СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Идеология и культура СССР. 1945-1953 гг.

Нажмите, чтобы узнать подробности

По учебнику под редакцией Торкунова

Просмотр содержимого документа
«Идеология и культура СССР. 1945-1953 гг.»

История России. 11 класс Идеология и культура СССР. 1945-1953 гг. Михайлова Надежда Михайловна

История России. 11 класс

Идеология и культура СССР. 1945-1953 гг.

Михайлова Надежда Михайловна

Тоталитаризм  — это система государственной власти, которая основана на всеобъемлющем (тотальном) контроле государства над всеми сферами жизни общества и человека. – права и свободы человека имеют декларативный и формальный характер, четкие гарантии их реализации отсутствуют. – власть реализует одна партия, отмечается фактическое сращивание её профессионального аппарата с государством, запрещается легальная деятельность оппозиционных сил; – преобладает монопольный контроль над экономикой, СМИ, культурой, спортом, религией; – насилие и принуждение становятся доминирующими методами управления; – деятельность репрессивных органов государства почти бесконтрольна; – политический и общественный плюрализм фактически ликвидируется; – происходит централизация государственного управления в руках диктатора и его окружения. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Тоталитаризм  — это система государственной власти, которая основана на всеобъемлющем (тотальном) контроле государства над всеми сферами жизни общества и человека.

– права и свободы человека имеют декларативный и формальный характер, четкие гарантии их реализации отсутствуют.

– власть реализует одна партия, отмечается фактическое сращивание её профессионального аппарата с государством, запрещается легальная деятельность оппозиционных сил;

– преобладает монопольный контроль над экономикой, СМИ, культурой, спортом, религией;

– насилие и принуждение становятся доминирующими методами управления;

– деятельность репрессивных органов государства почти бесконтрольна;

– политический и общественный плюрализм фактически ликвидируется;

– происходит централизация государственного управления в руках диктатора и его окружения.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

1. Восстановление «железного занавеса» Хотя просветление и освобождение, которых ждали после войны, не наступили вместе с победою, как думали, но все равно предвестие свободы носилось в воздухе все послевоенные годы, составляя их единственное историческое содержание. Б.Л.Пастернак. Доктор Живаго. Объясните, почему возникли такие надежды? союзнические отношения со странами антигитлеровской коалиции; заграничный поход Красной Армии. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

1. Восстановление «железного занавеса»

Хотя просветление и освобождение, которых ждали после войны, не наступили вместе с победою, как думали, но все равно предвестие свободы носилось в воздухе все послевоенные годы, составляя их единственное историческое содержание.

Б.Л.Пастернак. Доктор Живаго.

Объясните, почему возникли такие надежды?

  • союзнические отношения со странами антигитлеровской коалиции;
  • заграничный поход Красной Армии.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

1. Восстановление «железного занавеса» Почему эти надежды не оправдались? ХОЛОДНАЯ ВОЙНА - глобальная геополитическая, военная, экономическая и идеологическая конфронтация между СССР и его союзниками, с одной стороны, и США и их союзниками — с другой, длившаяся с 1946 по 1991 год. Формальным началом холодной войны часто считается  5 марта 1946 года, когда  Уинстон Черчилль  (на тот момент уже не занимавший пост премьер-министра Великобритании) произнёс свою знаменитую речь в Фултоне (США, штат Миссури), в которой выдвинул идею создания военного союза англосаксонских стран для борьбы с мировым коммунизмом.  ЖЕЛЕЗНЫЙ ЗАНАВЕС – система мер, направленных на внешнюю изоляцию СССР от других стран. Советские и американские солдаты и офицеры. Эльба. Германия. 1945 год. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

1. Восстановление «железного занавеса»

Почему эти надежды не оправдались?

ХОЛОДНАЯ ВОЙНА - глобальная геополитическая, военная, экономическая и идеологическая конфронтация между СССР и его союзниками, с одной стороны, и США и их союзниками — с другой, длившаяся с 1946 по 1991 год.

