СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Единого Всекубанского урока, посвящённого Дню Краснодарского края "Народный историко-краеведческий музей имени П, Я. Штанько"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка Единого классного часа о создании станичного историко-краеведческого музея.

Просмотр содержимого документа
«Единого Всекубанского урока, посвящённого Дню Краснодарского края "Народный историко-краеведческий музей имени П, Я. Штанько"»



Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования

«Центр развития образования»

муниципального образования Новокубанский район

конкурс

на лучшую разработку

Единого Всекубанского урока,

посвящённого Дню Краснодарского края



Работу выполнила:

учитель кубановедения

МОБУСОШ № 11

ст. Бесскорбной

Новокубанского района

Краснодарского края

Вендина Валентина Григорьевна



2016 год.


Урок-исследование для учащихся 5-9 классов


Тема: «Народный историко-краеведческий музей».


Цели: 1. Формировать представление о своей малой родине как о составной части Краснодарского края.

2. На основе собранных материалов познакомить с историей возникновения Народного историко-краеведческого музея имени Героя Социалистического труда П. Я. Штанько.

3. Систематизировать собранный материал.

4. Воспитывать интерес к истории края, понимание важности охраны и сохранения памятников культуры.

5. Воспитывать любовь к родине, родному краю, уважение к людям.


Оборудование: карта Краснодарского края, мультимедийная презентация, фотографии с изображением музейных экспонатов, рисунки учащихся.


Методы исследования: поисковые, систематизация, учебные, просветительские, пропагандистские, творческие, краеведческие.


Содержание урока


С детских лет человеку близко и дорого место, где он родился, жил, учился, сделал первые шаги в самостоятельную жизнь. С чего начинается Родина для каждого из нас? С весёлого шума деревьев на улицах нашего детства, со школьных весёлых перемен, с золотого моря пшеницы на бескрайних кубанских полях. И куда бы ни забросила нас жизнь, мы всегда будем вспоминать то место, где родились, свою родную станицу. Ведь наш маленький росточек пророс в этой кубанской благодатной почве.

Знать историю своей местности должен каждый образованный человек, а хранителями истории являются музеи, созданные истинными патриотами своей Родины.

Сегодня мы познакомимся с историей создания в станице Бесскорбной Народного историко-краеведческого музея имени Героя Социалистического труда Павла Яковлевича Штанько.

(Слайд №1)

В работе принимают участие 2 группы учащихся, которые занимались исследовательской работой.


1 группа «Историков» подготовила сообщение об истории возникновения станицы Бесскорбной.


Край, что малой родиной зовётся,

Корни наши здесь и здесь истоки.

Пусть любовью в сердце отзовётся,

Пусть признаньем станут эти строки.


Почему здесь предки поселились?

Воевали как? И как трудились?

Здесь станицу нашу возводили,

Наших юных прадедов учили.


Пусть поведают истории страницы

Появились как предгорные станицы,

Где одна из них родная наша.

Нет для нас милей её и краше!


И мечтой и силою упорной

Ей дано быть нашею Бесскорбной,

Чтоб без скорби здесь жилось всем в счастье,

Принимай во всех делах участье.

И девизом будут пусть любому:

Любовь к краю как к родному дому!


Постамент и стройная колонна,

Лавры здесь чугунного литья.

В рамках – вязь имён, мы удивлённо

Извлекаем их из забытья…


Казаки пожертвовали щедро

И воздвигли в парке молодом,

Ведь Хопёрский полк всегда был первым,

Он на штурм Азова шёл с Петром.


Век назад он был открыт на сходе

И в тени деревьев вековых.

Мы сегодня слышим, что в народе,

Чтут своих героев, как живых.



Церковь не спасли – признать приходится,

Но такие были времена.

Но сегодня – новая возводится,

Значит, стала новой и страна.


Летом тополь вновь засеребрится,

Вновь созреют вишня и смородина

Есть ещё в станице, чем гордиться –

Это ОАО – колхоз наш – РОДИНА!


Связь времён - всегда живая нить.

Будущее с прошлым породнится.

На земле, чтоб человеком жить,

Надо малой родиной гордиться!

В этих стихах, написанных Булычёвым Борисом Александровичем история нашей станицы, но все, же следует дополнить, что возникновение многих предгорных станиц связано с Кавказской войной. К ним относятся станицы: Отрадная, Упорная, Надёжная, Бесстрашная, Передовая, Бесскорбная и другие.

Станица Бесскорбная расположена на левом берегу реки Уруп, основана 24 июня 1855 года атаманом Лазаревым.

Переселившиеся сюда казаки-добровольцы окружили своё поселение глубоким рвом, огородили крепким, высоким колючим плетнём с воротами, постоянно охраняемыми стражей. Бесскорбная была населена черниговскими, полтавскими и старо-литейными казаками-добровольцами.

