СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЕГЭ русский язык. Банк аргументов. Проблемы (Гражданская, Великая Отечественная война)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Гражданская, Великая Отечественная война

 

Проблема антигуманной сущности войны

Через весь роман Л.Н.Толстого «Война и мир» проходит мысль о том, что «война – противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Поэтому так ненавистен автору Наполеон – воплощение войны. С ужасом глядит Пьер Безухов на Бородинское поле после сражения.  В убитых французах и русских  он не видит врагов: они для него люди, которым война оборвала жизнь.

Антигуманная сущность войны показана и в произведениях писателей 2 половины XX века.(Б.Васильев «А зори здесь тихие», «В списках не значился», «Завтра была война», В.Астафьев «Пастух и пастушка», «Прокляты и убиты», С.Алексиевич «У войны не женское лицо»)

Так в повести К.Воробьёва «Убиты под Москвой» мы видим кремлёвских курсантов, которым довелось воевать под Москвой в ноябре 1941 года всего пять дней. Когда читаешь повесть, испытываешь боль за героев повести: все двести сорок молодых, красивых (рост у каждого  183 сантиметра), романтически настроенных юношей погибли, защищая Москву.  Сдерживая натиск вооружённых до зубов фашистов, сами курсанты вооружены лишь старыми самозарядными винтовками, гранатами  и бутылками с бензином.

 

М. Шолохов. Роман-эпопея «Тихий Дон» (ч. 3, гл. 5. «Григорий Мелехов убивает австрийского солдата»; ч. 6, гл. 31. «Казнь командира отряда Лихачева»)

 

Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ русский язык. Банк аргументов. Проблемы (Гражданская, Великая Отечественная война)»

Гражданская, Великая Отечественная война



Проблема антигуманной сущности войны

Через весь роман Л.Н.Толстого «Война и мир» проходит мысль о том, что «война – противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Поэтому так ненавистен автору Наполеон – воплощение войны. С ужасом глядит Пьер Безухов на Бородинское поле после сражения. В убитых французах и русских он не видит врагов: они для него люди, которым война оборвала жизнь.

Антигуманная сущность войны показана и в произведениях писателей 2 половины XX века.(Б.Васильев «А зори здесь тихие», «В списках не значился», «Завтра была война», В.Астафьев «Пастух и пастушка», «Прокляты и убиты», С.Алексиевич «У войны не женское лицо»)

Так в повести К.Воробьёва «Убиты под Москвой» мы видим кремлёвских курсантов, которым довелось воевать под Москвой в ноябре 1941 года всего пять дней. Когда читаешь повесть, испытываешь боль за героев повести: все двести сорок молодых, красивых (рост у каждого 183 сантиметра), романтически настроенных юношей погибли, защищая Москву. Сдерживая натиск вооружённых до зубов фашистов, сами курсанты вооружены лишь старыми самозарядными винтовками, гранатами и бутылками с бензином.


М. Шолохов. Роман-эпопея «Тихий Дон» (ч. 3, гл. 5. «Григорий Мелехов убивает австрийского солдата»; ч. 6, гл. 31. «Казнь командира отряда Лихачева»)

Русский философ Никола́й


Алекса́ндрович


Бердя́ев ( 1874 —  1948) «Поистине народы должны периодически сходить с ума, чтобы воевать»



Война есть бедствие и преступление, заключающее в себе все бедствия и все преступления.

Вольте́р ( 1694,  —  1778, — один из крупнейших французских философов-просветителей XVIII века: поэт, прозаик, сатирик,трагик, историк, публицист

Проблема бессмысленности жестокости войны

ГАРШИН Всеволод Михайлович (1855-1888)

Тема рассказа «Четыре дня»: человек на войне.

Рассказ показывает не человека вообще, то есть человека не в философском смысле, а конкретную личность, испытывающую сильнейшие, шоковые переживания и переоценивающую своё отношение к жизни. Ужас войны заключается не в необходимости совершать героические поступки и жертвовать собой — как

раз эти живописные видения представлялись добровольцу Иванову (и, видимо, самому Гаршину) до войны, ужас войны в другом, в том, что заранее даже не представляешь.


Человек на войне мучается не от боли, которую порождает рана, а от ненужности этой раны и боли, а также от того, что человек превращается в абстрактную единицу, про которую легко забыть: «В газетах останется несколько строк, что, мол, потери наши незначительны: ранено столько-то; убит рядовой из вольноопределяющихся Иванов. Нет и фамилии не напишут;

просто скажут: убит один. Убит один, как та собачонка…» В ранении и смерти солдата нет ничего героического и красивого, это самая обыкновенная смерть, которая не может быть красивой. Герой рассказа сравнивает свою судьбу с судьбой запомнившейся ему с детства собачки: «Я шёл по улице, кучка народа остановила меня. Толпа стояла и молча глядела на что-то беленькое, окровавленное, жалобно визжавшее. Это была маленькая хорошенькая собачка; вагон конножелезной дороги переехал её, она умирала, вот как теперь я. Какой-то дворник растолкал толпу, взял собачку за шиворот и унёс. Дворник не пожалел её, стукнул головой об стену и бросил в яму, куда бросают сор и льют помои. Но она была жива и мучилась ещё три дня » Подобно той собачке, человек на войне превращается в мусор, а кровь его — в помои. Ничего святого от человека не остаётся.


Война полностью меняет все ценности человеческой жизни, добро и зло путаются, жизнь и смерть меняются местами. Герой рассказа, очнувшись и осознав своё трагическое положение, с ужасом понимает, что рядом с ним лежит убитый им враг, толстый турок: «Передо мною лежит убитый мною человек. За что я его убил? Он лежит здесь мёртвый, окровавленный.Кто он? Быть может, и у него, как у меня, есть старая мать. Как он счастлив: он не слышит ничего, не чувствует ни боли от ран, ни смертельной тоски, ни жажды »

Живой человек завидует мёртвому, трупу!

Показать читателю настоящее лицо войны

Страшная костяная улыбка, вечная улыбка…


Михаи́лАлекса́ндровичШо́лохов (1905, —  1984, русский советский писатель. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1965 год — «за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время»)

Рассказ М.А. Шолохова «Родинка»

Трагедия гражданской войны раскрывается через конкретные судьбы людей. Автор ставит по разные стороны баррикад отца и сына. Молодое поколение – красные, отцы – белые. В рассказе «Родинка», одном из самых проникновенных произведений этого цикла, белый атаман убивает красного командира, перерубив его шашкой; затем снимает сапоги с покойника, потому что обувь в то время была дорогим удовольствием, и замечает на ноге убитого родинку с куриное яйцо. Такая же есть и у него. 
    Страшен момент узнавания. И вот уже стонет старый казак, увидев родинку на ноге, над убитым сыном. Атаман понимает, что убил своего собственного сына и пускает себе пулю в рот.  

Огромное горе всей страны, гражданская война, в рассказе сводится к трагедии конкретной семьи, становясь при этом более понятным и страшным. 
    Нет ничего более святого, чем любовь родителей и детей. Автор в рассказе не встаёт ни на сторону красных, ни на сторону белых. Он выступает за мир, лишенный бессмысленного противостояния.

«родинка» - однокоренное слово с «родом», «народом», «родиной», «природой», «урожаем», «родником». А значит, родинка - знак влияния на человека неподвластных ему мировых сил и одновременно указание на глубинную связь человека с миром, вселенной.

В произведении Э. Хемингуэя «Прощай, оружие!» Лейтенант Генри понимает, что война — это убийство еще бо­лее жестокое и бессмысленное, чем на чикагских бойнях. Люди уничтожают друг друга в страхе и ненависти, движимые живот­ным инстинктом.


Какой она была — блокада Ленинграда?


О. Берггольц — поэма «Февральский дневник». В этом произведении поэтесса воспроизводит быт и жизнь блокад­ного Ленинграда, рассказывает о смертях, о ленинград­ских вдовах, о красногвардейцах, защищающих город. Ее поэма — это письмо к другу, к сестре по гневу и печали.

В. Инбер — поэма «Пулковский меридиан». Поэма на­писана в стиле лирического дневника. Автор воспроизводит жизнь блокадного Ленинграда, его ночи и дни. Как ни велики страдания ленинградцев, город живет сознанием своего род­ства со всей страной. И это помогает ему выжить.

А.Б. Чаковский роман «Блокада». В этом произведе­нии писатель анализирует причины Великой Отечественной войны, рассказывает о напряженных боях за Ленинград, о прорыве блокады в 1943 году, о создании Ладожской ледовой дороги, прозванной ленинградцами «дорогой жизни».



