СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Единый орфографический режим в начальной школе!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Все правила орфографического режима! Пишите праильно!

Просмотр содержимого документа
«Единый орфографический режим в начальной школе!»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6 г.ОРЛА



Рассмотрено и согласовано «Утверждаю»

на заседании ШМО Директор школы

учителей начальных классов, С.А. Краснова

воспитателей и классных

руководителей.

04.09.2010г.

Руководитель ШМО Л.Ю. Плескач







ЕДИНЫЙ

ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ

РЕЖИМ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОФОРМЛЕНИЮ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ

ОБУЧАЮЩИХСЯ I СТУПЕНИ ОБРАЗОВАНИЯ






Составитель: Плескач Л.Ю., руководитель ШМО начальных классов.




I. Вводная часть.


В связи с тем, что приказы и методические письма Министерства образования, определяющие нормативные требования к оформлению письменных работ обучающихся, утратили свою силу, созданы данные методические рекомендации, которые определяют единый орфографический режим на I ступени обучения в муниципальной средней общеобразовательной школе №6 г.Орла.

При составлении данных рекомендаций учитывались:

а) отсутствие нормативной базы по данному вопросу;
б) рекомендации методистов;
в) положительный опыт практической реализации «Единого орфографического режима».
Воспитание культуры оформления письменных работ и формирование соответствующего навыка являются необходимыми, так как:

а) являются частью воспитания внутренней культуры обучающихся;
б) воспитывают уважение у обучающихся к тем, кто смотрит и проверяет их работы;
в) формируют навык самоконтроля, так как у обучающихся, благодаря более аккуратному оформлению работ, систематически возникает потребность более часто и более внимательно проверять и перепроверять свою работу;
г) организуют обучающихся для более внимательного выполнения работы.


II. Количество и назначение ученических тетрадей.


Для выполнения всех видов обучающих, проверочных и контрольных работ обучающимся надлежит иметь следующее количество тетрадей из расчета на каждого обучающегося:


п/п

Учебный предмет

Количество тетрадей

Период обучения

Комментарий

рабочих

контрольных

Русский язык

прописи

нет

обучение грамоте

Помимо прописей, допускается наличие 1 – 2 тетрадей

Тетрадь на печатной основе

нет

1 кл.

Допускается наличие 1 – 2 тетрадей

2


1 для

контрольных работ,

1 для работ

по развитию речи

2-4 кл.

Рекомендуется использование тетрадей, входящих в УМК


Литературное чтение


Нет

1-4 кл.

Рекомендуется использование тетрадей, входящих в УМК

Математика

Тетради на печатной основе

Нет

1 кл.

Допускается наличие 1 – 2 тетрадей

2

1

2-4 кл.

Рекомендуется использование тетрадей, входящих в УМК

4






Окружающий мир

Тетради на печатной основе, входящие в УМК

Нет

1-4 кл.


5

Технология

Тетради на печатной основе, входящие в УМК

Нет

1-4 кл.


6

Иностранный язык

Тетради на печатной основе, входящие в УМК


2-4 кл.

Допускается наличие 1 – 2 тетрадей

7

ИЗО

Альбом

Нет

1-4 кл.

Рекомендуется использование тетрадей, входящих в УМК

8

Музыка

Тетради на печатной основе, входящие в УМК


1-4 кл.


9

Физическая культура

Нет

Нет

1-4 кл.



III. Оформление надписей на обложках ученических тетрадей.


Тетради обучающихся 1-го класса подписывает учитель или родители каллиграфическим почерком. Не обязательно, чтобы тетради были подписаны одним почерком.

Тетради обучающихся 2– 4-х классов подписывают сами обучающиеся под руководством учителя. Учитель контролирует грамотное оформление надписей на тетрадях.

Надписи на обложках необходимо оформлять с соблюдением норм каллиграфии по единой форме, которая традиционно включает в себя минимальный объем основной информации (см. таблицу).


Образец

Примечание

Тетрадь

для работ

по математике

ученика(цы) 2 а класса

средней школы №6

Иванова Дмитрия.

Предлог «по» относится к имени существительному математика (словосочетанию русский язык), поэтому и пишется на той же строке.

