МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6 г.ОРЛА
Рассмотрено и согласовано «Утверждаю»
на заседании ШМО Директор школы
учителей начальных классов, С.А. Краснова
воспитателей и классных
руководителей.
04.09.2010г.
Руководитель ШМО Л.Ю. Плескач
ЕДИНЫЙ
ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ
РЕЖИМ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОФОРМЛЕНИЮ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ
ОБУЧАЮЩИХСЯ I СТУПЕНИ ОБРАЗОВАНИЯ
Составитель: Плескач Л.Ю., руководитель ШМО начальных классов.
I. Вводная часть.
В связи с тем, что приказы и методические письма Министерства образования, определяющие нормативные требования к оформлению письменных работ обучающихся, утратили свою силу, созданы данные методические рекомендации, которые определяют единый орфографический режим на I ступени обучения в муниципальной средней общеобразовательной школе №6 г.Орла.
При составлении данных рекомендаций учитывались:
а) отсутствие нормативной базы по данному вопросу;
б) рекомендации методистов;
в) положительный опыт практической реализации «Единого орфографического режима».
Воспитание культуры оформления письменных работ и формирование соответствующего навыка являются необходимыми, так как:
а) являются частью воспитания внутренней культуры обучающихся;
б) воспитывают уважение у обучающихся к тем, кто смотрит и проверяет их работы;
в) формируют навык самоконтроля, так как у обучающихся, благодаря более аккуратному оформлению работ, систематически возникает потребность более часто и более внимательно проверять и перепроверять свою работу;
г) организуют обучающихся для более внимательного выполнения работы.
II. Количество и назначение ученических тетрадей.
Для выполнения всех видов обучающих, проверочных и контрольных работ обучающимся надлежит иметь следующее количество тетрадей из расчета на каждого обучающегося:
№ п/п | Учебный предмет | Количество тетрадей | Период обучения | Комментарий |
рабочих | контрольных |
-
| Русский язык | прописи | нет | обучение грамоте | Помимо прописей, допускается наличие 1 – 2 тетрадей |
Тетрадь на печатной основе | нет | 1 кл. | Допускается наличие 1 – 2 тетрадей |
2 | 1 для контрольных работ, 1 для работ по развитию речи | 2-4 кл. | Рекомендуется использование тетрадей, входящих в УМК |
-
| Литературное чтение | | Нет | 1-4 кл. | Рекомендуется использование тетрадей, входящих в УМК |
-
| Математика | Тетради на печатной основе | Нет | 1 кл. | Допускается наличие 1 – 2 тетрадей |
2 | 1 | 2-4 кл. | Рекомендуется использование тетрадей, входящих в УМК |
4 | Окружающий мир | Тетради на печатной основе, входящие в УМК | Нет | 1-4 кл. | |
5 | Технология | Тетради на печатной основе, входящие в УМК | Нет | 1-4 кл. | |
6 | Иностранный язык | Тетради на печатной основе, входящие в УМК | | 2-4 кл. | Допускается наличие 1 – 2 тетрадей |
7 | ИЗО | Альбом | Нет | 1-4 кл. | Рекомендуется использование тетрадей, входящих в УМК |
8 | Музыка | Тетради на печатной основе, входящие в УМК | | 1-4 кл. | |
9 | Физическая культура | Нет | Нет | 1-4 кл. | |
III. Оформление надписей на обложках ученических тетрадей.
Тетради обучающихся 1-го класса подписывает учитель или родители каллиграфическим почерком. Не обязательно, чтобы тетради были подписаны одним почерком.
Тетради обучающихся 2– 4-х классов подписывают сами обучающиеся под руководством учителя. Учитель контролирует грамотное оформление надписей на тетрадях.
Надписи на обложках необходимо оформлять с соблюдением норм каллиграфии по единой форме, которая традиционно включает в себя минимальный объем основной информации (см. таблицу).
