СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЕГЭ. Вариант с ответами. (Из журнала "Русский язык")

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЕГЭ.  Вариант с ответами. (Из журнала "Русский язык").

Просмотр содержимого документа
«Вариант ученика»

Имя и фамилия ученика___________________________________
                              Класс___________________________________
                           Оценка____________________________________


Прочитайте текст и выполните задание 1.

Задолго до создания интернета земной шар начала опутывать другая «паутина» – сеть метеорологических станций. Первые из них появились в середине XVII века в Италии. Каждая метеостанция имела термометр, барометр, гигрометр для измерения влажности воздуха, флюгер и анемометр, чтобы определять направление и силу ветра. На каждой станции работал метеоролог. Ежедневно в строго определенные часы он снимал показания приборов, определял тип облаков, записывал, что идет – дождь, снег или град, отмечал туман, грозу, обледенение и заносил данные в дневник. Курьер – верхом или в почтовой карете – доставлял собранную информацию в ближайшую обсерваторию. С середины XIX века данные стали передавать по телеграфу. На основании собранных данных в обсерваториях составляли прогнозы погоды.


1. Укажите два предложения, в которых верно передана главная информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Для сбора необходимой информации метеостанции оснащаются современными приборами, но при этом очень важны непосредственные наблюдения метеоролога за погодой.

2) Уже не один век на Земле существует система метеостанций, поставляющих данные, на основании которых составляются прогнозы погоды.

3) Способ передачи информации с метеостанции в обсерваторию менялся со временем.

4) Особенно важно, чтобы показания приборов снимались ежедневно в одни и те же часы и информация передавалась в обсерваторию своевременно.

5) С XVII века для составления прогнозов погоды на специальных метеостанциях начинают систематически собирать данные о природных явлениях.

Ответ:_______________________________________________________________


Прочитайте текст и выполните задания 2–3.

2. Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в шестом (6) предложении текста? Выпишите это слово.

(1) Расцвет рыцарского романа приходится на XII столетие. (2) Тогда почти двумя третями Франции и всей Англией владела династия Плантагенетов. (3) Языком английского королевского двора оказался старофранцузский, на нем и были созданы первые рыцарские романы. (4) Вначале их писали в стихах и хранили в виде богато иллюстрированных манускриптов. (5) Рукописи эти читали вслух в покоях замков: там всегда находился какой-нибудь книжник – как правило, священнослужитель. (6) … и сами хозяева, а особенно хозяйки замков, нередко были грамотными.

Таким образом

Поэтому

Впрочем

Например

Следовательно

Ответ:_______________________________________________________________


3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова двор (двора). Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи.

Двор, двора, м.

1. Внутренний участок земли, расположенный между домовыми постройками одного владения. Въехать во двор. Вход со двора. Крытый двор.

2. Крестьянский дом со всеми хозяйственными пристройками и службами. || Отдельное крестьянское хозяйство (служит единицей счета). В деревне сорок дворов.

3. В монархических странах – штат лиц, составляющих учреждение, обслуживающее монарха и его семью (офиц.). Министр двора. || Монарх и приближенные к нему лица. Бывать при дворе. Мадридский двор поддерживал дружелюбные отношения с Ватиканом.

Ответ:_______________________________________________________________


4. В одном из приведенных ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

Банты;

черпАть;

прибЫв;

экспЕрт;

послАла.

Ответ:_______________________________________________________________


5. В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Пушкин писал Жуковскому, что отец нанес ему нестерпимое оскорбление, обвинив в рукоприкладстве.

Используя специальные термометры, океанологи производят измерения на различных глубинах океана по всей его водяной поверхности.

Для возвышенностей с твердыми, нерастворимыми породами типична болотистая местность.

Довольно часто устойчивое выражение, имеющее целостный смысл, переводится на другой язык одним словом.

Наполеон проявил особое уважение к Сперанскому, подарив ему табакерку с собственным портретом.

Ответ: водной.


6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Розовый какаду;

опытные инженеры;

по обоим сторонам;

более пятисот долларов;

известнейший режиссер.

Ответ:_______________________________________________________________


7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д







Предложение

Грамматические ошибки

А. Дрейфуя уже более месяца в открытом море, среди матросов начались волнения.

1) Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б. Согласно расписания нести вахту на капитанском мостике должен был старший помощник.

2) Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В. Столкновение с айсбергом, не замеченным из-за густого тумана и который внезапно возник прямо по курсу, было неизбежно.

3) Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г. Те моряки, кто не поддался панике, смог отправить радиограмму.

4) Ошибка в построении предложения с однородными членами

Д. Сигнал бедствия был принят на яхте «Марии» в девять часов утра.

5) Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом


6) Нарушение в построении предложения с причастным оборотом


7) Неправильное построение предложения с косвенной речью.


8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

Обг_ревший, г_ризонтальный; г_ристый; г_релый, заг_рать.

Ответ:_______________________________________________________________


9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

Непр_клонный, непр_емлемый;

пр_ятный, пр_ломить;

о_бросить, по_тянуть;

и_подлобья, и_подтишка;

ра_жечь, ра_щепить.

Ответ:_______________________________________________________________


10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква е.

Желез_стый, син_ватый; рассе_вал; настойч_во; отыск_вал.

Ответ:_______________________________________________________________


11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква и.

Отмеч_ный, подстрел_нный, знач_мый, зате_вший, измер_нный.

Ответ:_______________________________________________________________


12. Определите предложение, в котором не со словом пишется раздельно. Раскройте скобки и выпишите это слово.

(Не)сколькими годами позже в Петербург переехал Виссарион Белинский. Теперь он пришел к убеждению, что изящная словесность должна (не)посредственно способствовать улучшению жизни. А для этого нужно буквально кричать о (не)справедливостях. Критик призывал изображать повседневное существование (не)романтических влюбленных, а обычных людей. У таких героев часто нет самых (не)обходимых для жизни вещей: ночлега, еды, денег.

Ответ:_______________________________________________________________


13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся слитно. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1) (Во)время первого чтения книги читатель редко задумывается, в каком жанре написано произведение, потому(что) он сосредоточен на перипетиях сюжета, отношениях героев.

2) Что(бы) читатель не попал (в)просак, он должен знать, чем реальный автор отличается от повествователя.

3) (Не)смотря на то что в героическом эпосе речь идет о реальных исторических событиях, факты нередко излагаются (в)соответствии с религиозными представлениями того времени, когда эпос создавался, поэтому там часто действуют

боги.

4) Иногда автор (по)разному определяет жанр своего произведения; так, Тургенев (c)начала назвал «Рудина» повестью, а потом романом.

5) (В)общем, очень интересно, как автор объясняет, что он имел (в)виду, называя свое произведение так или иначе.

Ответ:_______________________________________________________________


14. Укажите все цифры, на месте которых пишется нн.

Среди ночи Пират поднялся и медле(1)о вышел из сеней. Он долго стоял на пороге облитый серебря(2)ым лу(3)ым светом и напряже(4)о слушал.

Ответ:_______________________________________________________________


15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую.

1) Солнце зашло и серая паутинка легла на тихую землю и тихое небо.

2) Он жил одиноко и замкнуто и тосковал днем и ночью.

3) Гости выпили еще по стакану встали из-за стола и простились с Пугачевым.

4) Где-то слышится пение ранней птицы да шуршание какой-то ветлы.

5) Гром уже грохотал и впереди и справа и слева.

Ответ:_______________________________________________________________


16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Распространенная среди дворян (1) дуэль подвергалась критике со стороны мыслителей-демократов (2) видевших в ней проявление сословного предрассудка дворянства (3) и (4) противопоставляющих дворянскую честь человеческой.

Ответ:_______________________________________________________________


17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Импровизатор, не привыкший к северному равнодушию (1) казалось (2) страдал… Она отчаивалась в спасении отечества, ей (3) казалось (4) что Россия быстро приближается к своему падению, всякая реляция усугубляла ее безнадежность, полицейские объявления графа Растопчина выводили ее из терпения.

Ответ:_______________________________________________________________


18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В романе «Игрок» (1) действие (2) которого (3) разворачивается в Западной Европе (4) исключительно сильны автобиографические мотивы.

Ответ:_______________________________________________________________


19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Туман стал так силен (1) что (2) несмотря на то что рассветало (3) не видно было (4) в десяти шагах перед собою.

Ответ:_______________________________________________________________


Прочитайте текст и выполните задания 20–25.

