СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Елена Леонидовна Шкляева"Нормы современного русского литературного языка".Автор презентации Ошкадерова Оксана Анатольевна

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

                        Нормы современного русского литературного языка. Материалы презентации

 

Шкляева Елена Леонидовна

 

Форма тв. п. русских фамилий на -ов, -ин имеет флексию -ым. Флексию -ом имеют:

а) названия населенных пунктов на -ов, -ин (под Пушкином, Кировом, но с А.С. Пушкиным, С. М. Кировым);

б) иностранные фамилии на -ов и -ин (Дарвином, Вирховом, Ельмслевом).

 

Примечание. Разграничение иноязычных по происхождению фамилий на -ов и -ин, имеющих флексию тв. п. -ом или -ым, определяется часто не морфологическими причинами, а тем, является ли носитель фамилии жителем России (или СССР) или же это иностранец; например: с Брюлловым, но с Вирховом; с Фонвизиным, но с Чаплином, с Кронином.

 

Географические названия на -ово, -ево и -ино, -ыно: Иваново, Бирюлево, Кунцево, Сараево, Болдино, Бородино, Голицын и под. в современной разговорной, профессиональной, газетной речи обнаруживают тенденцию к неизменяемости. Несмотря на это в письменной речи, в соответствии с действующими грамматическими правилами, географические названия на -ов(о), -ёв(о), -ев(о), -ин(о), -ын(о) склоняются:

В небе над Тушином (газ.); Речь идет об аэропорте в Шереметьеве (газ.).

Просмотр содержимого документа
«Елена Леонидовна Шкляева"Нормы современного русского литературного языка".Автор презентации Ошкадерова Оксана Анатольевна»

Нормы современного русского литературного языка. Материалы презентации


Шкляева Елена Леонидовна



Форма тв. п. русских фамилий на -ов, -ин имеет флексию -ым. Флексию -ом имеют:

а) названия населенных пунктов на -ов, -ин (под Пушкином, Кировом, но с А.С. Пушкиным, С. М. Кировым);

б) иностранные фамилии на -ов и -ин (Дарвином, Вирховом, Ельмслевом).



Примечание. Разграничение иноязычных по происхождению фамилий на -ов и -ин, имеющих флексию тв. п. -ом или -ым, определяется часто не морфологическими причинами, а тем, является ли носитель фамилии жителем России (или СССР) или же это иностранец; например: с Брюлловым, но с Вирховом; с Фонвизиным, но с Чаплином, с Кронином.



Географические названия на -ово, -ево и -ино, -ыно: Иваново, Бирюлево, Кунцево, Сараево, Болдино, Бородино, Голицын и под. в современной разговорной, профессиональной, газетной речи обнаруживают тенденцию к неизменяемости. Несмотря на это в письменной речи, в соответствии с действующими грамматическими правилами, географические названия на -ов(о), -ёв(о), -ев(о), -ин(о), -ын(о) склоняются:

В небе над Тушином (газ.); Речь идет об аэропорте в Шереметьеве (газ.).



Несклоняемость географических наименований нормальна в следующих случаях:

1) Если такое наименование является приложением к одному из следующих обобщающих слов: село, деревня, поселок, станция, становище, реже – город: в селе Васильково, в поселке Пушкино, в деревне Белкино, на станции Гоголева.



2) Если населенный пункт назван собственным именем известного лица: около Репино (назв. поселка под Ленинградом), недалеко от Лермонтово (назв. небольшого города около Пензы).







***

Что может повлиять на настроение человека? На этот вопрос натолкнул меня автор, русский писатель, Б. Екимов.

Плохое настроение считается нормально для городского жителя. Вся суета, что мы проживаем день за днем. Все, кажется, ложиться на нас тяжким грузом. Не останавливаясь ни на минуту, мы стараемся решить все свои дела, проблемы, словно белки в колесе «наматывая», временами, бесполезные круги. Не удивительно, что прогуливаясь по улице, мы видим угрюмые лица прохожих. В данном тексте автор поставил перед собой цель донести до людей мысль, что есть еще в нашей жизни что-то светлое, маленькие мелочи, способные наполнить нас надеждой, добротой, частичкой радости, словно маленький огонек в самой серединке сердца. В пример он привел историю про мужчину, услышавшего милый рассказ двух «девчушек» в электричке. Они размышляли о подарках на новый год, о которых и сам герой рассказа в паутине городской суеты позабыл.


Автор призывает нас последовать примеру девушки, которая, несмотря на свои проблемы, экзамены, зачеты остается оптимистичной и радостной, невольно даря свое настроение окружающим. «Так что и шагай, человече!» - призывает нас автор. Не стоит зацикливаться на проблемах, окружающих нас.


Примером здесь может послужить Наташа Ростова. Несмотря на все невзгоды в ее жизни, она дарила окружающим ее людям свет, радость, которые исходили прямо из ее души, одаривая всех до единого. Благодаря Наташе Андрей Болконский преодолевает свой душевный кризис.


Или посмотрим на князя Мышкина из произведения Ф. М. Достоевского «Идиот». Несмотря на все, он не судит людей. Ко всем он относится с душой и открытостью. Несмотря на трудности, он относится ко всему со смирением. Живя в этом сером мире, наполненного мраком, он упорно считает, что «красота спасет мир».


Эта проблема заставила меня глубоко задуматься: а стоят ли все эти проблемы, окружающие меня, столь пристального внимания? Может, стоит относиться ко всему проще? Ведь я так же, как и эта девушка могу дарить радость родным, близким, да даже простым прохожим. Стоит лишь снять угрюмую маску с лица и засиять лучезарной улыбкой.


Дарите счастье, забудьте о проблемах. Подарите подарок своей маме, бабушке, сестре. Ведь ничего важнее улыбки, огонька в глазах родного человека.



***

Что может повлиять на настроение человека? На этот вопрос натолкнул меня автор, русский писатель, Б. Екимов.


Плохое настроение считается нормально для городского жителя. Вся суета, что мы проживаем день за днем. Все, кажется, ложиться на нас тяжким грузом. Не останавливаясь ни на минуту, мы стараемся решить все свои дела, проблемы, словно белки в колесе «наматывая», временами, бесполезные круги. Не удивительно, что прогуливаясь по улице, мы видим угрюмые лица прохожих. В данном тексте автор поставил перед собой цель донести до людей мысль, что есть еще в нашей жизни что-то светлое, маленькие мелочи, способные наполнить нас надеждой, добротой, частичкой радости, словно маленький огонек в самой серединке сердца. В пример он привел историю про мужчину, услышавшего милый рассказ двух «девчушек» в электричке. Они размышляли о подарках на новый год, о которых и сам герой рассказа в паутине городской суеты позабыл.