Формальным началом холодной войны часто считается  5 марта 1946 года, когда  Уинстон Черчилль  (на тот момент уже не занимавший пост премьер-министра Великобритании) произнёс свою знаменитую речь в Фултоне (США, штат Миссури), в которой выдвинул идею создания военного союза англосаксонских стран для борьбы с мировым коммунизмом. 

ЖЕЛЕЗНЫЙ ЗАНАВЕС – система мер, направленных на внешнюю изоляцию СССР от других стран.

Советские и американские солдаты и офицеры.

Эльба. Германия. 1945 год.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

1. Восстановление «железного занавеса» Как изменилось в СССР отношение к бывшим союзникам? МЫ МИРНЫМ ЗАНЯТЫ ТРУДОМ, И ЗНАЮТ ПУСТЬ ЗА РУБЕЖОМ, ЧТО ТРОГАТЬ НАС ВЕСЬМА ОПАСНО! ЯСНО? (надпись на плакате) Советские плакаты времен «холодной войны». Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

1. Восстановление «железного занавеса»

Как изменилось в СССР отношение к бывшим союзникам?

МЫ МИРНЫМ ЗАНЯТЫ ТРУДОМ, И ЗНАЮТ ПУСТЬ ЗА РУБЕЖОМ, ЧТО ТРОГАТЬ НАС ВЕСЬМА ОПАСНО! ЯСНО?

(надпись на плакате)

Советские плакаты времен «холодной войны».

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

2. Усиление партийного контроля над интеллигенцией Летом 1946 года развернулось широкое наступление против «западного влияния» на духовную жизнь советского общества. возглавил эту борьбу ответственный за идеологию в СССР А.А.Жданов; вновь восстановлен «железный занавес», страна оказалась в культурной изоляции  от остального мира; в конце 1948 года началась кампания по борьбе с «космополитизмом». А.А. Жданов Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

2. Усиление партийного контроля над интеллигенцией

Летом 1946 года развернулось широкое наступление против «западного влияния» на духовную жизнь советского общества.

  • возглавил эту борьбу ответственный за идеологию в СССР А.А.Жданов;
  • вновь восстановлен «железный занавес», страна оказалась в культурной изоляции от остального мира;
  • в конце 1948 года началась кампания по борьбе с «космополитизмом».

А.А. Жданов

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

2. Усиление партийного контроля над интеллигенцией Космополитизм   (от др.-греч. κοσμοπολίτης) — космополит, человек мира — идеология мирового гражданства, ставящая интересы всего человечества в целом выше интересов отдельной нации или государства, и рассматривающая человека, как свободного индивида в рамках Земли вне зависимости от географического гражданства. Космополит - человек (гражданин) мира. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

2. Усиление партийного контроля над интеллигенцией

Космополитизм   (от др.-греч. κοσμοπολίτης) — космополит, человек мира — идеология мирового гражданства, ставящая интересы всего человечества в целом выше интересов отдельной нации или государства, и рассматривающая человека, как свободного индивида в рамках Земли вне зависимости от географического гражданства.

Космополит - человек (гражданин) мира.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

2. Усиление партийного контроля над интеллигенцией В 1946 году вышло постановление ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград». пропаганда идей, «чуждых духу партии»; предоставление литературной трибуны для «безыдейных, идеологически вредных произведений»; особой критике подверглись М.М.Зощенко и А.А.Ахматова; журнал «Ленинград» был закрыт, в журнале «Звезда» заменено руководство. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21» Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

2. Усиление партийного контроля над интеллигенцией

В 1946 году вышло постановление ЦК ВКП(б)

«О журналах «Звезда» и «Ленинград».

  • пропаганда идей, «чуждых духу партии»;
  • предоставление литературной трибуны для «безыдейных, идеологически вредных произведений»;
  • особой критике подверглись М.М.Зощенко и А.А.Ахматова;
  • журнал «Ленинград» был закрыт, в журнале «Звезда» заменено руководство.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

2. Усиление партийного контроля над интеллигенцией … Грубой ошибкой

2. Усиление партийного контроля над интеллигенцией

… Грубой ошибкой "Звезды" является предоставление литературной трибуны писателю Зощенко, произведения которого чужды советской литературе. Редакции "Звезды" известно, что Зощенко давно специализировался на писании пустых, бессодержательных и пошлых вещей, на проповеди гнилой безыдейности, пошлости и аполитичности, рассчитанных на то, чтобы дезориентировать нашу молодежь и отравить ее сознание.