Образец | Примечание |
Тетрадь для работ по математике ученика(цы) 2 а класса средней школы №6 Иванова Дмитрия. | Предлог «по» относится к имени существительному математика (словосочетанию русский язык), поэтому и пишется на той же строке. Фамилию и полное имя следует писать в родительном падеже. Фамилия пишется на первом месте, а затем полное имя. |
Тетрадь для контрольных работ по математике ученика(цы) 2 а класса средней школы №6 Иванова Дмитрия. |
Тетрадь для работ по развитию речи ученика(цы) 2 а класса средней школы №6 Иванова Дмитрия. |
IV. Оформление письменных работ. Общие положения.
1. Все записи в тетрадях следует оформлять каллиграфическим аккуратным почерком.
Сам процесс письма физиологически и психологически очень сложен: при письме в координированную деятельность вовлекаются кора головного мозга (почти все ее отделы), органы зрения, слуха (особенно если это диктант), многие мышцы тела. Этот процесс чрезвычайно сложен для детей 6–7 лет, начинающих обучение в школе, прежде всего потому, что одновременно формируются и навык выполнения тонкокоординированных движений – графический навык, и навык орфографически правильного письма. Для справки: графический навык – это соблюдение общественно установленных норм выполнения графических элементов, обеспечивающих легкость и правильность чтения письменного текста, способствующих удобству и обоснованной скорости письма и отвечающих эстетическим требованиям.
Не следует систематически использовать ценное время на уроке для фронтального чистописания всех обучающихся. Работа над каллиграфическим письмом должна строиться с учётом системы дифференцированных подходов. Нет смысла заниматься на уроке со всеми детьми одинаково безрезультативным прописыванием элементов, букв, цифр, слогов и слов. Работу над каллиграфическим почерком следует осуществлять в течение всех четырёх лет обучения в начальной школе.
При этом необходимо индивидуально подойти к каждому ребенку, так как:
а) часть учащихся пишут достаточно красиво, поэтому учитель на уроке тратит на них меньше времени;
б) часть учащихся неправильно оформляют соединения, что является серьезной проблемой и мешает учителю правильно оценить работу учащихся;
в) часть учащихся испытывают трудности в графическом определении высоты элементов и букв;
г) следует помнить, что такие требования к написанию, как наклон, округлость, параллельность, высота элементов и букв, должны вытекать из строгого и обязательного выполнения требований и рекомендаций методистов.
Почерк является индикатором функционального состояния ребенка: чем хуже функциональное состояние, тем хуже почерк.
Изменения в почерке, нарушения орфографической и графической сторон письма могут определяться отклонениями в состоянии здоровья и психоневрологического статуса, проявляться при снижении работоспособности и при утомлении, которые связаны с несоответствием чисто педагогических требований и функциональных возможностей ребенка.
2. Обучающиеся пишут ручками синего или фиолетового цвета (при работе в тетради должен быть использован один цвет). Допустимо также использование ручки с зелёными чернилами для выделения орфограмм в рабочих тетрадях по русскому языку. Помимо стационарной ручки, в классной и домашней работах для выполнения других операций в тетрадях обучающиеся используют простой карандаш. Графические работы (выделение частей слова, подчёркивание членов предложения, схематические чертежи, таблицы) выполняются простым карандашом. Надписи (указание падежа, числа, рода, порядка действий и т.д.) осуществляются ручкой.
3. Запись даты написания работы по русскому языку (и математике) ведется по центру рабочей строки. В 1-м классе в период обучения грамоте запись даты ведется учителем или учащимися в виде числа и порядкового номера месяца.
Образец: - 5.10 -
По окончании периода обучения грамоте записываются число арабскими цифрами и полное название месяца.
Во 2 – 4 классах по математике и во 2 – 3 классах по русскому языку число пишется арабскими цифрами, а название месяца – прописью. В 4 классе по русскому языку число и название месяца пишется прописью. Между датой и видом работы в тетрадях по русскому языку строка не пропускается, по математике пропускается 1 клетка. Запись даты и названия работы ведётся по центру рабочей строки и оформляется как предложение.
Образец: 5 октября. Пятое октября.
