Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение,
реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа – интернат № 11» VIII вида
Индивидуальный образовательный маршрут обучающейся
Объединения ИЗО «Народные узоры» КГКОУ ШИ № 11 в соответствии с ФГОС
Деятельность педагога по дополнительному образования имеет цель – создание условий для развития способностей обучающегося. Важно то, что дополнительное образование даёт возможность для развития детского творчества, особенно с ребенком с ОВЗ. Для развития такого ребёнка, необходимы индивидуальные формы обучения и это можно сделать только одним способом – разработать индивидуальный образовательный маршрут (или учебный план), исходя из возможностей и таланта ребенка.
1.Общие сведения о ребенке
1.Кузнецова Анна Сергеевна, 2006 год р.
2.Возраст - 11 лет
3.Посадка на занятиях-2 ряд, 1-парта, (рисует правой рукой).
4.КГКОУ ШИ №11- 8 вид.
2. Особенности психического развития:
1.Познавательная сфера: не усваивает программный материал по рисованию, особенно в декоративном рисование. Испытывает трудности в рисование эскизов простым карандашом, плохо ориентируется в пространстве на альбомном листе и на акварельных листах форматом А-3.
2.Эмоционально-волевая сфера: На занятиях ведет себя адекватно, не конфликтная, прислушивается к мнению педагога. Очень хорошо может себя настроить на занятие. Инструкции и замечания от педагога хорошо выполняет.
3.Поведенческая сфера: Правила поведения у девочки нормальные: хорошая социальная ориентировка. Помнит, где находятся её вещи (альбом, краски, пастелевые мелки, карандаши и т,д.), следит за своим внешним видом. Активно участвует в конкурсах и выставках.
3.Диагностика обучающегося
Личная карточка ребенка;
тест - опросник, выявляющий способность к творчеству (креативность);
- Назови три основных жанра изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт) - Что такое «эскиз»? - Что такое «композиция»? - Что такое: геометрические фигуры? - Что такое: растительный орнамент? - Назови цвета и элементы Хохломской росписи - Назови цвета Городецкой росписи? - Назови элементы Городецкой росписи?. - Назови, элементы Гжельской росписи? - Назови цвета красок и элементы Дымковской росписи? - Какие элементы присутствуют в Филимоновской росписи? - Что такое ритм в орнаменте? |
3.Направленность образовательного маршрута:
Индивидуальный образовательный маршрут ориентирован на выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала обучающейся художественной студии. Направление развития для художественной деятельности – это декоративное рисование (тип маршрута)
4.Цели и задачи работы с ребенком
Цель: Формирование художественного вкуса и создание условий для самовыражения и самореализации обучающейся в декоративном рисовании разными техниками исполнения.
Задачи:
- познакомить с историей возникновения с декоративными росписями и народными игрушками( хохломская, городецкая, гжельская, жостовская росписи и дымковские, филимоновские полхово-майдановские игрушки);
- научить приемам и технологией работы разными художественными материалами (карандаш, пастель, гуашь, акриловые краски и т.д);
- научить создавать индивидуальные, авторские работы на плоскости и на объемных предметах;
- развить умение целеполагания, планирования и рефлексии собственных действий по созданию продукта художественного творчества.
- воспитывать уважение и любовь к русскому народному творчеству.
5.Ожидаемые результаты:
- имеет представление и знание истории декоративного народного рисования;
-владеет приемами и технологией работы разными художественно - графическими материалами;
- создает индивидуальные авторские работы;
- умеет ставить цель, планировать и осознавать действия по созданию творческих работ.
-с уважением и любовью относится к истории русского народа.
6.Сроки реализации:
Маршрут составлен на 1год сентябрь 2017г. – май 2018г., занятия проводятся 1раз в неделю по 40 минут, общее число 36.
7.Определение роли родителей:
Совместно с опекунами Кузнецовой Анны был разработан индивидуальный образовательный маршрут. Опекуны берут на себя ответственность и обязательство в обеспечении материалами и средствами, необходимых для занятий, мастер - классов, конкурсов, выставок.
8.Учебно - тематический план.
№ | Тема занятия | Количество часов |
теория | практика | итого |
1. | Вводная часть. Тесты на проверку знаний за прошедший период, эскиз. | 1 | 1 | 2 |
2. | История возникновения декоративных росписей, показ презентации Художественные материалы. Эскизы ребенка. | 1 | 1 | 2 |
3. | Хохлома. Беседа о истории, стиле писания. зарисовка эскиза, пастель, акварель, гуашь. | 1 | 3 | 4 |
4. | Городец. Беседа о истории, стиле писания. зарисовка эскиза, пастель, акварель, гуашь. | 1 | 3 | 4 |
5. | Гжель. Беседа о истории, стиле писания. зарисовка эскиза, пастель, акварель, акрил. | 1 | 3 | 4 |
6. | Жостово. Беседа о истории, стиле писания. зарисовка эскиза, пастель, акварель, акрил | 1 | 3 | 4 |
7. | Дымковские игрушки. Беседа о истории, стиле писания. зарисовка эскиза, пастель, акварель, гуашь. | 1 | 3 | 4 |
8. | Филимоновские свистульки. Беседа о истории, стиле писания. зарисовка эскиза, пастель, акварель, акрил | 0,5 | 3 | 3,5 |
9. | Полхово-майданские игрушки. Беседа о истории, стиле писания. зарисовка эскиза, пастель, акварель, акрил | 0,5 | 3 | 3,5 |
10. | Персональные выставки. | | 5 | 5 |
| итого | 8 | 28 | 36 |
9.Содержание программы.