Из Постановления Оргбюро ЦК ВКП(б)

О журналах "Звезда" и "Ленинград»

от 14 августа 1946 года.

Михаил Зощенко

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

2. Усиление партийного контроля над интеллигенцией … Журнал

2. Усиление партийного контроля над интеллигенцией

… Журнал "Звезда" всячески популяризирует также произведения писательницы Ахматовой, литературная и общественно-политическая физиономия которой давным-давно известна советской общественности. Ахматова является типичной представительницей чуждой нашему народу пустой безыдейной поэзии. Ее стихотворения, пропитанные духом пессимизма и упадочничества, выражающие вкусы старой салонной поэзии, застывшей на позициях буржуазно-аристократического эстетства и декадентства, "искусстве для искусства", не желающей идти в ногу со своим народом наносят вред делу воспитания нашей молодежи и не могут быть терпимы в советской литературе.

Из Постановления Оргбюро ЦК ВКП(б)

О журналах "Звезда" и "Ленинград»

от 14 августа 1946 года.

Анна Ахматова

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

2. Усиление партийного контроля над интеллигенцией В 1946 году в постановлении ЦК ВКП(б) «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению» осуждалось преобладание в театрах страны классического репертуара в ущерб пьесам, посвященным «пафосу борьбы за коммунизм». Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

2. Усиление партийного контроля над интеллигенцией

В 1946 году в постановлении ЦК ВКП(б) «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению» осуждалось преобладание в театрах страны классического репертуара в ущерб пьесам, посвященным «пафосу борьбы за коммунизм».

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

2. Усиление партийного контроля над интеллигенцией Ужесточение партийного контроля, цензуры, запрет на творческую деятельность и репрессии против деятелей культуры. До 1953 г. были репрессированы 217 писателей, 108 актёров, 87 художников, 19 музыкантов. Подверглись суровой критике: • СМ. Эйзенштейн - «неверно представил в фильме

2. Усиление партийного контроля над интеллигенцией

Ужесточение партийного контроля, цензуры, запрет на творческую деятельность и репрессии против деятелей культуры. До 1953 г. были репрессированы 217 писателей, 108 актёров, 87 художников, 19 музыкантов.

Подверглись суровой критике:

СМ. Эйзенштейн - «неверно представил в фильме "Иван Грозный" прогрессивное войско опричников в виде шайки дегенератов».

  • Поэт М.В. Исаковский за распространение настроений пессимизма в стихотворении «Враги сожгли родную хату».
  • Д.Д. Шостакович, С.С. Прокофьев, А.И. Хачатурян – за «формализм», «буржуазное декадентство» и «пресмыкательство перед Западом».

https://www.youtube.com/watch?v=n5k-3PhdAkw

https://www.youtube.com/watch?v=Imy7vB_n1GA&t=1438s

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

3. Новый виток репрессий

Судебные процессы и репрессии:

  • 1946 год – «Дело авиаторов»; косвенно затронуло Г.К.Жукова;
  • 1948 год – «Дело ЕАК» (Еврейский антифашистский комитет);
  • 1949год - «Ленинградское дело»; 
  • 1949 год - «Мингрельское дело»; косвенно затронуло Л.П. Берия (он – мингрел); 
  • 1953 год - «Дело врачей».

Авиационное дело 1946 года  — одно из политических дел послевоенного периода сталинских политических репрессий, в результате которых весной 1946 года были арестованы руководители авиационной промышленности и командование ВВС СССР. По свидетельствам репрессированных основной интерес во время следствия представляло получение фактов, связанных с деятельностью маршала Жукова, в связи с готовившейся кампанией по его компрометации.