Проблема нравственного выбора человека 


проблема поведения советского солдата в плену



проблему беззащитности простой человеческой судьбы во время войны


Михаи́лАлекса́ндровичШо́лохов (1905, —  1984, русский советский писатель. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1965 год — «за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время»)

Рассказ « Судьба человека»

Проблема выбора – самая главная в жизни любого человека. Как поется в одной знаменитой песне: «Женщину, религию, дорогу каждый выбирает по себе, дьяволу служить или пророку - каждый выбирает по себе». Ежедневно перед нами ставятся вопросы, как поступить, что будет вернее: свернуть налево или направо? 

    О трудности и необходимости нравственного выбора пишет в своем рассказе «Судьба человека» Михаил Шолохов. Его герой, Андрей Соколов, так же, как и все люди, сталкивается с необходимостью выбирать. Отличие его выбора в том, что подчас от его правильного шага зависела судьба окружающих людей.

    Итак, какой выбор предлагала Андрею судьба? И какой путь выбирал он? В первый раз жизнь поставила перед ним дилемму: идти или не идти на войну. Хотя для самого героя такого вопроса даже и не стояло. Андрей твердо решил воевать за Родину. И даже слезы жены и тяжелые предчувствия не смогли поколебать его решения

Нравственный выбор Андрея Соколова, сделанный им в сцене допроса Мюллером, раскрывает его характер как чистый и благородный. Во время допроса он удивительно стойко сохраняет свое человеческое достоинство. Отказавшись выпить за победу немецких войск перед лицом смерти, Андрей сделал свой выбор. Этот героический выбор дорогого стоит. Не каждый, далеко не каждый человек в такой страшной ситуации, когда на карту поставлена его жизнь, найдет в себе силы не отказаться от своих убеждений ради собственной шкуры. А Андрей Соколов смог. Именно поэтому Мюллер удивился и отступил от Андрея, он увидел всю силу его воли. Выбор, сделанный Соколовым, не мог не заслужить уважения у любого человека, даже у коменданта концентрационного лагеря.

    Но судьба готовила Андрею еще один страшный выбор. Война ломает судьбу человека и он не может защитить от ее ударов ни себя ни семью, но обязан защищать Родину, - Шолохов показывает как война отражается на личной судьбе обыкновенного человека- герой теряет свою семью: жена и дочери погибают в тылу во время бомбежки, - в их дом попадает бомба предназначенная для авиазавода, который находился рядом с их домом сын- на фронте в последний день войны Другой человек мог бы думать о самоубийстве, но Андрей Соколов выбрал жизнь.

    Встреча с «новым сынком» – одна из самых трогательных сцен в рассказе. Две потерянные души нашли друг друга и внесли в жизнь обоих смысл, любовь и веру в завтрашний день. Герой совершил поступок, он сделал выбор - Соколов решился взять мальчика к себе. Он решился взвалить на себя заботу об этой «мелкой птахе». На душе у героя стало светло. Правильный нравственный выбор всегда приносит с собой счастье и ощущение справедливости.

    В своем рассказе Шолохов просто показал на примере одной, отдельно взятой судьбы человека, как нравственный выбор изменяет нашу жизнь. Как поступки, совершенные нами, трансформируют нас и окружающий мир, что они нам приносят, какие последствия могут быть у неправильного нравственного выбора.

В повести В. Быкова «Обелиск»  учитель Олесь Мороз добро­вольно пошел на казнь со своими учениками. Он мог бы остаться жить. Но бросить ребят одних в последние часы, минуты их казни он не мог, ведь это означало бы для него измену своим воспитан­никам, измену своим нравствен­ным принципам.

В. Кондрать­ев, автор в повести «Сашка», показывает нам солдата честного, отзывчивого, человечного. Бывая в сложных ситуациях, он нередко вставал перед тяжелейшим выбором, но всегда оставался человеком.

В повести В. Быкова  «Сотников» во время войны, выполняя оче­редное задание командира парти­занского отряда, Сотников с че­стью проходит через тяжелые испытания и принимает смерть, не отрекаясь от своих убеждений, а Рыбак становится предателем, спасая свою жизнь. Перед лицом смерти человек остается таким, каков он есть на самом деле. Здесь проверяется глубина его убежде­ний, его гражданская стойкость.

Даже во время войны человек может побороть в себе желание отомстить врагу, который безоружен и страдает

Проблема выбора между же­ланием отомстить врагу и от­казом от мести

Л.Н. Толстой «Война и мир»

Л.Толстой в романе приводит несколько эпизодов, в которых рас­сказывается об отношении русских людей к пленным французам.

Петя Ростов думает о судьбе француза-барабанщика. Он стесняет­ся своих чувств, но, покраснев, испуганно глядя на офицеров, спра­шивает: «А можно ли позвать этого мальчика, что взяли в плен? Дать ему что-нибудь поесть...». И Денисов приказывает позвать француз­ского барабанщика, велит одеть его в русский кафтан для того, чтобы не отсылать с пленными. Казаки к тому времени уже успели переде­лать имя барабанщика в Весеннего, а мужики и солдаты — в Висеню, и в этих переделках звучало напоминание о весне, которое сходилось с представлением о молоденьком мальчике.

Русские солдаты кормят Рамбаля и Мореля, а те, обнявшись с ни­ми, поют песню. И кажется, что звёзды радостно перешёптываются и восхищаются благородством русских солдат, выбравших вместо мести сочувствие к поверженному врагу.

В. Гроссман « Жизнь и судьба»

Через дорогу перегоняли группу немецких пленных солдат, один из них полз на четвереньках. Когда он поравнялся с полковником, тот пихнул его сапогом. В этот момент Даренский почувствовал, что его голова затуманилась, и он произнёс: «Русские люди лежачих не бьют».

Ещё один эпизод из романа. Пленный немецкий офицер выно­сит из подвала трупы убитых сталинградцев. Женщина, стоящая ря­дом, увидела среди них свою дочь. И тогда она шагнула к немцу, гла­за её смотрели на него и одновременно искали кирпич на землеНеизбежность того, что произойдёт, чувствовал часовой и не мог остановить женщину. А женщина уже не видела ничего, кроме лица немца. Не понимая, что делается с ней, она нащупала в кармане сво­его ватника кусок хлеба, протянула его немцу и сказала: «На, полу­чай, на, жри».

Что же это за сила, заставившая не просто пощадить убийцу, а от­дать ему, может быть, самую главную ценность в то голодное время? Это неистребимая сила жизни, оберегающая живое.

В. Закруткин «Матерь человеческая»

Мария пережила смерть мужа и сына, угон хуторян и гибель ху­тора, мученические дни и ночи в одиночестве на кукурузном поле. И когда она увидела в своём подвале безоружного врага, то горячая зло­ба захлестнула её, и героиня схватила вилы, чтобы отомстить врагу. Но в последнее мгновение она услышала сдавленный крик: «Мама!» — и уронила вилы. В это мгновение Мария поняла, что она не может ли­шить поверженного врага жизни, что он имеет право надеяться на гу­манное отношение в последние часы своей короткой жизни. И жен­щина перевязала раненого немца, напоила его молоком. Нравствен- ная сила женщины-матери, оберегающей жизнь, победила

Герой — это тот человек, который в решительный момент делает то, что нужно делать в интересах человеческого общества. 
    Юлиус Фучик

 1903 - 1943) — чехословацкий журналист, литературный и театральный критик, публицист


Какой он — настоящий герой войны?

  • Л.Н. Толстой — роман-эпопея «Война и мир». Толстой в своем романе противопоставляет истинный и ложный патри­отизм. Карьеризму штабных офицеров, их мыслям о наградах противопоставляет писатель поведение простых русских лю­дей. Таковы в романе капитан Тушин и капитан Тимохин, рот­мистр Василий Денисов, крестьянин Тихон Щербатый, ста­ростиха Василиса. Подлинный герой войны у Толстого — про­стой русский солдат. В грандиозной эпопее писатель обозна­чает национальные черты русского народа: смелость, находчивость, отвагу, душевную стойкость, отзывчивость.

  • М. А. Шолохов — рассказ «Судьба человека». Простой русский солдат в центре сюжета рассказа Шолохова. И на войне, и в мирной жизни Андрей Соколов следует единому принципу: «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала». Любовь к Родине, душевная стойкость и терпение, смекалка и наход­чивость, смелость и отвага, великодушие и благородство — все эти черты свойственны герою Шолохова. В этом образе писатель воплотил русский национальный характер

Героизм на войне обусловлен патриотическим порывом и чувством ответственности

Проблема


героизма,


подвига,


мужества,


формирования личного человеческого и национального достоинства


силы русского духа

Бори́сЛьво́вичВаси́льев (1924--2013) — русский писатель. 

