История России. 11 класс
Идеология и культура СССР. 1945-1953 гг.
Михайлова Надежда Михайловна
Тоталитаризм — это система государственной власти, которая основана на всеобъемлющем (тотальном) контроле государства над всеми сферами жизни общества и человека.
– права и свободы человека имеют декларативный и формальный характер, четкие гарантии их реализации отсутствуют.
– власть реализует одна партия, отмечается фактическое сращивание её профессионального аппарата с государством, запрещается легальная деятельность оппозиционных сил;
– преобладает монопольный контроль над экономикой, СМИ, культурой, спортом, религией;
– насилие и принуждение становятся доминирующими методами управления;
– деятельность репрессивных органов государства почти бесконтрольна;
– политический и общественный плюрализм фактически ликвидируется;
– происходит централизация государственного управления в руках диктатора и его окружения.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
1. Восстановление «железного занавеса»
Хотя просветление и освобождение, которых ждали после войны, не наступили вместе с победою, как думали, но все равно предвестие свободы носилось в воздухе все послевоенные годы, составляя их единственное историческое содержание.
Б.Л.Пастернак. Доктор Живаго.
Объясните, почему возникли такие надежды?
- союзнические отношения со странами антигитлеровской коалиции;
- заграничный поход Красной Армии.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
1. Восстановление «железного занавеса»
Почему эти надежды не оправдались?
ХОЛОДНАЯ ВОЙНА - глобальная геополитическая, военная, экономическая и идеологическая конфронтация между СССР и его союзниками, с одной стороны, и США и их союзниками — с другой, длившаяся с 1946 по 1991 год.
Формальным началом холодной войны часто считается 5 марта 1946 года, когда Уинстон Черчилль (на тот момент уже не занимавший пост премьер-министра Великобритании) произнёс свою знаменитую речь в Фултоне (США, штат Миссури), в которой выдвинул идею создания военного союза англосаксонских стран для борьбы с мировым коммунизмом.
ЖЕЛЕЗНЫЙ ЗАНАВЕС – система мер, направленных на внешнюю изоляцию СССР от других стран.
Советские и американские солдаты и офицеры.
Эльба. Германия. 1945 год.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
1. Восстановление «железного занавеса»
Как изменилось в СССР отношение к бывшим союзникам?
МЫ МИРНЫМ ЗАНЯТЫ ТРУДОМ, И ЗНАЮТ ПУСТЬ ЗА РУБЕЖОМ, ЧТО ТРОГАТЬ НАС ВЕСЬМА ОПАСНО! ЯСНО?
(надпись на плакате)
Советские плакаты времен «холодной войны».
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
2. Усиление партийного контроля над интеллигенцией
Летом 1946 года развернулось широкое наступление против «западного влияния» на духовную жизнь советского общества.
- возглавил эту борьбу ответственный за идеологию в СССР А.А.Жданов;
- вновь восстановлен «железный занавес», страна оказалась в культурной изоляции от остального мира;
- в конце 1948 года началась кампания по борьбе с «космополитизмом».
А.А. Жданов
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
2. Усиление партийного контроля над интеллигенцией
Космополитизм (от др.-греч. κοσμοπολίτης) — космополит, человек мира — идеология мирового гражданства, ставящая интересы всего человечества в целом выше интересов отдельной нации или государства, и рассматривающая человека, как свободного индивида в рамках Земли вне зависимости от географического гражданства.
Космополит - человек (гражданин) мира.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
2. Усиление партийного контроля над интеллигенцией
В 1946 году вышло постановление ЦК ВКП(б)
«О журналах «Звезда» и «Ленинград».
- пропаганда идей, «чуждых духу партии»;
- предоставление литературной трибуны для «безыдейных, идеологически вредных произведений»;
- особой критике подверглись М.М.Зощенко и А.А.Ахматова;
- журнал «Ленинград» был закрыт, в журнале «Звезда» заменено руководство.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
2. Усиление партийного контроля над интеллигенцией
… Грубой ошибкой "Звезды" является предоставление литературной трибуны писателю Зощенко, произведения которого чужды советской литературе. Редакции "Звезды" известно, что Зощенко давно специализировался на писании пустых, бессодержательных и пошлых вещей, на проповеди гнилой безыдейности, пошлости и аполитичности, рассчитанных на то, чтобы дезориентировать нашу молодежь и отравить ее сознание.