(Слайд № 2-5)

С самого начала её существования рядом с казаками были переселенцы не казачьего происхождения, в большинстве своём ремесленники, хлеборобы, упорным трудом осваивающие лесные дебри, запущенные земли. О самом названии станицы говорят по- разному. Существует легенда, по которой имя станице дали в честь иконы «Всех скорбящих Радость». Якобы её нашли, когда закладывали фундамент будущего храма. Посчитали это знамением, и станицу решено было назвать Бесскорбной. Однако, существует неоспоримый документ, в котором говорится, что один ставропольский купец заключил договор о строительстве церкви в 1864 году в станице Бесскорбной. Значит, станица к моменту строительства храма уже была.

Более 100 лет тому назад по инициативе атамана, есаула Владимира Артемьевича Кокаева в центре станицы на добровольные пожертвования казаков 8 сентября 1896 года был возведён памятник в честь 200-летия боевой казачьей дружины - «Хопёрского полка», ходившего с Петром I на штурм Азова, откуда и ведёт свою родословную Кубанское казачье войско.

(Слайд № 6-7)

Памятник был торжественно открыт при большом станичном сходе. На квадратном каменном постаменте возвышается чугунная колонна. В овальных рамках из чугунного литья, обрамлённых лавром, расположенных по сторонам света, надписи об исторических событиях, руководителях войска, Лабинского отдела и станицы.

Со временем вокруг памятника был заложен и вырос парк, который стоит на возвышении в красивом месте, в сени деревьев, где любили отдыхать станичники. В центре парка располагалась церковь, которая впоследствии была перестроена в кинотеатр. В 1978 году это историческое здание было снесено и на этом месте построено современное здание Дома культуры. Именно в Доме культуры находится Народный историко-краеведческого музей имени Героя Социалистического труда Павла Яковлевича Штанько.

(Слайд № 8)


2 группа «Исследователей» представит свою поисковую работу.

История возникновения музея начинается с середины 70-х годов прошлого столетия. Мы встретились с интересным человеком, замечательным педагогом, учителем истории Баркаловой Анной Семёновной. (Слайд № 9)

Из её рассказа следует, что в 1976 году как то, на урок истории учащиеся Грицай Александр и Чмелько Николай принесли старинные монеты, которые нашли в кургане, распаханном тракторами колхоза. Эта находка привлекла внимание директора школы, учителя истории, ветерана Великой Отечественной войны Фоменко Ивана Давыдовича. (Слайд № 10)

Он предложил создать в школе маленький музей нумизматики. По его инициативе учащиеся стали приносить в школу старинные монеты, значки, медали, предметы обихода, посуду, инструменты, рукоделие, вышивки для создания школьного музея. (Слайд № 11)

Школьный музей расположился в маленьком кабинете директора школы. На полках появились старинные самовары, кувшины, макитры. Экспонатов оказалось очень много.

Идея создания настоящего исторического музея увлекла Фоменко Ивана Давыдовича в тот момент, когда в другом распаханном кургане были найдены: каменное женское изваяние Половецкой бабы, женские ожерелья, броши. Все ценные находки были исследованы группой историков Армавирского государственного педагогического института и отправлены в Краснодар. Сейчас эти экспонаты выставлены в Краснодарском государственном историко-археологическом музее-заповеднике имени Е. Д. Фелицина.

Иван Давыдович обратился к председателю колхоза «Родина» Павлу Яковлевичу Штанько с просьбой о выделении помещения для размещения исторического музея. Была отведено место в здании Дома культуры.

(Слайд № 12-13)

Фоменко Иван Давыдович стал директором музея. Около четырёх лет он собирал по крупицам исторические материалы, комплектовал коллекции этнографического, естественноисторического направления, обрабатывал, готовил экспонаты к показу. Ему помогали учителя-историки Баркалова Анна Семёновна, Яценко Иосиф Семёнович, учащиеся школ, жители станицы.

18 октября 1982 года в станице Бесскорбной был открыт музей Трудовой и боевой славы. В экспозиции музея макеты казачьих хозяйственных и жилых построек, фрагменты архитектуры, изделия из бронзы, керамики, стекла, уникальная коллекция старинных монет, фотографии первого атамана станицы Степана Кузьмича Яценко, который внёс огромный вклад в развитие просвещения в станице. Именно по его инициативе было построено в 1912 году здание учительской семинарии и несколько церковноприходских школ по краям станицы.

(Слайд № 14-20)

В музей вхожу всегда с волненьем.

Оно и ясно почему:

В нём связь времён и поколений,

Мы перед ними все в долгу.


В нём всё: рождение станицы,

Гончарный горн, топор, соха,

И рукоделье мастерицы,

Наряд старинного образца.


А кинь свой взгляд на стену налево

И оживут тот час в глазах

30-й год, колхоз и поле,

Где трудовой царит размах.