«В списках не значился» — 1974 год.


В центре романа — судьба молодого лейтенанта Николая Плужникова, прибывшего к месту службы — в Брестскую крепость — поздним вечером 21 июня 1941 года, а потому и не успевшего попасть в список состава гарнизона, но ставшего впоследствии последним защитником героической крепости. 


  “В списках не значился” — это история становления героического характера, мужающего в огне войны.  Война резко меняет жизнь и сознание Николая. Ценой тяжких ошибок, познав высокую любовь и низкое предательство, Плужников приходит к пониманию того, что от его личного участия зависит многое. Непокоренный сын непокоренной родины не чувствует себя побежденным. Брестская крепость не пала, а просто истекла кровью, и Плужников — последняя ее капля. Он выше смерти, значит, выше забвения. 
    Полуживого, голодного Плужникова боятся фашисты: “У входа в подвал стоял невероятно худой, уже не имевший возраста человек..., длинные седые волосы касались плеч. Он стоял, строго выпрямившись... и, не отрываясь, смотрел на солнце ослепшими глазами. И из этих немигающих, пристальных глаз неудержимо текли слезы”. 
    Подвиг Плужникова столь высок, что он поражает даже врагов. Когда он шел к санитарной машине, “вдруг немецкий генерал, щелкнув каблуками, вскинул руку к козырьку. Солдаты вытянулись и замерли”. Но тот, кому отдавали честь враги, уже ничего не видел. Он был выше славы и выше смерти. “Он шел гордо и упрямо, как жил, и упал только тогда, когда дошел”.

 М. Шолохов «Судьба человека»

Человек и в плену может быть героем. Когда комендант лагеря предложил Андрею Соколову выпить за победу немецкого оружия, тот отказался. Полупьяный Мюллер предложил: «Не хочешь выпить за нашу победу? Тогда выпей за свою погибель». Андрей взял стакан и вылил его в себя, но закуску не тронул, а произнёс: «Я готов, герр ко­мендант, пойдёмте, распишите меня». Даже немецкий офицер оценил мужество Соколова. «Ты храбрый солдат», - сказал он и не расстрелял Андрея, а подал ему со стола небольшую буханку хлеба и кусок сала. Придя в барак, Соколов разделил хлеб и сало с товарищами поровну.

Л.Н. Толстой «Война и мир»

Читая роман Л.Н. Толстого «Война и мир», мы становимся сви­детелями героизма русских людей, которые объединились в едином патриотическом порыве: «Всем миром навалиться хотят, одно сло­во — Москва...». Перед боем солдаты надевают чистые рубахи, чтобы приготовиться к смерти. Они считают: «Что себя жалеть-то теперь». Во время боя приказывать было не надо, всё делается как будто само собой. Убитых оттаскивают за фронт, раненых относят на пункт, ряды вновь смыкаются. Конечно, людям не хочется умирать. Однако они преодолевают страх и сохраняют бодрость духа под пулями и ядрами, и в этом проявляется их мужество, их героизм

Л.Н. Толстой «Севастопольские рассказы»

Читая о первых неделях обороны Севастополя, мы видим истин­ных героев из народа, которые в тяжёлые времена не упали духом и без страха готовились к смерти за город, за родину.

Для Л.Н.Толстого героизм — понятие великой нравственной цен­ности. Это не храбрость, не молодецкая удаль, а великодушие, забве­ние себя в беззаветной любви к родине. С поразительной простотой и скромностью матрос рассказывает о том, как он был ранен и у него отняли ногу выше колена. Он не жалуется на свои страдания, он зна­ет по опыту, что не надо много думать о себе. Не думать о себе — это значит чувствовать постоянную связь со своим народом, своей ро-

диной.

А.С. Новиков-Прибой «Цусима»

Броненосец «Ушаков», в который попал вражеский снаряд, тонет. Как ведут себя в данной ситуации люди?

Некоторые и в эти страшные минуты сохраняли присутствие духа, шутили, смеялись над своими бедствиями. Сильные и крепкие моря­ки отдавали товарищам свои средства для плавания, тем самым по­могали им спастись. Один из матросов, у которого спасательный на­грудник был повязан слишком низко, опрокинулся вниз головой. Ему на помощь поспешил машинист корабля. Он выправил потерявшего равновесие человека, и они поплыли дальше вместе.

Присутствие духа, способность в трудную минуту думать не толь­ко лично о себе, но и о других людях, разве это не героизм? Благодаря взаимовыручке, рожденной чувством ответственности людей за жиз-

ни друг друга, многие члены экипажа были спасены.

Г. Бакланов «Навеки девятнадцатилетние»

В повести дана история одной юной жизни — Володи Третьякова. Однако для того, чтобы подчеркнуть, что в произведении речь пой­дёт о судьбе целого поколения, автор использовал в названии множе­ственное число. Самое примечательное, самое характерное в духов­ном облике этого поколения — чувство ответственности. По деревянному мосту надо переправить тяжёлые орудия, а выдер­жит ли он, солдаты сомневаются. Все они вместе и каждый в отдель­ности отвечают за страну, за войну, и за всё, что есть и будет послених на свете. Но за то, чтобы батарея прибыла на место в срок, отвеча­ет молодой лейтенант. Конечно, Третьяков мог просто приказать — и всё, но ведь он отвечает за солдат. Поэтому, чтобы ободрить их, лей­тенант встал под мост, не зная, выдержит он или рухнет. И по мосту двинулись тягачи с орудиями. Володя Третьяков в тяжёлой обстанов- ке ведёт себя как настоящий офицер, как настоящий герой


Проблема


героической


повседневности войны

Героические будни войны — метафора-оксюморон, соединившая несоединимое. Война пе­рестаёт казаться чем-то из ряда вон выходящим. Привыкаешь к смерти. Только иногда она пора­зит своей внезапностью. Есть такой эпизод у В.Некрасова («В окопах Сталинграда»): убитый боец лежит на спине, раскинув руки, и к губе его прилип ещё дымившийся окурок. Минуту назад были ещё жизнь, мысли, желания, теперь — смерть. И видеть это герою романа просто невыносимо...

Но и на войне солдаты живут не “пулей единой”: в короткие часы отдыха поют, пишут письма и даже читают. Что касается героев «В окопах Сталинграда», Карнаухов зачитывается Джеком Лондоном, комдив тоже любит Мартина Идена, кто-то рисует, кто-то пишет стихи. Волга пенится от снарядов и бомб, а люди на берегу не изменяют своим духовным пристрастиям. Возможно, поэтому гитлеровцам и не удалось раздавить их, отбросить за Волгу, иссушить души и умы.



Проблема проявления гуманизма в тяжелых военных условиях

Главный герой рассказа А. Адамовича «Немой» - яркий пример истинного гуманизма. Франц во время войны  получил приказ сжечь дом в белорусской деревне, в котором он жил. Но он не смог убить  маленькую девочку Полину и ее мать и вместе с ними прячется от нацистов  в погреб. А когда приходят советские войска, Полина представляет немца немым братом, спасая его, как когда-то Франц спас их.


Проблема душевного состояния человека в условиях войны

Вспомним рассказ Константина Воробьева "Немец в валенках", где рассказывается о том, как немецкий солдат, сторож в лагере штрафников, проникается сочувствием к русскому военнопленному. Почему Вилли Броде пожалел советского солдата?  Потому что он, Вилли, простой крестьянин, тоже осуждает войну, его  вынудили идти на фронт. Но главное, что сближает немца  с русским солдатом – это общий недуг: они оба обморозили на войне ноги…


Проблема женщины на войне





Проблема антигуманной и античеловеческой сути войны







Проблема любви к Родине


Проблема чувства долга перед Родиной

С. Алексиевич "У войны не женское лицо..."

Всем героиням книги пришлось не просто пережить войну, но участвовать в боевых действиях. Одни были военными, другие - вольнонаемными, партизанками.

Рассказчицы чувствуют, что необходимость сочетать мужскую и женскую роли - это проблема. Они решают ее как могут Например, мечтают, чтобы и в смерти их женственность и красота сохранилась. Воительница-командир саперного взвода пытается вечером в землянке вышивать. Они счастливы, если им удается воспользоваться услугами парикмахера почти что на передовой (рассказ 6). Переход к мирной жизни, который воспринимался как возврат к женской роли, также непрост. Например, участнице войны, даже тогда, когда война закончилась, при встрече с высшим по званию так и хочется взять под козырек.

