СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Единый классный час «Твоя будущая профессия». Конспект урока.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

-углубить знания о различных профессиях;

-ознакомить с классификацией профессий;

-показать отличия понятий «профессия», «должность», «специальность»;

-развивать интерес к миру профессий;

-формировать мотивацию к осознанному выбору профессии;

-побуждать к поиску информации о различных профессиях;

-побуждать к саморазвитию и самовоспитанию.

Просмотр содержимого документа
«Единый классный час «Твоя будущая профессия». Конспект урока.»

9 класс.

Классный час.


«Твоя будущая профессия»


Цели:

-углубить знания о различных профессиях;

-ознакомить с классификацией профессий;

-показать отличия понятий «профессия», «должность», «специальность»;

-развивать интерес к миру профессий;

-формировать мотивацию к осознанному выбору профессии;

-побуждать к поиску информации о различных профессиях;

-побуждать к саморазвитию и самовоспитанию.


Оборудование: проектор, экран, ноутбук, презентация, памятки, карточки с тестами.


Ход урока.


Мотивация.

Проблема выбора профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. К выбору необходимо подходить крайне внимательно. Не стоит пускать это на самотёк.


Слайд.

Эпиграфом нашего урока будут слова китайского философа Конфуция:

«Найди себе работу по душе, тогда тебе не придется работать ни одного дня в жизни».


Слайд.

Для достижения успеха необходимо выбрать именно ту профессию, где воедино сольются три основополагающих фактора: хочу, могу, надо.

Под понятием «хочу» подразумевается вид деятельности по душе, род занятий, от которого вас невозможно будет оторвать.

Категория «могу» - это иная категория, где следует учитывать навыки занятий не тех, что вам нравятся, а тех, что у вас получаются, то есть то, что вы можете делать лучше других. У каждого человека свои способности.

В понятие «надо» заложен принцип востребованности обществом тех или иных профессий.

Если вы сумеете совместить свои хочу, могу и надо, то профессиональный выбор будет удачным. Иными словами, задача заключается в том, чтобы найти профессию, которая:

-интересна и привлекательна для вас;

-соответствует вашим способностям;

-пользуется спросом на рынке труда.

Сегодня на уроке мы проведем «ликбез» в сфере профессий. Эта сфера вам с одной стороны хорошо знакома, с другой стороны - требует изучения.


Основная часть.

А что означает слово «профессия»?


Слайд.

Слово «профессия» происходит от латинского слова professio, означающего «публичное выступление». Во времена Древнего Рима так называли род занятий, которому человек себя посвящал и о котором заявлял публично.


Слайд.

Сейчас под профессией понимают такое занятие человека, которое: требует специальной подготовки, обучения. 


Слайд.

Те виды работы, которыми сразу может заниматься любой человек, взятый «с улицы» (например, распространитель листовок), - это еще не профессия. Ее нужно осваивать, а для этого требуются способности и затраты труда.


Слайд.

Практикуется человеком регулярно. Чаще всего профессия подразумевает возможность и необходимость регулярного, а не эпизодического труда. К примеру, если человек занимается преподаванием и время от времени пишет еще и статьи по тому предмету, который преподает, то его профессия - «преподаватель», а не «автор статей»;


Слайд.

Служит источником средств к существованию. Этим профессия отличается от хобби. Хобби - занятие, совершаемое человеком ради собственного удовольствия, профессия помогает зарабатывать на жизнь.


Слайд.

Если профессия тоже приносит удовольствие, очень хорошо.


Слайд.

Профессию надо отличать от специальности и должности.

Специальность - это конкретный вид деятельности в рамках какой-либо профессии. Например, профессия – преподаватель, специальности – учитель математики, учитель физики, учитель химии, учитель истории, учитель биологии.


Слайд.

Должность – это конкретный трудовой пост в организации.

Некоторые должности вообще не связаны с требованиями к профессии человека. Например, кондуктором в общественном транспорте может стать и студент-философ, или вышедший на пенсию инженер, или даже выпускник средней школы, не получивший пока вообще никакой профессии. 


Слайд.

