Единство требований к учащимся 5 классов, учёт индивидуальных особенностей учащихся, адаптация детей к обучению в школе 2-й ступени, сформированности ЗУН.
(педсовет 1 четверть)
Воспитатель: Шепелина Н.Ю.
2004 – 2005 гг.
Любой педагог подтвердит, что начало 5 класса – сложный период не только для ребёнка, но и для родителей, и для учителей. Сложностей много, и связаны они не только с учебным процессом, но и с организацией жизни в школе. И хотя каждая школа – сложный и своеобразный «организм», но многие проблемы, испытываемые пятиклассниками, похожи. Так в большинстве случаев, сами пятиклассники указывают, что в школе стало сложнее, потому что:
- Очень много разных учителей;
- Непривычное расписание;
- Много новых кабинетов, которые неизвестно как расположены;
- Новые дети в классе, в школе;
- В средней школе мы – самые маленькие, а в начальной школе были уже большими;
- Проблемы со старшеклассниками;
- Предметное обучение.
Возникает ситуация новой системы образования. Интересно, но тревожно, хочется быть активным, умным и независимым, а трудно; хочется быть нужным и успешным в группе своих одноклассников, чтобы каждый новый учитель оценил и увидел всё самое лучшее, что есть во мне, ведь я не хуже других. Есть дети, которые легко и свободно вписываются в школьную систему требований, норм и социальных отношений, но большинство учащихся 5-х классов, подвержены дезадаптации, т.е. ребёнок становится невнимательным, менее ответственным, тревожным, хуже учится по сравнению с начальной школой. Осложняется сам учебный процесс, продуктивность работы снижается, со своим высоким уровнем тревожности ребёнок неадекватен в восприятии отношений с новыми одноклассниками и неизвестными учителями, появляется чувство неуверенности.
Успешность адаптации младшего подростка в большей степени зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от:
- Его способности к установлению межличностных отношений с педагогами;
- Навыков ориентации в пространстве школы;
- Навыков достойного поведения со своими новыми одноклассниками и общаться с ними, дружить;
- Способности принимать и соблюдать классные и школьные правила жизни;
- Отношение к себе и положительного отношения к школьному миру.
Важно также, на сколько психологические качества детей, их умения и особенности соответствуют требованиям конкретного учителя в связи с особенностями предметного обучения.
Среди трудностей школьной жизни пятиклассников, наиболее часто указываются:
- Темп работы, и, видимо, как следствие – неумение быстро записывать, конспектировать;
- Объём работы, как на уроке, так и дома;
- Новые, непривычные требования к оформлению работ;
- Необходимость самостоятельно находить и работать с дополнительной литературой.
По данным психологов, ситуация адаптации вызывает у большей части пятиклассников повышенную тревожность, как школьную, так и личностную, а также зачастую – появлению страхов. Например, страх несоответствия ожиданиям окружающих, который при этом доминирует над страхом самовыражения в индивидуальных показателях. Ребёнок младшего подросткового возраста задумывается: «А что про меня подумают другие, и одноклассники и учителя!» поэтому иногда и способный ребёнок не проявляет в должной мере свои возможности. Проблемы привыкания, приспособления неизбежно возникают у детей (в той или иной степени) в начале обучения, как в начальной школе, так и в средней, и в старшей школе. Каждый такой переходный период обладает своей спецификой, связанной, в первую очередь, с психологическим своеобразием возраста.
Возраст пятиклассников можно назвать переходным от младшего школьного возраста к младшему подростку (отрочеству). Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства зрелости, главного личностного новообразования, которое в первую очередь, свидетельствует о развитии личности подростка.
Умственная активность подростка высока, но способности будут развиваться только в деятельности с положительными эмоциями, успех или неуспех оказывают ведущую роль в поддержании мотивации учения. Оценки играют ведущую роль в этом: высокая оценка даёт возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противном случае неизбежен внутренний дискомфорт, и даже конфликт.
Все эти психологические особенности постепенно проявляются как раз в возрасте 10 – 11 лет, при переходе в среднюю школу, достигая апогея к 13 – 14 годам. Поэтому процесс адаптации в этом возрасте может оказаться весьма непростым, и соучастие педагогов в этом процессе весьма необходимо.