Дело Еврейского антифашистского комитета  — политические репрессии в отношении группы еврейских общественных деятелей СССР — членов Еврейского антифашистского комитета (ЕАК) в период с 1948 по 1952 годы. Всего по делу ЕАК было репрессировано 125 человек, в том числе 23 были расстреляны и 6 умерли в ходе следствия. Историки рассматривают дело ЕАК как проявление политики государственного антисемитизма в СССР.

«Ленинградское дело»  — серия судебных процессов в конце 1940-х в начале 1950-х годов против партийных и государственных руководителей РСФСР в СССР. Жертвами репрессий стали все руководители Ленинградских областных, городских и районных организаций ВКП(б), а также почти все советские и государственные деятели, которые после Великой Отечественной войны были выдвинуты из Ленинграда на руководящую работу в Москву и в другие областные партийные организации. Аресты производились как в Ленинграде, так и по всей стране.

«Мингрельское дело»  — дело в отношении грузинских руководящих работников, выходцев из Мингрелии. Им было предъявлено тяжкое обвинение в (мингрельском) национализме и ориентации на Турцию.

Дело врачей  ( Дело врачей-отравителей , в материалах следствия  Дело о сионистском заговоре в МГБ ) — уголовное дело против группы видных советских врачей, обвиняемых в заговоре и убийстве ряда советских лидеров. Истоки кампании относятся к 1948 году, когда врач  Лидия Тимашук  обратила внимание компетентных органов на странности в лечении Жданова, приведшие к смерти пациента.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

3. ВОССТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ Материально-технические потери ОПЛАТА ОБУЧЕНИЯ В СТАРШИХ КЛАССАХ, вузах, ТЕХНИКУМАХ - Нехватка кадров учителей и преподавателей ВОВ Главной задачей в области образования в этот период было восстановление разрушенных школ и образовательной системы в целом. СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ. В 1952 г. было введено обязательное семилетнее образование. Школы рабочей и сельской молодёжи, школы для взрослых. Частично сохраняется система раздельного обучения (юноши, девушки). ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ . 1946-1950гг.  – выпускники высших и средних специальных ОУ – 2 млн. чел . 1950г. – 10% - специалисты просвещения и здравоохранения; 1/5 часть – специалисты для промышленности, строительства, транспорта и т.д. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

3. ВОССТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

  • Материально-технические потери
  • ОПЛАТА ОБУЧЕНИЯ В СТАРШИХ КЛАССАХ, вузах, ТЕХНИКУМАХ
  • - Нехватка кадров учителей и преподавателей

ВОВ

Главной задачей в области образования в этот период было

восстановление разрушенных школ и образовательной системы в целом.

СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ.

  • В 1952 г. было введено обязательное семилетнее образование.
  • Школы рабочей и сельской молодёжи, школы для взрослых.
  • Частично сохраняется система раздельного обучения (юноши, девушки).

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ .

  • 1946-1950гг. – выпускники высших и средних специальных ОУ – 2 млн. чел .
  • 1950г.10% - специалисты просвещения и здравоохранения; 1/5 часть – специалисты для промышленности, строительства, транспорта и т.д.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

4. Развитие науки. Научные дискуссии Под руководством И.В. Курчатова и Ю.Б. Харитона в 1949 г. был завершен «атомный проект», о чем свидетельствовало первое испытание атомной бомбы. В 1953 г. в СССР было создано термоядерное оружие (водородная бомба). Большую роль в его создании сыграл физик А.Д. Сахаров. Благодаря усилиям ученых А.И. Алиханова, И.Е. Тамма, Д.И. Блохинцева  в 1954 г. в Обнинске была пущена первая в мире атомная электростанция, что положило начало отечественной ядерной энергетике. Огромный вклад в развитие физики полупроводников сделал А.Ф. Иоффе. Испытания баллистических ракет проводит С.П. Королев. В СССР была создана первая отечественная электронно- вычислительная машина - БЭСМ. Талантливый ученый-физик С.И. Вавилов был избран в 1945 г. Президентом АН СССР. Успешно продолжались работы в области теоретической математики ( А.Н. Колмогоров , М.В. Келдыш и др.). Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