Бывают люди и так называемых «свободных профессий» (чаще всего это художники, скульпторы, литераторы и т.п.), которые не занимают какую-либо конкретную должность, а выполняют отдельные заказы или живут на средства от продаж своих произведений.

Ребята, как вы думаете, сколько профессий существует в наши дни?


Слайд.

Специалисты утверждают, что сейчас в мире существует более 50 тысяч различных профессий и специальностей и ежегодно, по некоторым данным, появляется около 500 новых.

Мир профессий не является чем-то застывшим. Он изменчив, творческая мысль людей не дает ему «окаменеть». Одни профессии отмирают, другие появляются, объединяются, разделяются.


Какие профессии ушли в прошлое?

(обсуждение)

Резчики льда занимались тем, что распиливали лёд на замёрзших озёрах и доставляли его заказчикам для винных погребов и холодильных камер. Такая работа считалась опасной и зачастую выполнялась в экстремальных условиях.

До изобретения электрических ламп фонарщики пользовались длинными шестами, при помощи которых они зажигали, гасили и заправляли уличные фонари.

В России XVI-XIX веков существовала профессия бурлак. Это люди, которые тянули судно против течения, идя по берегу. Ужас, какой тяжелый был труд!

Ткачи. Да, такая популярная ранее профессия сейчас уже исчезла. Производство тканей практически полностью автоматизировано.

Ямщик (извозчик) - тоже уже нет такой специальности. А раньше представляете, как популярна она была?

Водонос. Такая профессия существовала, пока не появилось водоснабжение.

Коробейник (или офеня). Продавец различных мелких нужных вещиц.

Таперы - люди, игравшие на фортепиано во время показа фильма в кинотеатре. Эта профессия исчезла с появлением звука в кино.

Телефонистки. Эта профессия ушла в прошлое с изобретением АТС. Любопытно, что отбор в телефонистки был очень серьезный. Туда брали девушек из хороших семей, с покладистым характером. Рост должен быть выше среднего и у девушек должны были быть длинные руки, чтобы они могли дотянутся до самых дальних частей коммутатора.

Исчезли уже и мельники.

Не так давно исчезла профессия машинистки.


Какие новые профессии появились?

(обсуждение)

Копирайтер. Это человек, который пишет на заказ тексты различного характера: рекламные тексты, сценарии, слоганы. 

Клипмейкер - специалист по производству и съемке видеоклипов.

Промоутер - специалист по продвижению какого-либо товара или услуг.

Мерчендайзер - это специалист по продвижению продукции в розничной торговле. Если коротко, мерчендайзер - это человек, занимающийся расстановкой товаров на полках магазинов и супермаркетов.


Чтобы «не запутаться» в профессиях, специалисты объединяют их в крупные классы, типы. В России все профессии объединяют в пять больших групп, типов.


Слайд.

Первый тип: человек-природа. Люди этих профессий имеют дело с живой и неживой природой: ветеринар, агроном, егерь, микробиолог.


Продолжите.

(обсуждение)

Кинолог, геолог, садовод, цветовод, животновод.

Для них характерен общий предмет труда (на что направлен труд) – животные и растения, почва и воздушная среда.


Давайте подумаем, какие качества присущи людям этих профессий.

(обсуждение)

Наблюдательность, заботливость, дальновидность, устойчивость внимания, склонность к систематизации.


Слайд.

Второй тип: человек-техника. Это могут быть водители, токари, слесари, электрики.


Продолжите.

(обсуждение)

Пилот, часовщик, строитель.

Ведущим предметом труда являются технические механизмы.

Существуют сотни профессий и специальностей, связанных с созданием и обслуживанием технических устройств,


Какие качества присущи людям этих профессий?

(обсуждение)

Способность к математике, физике, пространственное мышление, технический склад ума, эмоциональная устойчивость, склонность к практическому труду. В области техники от человека требуется высокая исполнительская дисциплина.


Слайд.

Третий тип: человек-человек. Это учитель, врач, парикмахер, продавец.


Продолжите.

(обсуждение)

Экскурсовод, журналист, официант.

Ведущим предметом труда является воспитание, обучение, лечение, обслуживание, руководство людьми.

Главное содержание труда сводится к взаимодействию между людьми.


Какие качества присущи людям этих профессий?

