

4

4

4

4

4

  1. Гуляев Денис

3

4

3

3

4

4

4

4

4

  1. Дмитруха Данил

3

5

4

4

4

3

4

4

4

  1. Евдокимова Екатерина

4

5

4

4

5

4

5

4

4

  1. Кодин Матвей

4

5

4

5

5

4

5

4

4

  1. Королёв Дмитрий

3

5

4

4

5

4

5

4

4

  1. Хитрук Егор

3

4

3

4

5

4

4

4

4

  1. Худякова Светлана

3

4

4

4

3

4

4

4

4

Выводы:

  1. Занижают оценивание результатов по сравнению с итоговой отметкой за курс пятого класса 8 человек (34%).

  2. Завышают оценивание результатов по сравнению с итоговой отметкой за курс пятого класса 4 человека (16%).

  3. Дают объективную самооценку 12 человек (50%)

 

ФИ ученика

Умения в аудировании

Умения в чтении (про себя)

Лексико-грамматические навыки

Умения в письменной речи

Умения в говорении

Умение взаимодействовать в группе

Умение осуществлять информационный поиск

Самооценка

Итоговая отметка за курс 6 класса


1.Браузе Эвелина

3

3

3

3

4

3

3

3

3

2.Демидов Максим

4

4

4

3

4

4

4

4

4

3.Дерягин Константин

3

4

3

3

4

4

4

4,4

4

4.Енин Андрей

4

5

4

4

5

4

5

5

5

5.Зинченко Анастасия

4

5

5

5

5

5

5

4,6

5

6.Иванова Мария

4

5

5

5

5

4

5

4,4

5

7.Каленников Илья

4

4

4

3

4

3

4

4

4

8.Киселёва Мария

5

5

5

4

5

4

5

5

5

9.Корабицина Анастасия

4

5

4

5

5

4

5

4,4

4

10.Кучерук Оксана

4

4

4

4

5

5

4

5

5

11.Нечаева Валерия

4

5

5

4

4

5

4

4,8

4

12.Челнокова Влада

2

3

2

2

3

3

3

3,4

3


 

ФИ ученика

Умения в аудировании

Умения в чтении (про себя)

Лексико-грамматические навыки

Умения в письменной речи

Умения в говорении

Умение взаимодействовать в группе

Умение осуществлять информационный поиск

Самооценка

Итоговая отметка за курс 6 класса


  1. Алейников Илья

3

4

3

3

3

3

3

4

4

  1. Бабаев Дмитрий

4

5

4

5

5

4

5

4.4

5

  1. Бельдман Артём

4

5

4

4

4

4

5

4.8

4

  1. Головашов Никита

3

4

4

3

4

4

4

4.4

4

  1. Гуляев Денис

3

4

4

3

4

4

4

4

4

  1. Дмитруха Данил

3

5

4

4

4

4

4

4

4

  1. Евдокимова Екатерина

4

5

4

4

5

5

5

4.8

5

  1. Королёв Дмитрий

3

5

4

4

5

4

5

4

4

  1. Хитрук Егор

3

4

3

4

5

4

4

4

4

  1. Худякова Светлана

4

4

4

4

3

4

4

4

4

Выводы:

  1. Занижают оценивание результатов по сравнению с итоговой отметкой за курс шестого класса 4 человек (18%).

  2. Завышают оценивание результатов по сравнению с итоговой отметкой за курс пятого класса 4 человека (18%).

  3. Дают объективную самооценку 14 человек (64%) – увеличилось по сравнению с предыдущим годом.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!