Классная работа. Классная работа.
6 октября. Восьмое декабря.
Работа над ошибками. Изложение.
После записи вида работы в тетрадях по математике вниз пропускаются 2 клетки, в тетрадях по русскому языку строка не пропускается.
4. Вариативность выполнения работы фиксируется на следующей рабочей строке по
центру (полная или краткая запись).
Образец: 1 вариант.
1 в.
Допустима запись: Вариант I.
5. Обучающимся исправлять свои ошибки необходимо следующим образом: неверно написанную букву, цифру или пунктуационный знак зачёркивать ручкой тонкой линией наклонной линией, часть слова, слово, предложение – ручкой тонкой горизонтальной линией; вместо зачёркнутого надписать сверху букву, слово, предложение; не заключать неверные написания в скобки.
6. Обязательна система работы над ошибками в тетрадях по математике и по русскому языку.
Работа над ошибками проводится в той или иной форме ежедневно в тетрадях как для текущих, так и для контрольных работ. Работа над ошибками осуществляется в тех тетрадях, в которых выполняются соответствующие письменные работы. Работа над ошибками выполняется обучающимися в рабочих тетрадях самостоятельно ежедневно. На уроках учитель должен уделять внимание правилам работы над ошибками, оказывать индивидуальные консультации обучающимся. Во 2 классе в контрольных тетрадях работа над ошибками сначала проводится под руководством учителя – рассматриваются типичные ошибки, затем обучающиеся выполняют работу над собственными ошибками самостоятельно (возможно использование памяток).
7. Номера всех упражнений, выполняемых в тетради, необходимо обязательно указывать и записывать по центру строки.
Образец: №15.
В 4 классе в тетрадях по русскому языку делается подпись:
Упражнение 15.
Подпись Упр. 15. недопустима.
8. В 1–4-х классах в тетрадях для контрольных работ по математике и русскому языку словосочетание «Контрольная работа» не пишется.
9. При выполнении различных видов разбора по русскому языку и написании наименований по математике требуется соблюдение принятых норм сокращений слов. Сокращается слово только на согласные.
Образец: сантиметр – см глухой (согласный) – гл.
километр – км звонкий (согласный) – зв.
огурцов – ог. прилагательное – пр.
марок – м. предлог – п.
В математике при сокращении наименований единиц измерений точки не ставятся.
Образец: мм, м, см, ч, мин, км, г и т.д.
При сокращении слова «килограмм» буква «к» пишется прописью, буква «г» печатается.
Образец: 5 кг
При сокращении слов «грамм» и «тонна» буквы «г» и «т» печатаются.
Образец: 5 г, 5 т.
10. Все надписи выполняются ручкой, подчёркивания, таблицы и схематические чертежи - простым карандашом.
V. Оформление письменных работ по русскому языку.
После каждой классной (домашней) работы следует отступать две строчки (пишем на третьей).
Учащимся 1–4-х классов надо обязательно соблюдать красную строку. Текст каждой новой работы следует начинать с красной строки.
При оформлении красной строки надо сделать отступ вправо не менее 2 см (2 пальца).
Оформление красной строки должно осуществляться с самого начала оформления текстов в 1-м классе.
В ходе всей работы не пропускаем ни одной строки. Необходимо учитывать, что при оформлении письменных работ по русскому языку на новой странице следует писать с самой верхней строки, дописывать до конца страницы, включая последнюю строку.
Слева, при оформлении каждой строки, отступаем по единой вертикальной линии (от края не более 5 мм).
Справа дописываем до конца строки, при этом с самого начала 1-го класса учим нормативному переносу слов, используя традиционные методические подходы. Необоснованно пустых мест в конце каждой строки быть не должно.
Все подчеркивания следует проводить остро отточенным простым карандашом по линейке. В некоторых видах работ допускается подчеркивание без линейки, что зависит от хорошо сформированного навыка работы с простым карандашом.