(1) Его звали Костей. (2) Я не помню, чтобы этот мой первый друг хотя бы когда-нибудь рассердился, – он вечно был весел и всегда улыбался. (3) Милый Костя! (4) Его давно нет на свете, и я вспоминаю о нем с особенной любовью, как о родном и таком близком человеке, которого не можешь отделить от самого себя.

(5) В детской дружбе заложена какая-то таинственная сила, которая проходит через всю остальную жизнь. (6) Те, кого мы любили в детстве, служат точно путеводными маяками для остального жизненного пути. (7) Моя встреча с Костей окрасила не только мое детство, но и юность дорогими впечатлениями и первым дорогим опытом. (8) С ним вместе мы начали самостоятельную жизнь… (9) Вместе с Костей же явилась и новая книга.

(10) – У меня отец все романы читает, – рассказывал Костя, коверкая ударение. – (11) И чем страшнее, тем лучше для него. (12) Хочешь, почитаем вместе? (13) Есть «Черный ящик», «Таинственный монах», «Шапка юродивого, или Трилиственник».

(14) Я, конечно, согласился с величайшим удовольствием.

(15) Отец Кости имел привычку перечитывать свои любимые «романы» по нескольку раз, и книги имели очень подержанный вид, а некоторые листы были точно изжеваны теленком…

(16) – Люблю почитать романы, – говорил отец Кости. – (17) Только я по-своему читаю... (18) Меня, брат, никакой сочинитель не проведет. (19) Я сперва прочитаю конец романа, если все благополучно кончилось, ну, тогда я уж с начала за него примусь. (20) Учен я довольно... (21) Прежде, бывало, читаешь-читаешь, а до конца дочитал, – глядь, либо кого убили, либо кто умер.

(22) Нет, покорно благодарю!.. (23) Я и без сочинителя знаю отлично, что все мы помрем. (24) Мало ли горя кругом, а тут еще в книге его вычитывай...

(25) Его звали Романом Родионычем. (26) Это был человек маленького роста, с большой кудрявой головой. (27) Он тоже вечно улыбался, как и Костя, – это была фамильная черта. (28) Роман Родионыч был заводским служащим и занимал должность запасчика, то есть заведовал амбарами с хлебом, овсом и разными другими материалами, как сальные свечи, веревки, кожи и проч. (29) Наш завод хотя и был небольшой, но служащих было достаточно. (30) Они все были из крепостных и образование получили в заводской школе. (31) Дальнейшее образование шло «своим умом» и почерпалось главным образом из случайно попадавшихся под руки книг.

(32) Мы сейчас слишком привыкли к книге, чтобы хотя приблизительно оценить ту громадную силу, которую она представляет. (33) Важнее всего то, что эта сила, в форме странствующей книги в коробке офени, сама приходила уже в то далекое время к читателю и, мало того, приводила за собой другие книги… (34) Я сравнил бы эти странствующие книги с перелетными птицами, которые приносят с собой духовную весну. (35) Можно подумать, что какая-то невидимая рука какого-то невидимого гения разносила эти книги по необъятному простору Руси, неустанно сея «разумное, доброе, вечное». (36) Да, сейчас легко устроить домашнюю библиотеку из лучших авторов, особенно благодаря иллюстрированным изданиям; но книга пробивала себе дорогу в самую глухую пору, в доброе старое время ассигнаций, сальных свечей и всякого движения родным «гужом». (37) Здесь нельзя не помянуть добрым словом старинного офеню-книгоношу, который, как вода, проникал в каждую скважину. (38) Для нас, детей, его появление в доме являлось настоящим праздником. (39) Он же руководил и выбором книг и давал, в случае нужды, необходимые объяснения.

(40) Один из таких офеней лично мне невольно доставил большое огорчение. (41) Как все дети, я очень любил рисовать, а у него в коробе среди других сокровищ оказался атлас для самообучения рисованию. (42) Вся беда была в том, что он стоил целых два рубля – сумма, по тогдашнему счету и по нашему бюджету, громадная… (43) – Нет, не могу, – заявил отец. – (44) Если рубль, то еще можно, а двух рублей нет.

(45) Я отлично понимал, что значит слово «нет», и не настаивал. (46) Так атлас и ушел в коробе офени к другому, более счастливому покупателю, а мне его жаль даже сейчас. (47) Уж очень хотелось учиться рисовать, а учиться было не по чему. (По Д.Мамину-Сибиряку)


20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Герой не хочет читать книги с плохим концом.