На долю женщины приходится негероическое. Женские свидетельства позволяют увидеть, сколь огромна была в годы войны роль "негероических" родов деятельности, которые все мы так легко обозначаем как "женское дело". Речь идет не только о том, что происходило в тылу, где на женщину легла вся тяжесть поддержания жизни страны.

Женщины выхаживает раненых. Они пекут хлеб, готовят еду, стирают солдатское белье, ведут борьбу с насекомыми, доставляя письма на передовую (рассказ 5). Они кормят раненых героев и защитников Отечества, сами тяжко страдая от голода. В военных госпиталях выражение "кровное родство" стало буквальным. Падающие от усталости и голода женщины отдавали раненым героям свою кровь, сами себя героями не считая (рассказ 4). Их ранят и убивают. В результате пройденного пути женщины меняются не только внутренне, но и внешне, они не могут быть прежними (недаром одну из них не узнает родная мать). Возврат к женской роли крайне тяжел и протекает подобно болезни.

Повесть Бориса Васильева "А зори здесь тихие…"

Они все хотели жить, но они погибли, чтобы люди могли сказать: «А зори здесь тихие…» Тихие зори не могут быть созвучны с войной, со смертью. Они погибли, но они победили, не пропустили ни одного фашиста. Победили, потому что беззаветно любили Родину.

Женя Комелькова – одна из самых ярких, сильных и мужественных представителей из состава девушек – бойцов, показанных в повести. С Женей в повести связаны и самые комические, и самые драматические сцены. Ее доброжелательность, оптимизм, жизнерадостность, уверенность в себе, непримиримая ненависть к врагам невольно привлекают к ней внимание и вызывают восхищение. Чтобы обмануть немецких диверсантов и заставить их идти дальней дорогой в обход реки, маленький отряд девушек – бойцов устроил в лесу шум, изображая лесорубов. Женя Комелькова разыграла потрясающую сценку беспечного купания в ледяной воде на виду у немцев, в десяти метрах от вражеских автоматов. В последние минуты жизни Женя вызвала огонь на себя, лишь бы отвести угрозу от тяжело раненой Риты и Федота Васкова. Она верила в себя, и, уводя немцев от Осяниной, ни на мгновение не сомневалась, что все окончится благополучно.

И даже когда первая пуля ударила в бок, она просто удивилась. Ведь так глупо несуразно и неправдоподобно было умирать в девятнадцать лет…

Мужество, хладнокровие, человечность, высокое чувство долга перед Родиной отличают командира отделения младшего сержанта Риту Осянину. Автор, считая образы Риты и Федота Васкова центральными, уже в первых главах рассказывает о прошлой жизни Осяниной. Школьный вечер, знакомство с лейтенантом - пограничником Осяниным, оживленная переписка, загс. Затем - пограничная застава. Рита училась перевязывать раненых и стрелять, скакать на лошади, метать гранаты и защищаться от газов, рождение сына, а потом … война. И в первые военные дни не растерялась – спасла чужих детей, а вскоре узнала, что ее муж погиб на заставе на второй день войны в контратаке.

Ее не раз хотели отправить в тыл, но каждый раз она снова появлялась в штабе укрепрайона, наконец, взяли санитаркой, а через полгода направили на учебу в танковую зенитную школу.

Женя научилась тихо и беспощадно ненавидеть врагов. На позиции она сбила немецкий аэростат и выбросившегося корректировщика.

Когда Васков и девчата насчитали вышедших из кустов фашистов - шестнадцать вместо ожидаемых двух, старшина сказал всем по-домашнему: «Плохо, девчата, дело».

Для него было ясно, что противдо зубов вооруженных врагов им долго не продержаться, но тут твердая реплика Риты: «Что же, смотреть, как они мимо пройдут?» - очевидно, намного укрепила Васкова в принятом решении. Дважды Осянина выручала Васкова, принимая огонь на себя, и теперь, получив смертельную рану и зная положение раненого Васкова, она не желает быть ему обузой, понимает, как важно довести их общее дело до конца, задержать фашистских диверсантов.

«Рита знала, что рана смертельная, что умирать она будет долго и трудно»

Соня Гурвич – «переводчица», одна из девушек группы Васкова, «городская» пигалица; худущая, как весенний грач».

Автор, рассказывая о прошлой жизни Сони, подчеркивает ее талантливость, любовь к поэзии, театру. Борис Васильев вспоминает». Очень велик был на фронте процент интеллигентных девушек, студенток. Чаще всего - первокурсниц. Для них война была самой страшной… Где-то среди них сражалась и моя Соня Гурвич».

И вот, желая сделать приятное, как старшему опытному и заботливому товарищу, старшине, Соня бросается за кисетом, забытому им на пеньке в лесу, и погибает от удара вражеского ножа в грудь.

Галина Четвертак – сирота, воспитанница детского дома, мечтательница, наделенная от природы яркой образной фантазией. Худущая, маленькая «замухрышка» Галка не подходила под армейские стандарты ни ростом, ни возрастом.

Когда после гибели подруги Галке приказал старшина надеть ее сапоги, «она физически, до дурноты ощущала проникающей в ткани нож, слышала хруст разорванной плоти, чувствовала тяжелый запах крови. И это рождало тупой, чугунный ужас…» А рядом таились враги, нависала смертельная опасность.

«Действительность, с которой столкнулись женщины на войне, - говорит писатель, - была много труднее, чем все, что они могли придумать в самую отчаянную пору своих фантазий. Трагедия Гали Четвертак об этом».

«А-а-а!

Коротко ударил автомат. С Десятка шагов ударил в тонкую, напряженную в беге спину, и Галя с разлету сунулась лицом в землю, так и не сняв с головы заломленных в ужасе рук.

Замерло все на поляне».

Лиза Бричкина погибла при исполнении задания. Спеша добраться до разъезда, доложить об изменившейся ситуации, Лиза утонула в болоте:

Болью, ненавистью и яркостью переполняется сердце закаленного бойца, героя-патриота Ф.Васкова, и это укрепляет его силы, дает ему возможность выстоять. Единый подвиг – защита Родины - уравнивает старшину Васкова и пятерых девчат, которые «держат свой фронт, свою Россию» на Синюхиной гряде.

Так возникает еще один мотив повести: каждый на своем участке фронта должен сделать возможное и невозможное для победы, для того, чтобы зори были тихие.


Проблема войны как бессмысленной, кровавой бойни. Проблема жестокости на войне

Л.Н. Толстой — роман-эпопея «Война и мир».

В этом ро­мане мы видим изображение войны без прикрас, писатель со­здает картину суровых военных будней, несущих людям кровь, смерть, страдания. Таковы сцены пожара и сдачи Смолен­ска, картина похода перед Шенграбенским сражением, сце­ны отступления русских войск. Всюду — сломанные повоз­ки, надрывающиеся лошади, грязь, раненые тела. Разумная, гармоничная природа противопоставлена у Толстого этим кар­тинам военной жизни. Герои романа также постепенно начи­нают осознавать войну как жестокую, кровавую бойню. Так, Николай Ростов, князь Андрей преодолевают свои наивные представления о войне, Петя Ростов тяжело переживает пер­вое совершенное им убийство француза. А затем и сам, со­всем юный мальчик, он погибает. И это, по мысли писателя, несправедливо.

М.А. Шолохов — роман-эпопея «Тихий Дон».

В этом романе писатель осмысливает войну как беспощадное, су­ровое действо, несущее людям смерть, страдания, разоре­ние. Мы видим, как конница топчет созревшие хлеба, дон­ская земля горит под ногами. Разоряются и страдают семьи, изменяется на войне человеческая душа. Так, писатель изоб­ражает душевный надлом Григория Мелехова. Тот тяжело пе­реживает первое совершенное им убийство австрийца. А в финале в герое остается лишь душевная усталость, сердце его грубеет: «ушла безвозвратно та боль по человеку, которая давила его в первые дни войны». По мысли писателя, война не только несет смерть и несчастья, она еще и нравственно калечитлюдей

"Мы будем вечно прославлять
Ту женщину, чье имя – Мать." 

