Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Краснодарского края
«Курганинский аграрно-технологический техникум»
Информационная работа
Тема: "Идейно - нравственное воспитание обучающихся в системе студенческого самоуправления ГБПОУ КК "КАТТ"
Из опыта работы социального педагога А.А. Деркач |
г. Курганинск, х. Красное Поле, 2015 г.
Современная модернизация образования придает огромную значимость воспитательной функции образовательных учреждений. Одной из главных отличительных особенностей профессионального образования становится повышенное требование социального общества к раскрытию творческих способностей будущих специалистов, к воспитанию социально-активной личности, гражданственности, патриотизма, готовности к ответственности за решение профессиональных проблем, стремления к самосовершенствованию и самообразованию, росту профессионального мастерства. В качестве стратегической цели студенческого самоуправления может выступать формирование нравственного потенциала человека труда, гражданина, способного участвовать в управлении государством, принимать и выполнять общественно значимые решения, реализовывать в полной мере свое право избирать и быть избранным в различные органы государственного управления и местного самоуправления.
Целями студенческого самоуправления являются осуществление гуманистического воспитании студентов в духе толерантности и нетерпимости к проявлениям экстремизма, утверждение демократического образа жизни, взаимной требовательности, чувства социальной справедливости, здорового морально-психологического климата, укрепление нравственных основ молодой студенческой семьи, утверждение на основе широкой гласности нравственных принципов, нетерпимости к антиобщественным проявлениям в быту и т. д.
17 февраля 2009 года в Государственной Думе прошел круглый стол на тему «Развитие студенческого самоуправления в учреждениях высшего и среднего профессионального образования в России. Роль студенческого самоуправления в воспитании молодого специалиста». По мнению участников «круглого стола», студенческому самоуправлению отводится следующая роль в воспитании молодого специалиста:
-представлять права и интересы студентов перед руководством учебного заведения;
-вносить предложения и участвовать в совершенствовании учебного процесса и организации научно-исследовательской и воспитательной работы со студентами;
-ходатайствовать перед руководством учебного заведения о поощрении студентов;
-налаживать контакты с органами студенческого самоуправления других учебных заведений;
-содействовать администрации и воспитательным структурам образовательного учреждения в создании необходимых условий, способствующих активному вовлечению студенческой молодежи в различные сферы жизнедеятельности образовательного учреждения и повышения ее социальной активности;
-участвовать в разработке, принятии и реализации нормативно-правовой основы различных сторон жизнедеятельности студенческой молодежи;
-прогнозировать ключевые направления развития событий в студенческой жизни образовательного учреждения;
-осуществлять информационное обеспечение студенческой молодежи по различным вопросам жизнедеятельности учреждения профессионального образования и реализации молодежной политики;
-содействовать утверждению здорового образа жизни в образовательном учреждении и профилактике правонарушений и вредных привычек у студенческой молодежи;
-организовывать разнообразные виды социально значимой деятельности студенческой молодежи в образовательном учреждении и проведение различных дел и мероприятий, способствующих развитию личности, формированию гражданственности и патриотизма студенчества, реализации его социальных и трудовых инициатив;
-усиливать роль студенческих общественных формирований в гуманистическом воспитании студентов, в формировании их мировоззрения, идейной убежденности и социальной активности;
-повышать эффективность и успешность учебы, активизировать самостоятельную творческую деятельность студентов в учебном процессе с учетом современных тенденций развития системы непрерывного образования;
-воспитывать ответственность студенческих коллективов за дисциплину, труд, за утверждение идейно-нравственных позиций личности и коллектива;
-развивать и углублять инициативы коллективов в организации гражданского воспитания;
-осуществлять дальнейшее утверждение демократического образа жизни, высокой взаимной требовательности, чувства социальной справедливости, здорового морально-психологического климата, высоких нравственных основ молодой студенческой семьи, утверждение на основе широкой гласности принципов гуманистической нравственности, нетерпимости к антиобщественным проявлениям в быту.
Студенческое самоуправление это не самоцель, а лучшее средство осуществления задач по воспитанию молодых специалистов, что означает определение круга прав и обязанностей, ответственности, способности всесторонне охватить деятельность, касающуюся всех сторон студенческой жизни.
Студенческое самоуправление в том виде, в каком оно сформировалось сейчас, это реальная сила, способная решать многие задачи, оперативно реагировать на вызовы времени. Каждая студенческая организация, при всем их разнообразии, создает естественную благоприятную среду, в которой молодые люди могут максимально полно реализовать свои организаторские способности и таланты. Студенческие организации, объединяющие десятки и тысячи талантливых и активных молодых людей занимают лидирующее место в формировании социально-активной личности будущего специалиста.
Участие в общественной жизни техникума, стремление к совершенствованию, к лидерству – все это важно в развитии личности. Система обучения лидеров в техникуме связана с подготовкой их к практической деятельности через сферу студенческого общественного движения. А это значит, уже на первых этапах необходимо развивать аналитические, организационные, коммуникационные способности. И в то же время важно ориентировать молодых лидеров на личностное совершенствование, развивать самодисциплину, самоанализ.
Идейно - нравственное воспитание ГБПОУ КК "КАТТ" направлено на то, чтобы обучающиеся, студенты могли узнать больше о прошлом, правильно ориентироваться в настоящем, в том числе социокультурной, общественно-политической ситуации в стране, области, городе.