2) Герой считает, что книги не нужны, потому что и без них известно, что человек смертен.

3) Герой огорчился, потому что атлас по рисованию стоил больше рубля.

4) Герой сравнил книги с перелетными птицами, потому что их продавали весной.

5) Рабочим и служащим завода книги помогали получать знания о мире.

Ответ:_______________________________________________________________


21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 1–4 перечислены последовательные действия персонажей.

2) В предложениях 5–6 представлено рассуждение.

3) Предложения 25–28 включают описание.

4) Предложения 40–46 содержат повествование.

5) Предложение 32–35 представляет собой описание.

Ответ:_______________________________________________________________


22. Из предложений 26–31 выпишите специальное слово (профессионализм).

Ответ:_______________________________________________________________


23. Среди предложений 31–33 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью указательного местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

Ответ:_______________________________________________________________


24. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20–23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка.

Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Рассказы писателей о книгах, которые пробудили страсть к чтению в детские годы и способствовали формированию личности, – особая тема русской мемуарной литературы. Первые книги детства во многом предопределяют жизненный путь человека. Память о них драгоценна, как и память о первых друзьях – товарищах по чтению. В таких рассказах повествование ведется в особом – эмоционально приподнятом – тоне. Достигается это с помощью (А) ___ («служат точно путеводными маяками » – предложение 6, «точно изжеваны теленком» – предложение 15, «как вода» – предложение 37) , (Б) ___ (предложения 33, 35) , (В) ___ (предложения 3, 22) . С особым чувством вводятся в повествование «живые» слова о книгах – отклики не искушенных в литературе читателей. (Г) ___ (романы, сперва, примусь, бывало, глядь, покорно благодарю, помрем – предложения 16–24) помогает ярче и точнее изобразить ту социальную среду, которая формировала типичных читателей эпохи.


Список терминов:

1) сравнение;

2) метафора;

3) гипербола;

4) просторечная лексика;

5) восклицательные предложения;

6) лексический повтор;

7) противопоставление;

8) эпитеты;

9) контекстные синонимы.

Ответ:

А

Б

В

Г






Журнал "Русский язык" ИД "Первое сентября" (http://1september.ru).

Подписка по каталогу "Почта России". Индексы: 79119 (бумажная версия), 12751 (электронная версия)

Просмотр содержимого документа
«Вариант учителя»

Прочитайте текст и выполните задание 1.

Задолго до создания интернета земной шар начала опутывать другая «паутина» – сеть метеорологических станций. Первые из них появились в середине XVII века в Италии. Каждая метеостанция имела термометр, барометр, гигрометр для измерения влажности воздуха, флюгер и анемометр, чтобы определять направление и силу ветра. На каждой станции работал метеоролог. Ежедневно в строго определенные часы он снимал показания приборов, определял тип облаков, записывал, что идет – дождь, снег или град, отмечал туман, грозу, обледенение и заносил данные в дневник. Курьер – верхом или в почтовой карете – доставлял собранную информацию в ближайшую обсерваторию. С середины XIX века данные стали передавать по телеграфу. На основании собранных данных в обсерваториях составляли прогнозы погоды.


1. Укажите два предложения, в которых верно передана главная информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Для сбора необходимой информации метеостанции оснащаются современными приборами, но при этом очень важны непосредственные наблюдения метеоролога за погодой.

2) Уже не один век на Земле существует система метеостанций, поставляющих данные, на основании которых составляются прогнозы погоды.

3) Способ передачи информации с метеостанции в обсерваторию менялся со временем.

4) Особенно важно, чтобы показания приборов снимались ежедневно в одни и те же часы и информация передавалась в обсерваторию своевременно.

5) С XVII века для составления прогнозов погоды на специальных метеостанциях начинают систематически собирать данные о природных явлениях.

Ответ: 25.


Прочитайте текст и выполните задания 2–3.

2. Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в шестом (6) предложении текста? Выпишите это слово.

(1) Расцвет рыцарского романа приходится на XII столетие. (2) Тогда почти двумя третями Франции и всей Англией владела династия Плантагенетов. (3) Языком английского королевского двора оказался старофранцузский, на нем и были созданы первые рыцарские романы. (4) Вначале их писали в стихах и хранили в виде богато иллюстрированных манускриптов. (5) Рукописи эти читали вслух в покоях замков: там всегда находился какой-нибудь книжник – как правило, священнослужитель. (6) … и сами хозяева, а особенно хозяйки замков, нередко были грамотными.