Кипит колхозная работа

Свет новой жизни всех пьянит.

Вон комсомолец на учёбу

В МТС с зарёй спешит.


А это что? – снаряды, каски,

Что за жуткий экспонат?

Да то война в станице нашей

Свой оставила «наряд».


Ах, Музей! Я благодарна

Рукотворцу твоему-

Ивану Давыдовичу Фоменко,

Он воплотил свою мечту.


А мечтал тебя создать он!

Всё скрупулёзно собирал.

Своей идеей благородной

Всех ребятишек зажигал.


И несли ему детишки

Всё, что собрано в тебе,

В каждой рамке, в каждой книжке

Оставил память о себе.


Его всё сделано руками:

Макеты, стенды, муляжи.

Всё сам строгал, сбивал и клеил

Три года с лишним, как миг, ушли.


Ему огромное спасибо,

Музей, что ныне ты, живёшь,

Что нас роднишь ты с прошлой жизнью,

К себе приветливо зовёшь.


(Автор Баркалова Анна Семёновна, учитель истории СШ №11)


С октября 1995 года руководителем музея является Булычёв Борис Александрович, историк, участник ВО войны, ветеран труда, поэт, энергичный, инициативный, увлечённый своим делом человек.

(Слайд № 21-26)

Борис Александрович является достойным приемником создателя музея - Ивана Давыдовича Фоменко. Он ведёт постоянную работу по поиску новых экспонатов, занимается комплектованием, хранением, изучением и популяризацией памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также экскурсионно-лекционной деятельностью. В 1998 году является участником 20-х Международных Крупновских чтений по археологии на Северном Кавказе, проходивших в городе Железноводске.

Борис Александрович проводит экскурсии не только для жителей станицы. Сюда приезжают из других станиц и районов. В станичном музее собраны уникальные исторические материалы о жизни кубанского казачества. География музея широка: от Курильских островов до Греции, Бельгии и Америки.

В годы репрессии казаков много людей оказалось оторванными от родной земли. Так и стало с семьёй потомственного казака Фёдора Конарёва. Семья вынуждена была эмигрировать за границу.

В книге отзывов музея есть запись на английском языке. Её оставил Александр Тихонович Конарёв, житель американского Кливленда. Несколько лет назад он привёз в Бесскорбную своего сына, дочь и внука. Старший Конарёв говорит по-русски, а дети, увы, не знают языка предков.

20 июля 2010 года музей посетил атаман Кубанского казачьего войска, казачий генерал Николай Александрович Долуда. Ему очень понравился музей, в книге записи оставил такие слова: «Безумно понравился музей. Где есть музей, там всегда будет прослеживаться связь времён и поколений. Это наша история, наша память».

Музей неоднократно награждался грамотами, благодарственными листами от Министерства культуры России, Главой администрации района, Грамотами краевого значения.

(Слайд № 27-28)

Согласно разъяснениям Министерства культуры Российской Федерации, учредителями музея - администрацией Бесскорбненского поселения и правления колхоза «Родина» в 1997 году музею присвоено почётное звание народного.


Систематизация материала

- Для чего был создан музей в станице Бесскорбной?

- Кто является основателем музея?

- Какая работа проводится в музее Б. А. Булычёвым?


Итог урока:

- Почему важно сохранять исторические памятники?

Выступление на семинаре по Кубановедению 12.09.11 г.

На мой взгляд, уроки Кубановедения проходят продуктивнее, если некоторые темы связывать с историей, природными факторами той местности, в которой проживают учащиеся.

Некоторые темы подсказывают сами дети, если хотят узнать что-то интересное из истории станицы, Новокубанского района или Армавира.

В станице Бесскорбной есть Народный историко-краеведческий музей имени Павла Яковлевича Штанько. Ученики школ, жители часто посещают музей. Поэтому историей создания музея заинтересовались дети. Весь материал для урока и презентации базировался на воспоминаниях учителя истории СШ№ 11, пенсионерки А. С. Баркаловой. (Слайд № 9)

История возникновения музея начинается с середины 70-х годов прошлого столетия.

Из её рассказа следует, что в 1976 году как то, на урок истории учащиеся 7 класса принесли старинные монеты, женские украшения в виде колье и браслета, осколки глиняной посуды, которые нашли в кургане, распаханном тракторами колхоза. Эта находка привлекла внимание директора школы, учителя истории, ветерана Великой Отечественной войны Фоменко Ивана Давыдовича. (Слайд № 10)

Он предложил создать в школе маленький музей нумизматики, потому что больше всего из находки много было монет. По его инициативе учащиеся стали приносить в школу старинные монеты, значки, медали, предметы обихода, посуду, инструменты, рукоделие, вышивки для создания школьного музея. (Слайд № 11)

Школьный музей расположился в маленьком кабинете директора школы. На полках появились старинные самовары, кувшины, макитры. Экспонатов оказалось очень много.

