СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Идейный замысел баллады Р.Стивенсона «Вересковый мёд»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-открытие нового смысла в содержании баллады Р. Стивенсона

Просмотр содержимого документа
«Идейный замысел баллады Р.Стивенсона «Вересковый мёд»»

План-конспект урока


Тема урока: Идейный замысел баллады Р.Стивенсона «Вересковый мёд»

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель деятельности педагога: создать условия  для развития познавательной  деятельности по совершенствованию навыков анализа литературного произведения.

Планируемые результаты:

Предметные: пятиклассники  смогут развить умения осознанно  работать с художественным произведением , закрепляя основные литературоведческие  понятия, придут к пониманию  идейного содержания произведения, его нравственной проблематике и жанровым особенностям баллады .

Личностные: осмысление нравственных и этических ценностей, умение  высказывать своё отношение к героям баллады и их поступкам, формирование  личностного смысла учения.

Метапредметные

Познавательные УУД: умение анализировать мотивы  поступка героев, выявлять особенности  их поведения

Регулятивные УУД: целеполагание и планирование своей деятельности, принятие решения  в проблемных ситуациях,  умение контролировать и оценивать свои действия

Коммуникативные УУД: готовность слушать собеседника и вести диалог, осознанно строить  речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, готовность выступать перед аудиторией сверстников  с  сообщением.

Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо

Оборудование урока: карточки для учащихся, слайдовая презентация, аудиозапись (волынка)

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная,  парная, групповая

 

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Самоопределение к деятельности (этап мотивации)

Добрый день, ребята!

 

Дорогу осилит идущий,

А знания – помощь в пути.

Упорство, к успеху ведущее,

Мечты ваши в жизнь воплотит.

- Ребята, вы готовы сегодня трудиться?

- Объясните смысл моего приветствия

- Успех приходит к тому, кто упорно трудится.

 

Приветствуют  учителя.

Объясняют смысл приветствия

Определяют личностный смысл учения; формулируют собственное мнение; осознанно строят речевое высказывание в устной форме.

Мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2. Актуализация знаний

 (воспроизведение  знаний  необходимых для открытия нового)

-Ребята, а вы знаете, что такое экспедиция?  (поездка, поход, отряд со спец.заданием).

- Молодцы! А можем ли мы на уроке литературы говорить об экспедиции?

- Конечно, вы правы. Ведь литература – это машина времени,  она переносит нас  в прошлое и будущее. Интересно, куда мы свами отправимся? В какую страну, местность? И какое у нас будет задание?

Высказывают предположение.

УУД: личностные, познавательные

3. Постановка учебной задачи

 

Стадия Вызова

Звучит шотландская музыка (волынка)

Ребята, закройте глаза и вслушайтесь в музыку, какие картины у вас возникают?

- Как вы думаете, музыка какого народа, какой страны  сейчас прозвучала?

- Это шотландская музыка. А что вы знаете о Шотландии?

(учитель добавляет сведения)

- Номы ведь с  вами на уроке литературы! Так почему же мы  завели разговор о Шотландии?

(действие происходит в Шотландии, автор произведения из Шотландии)

- Молодцы. Мы будем знакомиться с  балладой Р.Стивенсона «Вересковый мёд»

- Запишите в тетрадях.

- Необычное название, да?

Попробуйте сформулировать цель нашего урока (выяснить, почему автор именно так назвал свою балладу). А что для этого  надо сделать?

Проговариваются  этапы учебной деятельности: познакомиться с текстом, поразмышлять  над поступками героев, понять причины их поведения.

Делятся своими  знаниями.

Записывают ключевые слова.

Высказывают версии

Формулируют цель урока

 

УУД: регулятивные (самостоятельно определяют цель урока, проектируют свои действия)

4. Открытие нового знания

Стадия осмысления

  1.                Приём «Прогнозирование по ключевым словам»

Ключевые слова в названии произведения (вереск, мёд).