Автор призывает нас последовать примеру девушки, которая, несмотря на свои проблемы, экзамены, зачеты остается оптимистичной и радостной, невольно даря свое настроение окружающим. «Так что и шагай, человече!» - призывает нас автор. Не стоит зацикливаться на проблемах, окружающих нас.


Примером здесь может послужить Наташа Ростова. Несмотря на все невзгоды в ее жизни, она дарила окружающим ее людям свет, радость, которые исходили прямо из ее души, одаривая всех до единого. Благодаря Наташе Андрей Болконский преодолевает свой душевный кризис.


Или посмотрим на князя Мышкина из произведения Ф. М. Достоевского «Идиот». Несмотря на все, он не судит людей. Ко всем он относится с душой и открытостью. Несмотря на трудности, он относится ко всему со смирением. Живя в этом сером мире, наполненного мраком, он упорно считает, что «красота спасет мир».


Эта проблема заставила меня глубоко задуматься: а стоят ли все эти проблемы, окружающие меня, столь пристального внимания? Может, стоит относиться ко всему проще? Ведь я так же, как и эта девушка могу дарить радость родным, близким, да даже простым прохожим.Стоит лишь снять угрюмую маску с лица и засиять лучезарной улыбкой.


Дарите счастье, забудьте о проблемах. Подарите подарок своей маме, бабушке, сестре. Ведь ничего важнее улыбки, огонька в глазах родного человека.


Особенности употребления и образования форм местоимений



Эту селёдку передала мне продавщица Люба, ввиду жаркой погоды она уже припахивала.



Все, кто побывал в Петербурге, говорят с восторгом об этом городе.



Молодежь боялась, что их не поймут.



Не могу представить, как это получилось.



Бояться самоё себя; решить саму проблему; спросить саму героиню.



В зале собрались родители ребят, которым сегодня предстояло бороться за звание «самого умного».



Это можно ясно увидеть в моментах, когда Достоевский описывает диалог пахаря и мальчика, который смотрел на него с беспокойством, лицо его расплывалось в доброй материнской улыбке.



Учитель попросил ученика отнести тетради к себе домой.

Он не разрешает мне критиковать себя.



Учитель попросил ученика положить тетради на свой стол.



Я застал брата в своей комнате. — Я застал брата в его комнате.








Укажите предложение без грамматической ошибки.

  1. В пьесах Н. Островского мы видим московское купечество и их мелкие интересы.

  2. Его ответ был весьма посредствен.

  3. Мы находились на самой высочайшей вершине Горного Алтая.

  4. В комнату вошёл папа с огромным тортом, который тут же был заключён в объятья.

2. Его ответ был весьма посредствен.


Укажите предложение без ошибок, связанных с использованием местоимений.

  1. Если к единому мнению пришло большинство, оно становится законом для каждого.

  2. Редактор попросил автора просмотреть ещё раз все его поправки.

  3. Свою автобиографию он так и не закончил.

  4. Каждый из помещиков предлагает, чтобы Чичиков приехал прежде всего к нему.

4. Каждый из помещиков предлагает, чтобы Чичиков приехал прежде всего к нему.


Укажите предложение без ошибок, связанных с использованием местоимений.

  1. Так писали о нём в своих воспоминаниях брат и его сыновья.

  2. Бабушка моей подруги, когда она болеет, никогда не обращается к врачам, а использует народные средства.

  3. Нынешнее студенчество мало интересуется политикой, его больше интересуют футбол и компьютер.

  4. Около входа в здание толпился народ, они пытались попасть на концерт.

3. Нынешнее студенчество мало интересуется политикой, его больше интересуют футбол и компьютер.











Глагол



жечь – жгу – жжёт – жжём – жжёте – жгут; хотеть – хочу – хочешь – хочет – хотим – хотите – хотят; бежать – бегу – бежишь – бежит – бежим – бежите – бегут; пеку – печёт, но: тку – ткёт


Иногда возможно существование вариантов форм:

внимать – внимают и внемлют (равноправны);

махать, сыпать – машут, сыплют (основные), махают, сыпят (допустимые);

капать – каплет (с крыш, из крана), (на)капает (лекарство).



Глаголы, оканчивающиеся в инфинитиве на безударное -ить, при образовании форм взаимодействуют с глаголами на -ать. Поэтому в употреблении могут не различаться формы гл. лазить и лазать;

мучить и мучать (мучит и мучает);

мерить и мерять (устар.):

ПоКавказу лазаем (Пастерн.);

Из трав готовят эликсиры И звезды меряют в ночи (Забол.).



Гл. мяукать, кроме форм, образуемых по спр. I, имеет вариантные формы с флексиями II спряжения и чередованием |к – ч| в основах наст. и прош. вр.:мяука-л-амяуч-ат; мяуч-у, мяуч-ишь, мяуч-ит.

Чту – чтят

ср.: Я враг всего, что люди чтут и уважают (А.К. Толст.); Советские люди глубоко чтут и уважают память героев (газ.) и: Здесь свято чтят боевую дружбу русских и французских летчиков (газ.).



В просторечии некоторые глаголы имеют ненормативные формы:

ездитьездят и прост. ездиют;

лазитьлазят и прост. лазиют;

елозить (разг.) – елозят и прост. елозиют.

я выздоровею, обессилею, ты выздоровеешь, обессилеешь, он выздоровеет, обессилеет и т.д.





Глагол



  • не используется форма 1-го лица единственного числа у глаголов: затмить, очутиться, победить, родиться, стонать, убедить, убедиться;

  • не имеют форм 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа глаголы: кипеть, вскипеть, выкипеть (о воде), закатиться, наступить (о времени), обступить, осуществиться, получиться, произойти, раздаваться, создаваться, состояться, течь, удаваться;

  • при необходимости нужно использовать описательные конструкции: Мне удастся победить (убедить); Я одержу победу.



От глаголов с суффиксом -ну- образуются следующие формы прошедшего времени:

  • с утратой суффикса: возникнуть – возник, проникнуть – проник, привыкнуть – привык, промокнуть – промок, высохнуть – высох, погибнуть – погиб, исчезнуть – исчез;

  • равноправные варианты: глохнуть – глох и глохнул, киснуть – кис и киснул, пахнуть – пах и пахнул, вянуть – вял и вянул, подвергнуться – подвергся и подвергнулся;

  • основные вырианты гаснуть – гас, мёрзнуть – мёрз, сохнуть – сох, тухнуть – тух, но допустимо гаснул, мёрзнул, сохнул, тухнул.



