СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Идейно-художественное своеобразие лирики Анны Ахматовой

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В целом творчество Анны Ахматовой можно разделить на три этапа. Каждый из периодов характеризуется своей темой и мотивами, поэтому читатель с легкостью может отличить раннее творчество поэтессы, где в основном звучат любовные мотивы, от стихотворений более позднего периода, где поднимается тема Родины и раскрывается гражданская позиция. Давайте остановимся на лирике Ахматовой и ее своеобразии более подробно.

Просмотр содержимого документа
«Идейно-художественное своеобразие лирики Анны Ахматовой»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД КАСПИЙСК»

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №13





ШМО филологов





Доклад



на тему:

«Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы»















Выполнила: учитель русского языка и литературы

Бабаева А.И.








Каспийск 2022

Содержание

Введение

3

Глава I. Понятие педагогических технологий и их виды

4

Глава II. Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы

6

Список использованной литературы

10















































Введение

Изменения, происходящие в последнее время в общественной и экономической жизни, заставляют человека приспосабливаться к различным условиям, находиться в поиске наиболее благоприятных решений серьезных проблем, быть коммуникативными, не отступаться в состоянии неопределенности. На сегодняшний день на образовательные учреждения возложена задача обучения и воспитания ученика, обладающего широким кругозором, достаточно внушительным количеством знаний, умений и навыков, которые позволят ему быть уверенным во взрослой жизни. Этим и обусловлена актуальность проблемы применения современных педагогических технологий в школе. Именно такое всестороннее развитие личности обучающегося является главным критерием, на который направлена основная деятельность федеральных государственных образовательных стандартов. Реализация этой задачи тесно связана с созданием новой системной педагогической деятельности, в основе которой лежат обновленные технологии обучения. Мир меняется настолько быстро, а информация увеличивается во много раз, что деятельность педагога уже направляется на способы познания окружающего мира, умение самостоятельно получать знания и управлять коммуникативным процессом. К целям образовательного процесса добавляются развитие умений учащихся самостоятельно ставить учебные цели, контролировать и оценивать свои и чужие достижения. Совершенствование технологий обучения, развитие информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) влечет за собой процесс расширения педагогических возможностей на уроках по каждому предмету, в том числе и по русскому языку и литературе.

В связи с этим традиционные методы обучения, представляющие в своей совокупности классическую модель образования, можно считать малоэффективными. Внедрение в образовательный процесс новых методов обучения, педагогических технологий способствует расширению образовательных рамок, формированию разнообразия образовательной среды, видов деятельности учеников. Применение в образовательном процессе современных педагогических технологий позволяет повысить мотивацию учащихся, их стремление к постижению знаний, умений и навыков, повышению педагогического мастерства учителя.








Глава I.

Понятие педагогических технологий и их виды

Понятие «технология» (от греч. techne – искусство, мастерство и logos – понятие, учение) означает:

а) совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, форм сырья, материала или полуфабриката в процессе производства, например, технология металлов, химическая технология, технология строительных работ;

б) наука о способах воздействия на сырье, материалы или полуфабрикаты соответствующими орудиями производства.

В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова приводится такое определение понятия «технология»: «Технология – это совокупность производственных процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства» [7, с. 650]

Понятие «технология» применяется и в педагогике. Параллельно с понятием «технология обучения» используется и такое понятие как «педагогическая технология». Четкая граница между этими двумя понятиями пока не установлена.

Большой вклад в процесс выявление сущности понятия «педагогическая технология» внесли такие ученые, как В.П. Беспалько, М.В. Кларин, Б.Т. Лихачев, В.М. Монахов, Г.К. Селевко, С.А. Сластенин и другие. Каждый из перечисленных ученых предлагал свое определение понятия «педагогическая технология», что свидетельствует о его многообразии.

К примеру, В.П. Беспалько определяет педагогическую технологию как «совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели, а также как проект педагогической системы, реализуемый на практике» [2, с. 78].

Б.Т. Лихачев считает, что педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический интсрументарий педагогического процесса [4, с.104].

Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и поведения учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя [5, c. 35].

В настоящее время использование современных образовательных технологий, обеспечивающих личностное развитие ребенка за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности (воспроизведение оставшегося в памяти)  в учебном процессе, можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени.

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

        -развивающее обучение;

        -проблемное обучение;

        -разноуровневое обучение;

        -коллективную систему обучения;

        -технологию изучения изобретательских задач (ТРИЗ);

        -исследовательские методы в обучении;

        -проектные методы обучения;

        -технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;

        -обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа;

        -информационно-коммуникационные технологии;

        -здоровьесберегающие технологии и др.