М. Джалиль

Проблема мужества матери

Андре́йДми́триевичДеме́нтьев (род. 16 июля 1928) — советский и российский поэт

Баллада - жанр лирической поэзии с повествовательным сюжетом на легендарную, историческую, сказочную или бытовую тему


Баллада о матери

Темой «Баллады о матери» является война. У войны неженское лицо. Поэтому баллада построена на противопоставлении образы матери с жестокостью войны. Ожидание и терпение матери – первое, на что обращает внимание автор. В этих строках А. Дементьев объясняет силу матери ее верой, и тем что этот обобщенный образ – «потому что мать»:

Постарела мать за тридцать лет,
А вестей от сына нет и нет.
Но она все продолжает ждать,
Потому что верит, потому что мать.

Описание ужасов войны является как бы фоном для более выпуклого изображения чувств матери. Она видит изображение своего сына на экране, и чувства матери вновь оживают, хотя она догадывается, что надежды уже не осталось.

Мать у А. Дементьева – символ всех матерей, как и сын – символ доблести солдат, бессмертия их подвига:

Сравнения, метафоры, которые использованы поэтом, усиливают впечатление и от страшной войны, и помогают осветить образ матери.

А. Дементьев умело использует экспрессивные возможности. Неожиданный кадр из документального кино становится кульминацией баллады:

Мать узнала сына в тот же миг,
И зашелся материнский крик:
– Алексей, Алешенька! Сынок! –
Словно сын ее услышать мог.

Алеша – обобщенный образ солдата – передан автором как герой, который бежит в атаку. Атака – удел смелых, и он останется в памяти, всегда бегущим на врага. И для матери образ Алеши вновь оживает: Жив-здоров, не ранен, не убит –
Дома все ей чудилось кино...

Кульминация стихотворения приходится на последние строки баллады, в которых мать смотрит в окно, ожидая сына. Война кончилась, но люди и память остались, и пока будет жить хоть одна мать не вернувшегося с фронта солдата, война будет еще не закончена. Она будет продолжать жить в памяти и надежде матери – в этом основная идея баллады. Итак, в балладе А. Дементьева мы видим обобщенный образ матери, которая продолжает ждать сына и жить надеждой на его возвращении. Такой же символичностью отличается и образ сына – Алеши. Стихотворение написано ямбом, и выдержанный ритм стиха словно походит на атаку, в которую идет Алексей. Печаль матери передается через описание ее голоса, ее слов, и внутреннего мира.

Муса Джалиль \ Муса МустафовичЗалилов (Джалилов) 1906,деревня Мустафино, Оренбургская губерния (ныне Мустафино, Шарлыкский район, Оренбургская область) — 25 августа 1944, Берлин) — татарский советский поэт


II. М. Джалиль «Праздник матери»

Стихотворение М. Джалиля датировано 1943 годом. Произведение переводное, но, несмотря на это, в переводе удалось сохранить стилистические и поэтические особенности стиха. Ритмика стиха схода с балладой А. Дементьева. Но здесь звучат оптимистические ноты. Поэт говорит о реальном бессмертии, который остается у человека в его детях. Сильно в стихотворении и патриотическое начало. Исполненная в виде песни, эта баллада отличается обилием повторов, сравнений и традиционных эпитетов. Здесь есть национальный образ, когда мать слепнет от горя. Но с появлением младшего сына она прозрела. Итак, баллада М. Джалиля оптимистична и напоминает традиционные песни.



Проблема мужества

Борис Полевой «Повесть о настоящем человеке».

В повести рассказывается о мужестве советского летчика Алексея Мересьева, который в годы войны был тяжело ранен, долго добирался до своих и отморозил ноги. В результате их пришлось ампутировать Но желание летать и уничтожать врагов страны было так велико, что летчик даже с протезами вернулся в строй и продолжал воевать до Победы.


Проблема нравственной силы простого солдата

Носителем народной морали на войне является, например, Валега, ординарец лейтенанта Керженцева из повестиВ.Некрасова «В окопах Сталинграда». Он едва знаком с грамотой, путает таблицу умножения, толком не объяснит, что такое социализм, но за родину, за товарищей своих, за покосившую­ся хибарку на Алтае, за Сталина, которого никогда не видел, будет драться до последнего патрона. А кончатся патроны — кулаками, зубами. Сидя в окопе, он будет больше ругать старшину, чем немцев. А дойдёт до дела — покажет этим немцам, где раки зимуют.

Выражение “народный характер” более всего соответствует Валеге. На войну пошёл добровольцем, к военным тяготам быстро приноровился, потому что и мирная его крестьянская жизнь была не мёд. В перерывах между боями ни минуты не сидит без дела. Он умеет стричь, брить, чинить сапоги, разводить костёр под проливным дождём, штопать носки. Может наловить рыбу, собрать ягоды, грибы. И всё делает молча, тихо. Простой крестьянский парень, которому всего-то восемнадцать лет. Керженцев уверен, что такой солдат, как Валега, никогда не предаст, не оставит на поле боя раненого и врага будет бить нещадно.


Проблема нравственной стойкости

Проблема нравственной стойкости:

М. А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека» (Андрей Соколов).

А. И. Солженицын. «Один день Ивана Денисовича».

Б. Васильев. Повесть «Завтра была война» (Искра Полякова, Вика Люберецкая).

В. Быков. «Сотников».

Война жестока, противоестественна по своей природе

Проблема нравственной оценки войны

Л.Н. Толстой «Война и мир»

Андрей Болконский — любимый герой писателя — считает, что война — самое гадкое дело в жизни, что во время войны разрушаются все нравственные заповеди и торжествует убийство.

Картиной массового уничтожения заканчивается Бородинское сражение. Пьер Безухов видит, как с поля боя движутся толпы людей с носилками, и думает, что теперь они остановят это, ужаснутся тому, что сделали. Таким образом, Л.Н. Толстой утверждает, что война с бессмыслен­ными жертвами и невероятными страданиями людей есть «противоправное человеческому разуму и всей человеческой природе событие

А.С. Новиков-Прибой «Цусима»

Страницы романа, рассказывающие о гибели во время Русско- японской войны 1904 — 1905 годов броненосца «Ушаков», полны дра­матизма.

Корабль перевернулся вверх килем и через несколько секунд скрылся под водой. А в море мешались брёвна, разбитые шлюпки, люди. Неприятельский снаряд разорвался среди этого месива. Пламя, вода, руки, ноги, кровь — всё перемешалось, потом море окрасилось на этом месте в розовый цвет. Люди, выбиваясь из сил и дрожа от хо­лода, прощались друг с другом. Как жесток лик войны! Поэтому война противоестественна.

М. Шолохов « Продкомиссар»

В этом произведении М. Шолохов показывает, что Гражданская война пробудила в человеке жестокость и усилила в его душе борьбу добра и зла. Герой рассказа, чувствуя неправоту своего выбора, смерт­ную греховность его, просит прощения: «Не серчай, батя», — но всё же убивает отца.

Этот небольшой рассказ вызывает много горьких чувств и застав­ляет задуматься над тем, что война уничтожает человека не только физически, но зачастую ломает и его душу.

А. Твардовский «Василий Тёркин»

В поэме А.Твардовский описывает жестокие бои, правдиво пока­зывает, как человек живёт на войне: ему приходится греться бегом, мыться снегом, он спит на мёрзлой земле, воюет в болоте, ждёт са­нитаров, истекая кровью на снегу. Человек спешит в только что осво­бождённую родную деревню и узнаёт, что у него нет больше ни дома, ни жены, ни сына.

Воротившись в батальон,

Ел солдат свой суп холодный

После всех, и плакал он.

Война жестока, она несёт человеку не только физические муки, но и душевные страдания, лишает его самого дорогого — семьи, родного дома.

Люди, которых объединяет эпоха, со­циальная среда, духовная атмосфера, даже боевое содружество, порой могут оказаться по разным сторонам «нравственных баррикад

Проблема нравственного раз­межевания во время войны

Л.Н. Толстой «Война и мир»

Перед Бородинским сражением рядом с простыми лицами солдат, ополченцев, офицеров, самого Кутузова мы видим Бориса и всех тех, для кого предстоящее событие важно лишь потому, что «за завтраш­ний день должны быть розданы большие награды и выдвинуты впе­рёд новые люди».

Л.Н. Толстой рисует Россию народную, объединённую общи­ми чувствами и устремлениями, Россию Кутузова, Андрея Болкон­ского, Тимохина и Россию «военных и придворных трутней», враж­дующих между собой, поглощённых своей карьерой и безразличных к судьбам родины. Так в огне народной войны происходит нравствен- ное размежевание и проверка людей.

