СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Единство требований к учащимся 5 классов, учёт индивидуальных особенностей учащихся, адаптация детей к обучению в школе 2-й ступени, сформированности ЗУН. (педсовет 1 четверть)

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 

 

 

 

 

 

 

     Единство требований к учащимся 5 классов, учёт   индивидуальных особенностей учащихся, адаптация детей к обучению в школе 2-й ступени, сформированности ЗУН.

 (педсовет 1 четверть)

 

 

 

 

Воспитатель: Шепелина Н.Ю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2004 – 2005 гг.

 

 

   Любой педагог подтвердит, что начало 5 класса – сложный период не только для ребёнка, но и для родителей, и для учителей. Сложностей много, и связаны они не только с учебным процессом, но и с организацией жизни в школе. И хотя каждая школа – сложный и своеобразный «организм», но многие проблемы, испытываемые пятиклассниками, похожи. Так в большинстве случаев, сами пятиклассники указывают, что в школе стало сложнее, потому что:

  • Очень много разных учителей;
  • Непривычное расписание;
  • Много новых кабинетов, которые неизвестно как расположены;
  • Новые дети в классе, в школе;
  • В средней школе мы – самые маленькие, а в начальной школе были уже большими;
  • Проблемы со старшеклассниками;
  • Предметное обучение.

  Возникает ситуация новой системы образования. Интересно, но тревожно, хочется быть активным, умным и независимым, а трудно; хочется быть нужным и успешным в группе своих одноклассников, чтобы каждый новый учитель оценил и увидел всё самое лучшее, что есть во мне, ведь я не хуже других. Есть дети, которые легко и свободно вписываются в школьную систему требований, норм и социальных отношений, но большинство учащихся 5-х классов, подвержены дезадаптации, т.е. ребёнок становится невнимательным, менее ответственным, тревожным, хуже учится по сравнению с начальной школой. Осложняется сам учебный процесс, продуктивность работы снижается, со своим высоким уровнем тревожности ребёнок неадекватен в восприятии отношений с новыми одноклассниками и неизвестными учителями, появляется чувство неуверенности.

  Успешность адаптации младшего подростка в большей степени зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от:

  • Его способности к установлению межличностных отношений с педагогами;
  • Навыков ориентации в пространстве школы;
  • Навыков достойного поведения со своими новыми одноклассниками и общаться с ними, дружить;
  • Способности принимать и соблюдать классные и школьные правила жизни;
  • Отношение к себе и положительного отношения к школьному миру.

  Важно также, на сколько психологические качества детей, их умения и особенности соответствуют требованиям конкретного учителя в связи с особенностями предметного обучения.

  Среди трудностей школьной жизни пятиклассников, наиболее часто указываются:

  • Темп работы, и, видимо, как следствие – неумение быстро записывать, конспектировать;
  • Объём работы, как на уроке, так и дома;
  • Новые, непривычные требования к оформлению работ;
  • Необходимость самостоятельно находить и работать с дополнительной литературой.

   По данным психологов, ситуация адаптации вызывает у большей части пятиклассников повышенную тревожность, как школьную, так и личностную, а также зачастую – появлению страхов. Например, страх несоответствия ожиданиям окружающих, который при этом доминирует над страхом самовыражения в индивидуальных показателях. Ребёнок младшего подросткового возраста задумывается: «А что про меня подумают другие, и одноклассники и учителя!» поэтому иногда и способный ребёнок не проявляет в должной мере свои возможности. Проблемы привыкания, приспособления неизбежно возникают у детей (в той или иной степени) в начале обучения, как в начальной школе, так и в средней, и в старшей школе. Каждый такой переходный период обладает своей спецификой, связанной, в первую очередь,  с психологическим своеобразием возраста.

   Возраст пятиклассников можно назвать переходным от младшего школьного возраста к младшему подростку (отрочеству). Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства зрелости, главного личностного новообразования, которое в первую очередь, свидетельствует о развитии личности подростка.

   Умственная активность подростка высока, но способности будут развиваться только в деятельности с положительными эмоциями, успех или неуспех оказывают ведущую роль в поддержании мотивации учения. Оценки играют ведущую роль в этом: высокая оценка даёт возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противном случае неизбежен внутренний дискомфорт, и даже конфликт.

    Все эти психологические особенности постепенно проявляются как раз в возрасте 10 – 11 лет, при переходе в среднюю школу, достигая апогея к 13 – 14 годам. Поэтому процесс адаптации в этом возрасте может оказаться весьма непростым, и соучастие педагогов в этом процессе весьма необходимо.

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!