Урок «Единственное и множественное число
имён существительных» (3 урок по теме)
программа «Школа России» В.П.Канакина
Цели: формировать умения употреблять в речи формы единственного и множественного числа, определять число имён существительных, дать понятие об именах существительных, не изменяющихся по числам.
Оборудование: электронная презентация, карточки с заданием, картинки (гайки со словами)
О какой книге идёт речь?
Все мы с детства любим книжки
Про забавных коротышек (слайд 1)
(Незнайка и его друзья)
Как называется город, в котором жили коротышки? (слайд 2) (Цветочный город)
Идём в гости к Молчуну (слайд 2 гиперссылка Молчун)
Молчун предлагает тест. Рисуем фигурку, которая стоит возле правильного ответа.
Возвращаемся в цветочный город ( )
Идём в гости к Незнайке (слайд 2 гиперссылка Незнайка)
На экране появляются слова.Если слово написано верно, ставим +, а если неверно -.
Возвращаемся в цветочный город ( )
Идём в гости к Пульке с Булькой (слайд 2 гиперссылка Пулька с Булькой)
Они приготовили загадки:
Ночью на небе один
Золотистый апельсин.
Миновали две недели,
Апельсина мы не ели,
Но осталась в небе только
Апельсиновая долька.
Он, конечно, самый главный
Озорник-шалун забавный.
Он в огромной синей шляпе
Неумеха и растяпа.
Написать отгадки. Разобрать слова как часть речи.
Месяц – сущ., неодуш.,нариц., ед.ч.
Незнайка - сущ., одуш.,собств., ед.ч.
Возвращаемся в цветочный город ( )
Идём в гости к Растеряйке (слайд 2 гиперссылка Растеряйка)
Растеряйка разбросал картинки. Распределите их на две группы. (одушевлённые и неодушевлённые)
Возвращаемся в цветочный город ( )
Идём в гости к Тюбику (слайд 2 гиперссылка Тюбик)
Зарядка для глаз
Возвращаемся в цветочный город ( )
Идём в гости к Ворчуну (слайд 2 гиперссылка Ворчун)
Ворчуну надо распределить выделенные существительные по числам. (записываем в два столбика)
Эй, спасайтесь поскорей —
Убежал из кухни Клей!
Никого он не жалеет:
Всех, кого ни встретит, клеит!
Склеил банки и бутылки,
Ложки, плошки, чашки, вилки,
Склеил вешалку и шляпу,
Склеил лампу и пальто,
К стулу он приклеил папу —
Не отклеить ни за что!
Возвращаемся в цветочный город ( )
Идём в гости к Пончику (слайд 2 гиперссылка Пончик)
Сделаем с Пончиком зарядку.
На экране будут появляться слова.
Если слово стоит в единственном числе, прыгаем на одной ножке.
Если слово стоит во множественном числе – поворот вокруг себя.
Изменим число имён существительных, которые видим на экране. (каждой колонке дать листок, чтобы они по цепочке выполнили задание).
При выполнении задания дети сталкиваются с затруднением. Они не могут изменить число слов эскимо и каникулы.
Для решения проблемы идём к Знайке.
Возвращаемся в цветочный город ( )
Гора | Столы |
Куст | Деревья |
Ёж | Дома |
Капля | Грибы |
Море | Норы |
Эскимо | Каникулы |
Идём в гости к Знайке (слайд 2 гиперссылка Знайка)
Работа по правилу в учебнике.
Возвращаемся в цветочный город ( )
Идём в гости к Винтику и Шпунтику (слайд 2 гиперссылка Винтик и Шпунтик)
Наводим порядок в мастерской.
На гайках написаны слова. Надо разложить гайки на полочки.
Существительные, которые употребляются только в единственном числе;
Существительные, которые употребляются только во множественном числе;
Существительные, которые изменяются по числам;
Прощаемся с жителями Цветочного города.
- Какое открытие мы сделали сегодня на уроке?
ДЗ
Стр.64 упр 112