Просмотр содержимого документа
«Идеи сенсорного воспитания в авторской педагогике Фребеля»
Идеи сенсорного воспитания в авторской педагогике Ф. Фрёбеля
Биография
Фридрих Фрёбель родился 21 апреля 1782 года в семье пастора в Обервейсбахе. Он был шестым ребёнком в семье. Мать умерла, когда Фридриху было 9 месяцев. Эту раннюю потерю Фрёбель переживал всю жизнь, так как его воспитанием в семье никто не занимался .
В 1808 году Фрёбель переселился в Ивердон и поступил учителем в школу известного швейцарского педагога Песталоцци.
· 13 ноября 1816 года Фрёбель открыл в Грисгейме первое учебное заведение для мальчиков, организованное по его системе.
· В 1836 – 1837 гг. Фрёбель разрабатывает план элементарной школы при сиротском доме в Бургдорфе. В этом плане изложена педагогическая система воспитания.
· В 1839 г. Издаётся его известная книга «Материнские и ласкательные песни».
· В 1840 году он переселился в Бланкенбург, где и открыл первое учебное и воспитательное заведение для детей дошкольного возраста, назвав его «детским садом».
· Учение Фребеля способствовало выделению дошкольной педагогики в отдельную отрасль педагогической науки . Недостаток системы Фребеля - жёсткое регламентирование деятельности ребёнка.
Рассматривая человека как часть природы, Фребель отмечал: сама природа - не только объект познания, но и « прочная основа продуктивного и благодатного воспитания и образования отдельного человека, а равно и всего человеческого рода ».
Система сенсорного воспитания Ф. Фребеля
Ф. Фребель предлагал выстроить сенсорную систему на практической деятельности детей , утверждая, что моторика руки в комплексе с другим анализатором позволит ребёнку более точно говорить о свойствах предметов. Ф.Фребель разработал специальное дидактическое пособие для сенсорного развития детей – «Дары Фребеля».
Система сенсорного воспитания Ф. Фребеля
Ф. Фребель предлагал выстроить сенсорную систему на практической деятельности детей , утверждая, что моторика руки в комплексе с другим анализатором позволит ребёнку более точно говорить о свойствах предметов. Ф.Фребель разработал специальное дидактическое пособие для сенсорного развития детей – «Дары Фребеля».
Дары Ф.Фребеля
Дары Ф.Фребеля
Дары Ф.Фребеля
Благодаря таким игрушкам ребенок, по мнению Фребеля, «получает собственно и ключ к уразумению внешнего мира, а также приобретает стимул к проявлению своего собственного внутреннего мира»; для ребенка «уже первые занятия с самим собой способствуют не только упражнению и укреплению тела… но… прежде всего развитию чувств и образованию ума, а также пробуждению внутреннего смысла и настоящей рассудительности».
- Кроме «даров», Фребель вводил занятия-игры , используя палочки, камешки, песок, уделял большое внимание беседе, рассказыванию, моделированию и вырезанию из бумаги, труду детей на огороде и в саду.
- Также, заслуга Фребеля в том, что он разработал и целую серию подвижных игр для детей , построенных на основе подражания явлениям природы, животным, деятельности.
- По мнению Фребеля, свою внутреннюю сущность человек раскрывает не только через труд и игру, но и посредством звуков, красок и форм. Каждый человек познает себя в творчестве .
- Фребель настаивал на необходимости правильного и прочного формирования у ребенка первых представлений, знаний, привычек, стремлений к познанию окружающего мира через непосредственное созерцание предметов.
Фридрих Фребель разработал так называемые «формы жизни», которые можно было построить из деталей такого первого дидактического конструктора для детей: здания, мосты, башни, мебель, транспорт. Дети могли сделать их по образцу – картинке. А еще он предложил «формы красоты» (формы познания). С помощью форм красоты малыши постигают азы геометрии.
Педагогическая деятельность Ф. Фребеля заложила основы сенсорного воспитания , которые получили свое дальнейшее развитие в трудах О. Декроли и М. Монтессори.
Интересные факты о дарах и играх Ф.Фребеля
- Фридрих Фребель предложил и ввел пальчиковые игры , так популярные сейчас. Было это в 1844 году!
- Кроме того, именно Фребель изобрел первую детскую мозаику , а также многие другие детские развивающие игры, хорошо известные всем нам. Например, он считал очень полезным нанизывание на тесьму бусин разного цвета из керамики, стекла, дерева.
- Ф. Фребель придумал задания для детей по плетению из бумаги, по оригами – складыванию из бумаги — и много других интересных детских занятий.