Лечь – ляг (!), сесть – сядь, сядьте, бежать – беги, искать – ищи, класть – клади, ехать – поезжай, поезжайте (!).












Причастие



При образовании причастий нужно помнить, что причастия, образованные от бесприставочных глаголов с суффиксом –ну-, обычно сохраняют его (мокнуть – мокнувший, липнуть – липнувший, глохнуть – глохнувший), а образованные от приставочных глаголов, как правило, употребляются без него (промокнутьпромокший, прилипнуть – прилипший, оглохнуть – оглохший.) В отдельных случаях образуются формы с суффиксом (завязнувший, исчезнувший) или параллельные формы – с суффиксом и без суффикса (завянувший – завядший, зачахнувший – зачахший, иссякнувший – иссякший и др.)



У дверей затихнувшей спальни (Блок);

с тростником пересохнувших рек (Асеев);

верны своим погибнувшим друзьям (Асеев).


Вытереть – вытерший, ушибить – ушибший.



собранный, заклеенный, допитый.

Все вещи убраны (не убраты!);



При образовании причастий от возвратных глаголов постфикс -ся остаётся:

На стены падали колеблющиеся тени;



движущие силы, движущая идея, но человек, двигающий мебель;

брызжущий фонтан, но брызгающиеся водой дети.



Глагол II спр. кл. Х мучить под воздействием гл. мучать образует вариантные формы причастия мучащий и мучающий; глагол лазить под воздействием гл. лазать образует причастие наст. вр. только от основы на |aj|: лазающий. Изолированный гл. чтить образует вариантные формы причастия чтущий и чтящий.



Гл. двигать и колыхать имеют вариантные формы: движимый и двигаемый, колышимый и колыхаемый (лексические различия между формами движимый и двигаемый те же, что и у причастий движущий и двигающий).


Причастие



руководитьруководимый,

предводительствоватьпредводительствуемый,

управлятьуправляемый, предшествоватьпредшествуемый,

командоватькомандуемый:

Кутузов чрез своего лазутчика получил первого ноября известие, ставившее командуемую им армию почти в безвыходное положение (Л. Толст.);

Вошел Сережа, предшествуемый гувернанткой (Л.Толст.);

отряд, предводительствуемый отважным командиром;



угрожаемая при обстреле сторона.



















Деепричастие



У гл. быть дееприч. образуется с помощью суф. – учи(фонемат. |учи|): буд-утбуд-учи. С этим же суф. образуются деепричастия некоторых других глаголов, имеющие разговорную или просторечную окраску: крад-ут-сякрад-учи-сь, ид-утид-учи, едутедучи, жалеютжалеючи, играютиграючи, умеютумеючи (наряду с крадясь, идя, жалея, играя, умея), фразеологически ограниченное припеваючи (жить припеваючи). Дееприч. с суф. -учи (кроме будучи) употребляются преимущественно в наречном значении.



Примечание. Дееприч. с суф. -учи употребляются в художественной литературе при ориентации на народную речь и фольклор:

По тесовым кровелькам играючи, Тучки серые разгоняючи, Заря алая подымается (Лерм.).

По годы, как по ягоды! | На голос, на приманочку | они пойдут поглядывать, | из-под листочков машучи (Возн.);

А как же речь? – сожалеючи вздохнул Варламов. – Столько времени потратил! (газ., фельетон).



будучибывбывши; знаязнавзнавши; имеяимевимевши; ехавехавшиедучи; евевши




  1. Глаголы с основой наст. вр. на шипящую или на сочетание «губная + |л'|»: брехать, вязать, лизать, мазать, низать, пахать, писать, плясать и др.

(окказ. пляша: и в гроб пойдет пляша! Цвет.)

брызгатьбрызжут и брызгаютбрызжа и брызгая, плескатьплещут и плескаютплеская и плеща, махатьмашут и махают, – махая и маша, рыскатьрыщут и рыскаютрыская и рыща.



Вариантные формы дееприч. образуют также гл. алкать, блистать, внимать, клепать, колыхать, крапать, курлыкать, метать, полоскать, тыкать, хныкать, щипать. У большей части таких глаголов (алкать, блистать, внимать, колыхать) в употреблении предпочтительнее формы от основы на |aj|. Только от основы на |aj| образуют деепричастия глаголы двигать (двигая), а также жаждать и стонать (жаждая, стоная).

лазая (Я устал, / один по морю лазая. Маяк.),



а гл. мучить(ся) имеет вариантные формы муча(сь) и мучая(сь): мучась беспокойством (Пушк.) и мучаясь от боли.


2) Глаголы на -ну-ть (блёкнуть, брюзгнуть разг., виснуть, вязнуть, гаснуть), а также немотивированные глаголы несов. вида гнуть, льнуть, тонуть и др. за исключением гл. тянуть, образующего дееприч. тяня.



3) Глаголы с основой наст. и прош. вр. на |г| и |к|: беречь, жечь, лечь, мочь, стеречь, влечь, печь, сечь, течь, толочь.

У некоторых глаголов, названных в п. 3, образование деепричастий отмечается. Таковы редкие формы бережа, сеча; окказ. жжа, зажжа:

Ростовы похвалили ее вкус и туалет и, бережа причёски и платья, ... разместились по каретам и поехали (Л.Толст.);

То, зажжа свечку, сидел в постели, то вставал (Л.Толст.);

Путь кометПоэтов путь: жжя, а не согревая (Цвет.).



4) Глаголы разных классов с неслоговой основой наст. вр.: а) I спр.: врать, ждать (ждя – редко:

И, ждя живых, мои стихи живут. Симон.);

жрать (прост.), лгать, рвать

(окказ.: Рвя, а не взращивая. Цвет.),



5) Глаголы бежать, лезть, хотеть, гнить, стыть



(редко: гния, хотя: Хотя иль нехотяволочишь Свой груз. Б. Заходер).


озяб, озяб-ну-тьозяб-ши и озяб-ну-в, озяб-ну-вши;

засох, засох-ну-тьзасох-ши и засохну-в, засохну-вши;

ослеп-ши и ослепнув, ослепнувши;

погрязши и погрязнув, погрязнувши;



но только исчезнув, исчезнувши (не *исчезши).