(обсуждение)

Общительность, эмоциональность, устойчивость, организаторские способности, эмпатия (способность к пониманию и сопереживанию), внимание, наблюдательность.


Слайд.

Четвертый тип: человек-знаковая система. Специалисты такого типа используют в своем труде различные знаки: устная и письменная речь, цифры, химические и физические символы, ноты, схемы, карты, графики, рисунки, дорожные знаки. Это бухгалтеры, экономисты, ученые, люди, работающие в лабораториях, научных центрах.


Продолжите.

(обсуждение)

Программист, инженер, библиотекарь, кассир, статист.

Ведущий предмет труда - знаки и знаковые системы. Труд направлен на создание, накопление, обработку, хранение, анализ, доведение до потребителя информации (сведений), представленной в виде условных знаков, букв, цифр, формул, текстов.


Какие качества присущи людям этих профессий?

(обсуждение)

Способность к математике, абстрактное мышление, устойчивость внимания, склонность к обобщениям, усидчивость.


Слайд.

Пятый тип: человек-художественный образ. Людей этого типа отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант. Это музыканты, художники, актеры, дизайнеры.


Продолжите.

(обсуждение)

Искусствовед, стилист, архитектор.

Ведущим предметом труда является искусство. Труд направлен на художественные объекты или условия их создания. Основой труда в этих профессиях и специальностях является создание или преобразование художественных образов.


Какие качества присущи людям этих профессий?

(обсуждение)

Яркое воображение, склонность к творчеству, гибкость чувств, развитость функциональных способностей (зрение, слух, речь, вкус и т.п.).


Такое разделение условное. Например, профессия юрист может быть отнесена к типу «человек-человек», а может и к «человек-знаковая система»: юрист занимается чтением и анализом документов, справочников, сборников законов, статистической информации.


Устали? Давайте устроим физкультминутку!

Я называю профессию, а вы ее «показываете».

Водитель, гид-экскурсовод, музыкант, художник, портной.


Работа в группах.

Игра «Неожиданная связь».


А теперь давайте найдем «неожиданную» связь между профессиями.

Между самыми разными профессиями иногда могут обнаруживаться интереснейшие общие линии сходства.

Например, «металлург-повар». Что общего? И металлург, и повар имеют дело с высокими температурами, то есть опасные условия труда. «Летчик-водолаз»: оба работают в необычных условиях.

Пофантазируйте!

(обсуждение)


Выбирая профессию, надо помнить, что всегда есть «плюсы» и «минусы».

Работа в группах.

Игра «Плюс и минус».


Разделимся на оптимистов и пессимистов.

Средний ряд - выпускники выбирают профессию

*(выбирайте распространенные, обще известные профессии).

Первый ряд – оптимисты называют плюсы этой профессии.

Левый ряд – пессимисты называют минусы. Например, учитель: широкий круг общения – это плюс в работе, а ненормированный рабочий день – это минус.

(обсуждение)


Вернемся к вопросу: «Что нужно знать, чтобы правильно выбрать профессию?»


Слайд.

Чтобы правильно выбрать профессию, надо знать:

1.Что ты можешь, на что ты способен;

2. Какая работа тебе понравится;

3. В какой профессии ты сможешь добиться успеха;

4. Какая работа принесет вам материальное благополучие.

А следующие черты характера помогут добиться успеха в любой профессии.


Слайд.

Здравый смысл. А для этого нужно отбросить все посторонние мысли и сразу смотреть в корень того или иного события. Можно развить в себе это качество. Один из способов - учиться на опыте других людей, а также на собственных ошибках.


Слайд.

Знание своего дела. Профессиональные знания должны совершенствоваться даже после достижения самых больших высот.


Слайд.

Уверенность в собственных силах. Это наличие решимости к смелым действиям, сила воли и способность ставить перед собой четкие цели.


Слайд.

Высокий общий уровень развития. Это богатый словарный запас, хорошие способности к чтению и письму. Важна способность быстро постигать сложные концепции и подвергать их быстрому и четкому анализу.


Слайд.

Способность доводить дело до конца. Это организаторский талант, хорошие рабочие навыки и усердие.


Слайд.