Фамилию и полное имя следует писать в родительном падеже. Фамилия пишется на первом месте, а затем полное имя.

Тетрадь

для контрольных работ

по математике

ученика(цы) 2 а класса

средней школы №6

Иванова Дмитрия.

Тетрадь

для работ по развитию речи

ученика(цы) 2 а класса

средней школы №6

Иванова Дмитрия.


IV. Оформление письменных работ. Общие положения.


1. Все записи в тетрадях следует оформлять каллиграфическим аккуратным почерком.

Сам процесс письма физиологически и психологически очень сложен: при письме в координированную деятельность вовлекаются кора головного мозга (почти все ее отделы), органы зрения, слуха (особенно если это диктант), многие мышцы тела. Этот процесс чрезвычайно сложен для детей 6–7 лет, начинающих обучение в школе, прежде всего потому, что одновременно формируются и навык выполнения тонкокоординированных движений – графический навык, и навык орфографически правильного письма. Для справки: графический навык – это соблюдение общественно установленных норм выполнения графических элементов, обеспечивающих легкость и правильность чтения письменного текста, способствующих удобству и обоснованной скорости письма и отвечающих эстетическим требованиям.

Не следует систематически использовать ценное время на уроке для фронтального чистописания всех обучающихся. Работа над каллиграфическим письмом должна строиться с учётом системы дифференцированных подходов. Нет смысла заниматься на уроке со всеми детьми одинаково безрезультативным прописыванием элементов, букв, цифр, слогов и слов. Работу над каллиграфическим почерком следует осуществлять в течение всех четырёх лет обучения в начальной школе.

При этом необходимо индивидуально подойти к каждому ребенку, так как:

а) часть учащихся пишут достаточно красиво, поэтому учитель на уроке тратит на них меньше времени;
б) часть учащихся неправильно оформляют соединения, что является серьезной проблемой и мешает учителю правильно оценить работу учащихся;
в) часть учащихся испытывают трудности в графическом определении высоты элементов и букв;
г) следует помнить, что такие требования к написанию, как наклон, округлость, параллельность, высота элементов и букв, должны вытекать из строгого и обязательного выполнения требований и рекомендаций методистов.

Почерк является индикатором функционального состояния ребенка: чем хуже функциональное состояние, тем хуже почерк.

Изменения в почерке, нарушения орфографической и графической сторон письма могут определяться отклонениями в состоянии здоровья и психоневрологического статуса, проявляться при снижении работоспособности и при утомлении, которые связаны с несоответствием чисто педагогических требований и функциональных возможностей ребенка.

2. Обучающиеся пишут ручками синего или фиолетового цвета (при работе в тетради должен быть использован один цвет). Допустимо также использование ручки с зелёными чернилами для выделения орфограмм в рабочих тетрадях по русскому языку. Помимо стационарной ручки, в классной и домашней работах для выполнения других операций в тетрадях обучающиеся используют простой карандаш. Графические работы (выделение частей слова, подчёркивание членов предложения, схематические чертежи, таблицы) выполняются простым карандашом. Надписи (указание падежа, числа, рода, порядка действий и т.д.) осуществляются ручкой.

3. Запись даты написания работы по русскому языку (и математике) ведется по центру рабочей строки. В 1-м классе в период обучения грамоте запись даты ведется учителем или учащимися в виде числа и порядкового номера месяца.

Образец: - 5.10 -

По окончании периода обучения грамоте записываются число арабскими цифрами и полное название месяца.

Во 2 – 4 классах по математике и во 2 – 3 классах по русскому языку число пишется арабскими цифрами, а название месяца – прописью. В 4 классе по русскому языку число и название месяца пишется прописью. Между датой и видом работы в тетрадях по русскому языку строка не пропускается, по математике пропускается 1 клетка. Запись даты и названия работы ведётся по центру рабочей строки и оформляется как предложение.

Образец: 5 октября. Пятое октября.

Классная работа. Классная работа.


6 октября. Восьмое декабря.

Работа над ошибками. Изложение.

После записи вида работы в тетрадях по математике вниз пропускаются 2 клетки, в тетрадях по русскому языку строка не пропускается.