Ряд глаголов сов. вида образует деепричастия так же, как и глаголы несов. вида, т. е. присоединением суф. –а к основе наст. вр.



Обычно эти формы употребляются как вариантные наравне с формами на -в, -вши(сь), -ши. Сюда относятся:

1) многие глаголы II спр.: возвратитьсявозвратясь; заметитьзаметя; наклонитьнаклоня;погодя, полюбя, уставя; увидя, пересмотря; проворча, услыша;



2) глаголы I спр. с основой наст. вр. на согласную: привезутпривезя, унесутунеся, разгребутразгребя, приведутприведя, подметутподметя, гл. идти с различными приставками: отойдя, перейдя, пройдясь.



Для большинства глаголов I спр. более употребительна форма на -а:

принесяпринесши), привезяпривезши), зайдя, отойдя.



Лазать – лазая, плыть – плывя, щипать – щипля, махать, сыпать – махая, сыпля (допустимо маша, сыпя), страдать – страдая (в художественной речи – страждя), внимать – внимая (внемля устар.)

















Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

  1. испеки пирог

  2. ляг на коврик

  3. заплакал ушибившись

  4. щиплет щёки

3. заплакал ушибившись


Укажите пример, в котором нет ошибки в образовании формы слова.

  1. езжай вперёд

  2. неудавший эксперимент

  3. вытерев руки

  4. изучившийся роман

1. езжай вперёд


Выберите одну из форм глагола

  1. В лесу (рыскают – рыщут) волки. По городу (рыскают – рыщут) полицейские.

  2. Солнце пригревает всё сильнее, с крыш (капает – каплет). Куда мне торопиться, надо мной не (капает – каплет).

  3. Эта рыба (метает – мечет) икру всегда в одном месте. Тот молодой спортсмен (метает – мечет) копьё дальше всех.

  4. Обдумав очередной ход, шахматист (двигает – движет) фигуру. Жорес Алфёров – один из тех, кто (двигает – движет) науку вперёд.


Укажите предложение без ошибки в образовании глагольной формы.

  1. Не ставь на стол чашку с горячим чаем, не порть мебель.

  2. Он полоскает горло ромашкой, но это не помогает.

  3. Дети часто одеваются бабушками слишком тепло.

  4. Он почти час мок под дождём у её подъезда.

  5. Я ощущу это, только когда сам испытаю.

4. Он почти час мок под дождём у её подъезда.



***

В данном тексте автор описывает судьбу дезертира, попутно высказывая вопрос: «Может ли преступление оставаться безнаказанным?».


В.М. Песков ставит проблему наказания за преступление, а именно дезертирства. Данный вид преступления во все времена карался государством. Но в рассматриваемом случае нарушитель не был наказан государством, он был наказан самим собой. Размышляя над этой проблемой, автор приходит к выводу, что от наказания за преступления уйти невозможно, и если тебя не покарает закон, то это сделает твоя совесть.


В целом я частично согласен с позицией автора. Также подобная проблема довольно часто описывалась в различных произведениях литературы. Так, самым очевидным по моему мнению является Родион Раскольников из романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Он совершил такой вид преступления, как убийство: убил двух человек, он сумев избежать наказания по закону, но не сумел избежать мук совести, которые были настолько сильны, что Родион Раскольников решил сдаться органам власти. И в конечном итоге герой Достоевского получил свое наказание, но как награду судьбы в его жизнь пришла любящая его женщина.


Указанная проблема затрагивается в произведении Пауло Коэльо «Победитель остается один», где Игорь, русский бизнесмен и бывший военный, совершает убийства, но остается безнаказанным. Он убивал людей из общества свой бывшей жены, Евы, только ради того, что бы дать ей знак, что он идет за ней. Он не испытывал абсолютно никаких зазрений совести. А в конце Игорь убивает абсолютно всех из окружения Евы, включая ее саму и ее нового мужа, и начинает забывать про всю эту ситуацию. Главный герой никогда не сомневался в своих действиях и делал все это без сострадания, а иногда и без смысла. В отличие от Раскольникова, его не мучала совесть. Поэтому я считаю, что вопрос о том, всегда ли человек наказывается своей совестью, оставаясь безнаказанным по закону, очень индивидуален.


В заключении, я хотел бы сказать, что ворос наказания за преступления, затронутый в тексте, очень неоднозначен.






***

В данном тексте автор описывает судьбу дезертира, попутно высказывая вопрос: «Может ли преступление оставаться безнаказанным?».


В.М. Песков ставит проблему наказания за преступление, а именно дезертирства. Данный вид преступления во все времена карался государством. Но в рассматриваемом случае нарушитель не был наказан государством, он был наказан самим собой. Размышляя над этой проблемой, автор приходит к выводу, что от наказания за преступления уйти невозможно, и если тебя не покарает закон, то это сделает твоя совесть.


В целом я частично согласен с позицией автора. Также подобная проблема довольно часто описывалась в различных произведениях литературы. Так, самым очевидным по моему мнению является Родион Раскольников из романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Он совершил такой вид преступления, как убийство: убил двух человек, он сумев избежать наказания по закону, но не сумел избежать мук совести, которые были настолько сильны, что Родион Раскольников решил сдаться органам власти. И в конечном итоге герой Достоевского получил свое наказание, но как награду судьбы в его жизнь пришла любящая его женщина.


Указанная проблема затрагивается в произведении Пауло Коэльо «Победитель остается один», где Игорь, русский бизнесмен и бывший военный, совершает убийства, но остается безнаказанным. Он убивал людей из общества свой бывшей жены, Евы, только ради того, что бы дать ей знак, что он идет за ней. Он не испытывал абсолютно никаких зазрений совести. А в конце Игорь убивает абсолютно всех из окружения Евы, включая ее саму и ее нового мужа, и начинает забывать про всю эту ситуацию. Главный герой никогда не сомневался в своих действиях и делал все это без сострадания, а иногда и без смысла. В отличие от Раскольникова, его не мучала совесть. Поэтому я считаю, что вопрос о том, всегда ли человек наказывается своей совестью, оставаясь безнаказанным по закону, очень индивидуален.


В заключении, я хотел бы сказать, что вопрос наказания за преступления, затронутый в тексте, очень неоднозначен.