Таким образом

Поэтому

Впрочем

Например

Следовательно

Ответ: Впрочем.


3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова двор (двора). Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи.

Двор, двора, м.

1. Внутренний участок земли, расположенный между домовыми постройками одного владения. Въехать во двор. Вход со двора. Крытый двор.

2. Крестьянский дом со всеми хозяйственными пристройками и службами. || Отдельное крестьянское хозяйство (служит единицей счета). В деревне сорок дворов.

3. В монархических странах – штат лиц, составляющих учреждение, обслуживающее монарха и его семью (офиц.). Министр двора. || Монарх и приближенные к нему лица. Бывать при дворе. Мадридский двор поддерживал дружелюбные отношения с Ватиканом.

Ответ: 3.


4. В одном из приведенных ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

Банты;

черпАть;

прибЫв;

экспЕрт;

послАла.

Ответ: черпать.


5. В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Пушкин писал Жуковскому, что отец нанес ему нестерпимое оскорбление, обвинив в рукоприкладстве.

Используя специальные термометры, океанологи производят измерения на различных глубинах океана по всей его водяной поверхности.

Для возвышенностей с твердыми, нерастворимыми породами типична болотистая местность.

Довольно часто устойчивое выражение, имеющее целостный смысл, переводится на другой язык одним словом.

Наполеон проявил особое уважение к Сперанскому, подарив ему табакерку с собственным портретом.

Ответ: водной.


6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Розовый какаду;

опытные инженеры;

по обоим сторонам;

более пятисот долларов;

известнейший режиссер.

Ответ: обеим.


7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

5

1

4

2

3


Предложение

Грамматические ошибки

А. Дрейфуя уже более месяца в открытом море, среди матросов начались волнения.

1) Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б. Согласно расписания нести вахту на капитанском мостике должен был старший помощник.

2) Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В. Столкновение с айсбергом, не замеченным из-за густого тумана и который внезапно возник прямо по курсу, было неизбежно.

3) Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г. Те моряки, кто не поддался панике, смог отправить радиограмму.

4) Ошибка в построении предложения с однородными членами

Д. Сигнал бедствия был принят на яхте «Марии» в девять часов утра.

5) Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом


6) Нарушение в построении предложения с причастным оборотом


7) Неправильное построение предложения с косвенной речью.


8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

Обг_ревший, г_ризонтальный; г_ристый; г_релый, заг_рать.

Ответ: гористый.


9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

Непр_клонный, непр_емлемый;

пр_ятный, пр_ломить;

о_бросить, по_тянуть;

и_подлобья, и_подтишка;

ра_жечь, ра_щепить.

Ответ: исподлобья, исподтишка.


10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква е.

Желез_стый, син_ватый; рассе_вал; настойч_во; отыск_вал.

Ответ: синеватый.


11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква и.

Отмеч_ный, подстрел_нный, знач_мый, зате_вший, измер_нный.

Ответ: значимый.


12. Определите предложение, в котором не со словом пишется раздельно. Раскройте скобки и выпишите это слово.

(Не)сколькими годами позже в Петербург переехал Виссарион Белинский. Теперь он пришел к убеждению, что изящная словесность должна (не)посредственно способствовать улучшению жизни. А для этого нужно буквально кричать о (не)справедливостях. Критик призывал изображать повседневное существование (не)романтических влюбленных, а обычных людей. У таких героев часто нет самых (не)обходимых для жизни вещей: ночлега, еды, денег.

Ответ: не романтических.


13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся слитно. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1) (Во)время первого чтения книги читатель редко задумывается, в каком жанре написано произведение, потому(что) он сосредоточен на перипетиях сюжета, отношениях героев.

2) Что(бы) читатель не попал (в)просак, он должен знать, чем реальный автор отличается от повествователя.

3) (Не)смотря на то что в героическом эпосе речь идет о реальных исторических событиях, факты нередко излагаются (в)соответствии с религиозными представлениями того времени, когда эпос создавался, поэтому там часто действуют

боги.

4) Иногда автор (по)разному определяет жанр своего произведения; так, Тургенев (c)начала назвал «Рудина» повестью, а потом романом.