- Предположите содержание баллады. (Работаем в группах)

2. Приём «Чтение с остановками»

- Читать будем с остановками ( учебник стр.195)

Учитель читает отрывок № 1

- Что совпало с вашими  предположениями?

- Какое событие произошло? Докажите, что оно страшное (лежал живой на мёртвом, и мёртвый на живом)

-А кто такие пикты? И почему они бедные?

- А как автор относится к пиктам? (сочувствует)

-Какой эпитет подбирает автор для характеристики шотландского короля? (безжалостный)

3. Приём «Дерево предсказаний»

Работа в группах, предположите продолжение рассказа  (Что будет дальше и почему?)

Чтение следующего фрагмента

- Что совпало? Что оказалось неожиданным?

Чтение следующего фрагмента

- Что вы сейчас чувствуете? Почему?

- Как вы относитесь к поступку отца?

-Ваше предположение, как вы думаете, почему он так поступил?

Приём «Тонкие и толстые вопросы» (индивидуально, записать в тетради)

- Попробуйте спрогнозировать финал рассказа.

Чтение следующего фрагмента

- Ожидали ли вы такой развязки сюжета?

Сформулируйте только «толстые вопросы» (работа в парах)

-Во имя чего совершает старик  подвиг?

Почему вересковый мёд «святая тайна»?

Какие поступки и качества пиктов прославляются?

Почему старик  повёл себя таким образом?

Давайте составим схему

 

 

 

 

 

 

 

 

Поступок старика – это предательство?

Составляют прогноз содержания

 

 

 

 

 

 

Работа с текстом. Осмысливают  нравственные  ценности, высказывают свою позицию, аргументируют, строят логические  рассуждения, включающие установление  причинно-следственных связей.

 

Прогнозируют дальнейшие события.

 

 

Характеризуют героев с опорой на текст

 

 

 

 

Формулирую «тонкие» и «толстые»  вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составляют схему

УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащизся, монологической речи, работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, преобразование информации из одной в другую)

5. Самоанализ  и самоконтроль

Учитель предлагает вернуться к ключевым словам, по которым составлялся прогноз  перед чтением текста.

-Совпали ли ваши прогнозы?

- Представляли такой финал?

Что оказалось совершенно неожиданным?

 

УУД: регулятивные (самоконтроль процесса и результатов деятельности)

6. Включение знаний в систему

- Мы поставили перед собой цель - выяснить, почему автор именно так назвал балладу.

Почему «Вересковый мёд», а не « Старик и сын»?

Обсудите свой ответ в группах. Выступление групп.

Выводы групп: вереск  - символ Родины для шотландцев.

Вересковый мёд – это святая тайна, которую пикты никому не выдавали.

Так поступил  бы каждый- патриот.

Умереть за Отчизну – это подвиг.

Вересковый мёд – это традиции. Предать традиции – предать свой народ.

- События давние, но проблемы нравственные актуальны и сегодня.

- Какие? (человек должен понимать  простые вещи: что такое добро и зло, что надо учиться быть мужественным, стойким, смелым, любить свою Родину).

- Справились ли мы с теми задачи, которые ставили перед собой в начале урока?

Работа в группах: подводят итог, дополняют ответы друг друга, поясняют.

УУД: коммуникативные: выступление перед публикой, аргументированное  речевое высказывание

7. Стадия рефлексии

Приём «Продолжи фразу»

«О чём заставляет задуматься баллада Р.Стивенсона «Вересковый мёд»?

Выполняют задание. Зачитывают свои примеры.

Оценивают свою работу на уроке

УУД:

регулятивные  (соотносят цель и результат своей деятельности)

8. Домашнее задание

Задание 1. Напишите синквейн к балладе «Вересковый мёд».

Задание2. Напишите сочинение-миниатюру для будущих пятиклассников: «Почему надо читать балладу Р Стивенсона «Вересковый мёд»?





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!