Комментарий ФИПИ



– ошибки в согласовании подлежащего (Чтобы приносить пользу Родине, нужно смелость, знания, честность.) – верно: «...нужны смелость, знания, честность»;

– отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится; обычно частицы ставятся перед теми членами предложения, которые они должны выделять, но эта закономерность часто была нарушена в сочинениях (В тексте всего раскрываются две проблемы») – ограничительная частица «всего» должна стоять перед подлежащим: «... всего две проблемы»;

– неоправданный пропуск (эллипсис) подлежащего (Его храбрость, (?) постоять за честь и справедливость привлекают автора текста.);

– объединение сочинительной связью разнотипных синтаксических единиц: простого и сложного предложений; использование в ряду однородных членов простого предложения (Ум автор текста понимает не только как просвещенность, интеллигентность, но и с понятием «умный» связывалось представление о вольнодумстве.) – правильно: «... но и как вольнодумство».



Завёл большую собаку, которая бегает по двору, на замечания соседей отвечает нецензурной бранью.



После распития спиртных напитков произошла драка между стеной и забором.



С протоколом обвиняемый ознакомился, в чём глубоко раскаялся.



Лишён водительского удостоверения на право вождения автомобилем в состоянии опьянения.



Заявителю разъяснено, что выводя собаку нужно быть в наморднике.



Бежал он их беседы шумной.



Мстиславу седящему на обеде, приде ему весть.

Нетрудно заметить, что здесь оборот с дательным падежом выступает как синонимичный придаточному предложению времени: «Когда Мстисвлав сидел за обедом...»

Согласование подлежащего и сказуемого


1. Счётный оборот + существительное (двое студентов, пять часов и т.д.)

Единств. число

(подчеркивает общность, а также для числительных на 1).


Множ. число

(указывает на отдельность предметов).

В олимпиаде участвуют / участвуетдвадцать пять старшеклассников.

2. Слова: больше / меньше, много / мало / большинство / меньшинство, несколько (приблизительное количество)

Единств. число

(подчеркивает общность, также для числительных на 1, такжечасто вместе с одушевленными сущ., также если есть слова только, лишь, всего).


Множ. число

(указывает на отдельность предметов).

Большинство студентов уже сдали экзамен.


На экскурсию записалось только восемь отдыхающих.

3. Однородные подлежащие

Единств. число

(однородные подлежащие соединяются предлогом С).


Множ. число

(однородные подлежащие соединяются союзом И).

Спортсмен и тренер отправились на соревнования.


Директор с сотрудниками института подготовил этот проект.

4. Существительное + приложение

Согласуется с главным словом (то есть с существительным).

Журнал «Наука и жизнь» опубликовал серию материалов.


Студентка-химик проводила эксперимент.



Согласование подлежащего и сказуемого



При существительных мужского рода, называющих профессию, должность, звание, но обозначающих женщину, сказуемое в книжных стилях чаще ставится в форме мужского рода, а в разговорном – чаще в женском роде: Ректор университета регулярновыступал(а) перед сотрудниками,



Согласование с такими существительными определений в женском роде (Наша референ,) носит разговорный характер.



Врач случайная, / не ждавши «скорой помощи», / С силой влегкие вдувает кислородрот в рот! (Возн.).



При подлежащем, выраженном сочетанием нарицательного и собственного имени, сказуемое согласуется с последним: Референт Иванова помогла составить директору отчет.



















Грамматические нормы



Ваше предложение заманчивое (заманчиво).



Краткая форма используется в следующих случаях:

1) когда прилагательное имеет распространитель: Мальчик был болен гриппом, нельзя сказать Мальчик был больной гриппом;

2) когда в качестве субъекта выступают местоимения это, все, все это, что: Все этостapo как мир. Я уже не знаю, что полезно и что вредно;

3) когда при подлежащем имеются определения аналогичный, каждый, любой, подобный, такой: Не всякий закон эффективен.



Полное прилагательное обязательно употребляется в сказуемом тогда, когда в предложении имеется глагол-связка.



Прошедшая презентация оказалась успешной. Книга представляется занимательной.



что обладает чем

что имеет что

Многие артисты обладают чудесным даром перевоплощения.



скучать, тосковать, грустить по детямо детях, по сынуо сыне;

хлопотать по деламо делах.



заслуживать награду и награды (но при сов. виде только заслужить награду);

спрашивать совета, позволения и (разг.) совет, позволение;

слушаться бабушку и (устар.) – бабушки;

слушаться команды и (разг.) команду (Гущин обязан во всем слушаться райкома, отчитываться перед райкомом. Тендр.);

ждать поезд, посылку и поезда, посылки; но только ждать бабушку, сестру, девушку.

Грамматические нормы



дать сахарсахару, налить виновина, добыть деньгиденег, выпить молокомолока, зачерпнуть водуводы, прислать огнеприпасыогнеприпасов, купить крупукрупы.



В условиях контекста такая связь возможна и у других глаголов:

Но когда он увидел брата, послушал его разговора с профессором... Левин почувствовал, что не может почему-то начать говорить с братом (Л.Толст.). Однако названное различие не относится к области строгих грамматических правил.




При глаголах передачи и получения, просьбы (дать, одолжить, попросить, достать и под.) род. п. конкретного существительного может указывать на то, что предмет берется на время, не для постоянного пользования: одолжить ножик

ножика, попросить щеткущетки, дать веничеквеничка, спросить списоксписка; род. п. в подобных случаях – форма устаревающая и для современного языка редкая; такое употребление отражается в литературе XIX в.:

Достали нот, альта, баса, две скрипки (Крыл.);



ДарьяАлександровна прислала ему записку, прося у него дамского седла для Кити (Л.Толст.).



не вскрывайте письмо, не читайте телеграмму – не обращайте внимания, не бойтесь угроз



Родительный падеж используется в случае: 1) если отрицание не усиливается при помощи отрицательных местоимений типа никакой, никто, ничто (При решении этого вопроса председательствующий не выдвинул никаких аргументов);

2) если в роли сказуемого выступает глагол с частицей не, сочетающийся с отвлеченным существительным: Собрание не приняло предложения председательствующего.



Только винительный падеж употребляется, если отрицание не стоит перед личной формой глагола, потом следует инфинитив и затем прямое дополнение: Собрание не могло принять такое решение.




Грамматические нормы



При исследовании Арктики не следует игнорировать опыт предшественников.При исследовании Арктики следует не игнорировать опыт предшественников.



При выносе прилагательного в начальную позицию в словосочетании форма им. п. предпочитается форме род. п.:

целые три часа, большие три дерева, потерянные четыре дня;



Время отвремени появляются в саду белогвардейцы. Вчера вечером целые шесть довольно юных экземпляров сидели на лавочке против парадного (Андр.).