При письменном морфемном разборе слов необходимо более четко и аккуратно выделять каждую морфему. Если к корню (приставке, суффиксу, окончанию) слова относятся три (две, четыре, пять) буквы, то и обозначить эти морфемы простым карандашом надлежит более точно.
При синтаксическом разборе волнистой линией надлежит подчеркивать только определение, если изучение второстепенных членов предложения предусмотрено программой.
При оформлении письменных видов разбора следует соблюдать требования предложенных образцов. Обращать внимание учащихся на постановку имеющихся тире, точки и запятой после определенных сокращений терминов.
Все надписи: знак ударения, род, число, падеж, склонение, спряжение глаголов, время и др. пишутся ручкой.
В работе, требующей записи в столбик, все слова пишутся со строчной буквы. Знаки препинания (запятые) не ставятся.
Образец: ветер
восток
песок
При выполнении подобного вида работы в строчку первое слово пишется с красной строки, с заглавной буквы, через запятую.
Образец: Ветер, восток, песок.
Образец: Диктант. Сочинение.
Ранняя весна. На пороге весны.
VI. Оформление письменных работ по математике.
Между классной и домашней работами следует отступать 4 клетки (на пятой клетке начинаем писать следующую работу).
Между видами работ в классной и домашней работах следует отступать 2 клетки (на третьей клетке пишем).
Между столбиками выражений, уравнений, равенств и неравенств и т.п. отступаем 3 клетки вправо, пишем на четвертой.
Все номера заданий и задач, которые выполняются в тетради, необходимо записывать в тетрадь. Рекомендуется писать номер задания посередине строки. Слово «задача», по усмотрению учителя, допускается не писать.
Дату пишут традиционно посередине. В 4 классе можно подписывать дату на полях (например: 17.03.01 без буквы «г.»). Число на полях также пишется на пятой клетке по вертикали, то есть на той же строчке, где и домашняя (классная) работа. В любой работе (классной или домашней) слева по горизонтали отступаем одну клетку от края.
При записи математических выражений все символы (знаки, цифры) фиксируются с учетом правил каллиграфии, то есть с соблюдением графики и соответствия количества клеток количеству записываемых символов. Особенно соблюдение этого требуется при работе с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление).
Оформление задач также требует соблюдения принятых норм. Краткая запись условия задач оформляется в соответствии их вида. «Ключевые» слова пишутся с большой буквы. На первых этапах обучения допускается их неполная запись (по начальным буквам).
Слово «Ответ» пишется с заглавной буквы под решением. В первом классе ответ допустимо записывать кратко.
Образец: Ответ: 5 яб.
Позднее учащиеся должны писать полный ответ.
Образец: Ответ: 5 яблок.
Если задача в несколько действий решается без пояснения, то ответ записывается подробно.
Образец: Ответ: 5 кукол было у Кати.
Если задача в несколько действий решается с пояснением, то ответ записывается кратко (число и наименование).
Образец: Ответ: 5 кукол.
Образец: 1) 6 + 2 =8 (ст.) было во втором ряду.
6 + 2 =8 (ст.)- во втором ряду.
Роль операции с простым карандашом остается той же (см. раздел «Оформление письменных работ по русскому языку»).
При записи условия задачи в виде таблицы, нет необходимости ее вычерчивания. Учащиеся заполняют графы, отступая от них две-три клетки. Названия граф (колонок) пишется с большой буквы.
При оформлении решения уравнения все письменные вычисления выполняются справа от уравнения.
При решении выражений в 2 действия промежуточные ответы надписываются сверху карандашом, если вычисления выполняются устно.
При записи решения выражений на сложение и умножение столбиком цифры для запоминания записываются карандашом сверху над разрядом.
При записи решения выражений на умножение на трёхзначное число «столбиком» от начала страницы следует отступать 4 клетки (пишем на пятой).
При оформлении решения выражений на порядок действий следует требовать от учащихся соблюдения следующих норм:
- записать выражение полностью;
- указать карандашом цифрами над знаками порядок действий;
- расписать выполняемые действия по порядку (применяя устные или письменные приемы вычислений), отступив вниз одну клетку, если вычисления выполняются в строчку; отступив в сторону 3 клетки, если вычисления выполняются столбиком.