5) (В)общем, очень интересно, как автор объясняет, что он имел (в)виду, называя свое произведение так или иначе.

Ответ: чтобы, впросак.


14. Укажите все цифры, на месте которых пишется нн.

Среди ночи Пират поднялся и медле(1)о вышел из сеней. Он долго стоял на пороге облитый серебря(2)ым лу(3)ым светом и напряже(4)о слушал.

Ответ: 1, 3, 4.


15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую.

1) Солнце зашло и серая паутинка легла на тихую землю и тихое небо.

2) Он жил одиноко и замкнуто и тосковал днем и ночью.

3) Гости выпили еще по стакану встали из-за стола и простились с Пугачевым.

4) Где-то слышится пение ранней птицы да шуршание какой-то ветлы.

5) Гром уже грохотал и впереди и справа и слева.

Ответ: 1, 3.


16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Распространенная среди дворян (1) дуэль подвергалась критике со стороны мыслителей-демократов (2) видевших в ней проявление сословного предрассудка дворянства (3) и (4) противопоставляющих дворянскую честь человеческой.

Ответ: 2.


17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Импровизатор, не привыкший к северному равнодушию (1) казалось (2) страдал… Она отчаивалась в спасении отечества, ей (3) казалось (4) что Россия быстро приближается к своему падению, всякая реляция усугубляла ее безнадежность, полицейские объявления графа Растопчина выводили ее из терпения.

Ответ: 1, 2, 4.


18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В романе «Игрок» (1) действие (2) которого (3) разворачивается в Западной Европе (4) исключительно сильны автобиографические мотивы.

Ответ: 1, 4.


19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Туман стал так силен (1) что (2) несмотря на то что рассветало (3) не видно было (4) в десяти шагах перед собою.

Ответ: 1, 2, 3.



Прочитайте текст и выполните задания 20–25.

(1) Его звали Костей. (2) Я не помню, чтобы этот мой первый друг хотя бы когда-нибудь рассердился, – он вечно был весел и всегда улыбался. (3) Милый Костя! (4) Его давно нет на свете, и я вспоминаю о нем с особенной любовью, как о родном и таком близком человеке, которого не можешь отделить от самого себя.

(5) В детской дружбе заложена какая-то таинственная сила, которая проходит через всю остальную жизнь. (6) Те, кого мы любили в детстве, служат точно путеводными маяками для остального жизненного пути. (7) Моя встреча с Костей окрасила не только мое детство, но и юность дорогими впечатлениями и первым дорогим опытом. (8) С ним вместе мы начали самостоятельную жизнь… (9) Вместе с Костей же явилась и новая книга.

(10) – У меня отец все романы читает, – рассказывал Костя, коверкая ударение. – (11) И чем страшнее, тем лучше для него. (12) Хочешь, почитаем вместе? (13) Есть «Черный ящик», «Таинственный монах», «Шапка юродивого, или Трилиственник».

(14) Я, конечно, согласился с величайшим удовольствием.

(15) Отец Кости имел привычку перечитывать свои любимые «романы» по нескольку раз, и книги имели очень подержанный вид, а некоторые листы были точно изжеваны теленком…

(16) – Люблю почитать романы, – говорил отец Кости. – (17) Только я по-своему читаю... (18) Меня, брат, никакой сочинитель не проведет. (19) Я сперва прочитаю конец романа, если все благополучно кончилось, ну, тогда я уж с начала за него примусь. (20) Учен я довольно... (21) Прежде, бывало, читаешь-читаешь, а до конца дочитал, – глядь, либо кого убили, либо кто умер.

(22) Нет, покорно благодарю!.. (23) Я и без сочинителя знаю отлично, что все мы помрем. (24) Мало ли горя кругом, а тут еще в книге его вычитывай...

(25) Его звали Романом Родионычем. (26) Это был человек маленького роста, с большой кудрявой головой. (27) Он тоже вечно улыбался, как и Костя, – это была фамильная черта. (28) Роман Родионыч был заводским служащим и занимал должность запасчика, то есть заведовал амбарами с хлебом, овсом и разными другими материалами, как сальные свечи, веревки, кожи и проч. (29) Наш завод хотя и был небольшой, но служащих было достаточно. (30) Они все были из крепостных и образование получили в заводской школе. (31) Дальнейшее образование шло «своим умом» и почерпалось главным образом из случайно попадавшихся под руки книг.