Идея создания настоящего исторического музея увлекла Фоменко Ивана Давыдовича в тот момент, когда в другом распаханном кургане были найдены: каменное женское изваяние Половецкой бабы, женские ожерелья, броши. Все ценные находки были исследованы группой историков Армавирского государственного педагогического института и отправлены в Краснодар. Сейчас эти экспонаты выставлены в Краснодарском государственном историко-археологическом музее-заповеднике имени Е. Д. Фелицина.

Иван Давыдович обратился к председателю колхоза «Родина» Павлу Яковлевичу Штанько с просьбой о выделении помещения для размещения исторического музея. Была отведено место в здании Дома культуры. (Слайд № 9)

Особо хочется отметить, что здание школы, в котором первоначально располагался музей старинное, построено в 1913 году, по инициативе атамана станицы Степана Кузьмича Яценко. (Слайд № 9)

Строилось здание учительской семинарии. Предполагалось, что выпускники семинарии будут работать по всему югу Кубани. Поэтому строительство велось за счёт средств казачества станицы. Помощь в строительстве так же оказывало Кубанское казачье войско Екатеринодара.

Семинария была построена за год. Работала бригада в количестве 15 человек. Все работы выполнялись вручную. Бесскорбненская учительская семинария давала будущим учителям право на занятие должности учителя начальной школы. Слушатели Бесскорбненской Учительской Семинарии помимо общеобразовательных предметов, но и Закон Божий, церковно-славянский язык. Основной формой занятий был урок, продолжительностью 50 минут. В день было 5 уроков. В семинарии обучалось 120 слушателей и работало 8 учителей.

В Кубанской области таких семинарий было 5, в том числе и Бесскорненская.

Десять лет просуществовала в станице Бесскорбной учительская семинария. В 1924 году семинария была переведена в город Армавир. Таким образом, Бесскорбненская учительская семинария проложила дорогу высшему учебному заведению в городе Армавире – Государственному педагогическому университету.

После того, как педагогическая семинария перестала существовать в станице Бесскорбной, было решено в здание перевести среднюю школу. Сейчас здесь располагается начальная школа.

(Слайд № 12-13)

Около четырёх лет он собирал по крупицам исторические материалы, комплектовал коллекции этнографического, естественноисторического направления, обрабатывал, готовил экспонаты к показу. Ему помогали учителя-историки Баркалова Анна Семёновна, Яценко Иосиф Семёнович, учащиеся школ, жители станицы.

18 октября 1982 года в станице Бесскорбной был открыт музей Трудовой и боевой славы. Фоменко Иван Давыдович стал директором музея. В экспозиции музея макеты казачьих хозяйственных и жилых построек, фрагменты архитектуры, изделия из бронзы, керамики, стекла, уникальная коллекция старинных монет, фотографий.

С октября 1995 года руководителем музея является Булычёв Борис Александрович, историк, участник ВО войны, ветеран труда, поэт, энергичный, инициативный, увлечённый своим делом человек.

(Слайд № 21-26)

Борис Александрович является достойным приемником создателя музея - Ивана Давыдовича Фоменко. Он ведёт постоянную работу по поиску новых экспонатов, занимается комплектованием, хранением, изучением и популяризацией памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также экскурсионно-лекционной деятельностью

Борис Александрович проводит экскурсии не только для жителей станицы. Сюда приезжают из других станиц и районов. В станичном музее собраны уникальные исторические материалы о жизни кубанского казачества. География музея широка: от Курильских островов до Греции, Бельгии и Америки.

В годы репрессии казаков много людей оказалось оторванными от родной земли. Так и стало с семьёй потомственного казака Фёдора Конарёва. Семья вынуждена была эмигрировать за границу.

В книге отзывов музея есть запись на английском языке. Её оставил Александр Тихонович Конарёв, житель американского Кливленда. Несколько лет назад он привёз в Бесскорбную своего сына, дочь и внука. Старший Конарёв говорит по-русски, а дети, увы, не знают языка предков.

20 июля 2010 года музей посетил атаман Кубанского казачьего войска, казачий генерал Николай Александрович Долуда. Ему очень понравился музей. Музей неоднократно награждался грамотами, благодарственными листами от Министерства культуры России, Главой администрации района, Грамотами краевого значения.

(Слайд № 27-28)

Согласно разъяснениям Министерства культуры Российской Федерации, учредителями музея - администрацией Бесскорбненского поселения и правления колхоза «Родина» в 1997 году музею присвоено почётное звание народного.

В истории нашей станицы есть имя Фоменко Ивана Давыдовича, именно благодаря нему, был создан музей. А где есть музей, там всегда будет прослеживаться связь времён и поколений. Это наша история, наша память.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!