СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Идейный замысел романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Жанр и композиция

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: напомнить учащимся о характерных особенностях жизни русского общества 30-х годов XIX века, о судьбе молодого поколения; рассказать об идейном замысле романа «Герой нашего времени» и об откликах на выход произведения; выяснить первоначальные читательские впечатления о романе Лермонтова; остановиться на важнейших особенностях композиции (отсутствие единого сюжета, нарушение хронологического порядка в расположении частей произведения, наличие в романе трёх рассказчиков – автора, Максима Максимовича и Печорина).   

Просмотр содержимого документа
«Идейный замысел романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Жанр и композиция»

Идейный замысел романа М. Ю. Лермонтова  «Герой нашего времени». Жанр и композиция

Идейный замысел романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Жанр и композиция

Цели :  напомнить учащимся о характерных особенностях жизни русского общества 30-х годов XIX века, о судьбе молодого поколения; рассказать об идейном замысле романа «Герой нашего времени» и об откликах на выход произведения; выяснить первоначальные читательские впечатления о романе Лермонтова; остановиться на важнейших особенностях композиции ( отсутствие единого сюжета, нарушение хронологического порядка в расположении частей произведения, наличие в романе трёх рассказчиков – автора, Максима Максимовича и Печорина).

Цели : напомнить учащимся о характерных особенностях жизни русского общества 30-х годов XIX века, о судьбе молодого поколения; рассказать об идейном замысле романа «Герой нашего времени» и об откликах на выход произведения; выяснить первоначальные читательские впечатления о романе Лермонтова; остановиться на важнейших особенностях композиции ( отсутствие единого сюжета, нарушение хронологического порядка в расположении частей произведения, наличие в романе трёх рассказчиков – автора, Максима Максимовича и Печорина).

«Герой нашего времени» отнюдь не есть собрание нескольких повестей и рассказов – это роман, в котором один герой и одна основная идея, художнически развитая.  В. Г. Белинский

«Герой нашего времени» отнюдь не есть собрание нескольких повестей и рассказов – это роман, в котором один герой и одна основная идея, художнически развитая.

В. Г. Белинский

Роман «Герой нашего времени» был задуман Лермонтовым в конце 1837 года. Основная работа над ним развернулась в 1838 году и была завершена в 1839 году. В журнале «Отечественные записки» появилась повесть «Бэла» (1838 г.) с подзаголовком «Из записок офицера с Кавказа», в конце 1839 г. увидела свет повесть «Фаталист», а затем и «Тамань». Своему роману Лермонтов сначала дал название «Один из героев начала века». Отдельное издание романа уже под названием «Герой нашего времени» вышло в 1840 г.

Роман «Герой нашего времени» был задуман Лермонтовым в конце 1837 года. Основная работа над ним развернулась в 1838 году и была завершена в 1839 году. В журнале «Отечественные записки» появилась повесть «Бэла» (1838 г.) с подзаголовком «Из записок офицера с Кавказа», в конце 1839 г. увидела свет повесть «Фаталист», а затем и «Тамань». Своему роману Лермонтов сначала дал название «Один из героев начала века». Отдельное издание романа уже под названием «Герой нашего времени» вышло в 1840 г.

1830–1840-е годы в истории России – мрачные годы николаевской реакции, жестокого полицейского режима. Невыносимо было положение народа, трагична судьба передовых мыслящих людей. Чувства печали у Лермонтова вызывал тот факт, что «у будущего поколения нет будущего». Пассивность, неверие, нерешительность, утрата цели в жизни и интереса к ней – главные черты современников писателя.

1830–1840-е годы в истории России – мрачные годы николаевской реакции, жестокого полицейского режима. Невыносимо было положение народа, трагична судьба передовых мыслящих людей. Чувства печали у Лермонтова вызывал тот факт, что «у будущего поколения нет будущего». Пассивность, неверие, нерешительность, утрата цели в жизни и интереса к ней – главные черты современников писателя.

Лермонтов в своём произведении хотел показать, на что обрекала молодое поколение николаевская реакция. Само название романа «Герой нашего времени» – свидетельство о его важности. В образе Печорина Лермонтов дал выразительный реалистический и психологический портрет «современного человека, каким он его понимает и, к сожалению, слишком часто встречал». (А. И. Герцен) .

Лермонтов в своём произведении хотел показать, на что обрекала молодое поколение николаевская реакция. Само название романа «Герой нашего времени» – свидетельство о его важности.

В образе Печорина Лермонтов дал выразительный реалистический и психологический портрет «современного человека, каким он его понимает и, к сожалению, слишком часто встречал».

(А. И. Герцен) .

Печорин  – натура, богато одарённая. Герой не переоценивает себя, когда говорит: «Я чувствую в душе моей силы необъятные». Своим романом Лермонтов отвечает, почему же энергичные и умные люди не находят применения своим недюжинным способностям и «вянут без борьбы» в самом начале жизненного пути. Внимание автора обращено на раскрытие сложного и противоречивого характера героя.

Печорин – натура, богато одарённая. Герой не переоценивает себя, когда говорит: «Я чувствую в душе моей силы необъятные». Своим романом Лермонтов отвечает, почему же энергичные и умные люди не находят применения своим недюжинным способностям и «вянут без борьбы» в самом начале жизненного пути. Внимание автора обращено на раскрытие сложного и противоречивого характера героя.

Лермонтов в предисловии к «Журналу Печорина» пишет: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа…». Особенности жанра . «Герой нашего времени» – это первый русский психологический роман .

Лермонтов в предисловии к «Журналу Печорина» пишет: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа…».

Особенности жанра . «Герой нашего времени» – это первый русский психологический роман .