4. Развитие науки. Научные дискуссии

  • Под руководством И.В. Курчатова и Ю.Б. Харитона в 1949 г. был завершен «атомный проект», о чем свидетельствовало первое испытание атомной бомбы.
  • В 1953 г. в СССР было создано термоядерное оружие (водородная бомба). Большую роль в его создании сыграл физик А.Д. Сахаров.
  • Благодаря усилиям ученых А.И. Алиханова, И.Е. Тамма, Д.И. Блохинцева в 1954 г. в Обнинске была пущена первая в мире атомная электростанция, что положило начало отечественной ядерной энергетике.
  • Огромный вклад в развитие физики полупроводников сделал А.Ф. Иоффе.
  • Испытания баллистических ракет проводит С.П. Королев.
  • В СССР была создана первая отечественная электронно- вычислительная машина - БЭСМ.
  • Талантливый ученый-физик С.И. Вавилов был избран в 1945 г. Президентом АН СССР.
  • Успешно продолжались работы в области теоретической математики ( А.Н. Колмогоров , М.В. Келдыш и др.).

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

4. Научные дискуссии Научные дискуссии были использованы партийным руководством для «усиления партийной направленности науки». Дискуссию инициировал президент Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук (ВАСХНИЛ) Т.Д.Лысенко, обещавший в короткие сроки резко повысить урожайность в стране. Началась кампания в печати против ученых-генетиков (мухолюбов -человеконенавистников). Генетика была объявлена лженаукой, на долгие годы исследования генетиков были свернуты, хотя в 30-е гг. советские ученые занимали в мире ведущие позиции. Т.Д. Лысенко, Президент ВАСХНИЛ Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

4. Научные дискуссии

Научные дискуссии были использованы партийным руководством для «усиления партийной направленности науки».

Дискуссию инициировал президент Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук (ВАСХНИЛ) Т.Д.Лысенко, обещавший в короткие сроки резко повысить урожайность в стране.

Началась кампания в печати против ученых-генетиков (мухолюбов -человеконенавистников).

Генетика была объявлена лженаукой, на долгие годы исследования генетиков были свернуты, хотя в 30-е гг. советские ученые занимали в мире ведущие позиции.

Т.Д. Лысенко,

Президент ВАСХНИЛ

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

4. Научные дискуссии В работе «Экономические проблемы социализма в СССР» Сталин: обосновывал еще большее огосударствление экономической жизни в СССР; доказывал несовместимость рыночной экономики и социализма. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

4. Научные дискуссии

В работе «Экономические проблемы социализма в СССР» Сталин:

  • обосновывал еще большее огосударствление экономической жизни в СССР;
  • доказывал несовместимость рыночной экономики и социализма.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

4. Научные дискуссии Изменения претерпела и история: Иван Грозный и опричники были объявлены «прогрессивными деятелями»; якобинский кровавый террор во Франции был объявлен «неминуемым»; лидеры национальных движений (например Шамиль) стали «агентами зарубежных стран». Сталин лично правил школьные учебники истории. Фрагмент учебника истории с правками И.В. Сталина. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

4. Научные дискуссии

Изменения претерпела и история:

  • Иван Грозный и опричники были объявлены «прогрессивными деятелями»;
  • якобинский кровавый террор во Франции был объявлен «неминуемым»;
  • лидеры национальных движений (например Шамиль) стали «агентами зарубежных стран».

Сталин лично правил школьные учебники истории.

Фрагмент учебника истории

с правками И.В. Сталина.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

5. Московские высотки После войны «сталинский ампир» продолжал набирать силу в советской архитектуре. Ярким памятником этому стилю стали московские (сталинские) высотки – здания повышенной этажности, возведенные в столице в конце 1940-х – начале 1950-х годов. Семь высотных зданий: Главное здание МГУ на Воробьёвых горах; Жилой дом на Котельнической набережной; Гостиница «Украина»; Здание Министерства иностранных дел; Жилой дом на Баррикадной; Административно-жилое здание возле «Красных ворот»; Гостиница «Ленинградская». Восьмой высоткой должен был стать Дворец Советов (не был построен). Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

5. Московские высотки

После войны «сталинский ампир» продолжал набирать силу в советской архитектуре. Ярким памятником этому стилю стали московские (сталинские) высотки – здания повышенной этажности,

возведенные в столице в конце 1940-х – начале 1950-х годов.