В. Гроссман «Жизнь и судьба

Анна Семёновна пишет сыну, что людей трудно понять по- настоящему. Её соседка, сын которой женат на еврейке, произносит страшную фразу: «Слава богу, жидам конец!». А Щукин, который, как казалось Анне Семёновне, был чёрствым человеком, помог ей доне­сти вещи, дал денег и сказал, что раз в неделю будет приносить хлеб к ограде гетто. Нравственное размежевание происходит и среди евреев. Вот богатая еврейка вздыхает: «Всё погибло, мы погибли». Однако при этомследит за тем, чтобы её дочь Люба, доброе и милое существо, не дала кому-нибудь горсть фасоли или ломтик хлеба.Анна Семёновна подмечает, что еврейская беднота, обречённая на гибель, куда благороднее, умнее и шире тех, кто ухитрился запастись кое-какими продуктами. Как трогательно вручают они ей за лечение кусок хлеба, луковку или горсть фасоли!Студентка скрывает раненного в плечо лейтенанта, люди приносят ему картошки и хлеба, и в то же самое время Шперлинг зовет печни­ка, чтобы тот сделал в стене тайник для муки и соли. Война стала тем нравственным барьером, который не каждый человек может преодолеть и сохранить в себе человеческий облик.

Денис Давьщов «1812 год»

Это дневниковые записи известного героя Отечественной войны 1812 года Дениса Давыдова. Популярный поэт, профессиональный военный во время войны руководил партизанским отрядом.

В дневнике Денис Давыдов пишет о том, что давно слышал о вар­варстве Фигнера, но не мог поверить, что оно простиралось до убий­ства безоружных врагов. Денис Давьщов не может понять, на каком основании Фигнер считает сострадание к несчастью поверженного врага предрассудком, и прямо заявляет, что убить поверженного врага ему не позволяет совесть. Так два героя оказываются по разным сторонам «нравственных баррикад

М. Шолохов «Судьба человека»

Во время войны люди могут оказаться по разную сторону нрав­ственных баррикад. Андрей Соколов рассказывает о том, как рядовой Крыжнев хотел предать своего взводного командира, считая, что своя рубашка к телу ближе. И тогда Соколов, чтобы спа­сти курносенького парнишку, первый раз в жизни убил. После этого ему захотелось помыть руки, будто он не человека, а какого-то ползу­чего гада задушил








Проблема отношения человека к войне

Главным обвинителем войны в русской литературе считаю Л.Н. Толстого. Он в романе «Война и мир» написал яркие строки, которые, на мой взгляд, обязан заучить каждый глава государства, каждый правитель: «…началась война, то есть совершилось  противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Лучше, по-моему, не скажешь!








Проблема поведения человека на войне

В описании человека на войне В.Быков избегает одностороннего изображения.  В повести «Третья ракета» автор повествует об отважном расчете, который  борется в одиночку целых три дня с немецкими танками и бронетраспортёрами. Люди,  разные по характеру, возрасту, темпераменту, объединены одним: чувством чести, сознанием того, что они выполняют свой воинский долг, умением брать на себя ответственность в труднейших жизненных ситуациях. Самый главный подвиг этих людей - это победа над собой, над своей усталостью и болью, страхом и безысходностью… Он и ведет их всех к Великой Победе!

Память не оставляет человека равнодушным, бездеятельным. Она владеет умом и сердцем человека. Память противостоит уничтожающей силе времени. Память - это преодоление времени, преодоление смерти. В этом величайшее нравственное значение памяти. Именно память будит нашу совесть, не даёт нам покоя.


Чужая память должна стать вашей личной памятью, потому что от этого зависит, сколько человечности и добр

Проблема исторической памяти (Великая Отечественная война)


А.Т. Твардовский — стихотворение «Есть имена и есть такие даты...». Лирический герой А.Т. Твардовского остро ощущает вину свою и своего поколения перед погибшими ге­роями. Объективно такой вины не существует, но герой судит себя высшим судом — судом духовным. Это человек большой совести, честности, болеющий душой за все происходящее. Он чувствует свою вину, потому что просто живет, может на­слаждаться красотой природы, радоваться праздникам, тру­диться в будни. А погибших уже не воскресить. Они отдали свои жизни за счастье будущих поколений. И память о них вечна, бессмертна. Тут не нужны громкие фразы и хвалебные речи. Но мы каждую минуту должны помнить о тех, кому обя­заны жизнью. Погибшие герои не ушли бесследно, они будут жить в наших потомках, в будущем. Тема исторической памя­ти звучит у Твардовского также в стихотворениях «Я убит подо Ржевом», «Лежат они, глухие и немые», «Я знаю: никакой моей вины...».

Е. Носов — рассказ «Живое пламя». Сюжет рассказа не­сложен: рассказчик снимает жилье у пожилой женщины, тети Оли, потерявшей на войне единственного сына. Однажды он сажает у нее на клумбах маки. Но героиня явно не любит этих цветов: у маков яркая, но короткая жизнь. Вероятно, они на­поминают ей о судьбе сына, погибшего в молодом возрасте. Но в финале отношение тети Оли к цветам изменилось: теперь на клумбе у нее полыхал целый ковер маков. «Одни осыпались, роняя на землю лепестки, точно искры, другие только раскрывали свои огненные языки. А снизу, из влаж­ной, полной жизненной силы земли, подымались все новые и новые туго свернутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живо­му огню». Образ мака в этом рассказе символичен. Это сим­вол всего возвышенного, героического. И это героическое продолжает жить в нашем сознании, в нашей душе. Память питает корни «нравственного духа народа». Память вдохнов­ляет нас на новые подвиги. Память о погибших героях всегда остается с нами. Именно это, думается, составляет одну из главных идей произведения.

Б. Васильев — рассказ «Экспонат №...». В этом произ­ведении автор ставит проблему исторической памяти и детс­кой жестокости. Собирая реликвии для школьного музея, пи­онеры крадут у слепой пенсионерки Анны Федотовны два письма, полученные ею с фронта. Одно письмо было от сына, второе — от его товарища. Письма эти были очень дороги ге­роине. Столкнувшись с неосознанной детской жестокостью, она потеряла не только память о сыне, но и смысл жизни. Ав­тор с горечью описывает чувства героини: «Но было глухо и пусто. Нет, письма, пользуясь ее слепотой, вынули не из шка­тулки — их вынули из ее души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и ее душа». Письма же оказались в запаснике школьного музея. «Пионерам вынесли благодарность за ак­тивный поиск, но места для их находки так и не нашлось, и письма Игоря и сержанта Переплетчикова отложили про за­пас, то есть попросту сунули в долгий ящик. Они и сейчас там, эти два письма с аккуратной пометкой: «ЭКСПОНАТ №...». Лежат в ящике стола в красной папке с надписью: «ВТОРИЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ К ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ».


Поэт Константин Симонов, который в годы войны работал корреспондентом газеты "Красная звезда" и постоянно находился в действующей армии, посвятил проблеме памяти яркие строки:

Не забывайте о солдатах,

Что бились из последних сил,

В бинтах стонали в медсанбатах

И так надеялись на мир!

Уверена, что никто из тех солдат, о которых писал К. Симонов, никогда не будет забыт, а их подвиг навсегда останется в памяти потомков.

Все дела и поступки людей тогда па­триотичны, когда они совершают их не думая о себе

Проблема скрытой теплоты патриотиз­ма

Л.Н. Толстой «Война и мир»

В романе «Война и мир» Л.Толстой утверждает, что патриотизм — это не громкие слова, а «потребность жертвы и страдания при созна­нии общего несчастия». Это чувство общее и у Наташи, когда она ру­ководит освобождением подвод от вещей, чтобы отдать их раненым, и у старой служанки Ростовых, отдавшей свои накопленные день­ги незнакомому офицеру. Это чувство владеет Пьером, Петей Росто­вым, мужиками, предающими огню сено и всё, что оставляет уходя­щее население, чтобы ничего не досталось врагу, дьячком, возглавив­шим партизанский отряд и взявшим в плен несколько сот французов, старостихой Василисой, «побившей сотни французов». Все поступки и намерения людей, при всей их разности, были па­триотичными, потому что, совершая их, люди думали не о себеА. Твардовский «Василий Тёркин»

В поэме А. Твардовский пишет о том, что на войне звучат не толь­ко разрывы снарядов, но и поёт гармонь, а человек живёт памятью о мирном времени и доме. И вспоминаются ему разговоры близ костра, встречи с девушкой, материнская забота... И нельзя победить такого человека. Он герой, смело идущий в бой и побеждающий врага и даже саму смерть. Он патриот, который свя­зал свою судьбу с судьбой Родины и считает себя в ответе «За Россию, за народ, за всё на свете

Патриотизм есть, главным образом, уверенность в том, что данная страна является лучшей в мире, потому что вы в ней родились. 