4. Вариативность выполнения работы фиксируется на следующей рабочей строке по

центру (полная или краткая запись).
Образец: 1 вариант.

1 в.

Допустима запись: Вариант I.

5. Обучающимся исправлять свои ошибки необходимо следующим образом: неверно написанную букву, цифру или пунктуационный знак зачёркивать ручкой тонкой линией наклонной линией, часть слова, слово, предложение – ручкой тонкой горизонтальной линией; вместо зачёркнутого надписать сверху букву, слово, предложение; не заключать неверные написания в скобки.

6. Обязательна система работы над ошибками в тетрадях по математике и по русскому языку.

Работа над ошибками проводится в той или иной форме ежедневно в тетрадях как для текущих, так и для контрольных работ. Работа над ошибками осуществляется в тех тетрадях, в которых выполняются соответствующие письменные работы. Работа над ошибками выполняется обучающимися в рабочих тетрадях самостоятельно ежедневно. На уроках учитель должен уделять внимание правилам работы над ошибками, оказывать индивидуальные консультации обучающимся. Во 2 классе в контрольных тетрадях работа над ошибками сначала проводится под руководством учителя – рассматриваются типичные ошибки, затем обучающиеся выполняют работу над собственными ошибками самостоятельно (возможно использование памяток).

7. Номера всех упражнений, выполняемых в тетради, необходимо обязательно указывать и записывать по центру строки.

Образец: №15.

В 4 классе в тетрадях по русскому языку делается подпись:

Упражнение 15.

Подпись Упр. 15. недопустима.

8. В 1–4-х классах в тетрадях для контрольных работ по математике и русскому языку словосочетание «Контрольная работа» не пишется.

9. При выполнении различных видов разбора по русскому языку и написании наименований по математике требуется соблюдение принятых норм сокращений слов. Сокращается слово только на согласные.

Образец: сантиметр – см глухой (согласный) – гл.

километр – км звонкий (согласный) – зв.

огурцов – ог. прилагательное – пр.

марок – м. предлог – п.

В математике при сокращении наименований единиц измерений точки не ставятся.

Образец: мм, м, см, ч, мин, км, г и т.д.

При сокращении слова «килограмм» буква «к» пишется прописью, буква «г» печатается.

Образец: 5 кг

При сокращении слов «грамм» и «тонна» буквы «г» и «т» печатаются.

Образец: 5 г, 5 т.

10. Все надписи выполняются ручкой, подчёркивания, таблицы и схематические чертежи - простым карандашом.


V. Оформление письменных работ по русскому языку.


  • В 1 – 2 классах обучающиеся пишут на тетрадях в узкую линейку, в 3 – 4 классах - на тетрадях в широкую линейку. Переход обучающихся на работу в тетрадях в широкую линейку определяет сам учитель. При этом учитель руководствуется наличием у каждого обучающегося успешно сформированного навыка письма.

  • После каждой классной (домашней) работы следует отступать две строчки (пишем на третьей).

  • Учащимся 1–4-х классов надо обязательно соблюдать красную строку. Текст каждой новой работы следует начинать с красной строки.

  • При оформлении красной строки надо сделать отступ вправо не менее 2 см (2 пальца).

  • Оформление красной строки должно осуществляться с самого начала оформления текстов в 1-м классе.

  • В ходе всей работы не пропускаем ни одной строки. Необходимо учитывать, что при оформлении письменных работ по русскому языку на новой странице следует писать с самой верхней строки, дописывать до конца страницы, включая последнюю строку.

  • Слева, при оформлении каждой строки, отступаем по единой вертикальной линии (от края не более 5 мм).

  • Справа дописываем до конца строки, при этом с самого начала 1-го класса учим нормативному переносу слов, используя традиционные методические подходы. Необоснованно пустых мест в конце каждой строки быть не должно.

  • Все подчеркивания следует проводить остро отточенным простым карандашом по линейке. В некоторых видах работ допускается подчеркивание без линейки, что зависит от хорошо сформированного навыка работы с простым карандашом.

  • При письменном морфемном разборе слов необходимо более четко и аккуратно выделять каждую морфему. Если к корню (приставке, суффиксу, окончанию) слова относятся три (две, четыре, пять) буквы, то и обозначить эти морфемы простым карандашом надлежит более точно.