Если в сочетание с числительным входит существительное муж. или сред. р., то согласуемое прилагательное чаще ставится в форме род. п. мн. ч.:

два знакомых человека, три больших дерева, оба строящихся здания, целых три часа, два акварельных рисунка, четыре потерянных дня.



Форма им. п. здесь возможна, но она отмечается реже и проявляет тенденцию к ограничению в употреблении: два спасительные маяка (Лерм.); два дряхлые старичка (Тург.);



два помещичьи дома (Лерм.); оба проголодавшиеся приятеля (Л. Толст.).









Грамматические нормы



Если в сочетание с числительным входит существительное жен. р., то нормальны обе формы прилагательного – и им. и род. п.:

две молодые женщиныдве молодых женщины, какие-то четыре девочкикаких-то четыре девочки, обе дворовые собаки

обе дворовых собаки, четыре большие избычетыре больших избы, две женских рукидве женские руки;

На счету у нашей команды четыре золотых и три серебряные медали (газ.).



Обе формы прилагательного (в неэкспрессивной речи всегда предшествующего числительному) нормальны также в том случае, когда в сочетание входит числительное полтораполторы; прожить целых полторы неделицелые полторы недели,

ждать полных полтора часаполные полтора часа, потерпеть каких-нибудь полторы минутыкакие-нибудь полторы минуты.




громадные сад и дача, для громадных сада и дачи;

мои отец с матерью, к моим отцу с матерью, у моих отца с матерью;

маленькие брат с сестрой, для маленьких брата с сестрой;

наши дедушка с бабушкой.



Форма ед. ч. также правильна, но она определяет лишь первый член соединения:

громадный сад и дача, для громадного сада и дачи, мой отец с матерью, для маленького











***

Николай Носов, великий русский писатель, повествует нам о понимании настоящей красоты.



Почему человек прячет свою натуральную красоту в маску стереотипов, надеясь, что он делает себя лучше? Вот тот вопрос, который автор раскрывает на протяжении текста.



Размышляя Носов, приводит эпизод из жизни Тюбика-художника. Рисуя портрет Синеглазки, он отображает как ее достоинства, так и недостатки. И портрет всем очень нравится. Увидев такое произведение, не понимая, что главная красота заключается в ее естественности, человечки просят художника отобразить их лучше чем они есть, и сами того не зная загоняют себя в определённый шаблон, который несет в себе одну фальшивость и неестественность, и делает их одинаковыми. Жаль, что один Тюбик понимает, что каждый красив по-своему и его красота уникальна.



Носов пытается показать, что создавая себе идеал, которого пытаемся держаться, мы загоняем себя в рамки, не понимая главного, что у нас своя красота, своя жизнь, и мы должны быть настоящими, а не копировать других. Фальшивых людей быстро разоблачают, они становятся ненужными и неинтересными.



Я согласна с автором. В пример я хотела привести Л.Н. Толстого с романом «Война и мир». А именно Элен Курагину, которая строила из себя умную, заботливую, а главное духовно развитую личность. На деле оказалось, что ее волнуют только деньги. Ведь когда она добилась желаемого (Пьера), и он женился на ней, он сразу узнал, насколько его жена умственно и духовно ограничена.



Второй пример, будет про женщин, которые все свое время стараются тратить на красоту. Они накачивают себе все, что в их силах, начиная наращиванием волос и ресниц ногти, а заканчивая накаченными губами, удлинением ребер и так далее. Эти люди так стараются стать лучше, чем они есть, что порой даже не замечают на кого они стали похожи. Их начинают высмеивать, обзывать.



Так вот, надо не забывать, что все мы разные и по-своему красивы, природа подарила нам уникальность, поэтому мы не должны ее менять. Бог дал нам то, что действительно нужно нам для счастливой жизни.



***

Николай Носов, знаменитый русский писатель, повествует нам о понимании настоящей красоты.


Почему человек прячет свою натуральную красоту в маску стереотипов, надеясь, что он делает себя лучше? Вот тот вопрос, который автор раскрывает на протяжении текста.


Размышляя Носов, приводит эпизод из жизни Тюбика-художника. Рисуя портрет Синеглазки, он отображает как ее достоинства, так и недостатки. И портрет всем очень нравится. Увидев такое произведение, не понимая, что главная красота заключается в ее естественности, человечки просят художника отобразить их лучше чем они есть, и сами того не зная загоняют себя в определённый шаблон, который несет в себе одну фальшивость и неестественность, и делает их одинаковыми. Жаль, что один Тюбик понимает, что каждый красив по – своему и его красота уникальна.


Носов пытается показать, что создавая себе идеал, которого пытаемся держаться, мы загоняем себя в рамки, не понимая главного, что у нас своя красота, своя жизнь, и мы должны быть настоящими, а не копировать других. Фальшивых людей быстро разоблачают, они становятся ненужными и неинтересными.


Я согласна с автором. В пример я хотела привести Л.Н. Толстого с романом «Война и мир». А именно Элен Курагину, которая строила из себя умную, заботливую, а главное духовно развитую личность. На деле оказалось, что ее волнуют только деньги. Ведь когда она добилась желаемого (Пьера), и он женился на ней, он сразу узнал, насколько его жена умственно и духовно ограничена.


Второй пример , будет про женщин, которые все свое время стараются тратить на красоту. Они накачивают себе все, что в их силах, начиная наращиванием волос и ресниц ногти, а заканчивая накаченными губами, удлинением ребер и так далее. Эти люди так стараются стать лучше, чем они есть, что порой даже не замечают на кого они стали похожи. Их начинают высмеивать, обзывать.

Так вот, надо не забывать, что все мы разные и по-своему красивы, природа подарила нам уникальность, поэтому мы не должны ее менять. Бог дал нам то, что действительно нужно нам для счастливой жизни.




Грамматические нормы



Ошибки, допускаемые при построении предложений с однородными членами:

объединяются слова обозначающие родовые и видовые понятия

(в комнате два книжных шкафа и мебель),

частично совпадающие по объёму

(делал уроки и писал упражнения)

или далёкие друг от друга по значению

(любил собак и жареные семечки).



Клиент требовал устранения неполадок и директора.

Девушка была стройна и красивая. Дом достроен и заселённый.

Люблю плавание и читать.



Мы не только осмотрели сам город, но и некоторые музеи.

Однородными являются дополнения город, музеи, и части союза должны стоять перед ними: Мы осмотрели не только сам город, но и некоторые музеи.