Джордж Бе́рнардШо́у (1856 года- 1950 года,) — ирландский драматург, писатель, романист, лауреат Нобелевской премии в области литературы

Проблема патриотизма творческих людей. (В чем проявляется патрио­тизм творческих людей в годы войны?)


Патриоти́зм (греч. πατριώτης — соотечественник, πατρίς — отечество) — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя (особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям) с другими членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа.

Константи́н (Кири́лл) Миха́йловичСи́монов (1915,  —  1979, ) — русский советский писатель, поэт, общественный деятель. Герой Социалистического Труда (1974). Лауреат Ленинской (1974) и шести Сталинских премий (1942, 1943, 1946, 1947, 1949, 1950). Заместитель генерального секретаря СП СССР. ЧленВКП(б) с 1942 года.

Александр Трифонович Твардовский (1910 — 1971) — советский писатель и поэт. Главный редактор журнала «Новый мир» (1950—1954; 1958—1970)

Моя позиция по данной проблеме полностью совпадает с авторской. Роль творческих людей в военные или просто тяжелые для народа годы очень велика. Ведь именно творческие люди создают произведения, которые помогают людям выжить и победить.

В качестве примера, подтверждающего мою точку зрения, я могу привести пример военной и творческой биографии К. Симонова. С началом войны он был призван в армию, работал в газете. Как военный корреспондент побывал на всех фронтах, прошёл по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боёв за Берлин. В 1943 году К. Симонов получил звание подполковника, а после войны — полковника. В годы войны написал пьесы «Русские люди», «Жди меня», «Так и будет», повесть «Дни и ночи», две книги стихов «С тобой и без тебя» и «Война». Стихи этого поэта переписывались от руки, их читали в окопах, они помогали выжить и победить.

А.Т. Твардовский в годы Великой Отечественной войны был фронтовым корреспондентом. Свою лирику военных лет поэт называл «фронтовой хроникой», определяя этим названием ее содержание и стилистические особенности. В 1941 году Твардовский начал работать над поэмой «Василий Теркин», которой дал подзаголовок «Книга про бойца». Окончательный вариант был завершен в 1945 году. Василий Теркин стал главным героем народной войны.

Известно, что свыше 400 поэтов и писателей не вернулись с Великой Отечественной войны, 18 из них стали Героями Советского Союза. Стихи многих поэтов сейчас можно найти в сборнике «До последнего дыхания: Стихи поэтов, павших в Великой Отечественной войн». Эти стихи поражают своим лиризмом и верой в победу.


Чем дороги нам сегодня произведения поэтов и писателей, павших на войне? Они напоминают нам еще раз о том, что нельзя решать споры между государствами путем войны, путем применения силы. Но главное – эти произведения поражают верой в правоту и мужество людей, защищающих свою землю».

Действие повести Б.Васильева «В списках не значился» разворачивается в самом начале Великой Отечественной Войны в осажденной немецкими захватчиками Брестской крепости. Главный герой — лейтенант Николай Плужников попадает в крепость перед самым началом войны. Он защищал Брестскую крепость девять месяцев. Вышел наверх потому, что у него кончились патроны, потому, что узнал: немцы разбиты под Москвой. Своим мужеством, стойкостью, Николай заставил восхищаться даже врагов. Плужников стал символом всех тех неизвестных солдат, которые боролись до конца и умирали, не рассчитывая на славу.

Тема Родины и её защиты – одна из главных и давних в русской литературе. Она взволнованно зазвучала ещё в «Слове о полку Игореве». Чувство Родины, единства со своим народом, как считает автор,  – основное в человеке. Разгром Игорева войска и его раскаянье, тревожные раздумья Святослава и горе Ярославны – всем этим автор убеждает  в необходимости объединиться для защиты родной земли.

Истинный патриотизм проявляется не в клятвах в любви к Родине, а в делах на её благо.

Истинный и ложный патриотизм.


Проблема подлинного и мнимого


патриотизма

Л.Н. Толстой. «Война и мир». Одна из центральных проблем романа – истинный и ложный патриотизм. Любимые герои Толстого не говорят высоких слов о любви к родине, они во имя её совершают поступки: Наташа Ростова, не раздумывая, уговаривает мать отдать подводы раненым под Бородино; князь Андрей Болконский получает смертельное ранения на Бородинском поле. Подлинный патриотизм, по мнению Толстого, в простых русских людях, солдатах, которые в минуту смертельной опасности отдают жизнь за Родину.

Н.В. Гоголь «Мёртвые души»

На протяжении всей поэмы Н.В. Гоголь, прославляя родину, вы­сказывает свои патриотические и гражданские суждения. Эти сужде­ния рассыпаны по всему произведению в форме проникновенных ли­рических отступлений. А последняя глава книги завершается востор­женным гимном Руси. В поэме возникает образ бесконечной доро­ги и несущейся вперёд птицы-тройки. В этом неукротимом движении чувствуется уверенность писателя в высоком предназначении России, вера в её прекрасное будущее и в возможность духовного воскреше­ния человека.

М. Лермонтов «Родина»

В первой части этого стихотворения изображена официальная Россия и её великая история. Во второй части лирический герой про­тивопоставляет этой «помпезной» России другую —- с безбрежными степями, с печальными деревнями, с домами, крытыми соломой. Поэт горячо любит свою Родину, но он любит в своей стране на­род, природу, а не историю и славу, «купленную кровью». Так в сти­хотворении возникает противопоставление истинного патриотизма патриотизму ложному.

А. Егоров «Патриотизм»

А.Е. Егоров пишет в статье о том, что патриотизм — это одно из наиболее глубоких чувств, закреплённых в душе человека веками и тысячелетиями. Входят в это чувство и воспоминания о детстве, и лю­бовь к родным песням и сказаниям, к памятникам истории, к тво­рениям национальных поэтов, художников, музыкантов. Русский па­триотизм немыслим без глубокой признательности Пушкину, Рублё­ву, Сурикову...

Любовь к отечеству предполагает глубокую культуру человека и его стремление гордиться всем тем, что внёс народ в общечеловеческую сокровищницу культуры. Но патриотизм, живая любовь к Родине мо­жет принести и боль, великую скорбь развитой душе. Истинный па­триот своей Родины никогда не смирится с тем дурным, что омрачает судьбу его Отечества. Истинный патриот найдёт в себе силы бороться со злом во имя торжества добра и справедливости.


Проблема военного детства

Какое оно — детство, покалеченное войной?

А. Приставкин — повесть «Ночевала тучка золотая»

(см. «Проблема межнациональных конфликтов»).

Ю. Друнина — стихотворение «Я родом не из детства — из войны...». В этом стихотворении лирическая героиня гово­рит о своем военном детстве, наложившем отпечаток на ее от­ношение к жизни. Пережитые трудности и лишения застав­ляют ее ценить каждый новый день, быть добрее клюдям, при­роде, чувствовать душу фронтовиков.

Проблема милосердия по отношению к врагу

А.С. Пушкин — повесть «Капитанская дочка» (см. «Ка­кие уроки доброты, милосердия преподносит нам жизнь?»)

М.А. Шолохов — рассказ «Чужая кровь». В этом рас­сказе Шолохов поднимает проблему милосердия по отноше­нию к врагу. Старый казак Гаврила, потерявший на войне сво­его родного сына Петра, спасает своего врага — коммуниста Николая Косых. Он подобрал его умирающего и выходил, ос­тавив в своей семье. Гаврила и его старуха привязались к юно­ше, полюбили его как собственного сына. Однако в финале Николай возвращается на свою родину — на Урал, так как его ждут там на заводе.

Война - тяжёлое испытание для всех, особенно для детей, которым приходится все её тяготы нести наравне со взрослыми, что война и дети – понятие несовместимое, противоестественное



Ах, война, что ж ты сделала, подлая…


Була́тШа́лвовичОкуджа́ва


 1924,  — 12 июня 1997

Проблема подвига детей на войне

 Влади́мирО́сипович (ИосифовичБогомо́лов (1924, — 2003)

В.О. Богомолов «Иван»

«Офицером стать я ещё успею. А пока война, отдыхать может тот, от кого пользы мало».

Против сочетания слов «война» и «дети» протестует и ум, и сердце. Самой природой, условиями существования рода человеческого детям предназначено жить в мире, оберегаемом взрослыми.