Особенности композиции романа. 1. Что такое сюжет художественного произведения? 2. Какие элементы сюжета вам известны? 3. Что называется композицией художественного произведения? С какими композиционными приемами вы встречались раньше при изучении произведений? 4. В чем особенность композиции «Героя нашего времени»? Можно ли в нём выделить известные вам элементы сюжета?

Особенности композиции романа.

1. Что такое сюжет художественного произведения?

2. Какие элементы сюжета вам известны?

3. Что называется композицией художественного произведения? С какими композиционными приемами вы встречались раньше при изучении произведений?

4. В чем особенность композиции «Героя нашего времени»? Можно ли в нём выделить известные вам элементы сюжета?

Сюжет – это система событий и отношений между героями, развивающаяся во времени и пространстве. При этом события не всегда в произведении располагаются в причинно-следственной и временной последовательности. Сюжет  как сложное целое состоит из элементов. Каждый из которых имеет свою функцию. Элементами сюжета являются экспозиция, завязка, развитие действия и кульминация, развязка и эпилог.

Сюжет – это система событий и отношений между героями, развивающаяся во времени и пространстве. При этом события не всегда в произведении располагаются в причинно-следственной и временной последовательности.

Сюжет как сложное целое состоит из элементов. Каждый из которых имеет свою функцию. Элементами сюжета являются экспозиция, завязка, развитие действия и кульминация, развязка и эпилог.

Особенность композиции – отсутствие единой сюжетной линии. Роман состоит из пяти частей или повестей , каждая из которых имеет свой жанр , свой сюжет и свое заглавие. Но главный герой объединяет все эти части в единый роман.

Особенность композиции отсутствие единой сюжетной линии. Роман состоит из пяти частей или повестей , каждая из которых имеет свой жанр , свой сюжет и свое заглавие. Но главный герой объединяет все эти части в единый роман.

Хронологический и композиционный порядок Печорин едет к месту своей службы, останавливается в Тамани, затем посещает Пятигорск, где за ссору и дуэль с Грушницким сослан в крепость. В крепости с ним происходят события, описанные в повестях «Бэла» и «Фаталист». Через несколько лет Печорин встречается с Максимом Максимычем. Хронологический порядок расположения повестей: Лермонтов нарушает порядок повестей. В романе они следуют так: 1. «Тамань». 1. «Бэла». 2. «Княжна Мэри». 2. «Максим Максимыч». 3. «Бэла». 3. «Тамань». 4. «Фаталист». 4. «Княжна Мэри». 5. «Максим Максимыч». 5. «Фаталист». Последние три повести – это дневник главного героя, история жизни, написанная им самим.

Хронологический и композиционный порядок

Печорин едет к месту своей службы, останавливается в Тамани, затем посещает Пятигорск, где за ссору и дуэль с Грушницким сослан в крепость. В крепости с ним происходят события, описанные в повестях «Бэла» и «Фаталист». Через несколько лет Печорин встречается с Максимом Максимычем.

Хронологический порядок расположения повестей:

Лермонтов нарушает порядок повестей. В романе они следуют так:

1. «Тамань».

1. «Бэла».

2. «Княжна Мэри».

2. «Максим Максимыч».

3. «Бэла».

3. «Тамань».

4. «Фаталист».

4. «Княжна Мэри».

5. «Максим Максимыч».

5. «Фаталист».

Последние три повести – это дневник главного героя, история жизни, написанная им самим.

1) Почему именно так строит свой роман Лермонтов? 2) О чём заставляет задуматься такая композиция? 3) В какой форме написаны первые две повести? три последние?

1) Почему именно так строит свой роман Лермонтов?

2) О чём заставляет задуматься такая композиция?

3) В какой форме написаны первые две повести? три последние?

Выводы.  «Печорин – главный герой романа. Действующие лица расположены контрастно. Смысл в том, чтобы подчеркнуть: Печорин является центром повествования, Героем своего времени. Композиция произведения (смена рассказчиков, нарушение хронологии событий, жанр путешествий и дневниковых заметок, группировка действующих лиц) помогает раскрыть характер Печорина, выявить причины, породившие его».

Выводы. «Печорин – главный герой романа. Действующие лица расположены контрастно. Смысл в том, чтобы подчеркнуть: Печорин является центром повествования, Героем своего времени. Композиция произведения (смена рассказчиков, нарушение хронологии событий, жанр путешествий и дневниковых заметок, группировка действующих лиц) помогает раскрыть характер Печорина, выявить причины, породившие его».

Отклики на роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». 1. С. Бурачек:  Печорин – «чудовище», «клевета на целое поколение». 2. С. Шевырев:  «Печорин – есть один только призрак, отброшенный на нас Западом». 3. В. Белинский:  «Печорин… герой нашего времени». 4. А. Герцен:  «Печорин – «младший брат Онегина».

Отклики на роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

1. С. Бурачек: Печорин – «чудовище», «клевета на целое поколение».

2. С. Шевырев: «Печорин – есть один только призрак, отброшенный на нас Западом».

3. В. Белинский: «Печорин… герой нашего времени».

4. А. Герцен: «Печорин – «младший брат Онегина».

1) Кто из критиков более объективен в оценке Печорина? 2) Как сам Лермонтов говорит о Печорине в предисловии? «…Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии…»

1) Кто из критиков более объективен в оценке Печорина?

2) Как сам Лермонтов говорит о Печорине в предисловии?

«…Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии…»

Домашнее задание. 1. Повести «Бэла», «Максим Максимыч». (Герои, содержание, особенности композиции и жанра, отношение к Печорину.) 2. Составить план повести «Бэла», озаглавить части.  

Домашнее задание.

1. Повести «Бэла», «Максим Максимыч». (Герои, содержание, особенности композиции и жанра, отношение к Печорину.)

2. Составить план повести «Бэла», озаглавить части.

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!