Из Постановления Оргбюро ЦК ВКП(б)
О журналах "Звезда" и "Ленинград»
от 14 августа 1946 года.
Михаил Зощенко
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
2. Усиление партийного контроля над интеллигенцией
… Журнал "Звезда" всячески популяризирует также произведения писательницы Ахматовой, литературная и общественно-политическая физиономия которой давным-давно известна советской общественности. Ахматова является типичной представительницей чуждой нашему народу пустой безыдейной поэзии. Ее стихотворения, пропитанные духом пессимизма и упадочничества, выражающие вкусы старой салонной поэзии, застывшей на позициях буржуазно-аристократического эстетства и декадентства, "искусстве для искусства", не желающей идти в ногу со своим народом наносят вред делу воспитания нашей молодежи и не могут быть терпимы в советской литературе.
Из Постановления Оргбюро ЦК ВКП(б)
О журналах "Звезда" и "Ленинград»
от 14 августа 1946 года.
Анна Ахматова
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
2. Усиление партийного контроля над интеллигенцией
В 1946 году в постановлении ЦК ВКП(б) «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению» осуждалось преобладание в театрах страны классического репертуара в ущерб пьесам, посвященным «пафосу борьбы за коммунизм».
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
2. Усиление партийного контроля над интеллигенцией
Ужесточение партийного контроля, цензуры, запрет на творческую деятельность и репрессии против деятелей культуры. До 1953 г. были репрессированы 217 писателей, 108 актёров, 87 художников, 19 музыкантов.
Подверглись суровой критике:
• СМ. Эйзенштейн - «неверно представил в фильме "Иван Грозный" прогрессивное войско опричников в виде шайки дегенератов».
- Поэт М.В. Исаковский за распространение настроений пессимизма в стихотворении «Враги сожгли родную хату».
- Д.Д. Шостакович, С.С. Прокофьев, А.И. Хачатурян – за «формализм», «буржуазное декадентство» и «пресмыкательство перед Западом».
https://www.youtube.com/watch?v=n5k-3PhdAkw
https://www.youtube.com/watch?v=Imy7vB_n1GA&t=1438s
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
3. Новый виток репрессий
Судебные процессы и репрессии:
- 1946 год – «Дело авиаторов»; косвенно затронуло Г.К.Жукова;
- 1948 год – «Дело ЕАК» (Еврейский антифашистский комитет);
- 1949год - «Ленинградское дело»;
- 1949 год - «Мингрельское дело»; косвенно затронуло Л.П. Берия (он – мингрел);
- 1953 год - «Дело врачей».
Авиационное дело 1946 года — одно из политических дел послевоенного периода сталинских политических репрессий, в результате которых весной 1946 года были арестованы руководители авиационной промышленности и командование ВВС СССР. По свидетельствам репрессированных основной интерес во время следствия представляло получение фактов, связанных с деятельностью маршала Жукова, в связи с готовившейся кампанией по его компрометации.
Дело Еврейского антифашистского комитета — политические репрессии в отношении группы еврейских общественных деятелей СССР — членов Еврейского антифашистского комитета (ЕАК) в период с 1948 по 1952 годы. Всего по делу ЕАК было репрессировано 125 человек, в том числе 23 были расстреляны и 6 умерли в ходе следствия. Историки рассматривают дело ЕАК как проявление политики государственного антисемитизма в СССР.
«Ленинградское дело» — серия судебных процессов в конце 1940-х в начале 1950-х годов против партийных и государственных руководителей РСФСР в СССР. Жертвами репрессий стали все руководители Ленинградских областных, городских и районных организаций ВКП(б), а также почти все советские и государственные деятели, которые после Великой Отечественной войны были выдвинуты из Ленинграда на руководящую работу в Москву и в другие областные партийные организации. Аресты производились как в Ленинграде, так и по всей стране.
