Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ: психологическая подготовка»
Единый государственный экзамен: психологическая подготовка
Характеристики трудностей
когнитивные
личностные
процессуальные
Педагогическая задача
Психологическая задача
- С учащимися осваивать навыки работы с тестами
- Помогать выпускнику вырабатывать индивидуальную стратегию деятельности.
Пути преодоления когнитивных трудностей
Педагогическая задача
Психологическая задача
- Предоставление полной и четкой информации о процедуре сдачи ЕГЭ
- Работа, направленная на снижение уровня тревожности
Пути преодоления личностных трудностей
Процессуальные трудности
Ошибки при заполнении бланков
Незнакомые педагоги
Критерии оценивания ответа
Незнание своих прав и обязанностей
Педагогическая задача
Психологическая задача
- Привлечение родителей: ознакомление их со спецификой Единого государственного экзамена.
- Овладение детьми специфическими навыками, определяемыми особенностями процедуры ЕГЭ.
Пути преодоления процессуальных трудностей
Экзамены и подготовка к ним – как психологический стресс
Стресс в ситуации испытания – это нормальная и даже необходимая реакция адаптации.
В стрессе мобилизуются все физические и психологические силы человека.
Учащиеся с устойчивой психикой
Учащиеся с устойчивой психикой
Учащиеся с неустойчивой психикой
Учащиеся с неустойчивой психикой
Учащиеся с неразвитой учебной деятельностью
Учащиеся с неразвитой учебной деятельностью
Как тренировать и мобилизовывать детей с хорошей устойчивостью к стрессам
К педагогическим способам тренировки личности можно отнести следующие: К педагогическим способам тренировки личности можно отнести следующие: Реферирование дополнительной научно-популярной и научной литературы. Частые контрольные работы с их защитой перед классом – как моделирование ситуаций экзаменов, в том числе – и в форме ЕГЭ. Самостоятельные творческие задания, темы которых (в рамках дисциплины или из списка предложенных) выбирают сами учащиеся. Защита своих самостоятельных творческих работ перед разными аудиториями. Выполнение и защита (публикация) научных работ. Коллективные научные задания – как модель работы в научных коллективах. Участие в конкурсах, научных конференциях. Наставничество или помощь «сильных» учеников более слабым в классе.
К психологической тренировке учебной деятельности можно отнести следующие способы: Поддержка любых проявлений самостоятельности в учебе – индивидуальная, публичная в классе, в школьном коллективе, а также перед родителями (в семье). Поддержка «сильных» учеников в классе (как в социальной группе) в ролях – «лидер», «интеллектуал», «психолог». Тренинг способности учащихся самостоятельно выполнять учебные, научных или творческие задания: определять их этапы, планировать график выполнения, формулировать критерии завершения этапов и всего дела в целом. Тренинг способности учеников использовать кризисы как возможность для развития личности, в частности – развития навыков т.н. совладающего (со стрессом) поведения. Развитие у подростка навыка планирования своей повседневной занятости (ведение делового ежедневника), режима дня.
Как помочь подросткам со слабой нервной системой
Снижение тревожности, повышение самооценки и устойчивости к стрессам.
Какими способами можно попробовать развить у ребенка способность к самостоятельной учебе
При своевременном выявлении таких детей – в кризисе школьной дезадаптации в начальных классах или в кризисе перехода в средние классы
применяется последовательность стратегий психокоррекции, рассчитанных в сумме на 2-3 года:
- Временно сосредоточиться на развитии базы учебной деятельности – ее предшественников (при этом временно игнорировать низкую школьную успеваемость).
- На этой основе восстановить (специальными приемами) способность детей к самостоятельной деятельности.
- Закрепить ее в системе дополнительного образования.
- Моделировать ситуации успеха в учебе и восстановить интерес ученика к учебе: сначала по предметам, в которых у него были успехи, а затем по большинству
Признаки возможности повысить у ребенка способность к самостоятельной учебной деятельности в течение 11-го класса:
- Периоды снижения успеваемости в 5-6-м или 8-10-м классе были непродолжительными. К 10-11-му классу мотивация учебы восстановилась.
- Успеваемость, даже в периоды снижения мотивации учебы, не была ниже 3-4 баллов с сохранением у ребенка отдельных переживаний успехов.
- К 3-4-м предметам сохраняется избирательный интерес и хорошая успеваемость (еще лучше – если среди них есть предметы ЕГЭ).
- Сложность мобилизации способности к учебе состоит в недостатке времени – всего-то несколько последних месяцев 11-го класса.
Что делать с остальными из группы утративших способность к успешной учебе?
Успеха вам в вашей работе, коллеги!
Спасибо за внимание