В первые дни войны мальчик пережил смерть отца-пограничника, на руках у него погибает сестренка, мальчик был в лагере смерти, был в партизанах. Вот откуда его серьезность и угрюмость; он принял решение – мстить врагу, стать полезным нашей армии – добывать сведения о вражеских войсках для штаба. Вот откуда его собранность, молчаливость, настороженность. На форме, привезённой Ивану Холиным, орден Отечественной войны и медаль «За отвагу». Иван погиб. Есть и его капля крови на знамени Победы.
Наши сердца, так же, как сердце автора, сжимаются от любви и горечи, от смешанного чувства жалости и гордости. 

Александр Трифонович Твардовский (1910 — 1971) «Рассказ танкиста» – баллада.

Мальчик помог солдатам в бою, совершил настоящий подвиг. Он разведал, где находится вражеское орудие и помог танкистам его уничтожить. Ему десять-двенадцать лет. Он часто возглавляет детские компании, он озорной и смышленый. Бой был трудный и жестокий, и помощь мальчика, возможно, спасла многие жизни.

Помощь мальчика оказалась очень важной. Танкист пожимает ему руку без снисхождения, с уважением и благодарностью. Танкист чувствует себя неблагодарным, потому что не знает имени того, кому, может быть, обязан своей жизнью и жизнью своих товарищей. Он забыл спросить имя мальчика, потому что не думал о славе, просто выполнял свой долг – защищал Родину. Он узнал бы этого мальчика теперь среди тысячи лиц, но найти его невозможно


Проблема определения подвига

Л.Н.Толстой «Война и мир» (скромный и мужественный капитан Тушин в Шенграбенском сражении не отступил, князь Болконский в Аустерлицком сражении бросился вперед со знаменем).

Б.Васильев «А зори здесь тихие» (девушки-зенитчицы), «В списках не значился» (Николай Плужников)


Что побуждает человека к подвигу?

В. Быков — повесть «Сотников». Тема истинного и лож­ного патриотизма, развенчивание понятия «героизм» харак­терны для повести В. Быкова «Сотников». В произведении нет ни грандиозных танковых сражений, ни сцен впечатляющих боев. Все свое внимание писатель уделяет внутреннему миру человека на войне. Вспомним сюжет повести. Зимней ночью двое партизан, Рыбак и Сотников, отправляются в путь. Они должны достать продовольствие для своего отряда. Путь их оказывается очень опасным, так как нет в округе деревень, свободных от полицейских постов. Наконец удается им дос­тать баранью тушу, но тут их обнаруживают полицаи. Парти­заны отстреливаются, пытаясь оторваться от преследования, но из-за ранения Сотникова попадают к немцам. И здесь рас­ходятся их пути: Сотников выбирает смерть, а Рыбак — пре­дательство, благодаря чему ему сохраняют ему жизнь. Герой Быкова не обладает героической внешностью — Сотников в повести больной, хилый, казалось бы, он не готов совершить подвиг. Но на всю жизнь запомнил он суровый урок войны: «Сотников на всю жизнь запомнил, как летом в полевом шта- лаге немцы допрашивали пожилого седого полковника, ис­калеченного в бою, с перебитыми кистями рук, едва живого. Этому полковнику, казалось, просто неведомо было чувство страха, и он не говорил, а метал в гестаповского офицера гнев­ные слова против Гитлера, фашизма и всей их Германии... Ра­зумеется, полковника затем расстреляли, но те несколько ми­нут перед расстрелом были его триумфом, его последним под­вигом, наверно, не менее трудным, чем поле боя». Таким же подвигом становится и выбор самого героя.

Б. Полевой — «Повесть о настоящем человеке». В этой повести писатель рассказывает о летчике Маресьеве, кото-

рый смог спастись и выжить после крушения самолета. Пос­ле этой катастрофы он лишился ног, однако смог вернуться к нормальной жизни на протезах. Также вернулся он и к своему любимому делу — вновь стал летать. Мужество и сила духа, воля человека — это то, что побуждает человека к подвигу, по мысли писателя.

М. Алигер — поэма «Зоя». В этой поэме поэтесса рас­сказывает о подвиге Зои Космодемьянской, девочки-парти­занки, замученной и казненной фашистами. Любовь к Роди­не, душевная цельность, верность гражданскому долгу — именно эти качества, по мысли автора, побуждают человека к подвигу.

К. Паустовский — рассказ «Робкое сердце». За робким сердцем, неброской внешностью часто стоит душевная стой­кость, самоотверженность, готовность к подвигу. Такими ге­роями в рассказе являются фельдшерица Вера Яковлевна и ее племянник, летчик, совершивший в годы войны настоящий подвиг, бомбивший немцев, обосновавшихся в его родном го­роде. Он был захвачен в плен и публично казнен в родном го­роде.



Проблема предательства на войне

Невозможно понять и оправдать того, кто предал искреннее дружелюбие и доверие другого человека. Совершившему предательство трудно заглушить голос своей совести; предательство дружбы, доверия ведёт к саморазрушению человека.

Н.В.Гоголь «Тарас Бульба» (предательство Андрия)

В.Быков «Сотников» (предательство Рыбака) (см. «Проблема нрав­ственного выбора человека»),

В. Распутин — повесть «Живи и помни». В этом произве­дении писатель исследует психологию предательства. Ока­завшись после тяжелого ранения неподалеку от родных мест, Андрей Гуськов решил заскочить домой, повидаться с женой.

Потом понял, что уже не может вернуться. В свой обман он вовлек жену Настену, которая оказалась в безвыходном поло­жении. Ей пришлось врать и изворачиваться, скрывать от людей своего мужа. В финале Настена, ждущая ребенка, за­канчивает жизнь самоубийством


Проблема предательства своих убеждений, идеалов, друзей, Родины

Н.В. Гоголь — повесть «Тарас Бульба». В этой повести необычайно остро поставлена проблема предательства чело­веком своих идеалов, убеждений, Родины. Таким героем у Го­голя является сын Тараса Бульбы Андрий. Любовь к краса- вице-полячке поглощает его целиком, ничему не оставляя ме­ста в его душе. Нет больше для него Родины, своего народа, уз товарищества. И Тарас Бульба убивает Андрия, так как свято верит в правоту своего дела, остается верным своей Отчизне.

В. Быков — повесть «Сотников». Тема истинного и лож­ного патриотизма, развенчивание понятия «героизм» харак­терны для повести В. Быкова «Сотников». В произведении нет ни грандиозных танковых сражений, ни сцен впечатляющих боев. Все свое внимание писатель уделяет внутреннему миру человека на войне. Вспомним сюжет повести. Зимней ночью двое партизан, Рыбак и Сотников, отправляются в путь. Они должны достать продовольствие для своего отряда. Путь их оказывается очень опасным, так как нет в округе деревень, свободных от полицейских постов. Наконец удается им дос­тать баранью тушу, но тут их обнаруживают полицаи. Парти­заны отстреливаются, пытаясь оторваться от преследования, но из-за ранения Сотникова попадают к немцам. И здесь рас­ходятся их пути: Сотников выбирает смерть, а Рыбак — пре­дательство, благодаря чему ему сохраняют ему жизнь. Анали­зируя поведение Рыбака, автор отмечает: «появилась возмож­ность жить — это главное. Все остальное — потом». Каковы же причины предательства Рыбака? Над этим размышлял сам писатель: «Мне думается, что причина падения Рыбака в его душевной всеядности, несформированности... Нравственная глухота не позволяет ему понять глухоту падения. Только в конце он с непоправимым опозданием обнаруживает, что в иных случаях выжить не лучше, чем умереть... В итоге — ду­ховная гибель, которая оказывается горше и позорнее физи­ческой гибели».


Проблема положения солдат в русской армии

В повести А.И. Куприна «Поединок» солдаты полностью бесправны, офицеры срывают на них злость, бьют, крошат зубы, разбивают барабанные перепонки. Телесные наказания и постоянные унижения – их удел. Больной и слабосильный Хлебников стал в роте всеобщим посмешищем и объектом для издевательств и ругани. Его доводят до мысли о самоубийстве.


Проблема сохранения в человеке человека

Андрей Соколов, пройдя через все страдания, сохранил в себе са­мые лучшие качества человека. Он может сострадать горю маленько­го человека, хочет сделать его счастливым.

Автор книги верит в то, что этот русский человек несгибаемой воли «выдюжит» и вырастит сына, который сможет всё преодолеть на своём жизненном пути.



8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!