  • При синтаксическом разборе волнистой линией надлежит подчеркивать только определение, если изучение второстепенных членов предложения предусмотрено программой.

  • При оформлении письменных видов разбора следует соблюдать требования предложенных образцов. Обращать внимание учащихся на постановку имеющихся тире, точки и запятой после определенных сокращений терминов.

  • Все надписи: знак ударения, род, число, падеж, склонение, спряжение глаголов, время и др. пишутся ручкой.

  • В работе, требующей записи в столбик, все слова пишутся со строчной буквы. Знаки препинания (запятые) не ставятся.

Образец: ветер

восток

песок

При выполнении подобного вида работы в строчку первое слово пишется с красной строки, с заглавной буквы, через запятую.

Образец: Ветер, восток, песок.

  • В 1–4-х классах в тетрадях (листах для контрольных работ) по русскому языку записываем вид работы и строкой ниже – ее название.

Образец: Диктант. Сочинение.

Ранняя весна. На пороге весны.


VI. Оформление письменных работ по математике.


  • Между классной и домашней работами следует отступать 4 клетки (на пятой клетке начинаем писать следующую работу).

  • Между видами работ в классной и домашней работах следует отступать 2 клетки (на третьей клетке пишем).

  • Между столбиками выражений, уравнений, равенств и неравенств и т.п. отступаем 3 клетки вправо, пишем на четвертой.

  • Все номера заданий и задач, которые выполняются в тетради, необходимо записывать в тетрадь. Рекомендуется писать номер задания посередине строки. Слово «задача», по усмотрению учителя, допускается не писать.

  • Дату пишут традиционно посередине. В 4 классе можно подписывать дату на полях (например: 17.03.01 без буквы «г.»). Число на полях также пишется на пятой клетке по вертикали, то есть на той же строчке, где и домашняя (классная) работа. В любой работе (классной или домашней) слева по горизонтали отступаем одну клетку от края.

  • При записи математических выражений все символы (знаки, цифры) фиксируются с учетом правил каллиграфии, то есть с соблюдением графики и соответствия количества клеток количеству записываемых символов. Особенно соблюдение этого требуется при работе с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление).

  • Оформление задач также требует соблюдения принятых норм. Краткая запись условия задач оформляется в соответствии их вида. «Ключевые» слова пишутся с большой буквы. На первых этапах обучения допускается их неполная запись (по начальным буквам).

  • Слово «Ответ» пишется с заглавной буквы под решением. В первом классе ответ допустимо записывать кратко.

Образец: Ответ: 5 яб.

Позднее учащиеся должны писать полный ответ.

Образец: Ответ: 5 яблок.

Если задача в несколько действий решается без пояснения, то ответ записывается подробно.

Образец: Ответ: 5 кукол было у Кати.

Если задача в несколько действий решается с пояснением, то ответ записывается кратко (число и наименование).

Образец: Ответ: 5 кукол.

  • Если в формулировке пояснения при записи решения задачи содержится глагол, то после записи наименования знак «тире» не ставится; если глагол отсутствует, то знак «тире» ставится.

Образец: 1) 6 + 2 =8 (ст.) было во втором ряду.

  1. 6 + 2 =8 (ст.)- во втором ряду.

  • Роль операции с простым карандашом остается той же (см. раздел «Оформление письменных работ по русскому языку»).

  • При записи условия задачи в виде таблицы, нет необходимости ее вычерчивания. Учащиеся заполняют графы, отступая от них две-три клетки. Названия граф (колонок) пишется с большой буквы.

  • При оформлении решения уравнения все письменные вычисления выполняются справа от уравнения.

  • При решении выражений в 2 действия промежуточные ответы надписываются сверху карандашом, если вычисления выполняются устно.

  • При записи решения выражений на сложение и умножение столбиком цифры для запоминания записываются карандашом сверху над разрядом.

  • При записи решения выражений на умножение на трёхзначное число «столбиком» от начала страницы следует отступать 4 клетки (пишем на пятой).