Семь высотных зданий:

  • Главное здание МГУ на Воробьёвых горах;
  • Жилой дом на Котельнической набережной;
  • Гостиница «Украина»;
  • Здание Министерства иностранных дел;
  • Жилой дом на Баррикадной;
  • Административно-жилое здание возле «Красных ворот»;
  • Гостиница «Ленинградская».

Восьмой высоткой должен был стать Дворец Советов (не был построен).

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

6. Всесоюзная сельскохозяйственная выставка (ВСХВ) Выставка должна была демонстрировать достижения социализма. Она была открыта еще в 1939 году . С 1950 по 1954 годы обветшавший комплекс ВСХВ был масштабно перестроен.  На площади 200 гектаров были построены десятки павильонов представлявших все союзные республики, а также различные отрасли сельского хозяйства, промышленности, науки и техники СССР. Торжественное открытие выставки состоялось 1 августа 1954 года. Заново, в соответствии с новыми генеральными планами развития, отстраивались города: Сталинград, Минск, Севастополь, Смоленск. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

6. Всесоюзная сельскохозяйственная выставка (ВСХВ)

Выставка должна была демонстрировать достижения социализма.

Она была открыта еще в 1939 году .

С 1950 по 1954 годы обветшавший комплекс ВСХВ был масштабно перестроен.  На площади 200 гектаров были построены десятки павильонов представлявших все союзные республики, а также различные отрасли сельского хозяйства, промышленности, науки и техники СССР.

Торжественное открытие выставки состоялось 1 августа 1954 года.

Заново, в соответствии с новыми генеральными планами развития, отстраивались города: Сталинград, Минск, Севастополь, Смоленск.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

7. Социалистический реализм в живописи В первое мирное десятилетие художников продолжала волновать тема войны. Художник А.И.Лактионов написал картину «Письмо с фронта». С фотографической точностью он передал событие, которое в военные годы переживали многие тысячи советских людей, остававшиеся в тылу. Некоторые критики обвиняли Лактионова в «бездушии», «фальшивом блеске». Однако «Письмо с фронта» понравилось зрителям. Репродукции картины разошлись массовым тиражом, а ее автору была присуждена Сталинская премия. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

7. Социалистический реализм в живописи

В первое мирное десятилетие художников продолжала волновать тема войны.

Художник А.И.Лактионов написал картину «Письмо с фронта». С фотографической точностью он передал событие, которое в военные годы переживали многие тысячи советских людей, остававшиеся в тылу. Некоторые критики обвиняли Лактионова в «бездушии», «фальшивом блеске».

Однако «Письмо с фронта» понравилось зрителям. Репродукции картины разошлись массовым тиражом, а ее автору была присуждена Сталинская премия.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

7. Социалистический реализм в живописи Как ни сильны были воспоминания о войне, людей все больше тянуло к мирной жизни, к созидательному труду. Уже в 1945 году художник А.А.Пластов написал ряд картин, посвященных крестьянской жизни: «Сенокос», «Жатва». В них показана красота природы и человека, занятого привычным крестьянским трудом. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

7. Социалистический реализм в живописи

Как ни сильны были воспоминания о войне, людей все больше тянуло к мирной жизни, к созидательному труду.

Уже в 1945 году художник А.А.Пластов написал ряд картин, посвященных крестьянской жизни: «Сенокос», «Жатва».