Содержание программы соответствует учебно-тематическому плану.
Тема 1:Вводное занятие – 2 часа.
Теория: Тесты на проверку знаний за прошедший период. правила пожарной безопасности, правила поведения на занятиях-1 час.
Практика: диагностика, зарисовка эскизов-1 час.
Материалы: альбомные листы, простой и цветные карандаши.
Тема 2: История возникновения декоративных росписей, показ презентации
Художественные материалы - 2 часа.
Теория: изучение цветов спектра заданных декоративных росписей и народных игрушек
Показ презентации-1 час.
Практика: рисование эскизы ребенка -1 часа.
Материалы: альбомные листы, кисточки, гуашь.
Тема 3: Хохлома – 4 часа.
Теория: беседа о истории возникновения хохломской росписи, стиле писания. Путешествие в сказку «Золотые вензеля», рассматривание предметов быта с натуральным изображением хохломской росписи, чтение народных сказок и потешек – 1 час.
Практика: зарисовка элементов хохломской росписи на плоской и объёмной поверхности (пошаговое исполнение) – 3 часа.
Материалы: альбомные листы, объемное деревянное блюдо, карандаш, ластик, пастель, кисточки, гуашь.
Тема 4: Городец – 4 часа.
Теория: беседа о итории возникновения Городецкой росписи по иллюстрациям, открыткам, образцам, показ презентации-1 час.
Практика: зарисовка элементов узора, самостоятельная работа над узором «Розановских букетов» на плоском и на объемном предмете -3 часа.
Материалы: альбомные листы, объемная нарезная доска из фанеры, карандаш, ластик, пастель, кисточки, гуашь.
Тема 5: Гжельская роспись – 4 часа.
Теория: беседа о истории возникновения, путешествие в сказку «Гжельская роза», рассматривание предметов быта с натуральным изображением Гжельской росписи, чтение народных сказок и потешек -1 час.
Практика: зарисовка элементов Гжельской росписи на плоской и объёмной поверхности (пошаговое исполнение) – 3 часа.
Материалы: альбомные листы, карандаш, ластик, кисточки, акрил.
Тема 6: Жостовская роспись – 4 часа.
Теория: беседа о истории возникновения, путешествие в сказку «Цветочный мир», рассматривание предметов быта с натуральным изображением Жостовской росписи, просмотр презентации -1 час.
Практика: зарисовка элементов Жостовской росписи на плоской поверхности (пошаговое исполнение) – 3 часа.
Материалы: альбомные листы, картонные фигурные шаблоны, карандаш, ластик, кисточки, акрил.
Тема 7: Дымковские игрушки – 4 часа.
Теория: беседа о истории возникновения Дымковских игрушек, путешествие в сказку «Ярморка», рассматривание натуральных Дымковских игрушек, просмотр презентации -1 час.
Практика: зарисовка эскизов « Дымковских игрушек» на плоской поверхности (пошаговое исполнение) – 3 часа.
Материалы: альбомные листы, картонные фигурные шаблоны, карандаш, ластик, кисточки, пастель, акварель, гуашь.
Тема 8: Филимоновские свистульки – 3,5 часа.
Теория: беседа о истории возникновения Филимоновских свистулек, рассматривание натуральных Филимоновских свистулек, просмотр презентации -0,5 час.
Практика: зарисовка эскизов «Филимоновских свистулек» на плоской поверхности (пошаговое исполнение) – 3 часа.
Материалы: альбомные листы, картонные фигурные шаблоны, карандаш, ластик, кисточки, пастель, акварель, акрил.
Тема 9: Полхово-майданские игрушки.-3,5 часов.
Теория: беседа о истории возникновения Полхово-майдановских игрушек, рассматривание иллюстраций, просмотр презентации -1 час.
Практика: зарисовка эскизов «Полхово-майданских игрушек» на плоской поверхности (пошаговое исполнение) – 3 часа.
Материалы: альбомные листы, картонные фигурные шаблоны, карандаш, ластик, кисточки, пастель, акварель, акрил.
В рамках реализации образовательного маршрута осуществляется взаимодействие с педагогом – психологом, с другими студиями декоративного творчества ( «Золотые ручки», под руководством Струк М,О, «Радуга красок» под руководством Константиновой Т. А., «Настольный теннис» спортивная секция под руководством Гавриловой О.Б). Совместно с педагогами данных направлений осуществляется мониторинг знаний ребенка. Отличительная особенность данного индивидуального маршрута: тесное переплетение нескольких областей интересов, на занятиях кроме техники овладения декоративного рисования, ребенок углубляет свои познания в истории нашей России, окружающем мире, развитии речи и др.
10.Определение способов оценки и самооценки.
В процессе обучения контролируется и фиксируется развитие одаренного ребенка усвоение данного материала в диагностической карте.
Предусматривается проверка текущих результатов (их цель -
выявление ошибок, их поправок и успехов в работе), промежуточных (уровень освоения
программы за полугодие) и итоговых (за текущий год).
Проводятся просмотры и выставки работ, во время которых определяются умения и навыки. Формой подведения итогов работ являются выставки, разнообразные конкурсы.
Особенность обучения детей в системе дополнительного образования заключается в том, что ребенок идет на занятия, исходя из своих интересов и возможностей. То, что ребенок делает с любовью, он постоянно совершенствует, реализует новые замыслы и идеи.