Помимо этих черт существуют и другие факторы успеха: способность руководить, творческий потенциал, взаимоотношения с коллегами, и конечно же, удача.

Если развивать в себе все эти черты, появиться возможности достижения успеха.


Теперь давайте проведем тестирование и узнаем, к какому типу профессии вы склонны, а какой вид деятельности вам противопоказан. Ответьте на следующие вопросы:


1. Новогодняя ночь для тебя – лучшее время, чтобы...

А) выспаться;

Б) посмотреть телевизор вместе с семьей;

В) оказаться в кругу друзей.


2. Из трех подарков ты предпочел бы:

А) удочку, набор для вышивания;

Б) коньки и лыжи;

В) турпутевку или билет на интересное представление.


3. Отправляться в путешествие лучше всего:

А) в одиночку;

Б) с семьей или друзьями;

В) с незнакомой группой, чтобы была возможность обрести новых друзей.


4. Если бы ты оказался в одиночестве на острове или в лесу, то:

А) почувствовал бы полную свободу;

Б) занялся бы поиском выхода, или каким-нибудь делом;

В) ощутил бы тоску, неприкаянность, страх;


5. В свободное время ты любишь:

А) читать, посещать библиотеку. Шахматную секцию, зоопарк, лес, ловить рыбу, мечтать;

Б) рисовать. Читать, заниматься спортом, музыкой, шитьем или вязанием, ходить в походы, разговаривать по телефону,

В) заниматься спортом, танцами, играть в ансамбле, петь в хоре, участвовать в спектаклях и концертах, путешествовать с друзьями, ходить с компанией в кино…


Посчитайте количество набранных баллов, учитывая, что ответы на вопросы с буквой «а» оцениваются 1 баллом, «б» - 2 балла, «в» - 3 балла.


Если вы набрали от 5 до 8 баллов – советуем подумать о профессии, где вам не придется общаться с большим количеством людей (продавец, учитель, журналист, психолог - вам не подходят). Зато исследовательская деятельность или работа в охотхозяйстве, лесничестве, зверопитомнике или на собственной ферме, специальность программиста, слесаря или токаря, бухгалтера, оператора ЭВМ вполне будут приемлемы для вас. Поскольку ваши ответы показывают. Что вы цените тишину, не любите шумных незнакомых компаний. Вы чуть-чуть стеснительны и замкнуты. Встречи с незнакомыми людьми вам доставляют беспокойство.


Если вы чаще ставили галочку возле буквы «б» и набрали от 8 до 12 баллов, то считайте – вам крупно повезло. Вы относитесь к людям, которым не страшно одиночество и которые прекрасно чувствуют себя в любой компании. Вы не боитесь новых знакомств и спокойно обходитесь без общения длительное время. Выбор профессии здесь практически не ограничен.


Ну а если в вашем активе от 12 до до15 баллов, снова задумайтесь над выбором: стоит ли вам, человеку общительному, легко вступающему в контакт, отказываться от возможности иметь интересную профессию менеджера, агента по рекламе, коммерческого директора, продавца, дилера, учителя, брокера или тренера? В Вас огромный потенциал энергии и сил. Которых хватит для работы с большой аудиторией и коллективом коллег. Вам будет тесно в маленькой лаборатории или у конвейера, в охотничьем хозяйстве или в мастерской.


Заключительная часть.


Сегодня вы узнали о разных профессиях, о том, как правильно выбирать свое дело в жизни. Задача эта нелегкая, к ней надо готовиться уже сейчас. А чтобы профессия радовала, приносила удовольствие, нужно, чтобы она соответствовала вашему складу характера, мышления, психики. Для этого надо узнавать себя, изучать себя, наблюдать за собой, знать свои сильные и слабые стороны. Только тогда вы не ошибетесь и сделаете правильный выбор.


Слайд.

Информация к размышлению.

По результатам всероссийского опроса населения, 43% людей по утрам хотят идти на работу «всегда или почти всегда», 13,5% - «никогда или почти никогда», остальные - «когда как».


Слайд.

«Самый несчастный из людей тот, для кого в мире не оказалось работы»

(Томас Карлейль (1795-1881) -английский публицист, историк, философ и сатирик).