Во время поездки он побывал в нескольких музеях, театрах, выставках; правильно: Во время поездки он побывал в нескольких музеях, театрах, на выставках.



Если однородные члены (часто сказуемые) имеют разное управление, то является ошибкой использование одного дополнения: 

Он любил и интересовался творчеством молодых поэтов.

Он любил творчество молодых поэтов и интересовался им.





Не могут быть однородными разнотипные синтаксические конструкции: Мне запомнился клоун, всех смешивший и который был с красным носом; Когда пришла в дом Онегина и увидев его вещи, Татьяна поняла характер этого человека.




Грамматические нормы



около, у, рядом с, вблизи, возле

около театра, около рассказчика.



Предлог у указывает. 1) на место около чего-либо, но употребляется только с родительным падежом неодушевленных существительных, отвечая на вопрос где?у (около) театра, 2) на место, где кто-то живет, работает, учится, отвечая на вопросы где? у кого?– собираться у рассказчика»




среди (посреди) поляны, среди людей – между палатками, между людьми.



Благодаря помощи населения последствия аварии были быстро ликвидированы.

Из-за отсутствия помощи населения последствия аварии не могли быть ликвидированы быстро.



Предлоги из + родительный падеж и по + дательный падеж обычно отличаются тем, что первый используется при указании на причину, которая поддается контролю, а второй – при его отсутствии; ср. поступил так из неосторожности – по неосторожности.



Предлоги из + родительный падеж и от + родительный падеж отличаются, как правило, тем, что первый используется при глаголах, обозначающих статическое состояние (хранил молчание из страха), а второй – при глаголах, обозначающих изменение состояния действующего лица (убежал со страху).



Различие предлогов по и из-за состоит в том, что предлог по обозначает причину, которая связана с поведением, действием кого-либо, а предлог из-за – причину, не связанную с этим. Ср. По рассеянности я забыл взять студенческий билет и Из-за отсутствия комплектующих многие станки не работали.







Грамматические нормы



Но, наверное, многие из нас за собой замечали, что, когда ходишь по музею, пройдя несколько залов, внимание рассеивается. Обычно это случается потому, что на многих известных картинах изображены богини, написанные по единому канону. Из-за «похожести» мы перестаем наслаждаться творчеством, а смотрим картины только из-за уважения к великому имени художника”.



Ср.: из любви к нему – из-за любви к нему




Предлог при употребляется с существительными наличие или отсутствие: При наличии – отсутствии серьезных аргументов предложенный тезис трудно доказать.



Предлог в случае употребляется с существительными, называющими неожиданное действие: В случае дорожного происшествия вызовите машину технической помощи.



Предлог в зависимости употребляется с существительными, называющими какой-либо обусловливающий фактор: В зависимости от погоды урожай будет собран или не собран вовремя»



Предлог с используется с отглагольными существительными: С усилением мороза в доме становилось прохладнее. Кроме того, следует иметь в виду, что предлог при обозначает условие с временным оттенком; При усилении мороза в доме становилось прохладнее.



В нейтральной речи употребляются предлоги для, за: Для реализации программы необходимы соответствующие ресурсы. Зайди в библиотеку за книгами. Последний предлог используется только после глаголов движения (ходить, сбегать т.п.).



в целях реализации, уточнения – с целью реализации, уточнения и с инфинитивом с целью реализовать, уточнить



Грамматические нормы

В прессе неоднократно высказывались соображения о роли (относительно роли) России в современной Европе.



Мы наслышались в детстве сказок про волшебников.



Предлоги на + винительный падеж (на что?) или предложный (на чём?) употребляется при указании на транспорт как средство передвижения:

Туристы сели на автобус и добрались на нем почти доконечного пункта.

Туристы сели в автобус, а в автобусе им был не страшен ни дождь, ни ветер»




при помощи или с помощью:



При помощи (с помощью)фотоаэросъемки была уточнена карта местности.



Давление а газовой или жидкой среде измеряют манометром (при помощи – с помощью манометра).



Чудесна, проникновенна была эта песня гор.



Эта встреча чудесная до сих пор хранится в моей памяти.



«Цветов цветенье», «Звезд движенье».







Грамматические нормы



Изъяснительное придаточное предложение может присоединяться к главному при помощи союзов что, будто (как будто), чтобы и ли. Союз что используется при сообщении о достоверном факте (Передавали, что завтра будет солнечно), будто – при недостоверном (Передавали, будто (как будто) завтра будет солнечно), чтобы – при волеизъявлении (Передавали, чтобы были приняты меры от засухи), ли – при выражении вопроса, неуверенности (Скажите, будут ли передавать прогноз погоды),




Я сказал                                        Я сказал, что (я) приду поздно.

Ты сказал  «Я приду поздно».   Ты сказал, что (ты) придешь поздно.



Он сказал                                      Он сказал, что (он) придет поздно.




Существуют некоторые смысловые различия в употреблении союзов перед тем как и прежде чем в придаточных предложениях времени.



Первый употребляется, когда действие главного и придаточного предложений весьма близки по времени и тесно связаны между собой: Перед тем как идти на экзамены, повторите хотя бы лекционный материал.



Союз прежде чем употребляется при желании обратить внимание, что действие придаточного предложения непосредственно обусловлено действием главного: Прежде чем идти на экзамены, повторите лекционный материл.









Грамматические нормы



Многие союзы, используемые для обозначения причины, имеют дополнительный смысловой оттенок. Так, союз благодаря тому что указывает чаще всего на причину, способствующую совершению какого-либо действия: Благодаря тому, что пострадавшим была оказана своевременная помощь, никто из них не был госпитализирован. Союз из-за того что указывает на причину, мешающую совершению действия: Из-за того, что пострадавшим не была оказана своевременная помощь, некоторые из них были госпитализированы. Союза ибо, поскольку указывают на обоснование причины: Поскольку пострадавшим была оказана своевременная помощь, никто из них не был госпитализирован. Никто из пострадавших не был госпитализирован, ибо им была оказана своевременная помощь.


беспокоиться о детях и за детей;

беспокоиться, тревожиться за кого-что-н. – о ком-чем-н.



Следует обратить внимание на различие управления слов, близких по значению:



удивляться красотевосхищаться красотой

осудить на два годаприговорить к двум годам;

отзыв о фильмерецензия на фильм;

обращать внимание на проблемууделять внимание проблемеусилить внимание к проблеме;

превосходство над соперникомпреимущество перед соперником;

типично (характерно) для негосвойственно (присуще) ему;

предостеречь от опасности предупредить об опасности;

привычный для всехзнакомый всем.