В них показана красота природы и человека, занятого привычным крестьянским трудом.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

7. Социалистический реализм в живописи После войны успешно продолжалась творческая деятельность П.Д. Корина. Он создал серию блестящих портретов своих современников: скульптора С.Т. Коненкова, художника М.С. Сарьяна, Кукрыниксов. Всех этих разных людей объединяет величие человеческого духа. П.Д. Корин. Портрет скульптора С.Т. Коненкова. 1947 Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

7. Социалистический реализм в живописи

После войны успешно продолжалась творческая деятельность П.Д. Корина.

Он создал серию блестящих портретов своих современников:

  • скульптора С.Т. Коненкова,
  • художника М.С. Сарьяна,
  • Кукрыниксов.

Всех этих разных людей объединяет величие человеческого духа.

П.Д. Корин.

Портрет скульптора С.Т. Коненкова. 1947

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

7. Социалистический реализм в живописи Г.Г. Нисский. Подмосковная зима. 1951 Родную природу с  вдохновением писал замечательный пейзажист Г.Г. Нисский. Этого мастера отличает особая манера. Он влюблен в геометризм линий. Не случайно его любимыми мотивами в живописи были железнодорожные пути, автострады, линии электропередач. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

7. Социалистический реализм в живописи

Г.Г. Нисский.

Подмосковная зима. 1951

Родную природу с  вдохновением писал замечательный пейзажист Г.Г. Нисский. Этого мастера отличает особая манера.

Он влюблен в геометризм линий. Не случайно его любимыми мотивами в живописи были железнодорожные пути, автострады, линии электропередач.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

8. Основные тенденции развития искусства В литературе  увидели свет повести К.П. Паустовского , роман Л.М. Леонова «Русский лес», повесть В. Некрасова «В окопах Сталинграда», роман А. Фадеева «Молодая гвардия», А.Т. Твардовского «Василий Теркин», «Спутники» В.Ф. Пановой и др. В кинематографе появились фильмы разнообразной тематики . Комедии: «Кубанские казаки» ( реж. И. Пырьев ), «Весна» ( реж. Г. Александров ), «Близнецы» ( реж. К. Юдин ). Фильмы о войне: «Молодая гвардия» ( реж. С. Герасимов ), «Повесть о настоящем человеке» ( реж. А. Столпер ), «Подвиг разведчика» ( реж. Б. Барнет ). Историко-биографические фильмы: «Пирогов» ( реж. Г. Козинцев ), «Жуковский» и «Адмирал Нахимов» ( реж. В. Пудовкин ), «Иван Павлов» ( реж. Г. Рошаль ). Блистательная плеяда советских актеров — М. Жаров, Л. Орлова, Л. Ладынина, П. Кадочников, Н. Черкасов, Ф. Раневская  и другие — создавала в кино незабываемые образы. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

8. Основные тенденции развития искусства

В литературе увидели свет повести К.П. Паустовского , роман Л.М. Леонова «Русский лес», повесть В. Некрасова «В окопах Сталинграда», роман А. Фадеева «Молодая гвардия», А.Т. Твардовского «Василий Теркин», «Спутники» В.Ф. Пановой и др.

В кинематографе появились фильмы разнообразной тематики . Комедии: «Кубанские казаки» ( реж. И. Пырьев ), «Весна» ( реж. Г. Александров ), «Близнецы» ( реж. К. Юдин ). Фильмы о войне: «Молодая гвардия» ( реж. С. Герасимов ), «Повесть о настоящем человеке» ( реж. А. Столпер ), «Подвиг разведчика» ( реж. Б. Барнет ). Историко-биографические фильмы: «Пирогов» ( реж. Г. Козинцев ), «Жуковский» и «Адмирал Нахимов» ( реж. В. Пудовкин ), «Иван Павлов» ( реж. Г. Рошаль ).

Блистательная плеяда советских актеров — М. Жаров, Л. Орлова, Л. Ладынина, П. Кадочников, Н. Черкасов, Ф. Раневская и другие — создавала в кино незабываемые образы.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Домашнее задание Параграф 29 Устно ответьте на вопросы 1- 4 на стр. 97. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Домашнее задание

  • Параграф 29
  • Устно ответьте на вопросы 1- 4 на стр. 97.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!