1. Самоопределение к деятельности (этап мотивации) | Добрый день, ребята! Дорогу осилит идущий, А знания – помощь в пути. Упорство, к успеху ведущее, Мечты ваши в жизнь воплотит. - Ребята, вы готовы сегодня трудиться? - Объясните смысл моего приветствия - Успех приходит к тому, кто упорно трудится. | Приветствуют учителя. Объясняют смысл приветствия | Определяют личностный смысл учения; формулируют собственное мнение; осознанно строят речевое высказывание в устной форме. Мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
2. Актуализация знаний (воспроизведение знаний необходимых для открытия нового) | -Ребята, а вы знаете, что такое экспедиция? (поездка, поход, отряд со спец.заданием). - Молодцы! А можем ли мы на уроке литературы говорить об экспедиции? - Конечно, вы правы. Ведь литература – это машина времени, она переносит нас в прошлое и будущее. Интересно, куда мы свами отправимся? В какую страну, местность? И какое у нас будет задание? | Высказывают предположение. | УУД: личностные, познавательные |
3. Постановка учебной задачи | Стадия Вызова Звучит шотландская музыка (волынка) Ребята, закройте глаза и вслушайтесь в музыку, какие картины у вас возникают? - Как вы думаете, музыка какого народа, какой страны сейчас прозвучала? - Это шотландская музыка. А что вы знаете о Шотландии? (учитель добавляет сведения) - Номы ведь с вами на уроке литературы! Так почему же мы завели разговор о Шотландии? (действие происходит в Шотландии, автор произведения из Шотландии) - Молодцы. Мы будем знакомиться с балладой Р.Стивенсона «Вересковый мёд» - Запишите в тетрадях. - Необычное название, да? Попробуйте сформулировать цель нашего урока (выяснить, почему автор именно так назвал свою балладу). А что для этого надо сделать? Проговариваются этапы учебной деятельности: познакомиться с текстом, поразмышлять над поступками героев, понять причины их поведения. | Делятся своими знаниями. Записывают ключевые слова. Высказывают версии Формулируют цель урока | УУД: регулятивные (самостоятельно определяют цель урока, проектируют свои действия) |
4. Открытие нового знания | Стадия осмысления Приём «Прогнозирование по ключевым словам» Ключевые слова в названии произведения (вереск, мёд). - Предположите содержание баллады. (Работаем в группах) 2. Приём «Чтение с остановками» - Читать будем с остановками ( учебник стр.195) Учитель читает отрывок № 1 - Что совпало с вашими предположениями? - Какое событие произошло? Докажите, что оно страшное (лежал живой на мёртвом, и мёртвый на живом) -А кто такие пикты? И почему они бедные? - А как автор относится к пиктам? (сочувствует) -Какой эпитет подбирает автор для характеристики шотландского короля? (безжалостный) 3. Приём «Дерево предсказаний» Работа в группах, предположите продолжение рассказа (Что будет дальше и почему?) Чтение следующего фрагмента - Что совпало? Что оказалось неожиданным? Чтение следующего фрагмента - Что вы сейчас чувствуете? Почему? - Как вы относитесь к поступку отца? -Ваше предположение, как вы думаете, почему он так поступил? Приём «Тонкие и толстые вопросы» (индивидуально, записать в тетради) - Попробуйте спрогнозировать финал рассказа. Чтение следующего фрагмента - Ожидали ли вы такой развязки сюжета? Сформулируйте только «толстые вопросы» (работа в парах) -Во имя чего совершает старик подвиг? Почему вересковый мёд «святая тайна»? Какие поступки и качества пиктов прославляются? Почему старик повёл себя таким образом? Давайте составим схему Поступок старика – это предательство? | Составляют прогноз содержания Работа с текстом. Осмысливают нравственные ценности, высказывают свою позицию, аргументируют, строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей. Прогнозируют дальнейшие события. Характеризуют героев с опорой на текст Формулирую «тонкие» и «толстые» вопросы. Составляют схему | УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащизся, монологической речи, работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, преобразование информации из одной в другую) |
5. Самоанализ и самоконтроль | Учитель предлагает вернуться к ключевым словам, по которым составлялся прогноз перед чтением текста. -Совпали ли ваши прогнозы? - Представляли такой финал? Что оказалось совершенно неожиданным? | | УУД: регулятивные (самоконтроль процесса и результатов деятельности) |
6. Включение знаний в систему | - Мы поставили перед собой цель - выяснить, почему автор именно так назвал балладу. Почему «Вересковый мёд», а не « Старик и сын»? Обсудите свой ответ в группах. Выступление групп. Выводы групп: вереск - символ Родины для шотландцев. Вересковый мёд – это святая тайна, которую пикты никому не выдавали. Так поступил бы каждый- патриот. Умереть за Отчизну – это подвиг. Вересковый мёд – это традиции. Предать традиции – предать свой народ. - События давние, но проблемы нравственные актуальны и сегодня. - Какие? (человек должен понимать простые вещи: что такое добро и зло, что надо учиться быть мужественным, стойким, смелым, любить свою Родину). - Справились ли мы с теми задачи, которые ставили перед собой в начале урока? | Работа в группах: подводят итог, дополняют ответы друг друга, поясняют. | УУД: коммуникативные: выступление перед публикой, аргументированное речевое высказывание |