Выбор той или иной современной педагогической технологии зависит от различных факторов: предметного содержания и целей урока, уровня подготовленности учащихся, их возрастной категории, возможности удовлетворения их образовательных запросов и т.д.

































Глава II.

Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы

С изобретением компьютера, а так же после создания всемирной компьютерной сети Интернет многие стороны человеческой жизни качественно изменились. Эти изменения коснулись также и образования. В большинстве случаев процесс подготовки уроков в современных школах осуществляется с помощью информационных технологий. В наше время компьютерные технологии часто являются незаменимыми во время проведения занятий в школах, так как дают возможность оживить урок, вызвать интерес к предметам.

Применение информационных технологий в преподавании русского языка и литературы способствует совершенствованию практических умений и навыков, позволяет эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышает интерес к урокам словесности, активизирует познавательную деятельность учащихся и развивает творческий потенциал.

Задача учителя-словесника – сделать каждый урок привлекательным и по-настоящему современным. Надо научить детей бережно, умело обращаться со словом, гордиться красотой и уникальностью родного языка особенно в наше время, когда так бурно развиваются наука и техника, а компьютерные технологии прочно входят в нашу жизнь, охватывая все сферы жизнедеятельности человека: промышленность, экономику, политику, культуру и, конечно, образование.

Информационные технологии используются в обучении на следующих этапах:

  • во вступительном слове учителя или учащихся;

  •   на этапе предъявления учебной информации;

  •   на этапе усвоения учебного материала в процессе интерактивного взаимодействия с компьютером;

  •    на этапе повторения и закрепления усвоенных знаний (навыков, умений);

  •   на этапе промежуточного и итогового контроля и самоконтроля достигнутых результатов обучения;

  •  на этапе коррекции и самого процесса обучения и его результатов путем совершенствования дозировки учебного материала, его классификации, систематизации и др.;

  •   во внеурочное время при подготовке домашних заданий, выступлений на уроках и научно-практических конференциях, при подготовке к внеклассным мероприятиям;

  •  при подготовке к ЕГЭ.

В кабинете, оснащѐнном компьютерной техникой, у учащихся появляется заинтересованность и потребность в знаниях.

Целесообразно использовать информационные технологии в обучении русскому языку и литературе, учитывая, что современные компьютеры позволяют интегрировать в рамках одной программы тексты, графику, звук, анимацию, видеоклипы, высококачественные фотоизображения.

Во-первых, при изложении нового материала: визуализация знаний (демонстрационно-энциклопедические программы, программы создания презентаций, интерактивная доска).

Во-вторых, на этапе закрепления изученного материала (программы-тренажеры). В-третьих, при контроле и проверке изученного (программы для тестирования и контроля).

В-четвертых, при самостоятельной работе учащихся (программы-репетиторы, электронные энциклопедии, развивающие программы).

Наконец, для индивидуальной тренировки конкретных способностей учащегося: внимания, памяти, мышления и т.п.

Особенно эффективно использование компьютера для тренинга и контроля усвоения знаний и навыков учащихся. В индивидуальной работе с учеником он способен выявить все пробелы в его грамотности и методически искоренять их до полной ликвидации.

Сейчас в распоряжении учителя появилось много образовательных программ на CD с тренажерами, моделирующими и контролирующими тестами, тренировочными упражнениями. Работая на компьютере с тестами, выполняя задания на интерактивной доске, дети проявляют неподдельный интерес, а элемент новизны способствует усилению внешней и внутренней мотивации обучения школьников.

Творчески работающий учитель всегда создаёт собственные электронные материалы, так как невозможно подобрать нужный материал по всем темам из электронных пособий. На сегодняшний день мною собрана коллекция уроков по русскому языку и литературе для 5-11 классов, множество тестовых и других материалов. Использование тестов помогает не только экономить время учителя, но и дает возможность учащимся самим оценить свои знания.

С помощью мультимедийного проектора демонстрирую слайды, созданные в программе Microsoft Power Point, что позволяет, во-первых, значительно сэкономить время на уроке, во-вторых, увеличить яркость восприятия материала за счет предлагаемых словесных, наглядных и музыкальных образов, в-третьих, внести элементы занимательности, оживить учебный процесс.

Уроки литературы должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением богатого иллюстративного материала, аудио- и видеосопровождения. В этом может помочь компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями, которые позволяют увидеть мир глазами живописцев, услышать классическую музыку, профессиональное, актерское прочтение стихов и прозы.