На заседаниях студенческих советов рассматриваются различные вопросы: соблюдение правил проживания, планирование работы, подготовка и проведение праздников и вечеров, работа комиссий, вопросы энергосбережения, дисциплины, вопросы формирования здорового образа жизни и т. д. Студенческий совет в общежитии – важнейший элемент системы воспитания. В конце учебного года проводятся отчетно-выборные конференции, где избираются председатель и члены студсовета, старосты этажей. В общежитиях установлен контроль над выполнением проживающими правил внутреннего распорядка, а также санитарно-бытовых условий. Регулярно проводятся рейды-проверки, беседы со студентами. Имеются наглядная агитация, экраны санитарного состояния комнат. Воспитателями совместно со студенческими советами проводится смотр-конкурс на лучшую комнату. Профсоюзный комитет студентов награждает комнату-победителя ценным призом. В общежитии техникума имеются информационные стенды, содержащие сообщения о главных событиях общежития, техникума, решения студсовета, программы мероприятий, график работы кружков и секций, клубов по интересам и др. В общежитии проводятся вечера отдыха, тематические вечера, беседы, встречи. Созданы условия для просмотра телевизионных программ, чтения периодических изданий.
Сотрудники техникума также активно проводят идеологическую и воспитательную работу: кураторские и информационные часы, тематические вечера в курируемых группах и общежитиях, встречи с интересными людьми, круглые столы, беседы, посещение концертов и театральных спектаклей.
Систематически проходят субботники по благоустройству общежитий и прилегающих территорий, в которых принимают участие все студенты, проживающие в общежитиях.
Для проведения воспитательной работы в общежитиях имеются читальные залы, комнаты отдыха, спортивные комнаты.
Воспитательная работа в общежитиях – одна из главных составляющих процесса становления личности студента, она способствует формированию таких качеств как коллективизм, ответственность, трудолюбие и бережливость.
Значение ученического самоуправления в современных условиях обучения
Еще четверть века тому назад каждый педагог знал, что формирование активной позиции ученика возможно через вовлечение его в деятельность пионерской или комсомольской организаций, имеющих четкую структуру, свои законы и традиции. Время неузнаваемо изменило общество, которое, в свою очередь, предъявляет новые требования к учреждениям образования. Опыт показывает, что в тех образовательных учреждений, где педагоги, обучающиеся и родители готовы к таким переменам, и существует реально действующее ученическое самоуправление. Самоуправление в образовательном процессе находится в непрерывном развитии.
За последние годы произошли существенные изменения, в процессе воспитания учащихся. Заметные коррективы внесены в систему управления и самоуправления жизнедеятельностью детских сообществ. Отказ от создания в учебных классах октябрятских звездочек, пионерских отрядов и комсомольских групп обусловил возникновение новой ситуации в организации самоуправления в ученическом коллективе.
Самоуправление в коллективе можно определить как действия детей, осуществляемые самостоятельно или совместно со взрослыми членами классного сообщества, по планированию, организации и анализу жизнедеятельности в группе, направленной на создание благоприятных условий для общения и развития одногруппников и решение других социально ценных задач.
Цели самоуправленческой деятельности.
Содействие развитию подростков.
Участие студентов в работе самоуправления помогает сформировать у себя и своих товарищей такие качества человека, как самостоятельность, активность, ответственность, инициативность, дисциплинированность и многие другие.
Организация эффективного функционирования учебной группы.
Без самоуправления вряд ли возможно успешное выполнение возложенных на групповое сообщество функций, начиная от обеспечения дисциплины и порядка в группе и завершая созданием условий для профессионального и личностно-гражданского самоопределения обучающихся.
Формирование у обучающихся готовности и способности выполнять систему социальных ролей человека.
Самоуправление позволяет ребенку расширить пространство для про- явления своей активности.
Деятельность рождает самоуправление, а не наоборот. Такой деятельностью могут быть:
выполнение какого-то ответственного задания работа в группах на уроках;
проведение одного или нескольких дел (классные часы)
разработка и осуществление совместными усилиями обучающихся социально значимого проекта, научно-исследовательская деятельность.
создание в группе клуба, членами которого являются обучающиеся со схожими увлечениями (шахматы, футбол, ИЗО) развитие интереса к предмету
Главное, чтобы эта деятельность была ценной для общества и личностно значимой для детей, соответствовала их интересам и потребностям. Тогда она вызовет у обучающихся желание участвовать в ней, осуществлять индивидуальные и коллективные действия по её планированию, подготовке и проведению, выполнять постоянные и временные поручения, а значит, деятельность станет самоуправляемой.
Главное — помочь студентам организовать самоуправление и
научить их в нем работать, постепенно предоставляя им все больше самостоятельности, подсказывая при необходимости.
Старайтесь соблюдать для себя правила:
не требуй от ребят того, чего не выполняешь сам;
гарантируй помощь каждому при подготовке дела;
выстраивай доверительные отношения с детьми;
избегай мелких несущественных замечаний (придирок).
Организация самоуправления играет большую роль во время уроков: организуют «скорую учебную помощь» нуждающимся, подготовку коллективных творческих дел познавательной направленности, являются консультантами на уроках и помощниками учителя при организации учебной деятельности в группах.