Вариант 22
Прочитайте текст и выполните задания 1-3
(1)Между понятием и словом существуют сложные взаимоотношения: понятие обозначается словом и вне слова не существует, слово — его материальная основа. (2)Слово же, являясь необходимым условием и средством образования и существования понятия, само, в свою очередь, не может существовать без понятия, то есть быть «пустой оболочкой».
(3) слово и понятие органически связаны.
1.Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Существование понятия вне слова и слова вне понятия невозможно, они органически взаимосвязаны.
2) Слово является материальной оболочкой понятия.
3) Понятие существует вне слова.
4) Слово как материальная оболочка понятия и собственно понятие взаимосвязаны и существовать друг без друга не могут.
5) Связь между понятием и словом не доказана.
2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте
пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.
Зато
Таким образом,
Хотя
Напротив,
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова
УСЛОВИЕ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2)
предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в
приведённом фрагменте словарной статьи.
УСЛОВИЕ, -я, ср.
1) Обстоятельство, от которого что-н. зависит. Требовательность к себе —условие успеха.
2) Требование, предъявляемое одной из договаривающихся сторон. Условия перемирия.
3) Устное или письменное соглашение о чём-н., договорённость (устар.). Нарушить условие.
4) Правила, установленные в какой-н. области жизни, деятельности. На льготных условиях.
5) Обстановка, в которой происходит, осуществляется что-н. Хорошие условия для работы.
6) Обычно мн. Данные, требования, из которых следует исходить. Условия задачи.
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный звук. Выпишите это слово.
гнала´
дове´рху
поня´вший
ще´лкать
кварта´л
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
ЖИВИТЕЛЬНЫЙ горный воздух возвратил ей цвет лица и силы.
Многие родители стремятся ОГОРОДИТЬ своих детей от материальных проблем.
Котёнок был ИГРИВЫЙ и хорошенький: мордочка умненькая, сам пушистый.
Упорная работа плохо сочетается с КОМФОРТНЫМ жизненным стилем, это стоит осознать.
Лицо его расправилось, разгладилось, стало похоже на МАСЛЕНЫЙ блин.
6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно
ЧЕТЫРЬМЯСТАМИ строчками
САМЫЙ КРАТЧАЙШИЙ путь
все ДИРЕКТОРА гимназий
более ВЫШЕ
ПРОФЕССОРА вузов
7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Грамматические ошибки | Предложения |
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом Б) ошибка в построении сложного предложения В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм | 1 Возможно, замедление развития ветроэнергетики в Европе связано с кризисом, разразившийся в 2008 году. 2) Первая стая гусей долетели до острова Врангеля на неделю раньше обычного. 3) В оде Пушкина «Вольности» раскрывается тема свободы. 4) Бабушка сказала, что не дам вам есть, пока не уберёте комнату. 5) Приехав в Москву, у него началась полоса неудач. 6) Подойдя к дому, мне стало прохладно. 7) Познакомившись с ним, убедилась, что насколько он ошибается в сложившейся ситуации. 8) В комнате стояли столы, стулья, книжный шкаф и разная старинная мебель. 9)Я вижу, как лошадка поднималась в гору. |
8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
пок..рать
заг..релый
водор..сли
к..саться,
к..мпаньон
9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
чре..мерный, и..подтишка
пр..градить, пр..страстный
не..правданный, п..становка,
без..сходный, по..грать
пре..писание, о..блеск
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
магни..вый
зашпакл..вать
нул..вой
корч..вать
запасл..вый
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
Сломл..нный
немысл..мый
точ..шь
движ..шься
тревож..шься
12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите это слово
Дождь хлынул на нас (не) укротимым потоком.
Наше внимание привлекла (не) высокая стройная лиственница.
В молчании добро должно твориться, но (не) чего об этом толковать.
Меня манили (не) изведанные уголки земли.
Рассмотрение дела (не) завершено.
13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Эксперимент был проведён удачно, ПРИ(ЧЁМ) впервые, (ПО) ЭТОМУ все были очень довольны.
(В) НАЧАЛЕ сентября ночи становятся холодными, (ЗА) ТО дни стоят тёплые, безветренные.
Баржа двигалась вниз (ПО) ТЕЧЕНИЮ, но (НА) СТОЛЬКО медленно, что казалась неподвижной.
Пелагея была человеком (НА) РЕДКОСТЬ открытым, добрым; (ЗА) ТО её и любили в деревне.
И молодые, и старые работали КАК(БЫ) (НА) ПЕРЕГОНКИ.
14.Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.
На переднем плане картины на фоне фигур ряже(1)ых с маза(2)ыми сажей лицами ярко выделяется девушка в белоснежном платье с плетё(3)ой корзиной в руках.
15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Я неторопливо дошел до околицы и остановился на опушке хвойного леса под высокой сосной.
2) У иранцев зеленый цвет ассоциируется как с бурным ростом и свежестью весенней природы так и с несчастьем.
3) Ольга поцеловала дочку и мать и отправилась с чемоданом к автобусу.
4) К кормушке прилетали не только воробьи но и синицы поползни и даже дятлы.
5) Знание о мире собирается крупинками ( ) и никакая крупинка не бывает лишней.
16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Эпоха (1) начавшаяся после открытий Галилео Галилея (2) и (3) завершившаяся работами Исаака Ньютона (4) обозначила важный поворот в истории человечества.
17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Вдоль леса росли красивые молодые ели и березки, выбежавшие на край (1) как будто (2) покрасоваться. Эта лесная молодёжь (3) казалось (4) лукаво шепталась между собой, счастливая тем, что даёт только полная сил молодость.