  • При оформлении решения выражений на порядок действий следует требовать от учащихся соблюдения следующих норм:

- записать выражение полностью;

- указать карандашом цифрами над знаками порядок действий;

- расписать выполняемые действия по порядку (применяя устные или письменные приемы вычислений), отступив вниз одну клетку, если вычисления выполняются в строчку; отступив в сторону 3 клетки, если вычисления выполняются столбиком.

- записать окончательное значение выражения.

После записи решения выражения на порядок действий перед записью следующего выражения вниз пропускаются 2 клетки.


VII. Порядок проверки письменных работ учителем.


1. В начальной школе все классные и домашние работы обучающихся проверяются учителем ежедневно и в обязательном порядке. Контрольные работы проверяются к следующему уроку. Проверка и возвращение учащимся контрольных работ по русскому языку и математике осуществляются к следующему уроку. В обязательном порядке тетради для контрольных работ показывают родителям (лицам, их заменяющим) с выдачей на дом.

2. Проверка тетрадей учителем осуществляется чернилами красного цвета.

3. Учителю следует прописывать учащимся те элементы букв, цифр, слоги и буквы, которые требуют корректировки.

В ходе проверки учителем прописанных учащимися букв необходимо исправлять неправильно прописанные буквы и выносить (как один из оптимальных вариантов корректировки) образцы их написания на поля (подчеркнуть неправильные соединения, исправить и прописать образцы данных соединений на полях и для прописывания на новой строке).

Учителю также необходимо исправлять неправильные написания в классных и домашних работах.

Неправильные написания необходимо индивидуально прописывать и в тетрадях для работ по математике.

4. При исправлении ошибок учитель может использовать несколько способов.

1 способ: учитель зачёркивает неправильный ответ или ошибку, сверху пишет правильный вариант ответа.

2 способ: учитель только зачёркивает неправильный ответ или ошибку. Подчёркивает это место и даёт возможность обучающимся самим дома или в классе написать нужный ответ или орфограмму.

В тетрадях для контрольных работ и для работ по развитию речи следует использовать 1 способ исправления ошибок.

5. При оценке письменных (текущих и контрольных) работ учащихся учитель в обязательном порядке руководствуется Методическими письмами Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.11.1998г. № 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе (нормы оценок) и Министерства образования РФ от 25.09.2000 г. № 2021/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы».


VIII. О письменных работах обучающихся.


1. Основными видами письменных работ являются:

  • упражнения с заданиями по русскому и иностранному языкам, математике;

  • тесты;

  • сочинения, изложения, письменные ответы, опорные конспекты;

  • фиксация наблюдений в природе, осуществляемая в процессе изучения окружающего мира;

  • различные виды рабочих записей, зарисовок по ходу и результатам практических работ по предмету «Окружающий мир»;

  • доклады, рефераты, проекты.

2. По русскому и иностранному языкам, математике проводятся текущие и итоговые письменные контрольные и проверочные работы. Их содержание определяется учителем с учётом специфики предмета, степени сложности изучаемого материала, варианта программ и учебников, особенностей обучающихся каждого класса. Количество контрольных работ определяется количеством учебных тем, но не больше 12 за год.

3. Арифметический и словарный диктанты, письменные работы по развитию речи проводятся примерно 1 раз в 10 учебных дней. Контрольный арифметический и контрольный словарный диктанты проводятся 1 раз в четверть.

4. Время проведения контрольных работ в целях предупреждения перегрузки обучающихся определяется общешкольным графиком, составленным администрацией школы по согласованию с учителем. Контрольные работы следует проводить на 2 – 4 уроках со вторника по пятницу. В один учебный день можно проводить в классе только одну письменную контрольную работу. Учителю при составлении календарно-тематического планирования необходимо предусмотреть равномерное распределение контрольных работ в течение учебной четверти, полугодия, не допуская скопления контрольных работ к концу четверти.

5. Учитель имеет возможность выявлять степень усвоения обучающимися программного материала с помощью самостоятельных и проверочных работ.

6. Учитель в рамках работы по развитию речи проводит письменные работы по русскому языку – изложения и сочинения.

7. Все контрольные и проверочные работы оцениваются учителем с занесением отметок в журнал и дневники обучающихся. Отметки выставляются на тот день, когда была проведена контрольная или проверочная работа.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!