Рефлексия.

Была ли информация для вас новой, неожиданной, непривычной?

Была ли информация полезной?

Будете ли и дальше пополнять знания о профессиях?


Возьмите, пожалуйста, памятки и в кругу семьи изучите их.











Памятка.


Горячая десятка заблуждений в выборе профессии.


Если вы согласны с утверждением - обведите ответ «да» если нет - ответ «нет».


-Профессия выбирается раз и навсегда (да / нет).

-Выбор профессии зависит от «толщины» кошелька (да / нет).

-Нужно найти ту профессию, в которой ты будешь лучшим (да / нет).

-Профессия предназначена человеку от рождения (да/ нет).

-Психолог не помощник в выборе профессии, он работает с «психами» (да / нет).

-По названию вуза можно судить о том, кого он готовит (да / нет).

-Профессию можно выбрать, опираясь на знания родителей и друзей (да / нет).

-Профессию следует выбирать, уже став взрослым (да/ нет).

-Чтобы получить хорошее образование, нужно идти в престижный вуз (да / нет).

-Если у тебя есть деньги, то профориентация не нужна (да / нет).


Подсчитайте, со сколькими заблуждениями вы согласились.


0-2 - вы прекрасно справляетесь с проблемой выбора профессии, ваш уровень информированности о мире профессий и о том, как ее выбирать, почти равен компетентности специалистов.


3-5 - вам не хватает информации и уверенности в том, как выбрать профессию. Может быть, вы столкнулись с трудностями, которые вам кажутся почти непреодолимыми. Подумайте, куда вы можете обратиться за помощью - в специальные службы (профориентации и службы занятости), к школьному психологу?


6 и более - вы согласны со многими стереотипами, попробуйте честно ответить себе на вопрос: «Почему мне так трудно взять ответственность на себя?», возможно, ответив на него, вы сможете понять, как стать более самостоятельным, имея семейную поддержку. Профконсультант поможет не только точнее оценить уже проявившиеся способности и намерения, но и определить потенциал, который пока скрыт, сделать прогноз развития способностей.

На самом деле, все десять утверждений относятся к распространенным заблуждениям, которые часто мешают человеку выбрать профессию.



Памятка.


10 ошибок при выборе профессии


  1. Не относись к выбору профессии как к выбору пожизненного пристанища. 
    В любой сфере деятельности происходит закономерная смена занятий, специальностей, должностей, мест работы по мере роста квалификации человека.

  2. Не путай должность, профессию и специальность. Например, главный врач - это должность, врач - профессия, стоматолог - специальность.

  3. Не выбирай профессию по ее внешним признакам. Всегда старайся глубже узнать содержание профессии, существенные стороны повседневного труда профессионала.

  4. Не поддавайся предрассудкам относительно той или иной профессии
    Мода на профессии постоянно изменяется, сегодня oдни профессии престижны, завтра - другие. Но мода на профессии не всегда успевает за изменениями рынка труда.

  5. Не переноси свое отношение к человеку - представителю той или иной профессии - на саму профессию. Симпатичные или несимпатичные личные качества конкретного человека не всегда являются профессионально важными для той или иной профессии.

  6. Не отождествляй учебные предметы и профессии. Мир профессий значительно шире, чем это можно себе представить, основываясь на перечне школьных предметов.

  7. Не выбирай профессию «за компанию», под влиянием товарищей
    Одежду и обувь мы покупаем по своему размеру, а не то, что подходит друзьям. Поступай так же с выбором своей профессии.

  8. Не выбирай профессию, не разобравшись в своих личных качествах. 
    Очень важно знать свои интересы, склонности, способности, уровень знаний и подготовленности.

  9. Не выбирай профессию, не оценив своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии.

  10. Многие профессии предъявляют особые требования к состоянию здоровья, а некоторые профессии противопоказаны (не рекомендуются) при тех или иных особенностях организма, отклонениях в состоянии здоровья. 
    Не выбирай профессию, не узнав основных правил, действий и их порядка при решении задачи о выборе профессии. Если не знаешь, как решить задачу выбора профессии, обратись за помощью к специалисту-профконсультанту



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!