«Мингрельское дело» — дело в отношении грузинских руководящих работников, выходцев из Мингрелии. Им было предъявлено тяжкое обвинение в (мингрельском) национализме и ориентации на Турцию.
Дело врачей ( Дело врачей-отравителей , в материалах следствия Дело о сионистском заговоре в МГБ ) — уголовное дело против группы видных советских врачей, обвиняемых в заговоре и убийстве ряда советских лидеров. Истоки кампании относятся к 1948 году, когда врач Лидия Тимашук обратила внимание компетентных органов на странности в лечении Жданова, приведшие к смерти пациента.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
3. ВОССТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
- Материально-технические потери
- ОПЛАТА ОБУЧЕНИЯ В СТАРШИХ КЛАССАХ, вузах, ТЕХНИКУМАХ
- - Нехватка кадров учителей и преподавателей
ВОВ
Главной задачей в области образования в этот период было
восстановление разрушенных школ и образовательной системы в целом.
СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ.
- В 1952 г. было введено обязательное семилетнее образование.
- Школы рабочей и сельской молодёжи, школы для взрослых.
- Частично сохраняется система раздельного обучения (юноши, девушки).
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ .
- 1946-1950гг. – выпускники высших и средних специальных ОУ – 2 млн. чел .
- 1950г. – 10% - специалисты просвещения и здравоохранения; 1/5 часть – специалисты для промышленности, строительства, транспорта и т.д.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
4. Развитие науки. Научные дискуссии
- Под руководством И.В. Курчатова и Ю.Б. Харитона в 1949 г. был завершен «атомный проект», о чем свидетельствовало первое испытание атомной бомбы.
- В 1953 г. в СССР было создано термоядерное оружие (водородная бомба). Большую роль в его создании сыграл физик А.Д. Сахаров.
- Благодаря усилиям ученых А.И. Алиханова, И.Е. Тамма, Д.И. Блохинцева в 1954 г. в Обнинске была пущена первая в мире атомная электростанция, что положило начало отечественной ядерной энергетике.
- Огромный вклад в развитие физики полупроводников сделал А.Ф. Иоффе.
- Испытания баллистических ракет проводит С.П. Королев.
- В СССР была создана первая отечественная электронно- вычислительная машина - БЭСМ.
- Талантливый ученый-физик С.И. Вавилов был избран в 1945 г. Президентом АН СССР.
- Успешно продолжались работы в области теоретической математики ( А.Н. Колмогоров , М.В. Келдыш и др.).
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
4. Научные дискуссии
Научные дискуссии были использованы партийным руководством для «усиления партийной направленности науки».
Дискуссию инициировал президент Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук (ВАСХНИЛ) Т.Д.Лысенко, обещавший в короткие сроки резко повысить урожайность в стране.
Началась кампания в печати против ученых-генетиков (мухолюбов -человеконенавистников).
Генетика была объявлена лженаукой, на долгие годы исследования генетиков были свернуты, хотя в 30-е гг. советские ученые занимали в мире ведущие позиции.
Т.Д. Лысенко,
Президент ВАСХНИЛ
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
4. Научные дискуссии
В работе «Экономические проблемы социализма в СССР» Сталин:
- обосновывал еще большее огосударствление экономической жизни в СССР;
- доказывал несовместимость рыночной экономики и социализма.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
4. Научные дискуссии
Изменения претерпела и история:
- Иван Грозный и опричники были объявлены «прогрессивными деятелями»;
- якобинский кровавый террор во Франции был объявлен «неминуемым»;
- лидеры национальных движений (например Шамиль) стали «агентами зарубежных стран».
Сталин лично правил школьные учебники истории.
Фрагмент учебника истории
с правками И.В. Сталина.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
5. Московские высотки
После войны «сталинский ампир» продолжал набирать силу в советской архитектуре. Ярким памятником этому стилю стали московские (сталинские) высотки – здания повышенной этажности,
возведенные в столице в конце 1940-х – начале 1950-х годов.
