СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЕГЭ обществознание. Анализ текста. Глобализация

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ЕГЭ по обществознания задания № 21 - 24 проверяют умения анализировать текст, извлекать социальную информацию из различных источников

Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ обществознание. Анализ текста. Глобализация»

«Глобализация является универсальной и всеобъемлющей тенденцией мирового развития. Исследователи отмечают наличие трёх измерений глобализации:

1) глобализация как постоянно идущий исторический процесс;

2) глобализация как гомогенизация и универсализация мира;

3) глобализация как разрушение национальных границ.

Общепризнано также, что глобализация имеет как позитивные, так и негативные последствия. В числе первых: ускорение внедрения и распространение технических достижений и современных методов управления, новые экономические перспективы для государств и отдельных лиц, возможности обеспечения более высокого уровня жизни и т. п.

В то же время к негативным последствиям глобализации относятся: растущее неравенство, когда получаемые выгоды и возможности концентрируются в относительно небольшом числе стран и неравномерно распределяются в самих этих странах; связанное с этим нарастание уязвимости и маргинализации многих государств; тяжкие и даже тяжелейшие последствия для земной цивилизации; возросшие угрозы целостности национальных культур и вызовы суверенитету государств.

Противоречие заключается в том, что современная международная система, создавшая условия для развития процесса глобализации, под его воздействием сама постепенно стала устаревать, а сформированные послевоенные институты международного сообщества оказались не готовыми эффективно функционировать в условиях глобального мира.

Под влиянием глобализации происходит трансформация роли государства, его суверенитета. Оно вынуждено делиться своими полномочиями с международными структурами, неправительственными организациями, бизнес-сообществами. Информационные, финансовые и иные процессы, связанные с глобализацией, сокращают возможности национальных правительств по контролю за внутриполитической ситуацией и управлению ею. Отдельные государства, находясь под усиливающимся воздействием ситуации на мировом рынке, в определённой мере теряют суверенитет над национальной экономикой. Они всё меньше могут влиять на положение в сфере экономики, финансов. Всё более неподконтрольными становятся информационные потоки. Многие функций, ранее выполнявшиеся правительствами, переходят к институтам гражданского общества, транснациональным корпорациям. Национальные и международные неправительственные политические, экономические, правозащитные, религиозные, благотворительные и иные организации оказывают растущее влияние на общественное мнение, формирование политики, выработку законов, сами выполняют некоторые властные функции, вплоть до участия в деятельности комитетов и комиссий ООН».

(Н. Б. Пастухова)



21. Какой институт, по мнению автора, наиболее полно подвержен влиянию глобализации. В чём выражается это влияние?

22. В чем, по мнению автора, выражается противоречие глобализации? Какие три функции, традиционно считавшиеся государственными, начинают выполнять другие институты?

23. Что, по мнению ряда исследователей, является проявлением глобализации? Используя обществоведческие и исторические знания, проиллюстрируйте каждое проявление примерами.

24. Приведите положения текста, отражающие положительные последствия глобализации, с одной стороны, и негативные последствия, с другой стороны. Опираясь на обществоведческие знания, приведите два аргумента, обосновывающие противоречивость данного явления.



№ 21

  1. указан институт: государственный суверенитет;

  2. раскрыт характер влияния: многие авторы предрекают закат «государственного суверенитета», вынужденного «делиться» своими полномочиями с международными структурами, неправительственными организациями, бизнес — сообществом и т. п.

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.

№ 22

Противоречие: современная международная система постепенно стала устаревать, а сформированные послевоенные институты международного сообщества оказались не готовыми эффективно функционировать в условиях глобального мира;

Три функции: влияние на общественное мнение, формирование политики, выработка законов.

Элементы ответа могут быть приведены в иных близких по смыслу формулировках.

№ 23

1. Измерения глобализации:

  • глобализация как постоянно идущий исторический процесс;

  • глобализация как гомогенизация и универсализация мира;

  • глобализация как разрушение национальных границ.

2. Примеры:

  • Римская империя утвердила своё влияние над Средиземноморьем и привело к глубокому переплетению различных культур;

  • В государствах вводятся единые стандарты: стандарты обучения (например, двухуровневая система высшего образования (бакалавр и магистр);

  • Люди начинают отмечать праздники, которые не являются исконно национальными, например, День святого Валентина, Хеллоуин.

Могут быть приведены другие уместные примеры.

№ 24

1. Положение текста:

  • положительные последствия: ускорение внедрения и распространение технических достижений и современных методов управления, новые экономические перспективы для государств и отдельных лиц, возможности обеспечения более высокого уровня жизни

  • негативные последствия: растущее неравенство, нарастание уязвимости и маргинализации многих государств; возросшие угрозы целостности национальных культур и вызовы суверенитету государств.

(Положение текста может быть приведено в иной, близкой по смыслу форме).

2. аргументы, например:

  • свободное перемещение граждан иностранных государств, с одной стороны, способствует быстрому общению, развитию туризма и обмену информацией, а, с другой стороны, росту безработицы, материальному расслоению;

  • иммиграция чуждых культур порождает рост национального самосознания, а как следствие появляется ксенофобия, фанатизм, экстремизм, терроризм.

Могут быть приведены другие аргументы.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!