Грамматические нормы



Часто встречаются ошибки при использовании ряда слов разных частей речи:

бояться темноты (разговорное: бояться темноту);

достигать полутора метров в длину (неверно: достигать полтора метра в длину);

то, чего нам удалось достичь (неверно: то, что нам удалось достичь);

принять участие в соревнованиях (неверно: принять участие на соревнованиях);

избегать опасности (неверно: избегать опасность);

касаться вопроса (устаревшее: касаться до вопроса).



прийти со школы вместо правильного прийти из школы (идти в школу возвращаться из школы, идти на завод прийти с завода).



Обычно предлог с употребляется с названиями островов, рек, горыных областей, но есть и отступления: приехать с Сахалина, с Енисея, с Урала, с Дальнего Востока – приехать из Франции, из Крыма.



В некоторых часто употребляемых конструкциях предлог (обычно о) вообще является лишним:

доказывать/подтверждать это (неверно: доказывать/подтверждать об этом);

дать совет, как писать сочинение (неверно: дать совет о написании сочинения);

привести примеры чуткого отношения к людям (неверно: привести примеры о чутком отношении к людям);

коснуться темы защиты природы (неверно: коснуться о теме защиты природы).



К достаточно распространённым речевым недочётам относится так называемое «нанизывание падежей» (расположение цепочкой нескольких одинаковых падежных форм, чаще всего родительного): дом племянника жены кучера доктора. Такие конструкции характерны для официально-делового и научного стиля, и их не всегда можно избежать, однако к этому нужно стремиться, чтобы не затемнялся смысл высказывания:

Текст посвящён обсуждению проблемы наказания человека или избежания этого наказания.


Предложения с деепричастными оборотами

При использовании деепричастий и деепричастных оборотов в речи следует помнить, что добавочное действие, выражаемое деепричастием, может относиться только к действующему подлежащему:

Но, наверное, многие из нас за собой замечали, что, когда ходишь по музею, пройдя несколько залов, внимание рассеивается.

Прочитав текст, я понял…



Деепричастия не могут использоваться в безличных предложениях (Получив двойку, мне стало грустно; правильно: Получив двойку, я загрустил или Я загрустил, когда получил двойку), кроме тех, в которых есть инфинитив (Получив двойку, нужно её исправить).



Подъезжая к дому, машина остановилась есть смысловая неточность, следовало бы сказать Подъехав к дому, машина остановилась.



Смертельно ранив Ленского, Онегин выстрелил. Чтобы восстановить порядок действий, следует сказать: Выстрелив, Онегин смертельно ранил Ленского.
















В каком предложении допущена грамматическая ошибка?

  1. На встречу со знаменитым пилотом пришли те, кто любит небо.

  2. Этот художник – один из признанных идеологов движения и сыграл важную роль в общественной жизни.

  3. Учитель сплотил вокруг себя группу учеников, увлекающихся географией.

  4. Этот его поступок вызвал не только бурю негодования, но и удивление.

2. Этот художник – один из признанных идеологов движения и сыграл важную роль в общественной жизни.


Укажите номер предложения, в котором нет грамматической ошибки.

  1. Я хотел вникнуть и познать все тайны этой науки.

  2. Чехов высмеивает мещанство с их мелкими интересами.

  3. Общение с ребёнком, захватившее меня всего, позволило по-другому взглянуть на привычные вещи.

  4. Я считаю, что лес – прекрасное выражение силы природы и показывает ясный образчик её совершенства.

3. Общение с ребёнком, захватившее меня всего, позволило по-другому взглянуть на привычные вещи.


Укажите предложение с грамматической ошибкой.

  1. Две наши лыжницы, принимавшие участие в гонке, заняли призовые места.

  2. Новый фильм будет демонстрироваться в кинотеатрах «Салют» и «Космос».

  3. В приказе директора фирмы, зачитанном на общем собрании, изложены факты, взволновавшие многих.

  4. Больному давали фрукты, свежий бульон, яблоки и апельсины.

4. Больному давали фрукты, свежий бульон, яблоки и апельсины.


Укажите грамматически правильное продолжение предложения:

Обнаружив ошибку,

  1. мне стало ясно, как действовать дальше.

  2. Аккуратно зачеркните её и запишите исправленный вариант.

  3. оценка была снижена на один балл.

  4. у меня испортилось настроение.

2. Аккуратно зачеркните её и запишите исправленный вариант.




Укажите грамматически правильное продолжение предложения:

Распечатав только что пришедшее письмо,



  1. у меня от нетерпения дрожали руки.

  2. раздался резкий звонок телефона.

  3. я торопливо пробежал глазами знакомые строчки.

  4. ко мне сразу же вернулось спокойствие.

3. я торопливо пробежал глазами знакомые строчки.


Укажите грамматически правильный вариант для пропущенной части фразы:

Во многих играх, как и в жизни, …, лишь проанализировав свои ошибки.



  1. успех приходит только в том случае

  2. успеха можно достичь

  3. успех достигается

  4. возможно скорейшее достижение успеха

2. успеха можно достичь













Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.



Предложения

Грамматические ошибки

А) Свалившись с размаху в озеро, мне стало стыдно за свою неуклюжесть.

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б) Благодаря умелых действий пожарных возгорание удалось погасить в считанные минуты

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В) Ознакомьтесь со списком учеников, успешно сдавшими экзамен по русскому языку.

3) нарушение в построении предложения с

несогласованным приложением

Г) Все, кто были на спектакле, остались довольны постановкой.

4) ошибка в построении предложения с однородными членами.

Д) О поэме А.Блока «Двенадцати» споры не утихают до сих пор.

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Е) Пушкин писал, что «чувства добрые я лирой пробуждал».

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом


7) неправильное построение предложения с косвенной речью













Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.


Предложения

Грамматические ошибки

А) Поднявшись на смотровую площадку, открывается чудесный вид на Москву.

1)неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б) Все, кто рано начинает учить иностранный язык, овладевает им в совершенстве.

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В) Благодаря современных технологий ученые исследовали глубины озера и нашли под илистым дном богатейшие залежи нефти.

3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) Осуждая своих современников, М.Ю. Лермонтов пишет о том, что я печально смотрю на своё поколенье.

4) ошибка в построении предложения с однородными членами

Д) Образ поэта-пророка, созданные Пушкиным, определял и его собственную жизнь.

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом


6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом


7) Неправильное построение предложения с косвенной речью


40



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!