Семь высотных зданий:
- Главное здание МГУ на Воробьёвых горах;
- Жилой дом на Котельнической набережной;
- Гостиница «Украина»;
- Здание Министерства иностранных дел;
- Жилой дом на Баррикадной;
- Административно-жилое здание возле «Красных ворот»;
- Гостиница «Ленинградская».
Восьмой высоткой должен был стать Дворец Советов (не был построен).
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
6. Всесоюзная сельскохозяйственная выставка (ВСХВ)
Выставка должна была демонстрировать достижения социализма.
Она была открыта еще в 1939 году .
С 1950 по 1954 годы обветшавший комплекс ВСХВ был масштабно перестроен. На площади 200 гектаров были построены десятки павильонов представлявших все союзные республики, а также различные отрасли сельского хозяйства, промышленности, науки и техники СССР.
Торжественное открытие выставки состоялось 1 августа 1954 года.
Заново, в соответствии с новыми генеральными планами развития, отстраивались города: Сталинград, Минск, Севастополь, Смоленск.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
7. Социалистический реализм в живописи
В первое мирное десятилетие художников продолжала волновать тема войны.
Художник А.И.Лактионов написал картину «Письмо с фронта». С фотографической точностью он передал событие, которое в военные годы переживали многие тысячи советских людей, остававшиеся в тылу. Некоторые критики обвиняли Лактионова в «бездушии», «фальшивом блеске».
Однако «Письмо с фронта» понравилось зрителям. Репродукции картины разошлись массовым тиражом, а ее автору была присуждена Сталинская премия.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
7. Социалистический реализм в живописи
Как ни сильны были воспоминания о войне, людей все больше тянуло к мирной жизни, к созидательному труду.
Уже в 1945 году художник А.А.Пластов написал ряд картин, посвященных крестьянской жизни: «Сенокос», «Жатва».
В них показана красота природы и человека, занятого привычным крестьянским трудом.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
7. Социалистический реализм в живописи
После войны успешно продолжалась творческая деятельность П.Д. Корина.
Он создал серию блестящих портретов своих современников:
- скульптора С.Т. Коненкова,
- художника М.С. Сарьяна,
- Кукрыниксов.
Всех этих разных людей объединяет величие человеческого духа.
П.Д. Корин.
Портрет скульптора С.Т. Коненкова. 1947
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
7. Социалистический реализм в живописи
Г.Г. Нисский.
Подмосковная зима. 1951
Родную природу с вдохновением писал замечательный пейзажист Г.Г. Нисский. Этого мастера отличает особая манера.
Он влюблен в геометризм линий. Не случайно его любимыми мотивами в живописи были железнодорожные пути, автострады, линии электропередач.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
8. Основные тенденции развития искусства
В литературе увидели свет повести К.П. Паустовского , роман Л.М. Леонова «Русский лес», повесть В. Некрасова «В окопах Сталинграда», роман А. Фадеева «Молодая гвардия», А.Т. Твардовского «Василий Теркин», «Спутники» В.Ф. Пановой и др.
В кинематографе появились фильмы разнообразной тематики . Комедии: «Кубанские казаки» ( реж. И. Пырьев ), «Весна» ( реж. Г. Александров ), «Близнецы» ( реж. К. Юдин ). Фильмы о войне: «Молодая гвардия» ( реж. С. Герасимов ), «Повесть о настоящем человеке» ( реж. А. Столпер ), «Подвиг разведчика» ( реж. Б. Барнет ). Историко-биографические фильмы: «Пирогов» ( реж. Г. Козинцев ), «Жуковский» и «Адмирал Нахимов» ( реж. В. Пудовкин ), «Иван Павлов» ( реж. Г. Рошаль ).
Блистательная плеяда советских актеров — М. Жаров, Л. Орлова, Л. Ладынина, П. Кадочников, Н. Черкасов, Ф. Раневская и другие — создавала в кино незабываемые образы.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Домашнее задание
- Параграф 29
- Устно ответьте на вопросы 1- 4 на стр. 97.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»