В последнее время издательство «Просвещение» предлагает диски к учебникам литературы (программа В.Я.Коровиной). С большим вниманием учащиеся слушают актерское чтение произведений, отвечают на вопросы, которые им задаѐт компьютер.(А также можно скачать с сайта http://slushai-knigi.ru).

Сегодня на уроке литературы можно совершить виртуальную экскурсию на родину писателя или поэта, побывать в его музее (например, в лермонтовском музее-заповеднике Тарханы, на родине С.Есенина, П.П.Бажова, в Щелыково – Государственном музее-заповеднике А.Н. Островского и т.д.), услышать мастерское чтение любимых классических произведений, познакомиться с критическими материалами, в Интернете найти нужную информацию, тексты (klassika.ru - электронная библиотека русской классической литературы, litera.rulitera.edu.ru ). В кабинете литературы представлена видеотека шедевров советского и русского кинематографа по произведениям писателей 19-20 веков. Просмотр фрагментов фильма заставляет учащихся по-новому взглянуть на произведение, визуализация образов героев делает их ближе, понятнее, у многих появляется желание перечитать произведение, сравнить фильм с текстом.

Компьютерные технологии дают самые широкие возможности для развития творческого потенциала школьников. Учитель может научить ребенка грамотно использовать компьютер, показать, что он не только игрушка и средство общения с друзьями. При умелом наставничестве педагога подросток учится среди обилия информации в Интернете находить нужную, учится обрабатывать эту информацию, что является наиболее важной задачей. Все мы уже сталкиваемся с тем, что наши ученики приносят аккуратно переписанные с сайтов сочинения, бездумно и совершенно без усилий перепечатанные доклады и рефераты. Есть ли польза в такой «работе»? Минимальная. Что может сделать учитель, чтобы подобная работа все же приносила пользу? Создать необходимость обработать найденную информацию, преобразовав ее, например, в виде опорной схемы, презентации, тестовых заданий, вопросов по теме и т.п.

Самое элементарное применение компьютера ребятами – редактирование текстов, набор текстов своих творческих работ, своих стихов, составление сборников, создание компьютерных рисунков. Старшеклассники оформляют свои доклады, рефераты с помощью компьютера, делают сами рисунки, схемы, помогают делать тесты, пособия по литературе, дидактический материал. Надо отметить, что ребятам нравится выполнять задания на компьютере. Это тот самый случай, когда приятное соединяется с полезным.

Таким образом, использование ИКТ на уроках значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность учеников в изучаемом материале. Кроме этого, владение и использование ИКТ – хороший способ не отстать от времени и от своих учеников.

Задачи, стоящие перед учителем-словесником, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. По большому счёту, наша главная цель - это душа ребёнка, проблемы нравственности, развитие творческой личности, а также проблема подготовки ученика как языковой личности.

Задачи эти предполагают, конечно, в первую очередь работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Перед учителем-словесником, который собирается использовать возможности компьютера на своих уроках, всегда возникают вопросы о целесообразности его использования на уроках русского языка и литературы, о том, в какой степени компьютер может заменить учителя и на каких этапах урока, а также о том, какие дидактические функции можно возложить на компьютер.

Подготовка и проведение урока с компьютерной поддержкой требуют от учителя очень много времени и терпения, создают некоторые неудобства организационного характера, т.к. класс целесообразнее делить на группы, а это не всегда удаётся. Но зато такие уроки приносят большое удовлетворение и ученикам, и учителю.

Применение компьютерных технологий позволило наполнить уроки новым содержанием, развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность, формировать элементы информационной культуры, прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами, поддерживать самостоятельность в освоении возможностей компьютерных технологий и идти в ногу со временем.













































Список использованной литературы

  1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. М.: 1994

  2. Беспалько В. П. Слагаемые педагогические технологии. / В. П. Беспалько. – М.: Педагогика. –1989.

  3. Кларин М. В. Педагогическая технология / М. В. Кларин. – М., 1989.

  4. Лихачев Б. Г. Педагогика / Б. Г. Лихачев. – М. – 1992.

  5. Монахов В. М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса: Монография. – Волгоград: Перемена. – 1995.

  6. Назарова Т. С. Педагогические технологии: новый этап эволюции? [Текст] / Т. С. Назарова // Педагогика. – 1997. – № 3

  7. Ожегов С. И. Словарь русского языка: Около 57 тыс. слов. / под ред. Н. Ю. Шведовой. – 2-е изд. стереотип. – М.: Рус. яз., 1988.








Скачать

© 2022 245 1

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!