(32) Мы сейчас слишком привыкли к книге, чтобы хотя приблизительно оценить ту громадную силу, которую она представляет. (33) Важнее всего то, что эта сила, в форме странствующей книги в коробке офени, сама приходила уже в то далекое время к читателю и, мало того, приводила за собой другие книги… (34) Я сравнил бы эти странствующие книги с перелетными птицами, которые приносят с собой духовную весну. (35) Можно подумать, что какая-то невидимая рука какого-то невидимого гения разносила эти книги по необъятному простору Руси, неустанно сея «разумное, доброе, вечное». (36) Да, сейчас легко устроить домашнюю библиотеку из лучших авторов, особенно благодаря иллюстрированным изданиям; но книга пробивала себе дорогу в самую глухую пору, в доброе старое время ассигнаций, сальных свечей и всякого движения родным «гужом». (37) Здесь нельзя не помянуть добрым словом старинного офеню-книгоношу, который, как вода, проникал в каждую скважину. (38) Для нас, детей, его появление в доме являлось настоящим праздником. (39) Он же руководил и выбором книг и давал, в случае нужды, необходимые объяснения.

(40) Один из таких офеней лично мне невольно доставил большое огорчение. (41) Как все дети, я очень любил рисовать, а у него в коробе среди других сокровищ оказался атлас для самообучения рисованию. (42) Вся беда была в том, что он стоил целых два рубля – сумма, по тогдашнему счету и по нашему бюджету, громадная… (43) – Нет, не могу, – заявил отец. – (44) Если рубль, то еще можно, а двух рублей нет.

(45) Я отлично понимал, что значит слово «нет», и не настаивал. (46) Так атлас и ушел в коробе офени к другому, более счастливому покупателю, а мне его жаль даже сейчас. (47) Уж очень хотелось учиться рисовать, а учиться было не по чему. (По Д.Мамину-Сибиряку)


20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Герой не хочет читать книги с плохим концом.

2) Герой считает, что книги не нужны, потому что и без них известно, что человек смертен.

3) Герой огорчился, потому что атлас по рисованию стоил больше рубля.

4) Герой сравнил книги с перелетными птицами, потому что их продавали весной.

5) Рабочим и служащим завода книги помогали получать знания о мире.

Ответ: 1, 3, 5.


21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 1–4 перечислены последовательные действия персонажей.

2) В предложениях 5–6 представлено рассуждение.

3) Предложения 25–28 включают описание.

4) Предложения 40–46 содержат повествование.

5) Предложение 32–35 представляет собой описание.

Ответ: 2, 3, 4.


22. Из предложений 26–31 выпишите специальное слово (профессионализм).

Ответ: запасчик.


23. Среди предложений 31–33 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью указательного местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

Ответ: 33.


24. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20–23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка.

Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Рассказы писателей о книгах, которые пробудили страсть к чтению в детские годы и способствовали формированию личности, – особая тема русской мемуарной литературы. Первые книги детства во многом предопределяют жизненный путь человека. Память о них драгоценна, как и память о первых друзьях – товарищах по чтению. В таких рассказах повествование ведется в особом – эмоционально приподнятом – тоне. Достигается это с помощью (А) ___ («служат точно путеводными маяками » – предложение 6, «точно изжеваны теленком» – предложение 15, «как вода» – предложение 37) , (Б) ___ (предложения 33, 35) , (В) ___ (предложения 3, 22) . С особым чувством вводятся в повествование «живые» слова о книгах – отклики не искушенных в литературе читателей. (Г) ___ (романы, сперва, примусь, бывало, глядь, покорно благодарю, помрем – предложения 16–24) помогает ярче и точнее изобразить ту социальную среду, которая формировала типичных читателей эпохи.


Список терминов:

1) сравнение;

2) метафора;

3) гипербола;

4) просторечная лексика;

5) восклицательные предложения;

6) лексический повтор;

7) противопоставление;

8) эпитеты;

9) контекстные синонимы.

Ответ:

А

Б

В

Г

1

2

5

4


Журнал "Русский язык" ИД "Первое сентября" (http://1september.ru).

Подписка по каталогу "Почта России". Индексы: 79119 (бумажная версия), 12751 (электронная версия)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!