18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Я думал о людях (1) чья жизнь (2) была связана с этой историей (3) и мне захотелось узнать (4) что с ними стало.
19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Хозяйка поняла (1) что (2) если сейчас гости опять окажутся в зале (3) то уже не увидят дальнюю аллею в лучах заходящего солнца (4) и она предложила прогуляться по саду.
Прочитайте текст и выполните задания 20-25
(1)Волжская ГЭС, Чебоксарская ГЭС. (2)Сколько лет гидроэлектростанциям и сколько Волге? (3)ГЭС – дело рук человеческих. (4)Мы помним строительство Волжской ГЭС, которая перегородила реку в Жигулях, как победно кричали об этом газетные заголовки… (5)Что ж, всё было правильно; страна вставала из руин Великой Отечественной; заводам, стройкам, городам требовалось электричество, много электричества, желательно более дешёвого. (6)Гидроэлектростанции, по убеждению учёных, давали нам его.
(7)С годами на Волге возник целый каскад гидростанций. (8)Они и сейчас безотказно дают ток. (9)Они помогли нам сделать рывок к звёздам –запустить ракеты, овладеть атомом…
(10)Всё так. (11)Из песни века, которую по праву можно назвать эпической, не выкинуть ни одного слова.
(12)Не выкинуть и других слов… (13)Тех, которые слагались народом о прекрасной реке, о её красоте, о приволье её вод и плёсов. (14)Тех плёсов, какие видел Пушкин в окрестностях Козьмодемьянска, Свияжска, Васильсурска, Чебоксар, Симбирска и которых мы с вами сейчас не увидим. (15)Их нет. (16)Вода поднялась, разлилась, поглотила красоту. (17)И, кстати, заодно замедлила течение. (18)Иначе и не могло быть в непомерно разлившихся водохранилищах. (19)В них теперь нет того сильного, могучего течения, которое очищало бы реку от нынешнего вредного, застойного цветения.
(20)Но это цветение – пусть извинит читатель за невольный каламбур – это только цветочки. (21)С Волгой стало происходить такое, о чём ни мы с вами, ни Пушкин, ни какой-нибудь другой писатель, одарённый воображением сказочника, и подумать не могли.
(22)У слияния Суры с Волгой водная гладь поражает своей необозримостью. (23)За Васильсурском тоже рукотворное море. (24)Оно радует глаз, как радует его, как не может не радовать живая вода, разлившаяся привольно по земному лону.
(25)Но эта вода не живая. (26)Она если и не мёртвая вовсе, то полумёртвая. (27)Здесь – в глубинах и на отмелях водохранилища. (28)В самом конце 80-х годов в нём запретили ловить рыбу. (29)Не для того, чтобы сберечь её стадо, дать нагуляться молоди… (30)А потому, что выловленная рыба стала опасной для человека. (31)Волжская сказочная рыба – стерлядь, осётр, судак. (32)Теперь она, набравшая за последние годы выше всякой нормы ртуть, отравлена.
(33)Да может ли быть такая норма?
(34)Ртуть вместе с другими – тоже не целебными – отходами сбрасывали в воду. (35)И вот концентрация ртути привела к катастрофе. (36)Пока, как сообщали газеты, лишь в бассейне водохранилища.
(37)Что будет дальше?
(По И. Смольникову*)
*Смольников Игорь Фёдорович (р. 1930) – русский писатель, поэт, литературный критик, публицист, автор разнообразных очерков и статей, посвященных преимущественно литературе и изобразительному искусству.
20.Какое из утверждений не соответствует содержанию текста?
1) После войны гидроэлектростанции нужны были нашей стране, чтобы получить дешёвое электричество.
2) Материальные интересы человека зачастую мешают сохранению природы.
3) Многочисленные водохранилища помогли спасти умирающую флору и фауну Волги.
4) Гидроэлектростанции нанесли серьёзный ущерб экологии.
21.Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?
1) В предложениях 9 – 11 содержится рассуждение.
2)В предложении 5 выражено отношение автора к тому, о чём сказано в предложении 3 – 4.
3) Предложения 29 – 30 объясняют содержание предложения 28.
4) В предложениях 31 – 33 представлено повествование.
22. Укажите предложение, в котором использованы синонимы.
1) 5 2) 9 3) 19 4) 20
23.Среди предложений 12 – 19 найдите предложения, которые связаны с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номера этих предложений.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20–23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.
Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами
24. «Описывая исчезающие природные богатства страны, автор использует А__________ («могучего течения» в предложении 19, «сказочная рыба» в предложении 31) и такое синтаксическое средство, как Б__________ (в предложении 16). Стремясь к объективности в рассуждениях о действиях людей, их отношении к природе, И. Смольников использует такой троп, как В__________ («… победно кричали об этом газетные заголовки»), но синтаксическое средство – Г__________ (предложение 33) – обнаруживает волнение и серьёзную обеспокоенность автора».
Список терминов:
1) эпитеты
2) ряд однородных членов
3) анафора
4) риторический вопрос
5) профессиональная лексика
6) диалектизмы
7) метафора
8) парцелляция
9) риторическое обращение
Часть 2
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Ответы к варианту
№ задания | Вариант 22 |
1 | 14 |
2 | Таким образом |
3 | 1 |
4 | Доверху |
5 | Отгородить |
6 | Более высокий |
7 | 17329 |
8 | Покарать |
9 | Неоправданный постановка |
10 | Запасливый |
11 | Сломленный |
12 | не завершено |
13 | Причём поэтому |
14 | 13 |
15 | 25 |
16 | 14 |
17 | 34 |
18 | 134 |
19 | 134 |
20 | 3 |
21 | 4 |
22 | 3 |
23 | 1519 |
24 | 1274 |