- записать окончательное значение выражения.
После записи решения выражения на порядок действий перед записью следующего выражения вниз пропускаются 2 клетки.
VII. Порядок проверки письменных работ учителем.
1. В начальной школе все классные и домашние работы обучающихся проверяются учителем ежедневно и в обязательном порядке. Контрольные работы проверяются к следующему уроку. Проверка и возвращение учащимся контрольных работ по русскому языку и математике осуществляются к следующему уроку. В обязательном порядке тетради для контрольных работ показывают родителям (лицам, их заменяющим) с выдачей на дом.
2. Проверка тетрадей учителем осуществляется чернилами красного цвета.
3. Учителю следует прописывать учащимся те элементы букв, цифр, слоги и буквы, которые требуют корректировки.
В ходе проверки учителем прописанных учащимися букв необходимо исправлять неправильно прописанные буквы и выносить (как один из оптимальных вариантов корректировки) образцы их написания на поля (подчеркнуть неправильные соединения, исправить и прописать образцы данных соединений на полях и для прописывания на новой строке).
Учителю также необходимо исправлять неправильные написания в классных и домашних работах.
Неправильные написания необходимо индивидуально прописывать и в тетрадях для работ по математике.
4. При исправлении ошибок учитель может использовать несколько способов.
1 способ: учитель зачёркивает неправильный ответ или ошибку, сверху пишет правильный вариант ответа.
2 способ: учитель только зачёркивает неправильный ответ или ошибку. Подчёркивает это место и даёт возможность обучающимся самим дома или в классе написать нужный ответ или орфограмму.
В тетрадях для контрольных работ и для работ по развитию речи следует использовать 1 способ исправления ошибок.
5. При оценке письменных (текущих и контрольных) работ учащихся учитель в обязательном порядке руководствуется Методическими письмами Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.11.1998г. № 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе (нормы оценок) и Министерства образования РФ от 25.09.2000 г. № 2021/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы».
VIII. О письменных работах обучающихся.
1. Основными видами письменных работ являются:
упражнения с заданиями по русскому и иностранному языкам, математике;
тесты;
сочинения, изложения, письменные ответы, опорные конспекты;
фиксация наблюдений в природе, осуществляемая в процессе изучения окружающего мира;
различные виды рабочих записей, зарисовок по ходу и результатам практических работ по предмету «Окружающий мир»;
доклады, рефераты, проекты.
2. По русскому и иностранному языкам, математике проводятся текущие и итоговые письменные контрольные и проверочные работы. Их содержание определяется учителем с учётом специфики предмета, степени сложности изучаемого материала, варианта программ и учебников, особенностей обучающихся каждого класса. Количество контрольных работ определяется количеством учебных тем, но не больше 12 за год.
3. Арифметический и словарный диктанты, письменные работы по развитию речи проводятся примерно 1 раз в 10 учебных дней. Контрольный арифметический и контрольный словарный диктанты проводятся 1 раз в четверть.
4. Время проведения контрольных работ в целях предупреждения перегрузки обучающихся определяется общешкольным графиком, составленным администрацией школы по согласованию с учителем. Контрольные работы следует проводить на 2 – 4 уроках со вторника по пятницу. В один учебный день можно проводить в классе только одну письменную контрольную работу. Учителю при составлении календарно-тематического планирования необходимо предусмотреть равномерное распределение контрольных работ в течение учебной четверти, полугодия, не допуская скопления контрольных работ к концу четверти.
5. Учитель имеет возможность выявлять степень усвоения обучающимися программного материала с помощью самостоятельных и проверочных работ.
6. Учитель в рамках работы по развитию речи проводит письменные работы по русскому языку – изложения и сочинения.
7. Все контрольные и проверочные работы оцениваются учителем с занесением отметок в журнал и дневники обучающихся. Отметки выставляются на тот день, когда была проведена контрольная или проверочная работа.