СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Если сладко спиться, сон хороший снится». Зачем человеку сон? Гигиена сна. Занятие по валеологии с применением здоровьесберегающих технологий.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дать четкие представления о цикличности жизни человека, усилить внимание к внутренним самоощущениям, научить осознавать их и выражать с помощью речи, обучить элементарным приёмам психогигиены, закреплять умение отвечать на вопрос полным предложением.

Просмотр содержимого документа
««Если сладко спиться, сон хороший снится». Зачем человеку сон? Гигиена сна. Занятие по валеологии с применением здоровьесберегающих технологий.»


«Если сладко спиться, сон хороший снится».

Зачем человеку сон? Гигиена сна.

Занятие по валеологии с применением здоровьесберегающих технологий.

Воспитатель В.Н. Машнёва.

Цель: Дать четкие представления о цикличности жизни человека, усилить внимание к внутренним самоощущениям, научить осознавать их и выражать с помощью речи, обучить элементарным приёмам психогигиены, закреплять умение отвечать на вопрос полным предложением.

Задачи:

Коррекционно – обучающие:

  • Создать положительную мотивацию на режимный мо­мент сна.

  • Раскрыть значение сна для здоровья человека.

  • Объяснить детям физиологию сна; 
    Ознакомить с основными гигиеническими правилами сна.

  • Сформировать представле­ния о том, что сон является составной частью режима дня.

Коррекционно – развивающие:

  • Развивать гигиенические навыки и умения детей.

  • Развивать интерес к занятиям.

  • Развивать навыки - умение внимательно слушать и правильно выполнять задания, воспитывать усидчивость и тер­пеливость.

Коррекционно – воспитательные:

  • Воспитывать в себе чувство ответственности, чтоб не нарушать режим дня.

Предварительная работа:
  1. Знакомство с постельными принадлежностями.
  2. Посещение прачечной в школе - интернате.
  3. Выставка  рисунков «Волшебные сны».
  4. Подбор народных колыбельных песен: «Спят усталые игрушки» ( сл. З.Петровой, муз. А. Островского) и др.

Оборудование:
 1. Опорные схемы «Гигиена сна»,
 2. иллюстрированные картинки с туалетными   принадлежностями, 
 3. аудиокассеты,
4. художественные книжки.


Ход занятия

1. Организационный момент:

а) Вступительное слово педагога.
Воспитатель. Ребята, что нужно делать, чтобы вырасти здоровым и сильным?

Дети. Чтобы вырасти здоровым и сильным, нужно соблюдать:

  • режим дня;

  • правила личной гигиены: чистить зубы два раза в день, мыть руки с мылом;

  • режим питания: принимать пищу в специально отведенное время, больше есть овощей и фруктов;

  • нужно закаляться и заниматься физкультурой и спортом.

Воспитатель. Ребята, у всех у нас наступает такое время, когда мы отдыхаем долго-долго. Что это за время?

Дети: сон, ночь.

б) Подвижная игра «День и ночь». По сигналу «день» дети прыгают, бегают, смеются и т.д. По сигналу «ночь» прекра­щают все движения и засыпают.

в) Беседа о том, у кого какой вечер.

Воспитатель. Сначала наступает вечер – конец дня. Вечер – это, когда всё затихает, замолкает, успокаивается. Приходит пора тишины и покоя.

Воспитатель. Что вы делаете вечером? Вы любите вечер? Важное ли это время дня?

Ответы детей.

II. Введение в тему. Беседа «Как готовиться ко сну».

а) Рассказ про Машу и Мишу

Воспитатель. Я расскажу вам рассказ про Машу и Мишу, и их вечерние дела. Однажды вечером мама сказала Маше и Мише: если вы сегодня быстро уснете и хорошо выспитесь, мы завтра встанем пораньше и пойдем в зоопарк.

- Я сейчас лягу спать! – закричал Миша.

- Ну, нет, - сказала мама. – До сна надо ещё сделать пять дел. Вспомните, какие?

- Надо убрать на место игрушки – это раз! – догадался Миша.

- Надо умыться – добавила Маша.

- Я утром умывался, - возразил Миша. – Я ещё чистый.

Но Маша подошла к нему и пропела известный всем стишок:

Надо, надо умываться
По утрам и вечерам!

- Правильно, - похвалила её мама. – Неумытым нельзя ложиться в постель. Уберите игрушки, и пошли в ванную!

А когда они вернулись в комнату, мама сказала:

- Ну, четыре дела сделали. Игрушки убрали, лицо умыли, зубы почистили, ноги вымыли. Осталось последнее. Какое?

- Я лягу и подумаю, - схитрил Миша. Он швырнул правый ботинок направо, левый – налево, стянул рубашку и бросил через голову так, что она полетела в дальний угол, а сам быстро забрался под одеяло и закрыл глаза.

В комнату вошла мама, увидела все это и грустно покачала головой.

- А я поеду в зоопарк? – шёпотом спросила Маша. – Ведь я и пятое дело сделала – сложила свою одежду.

И, правда – две её туфельки стояли возле кровати, платье висело на спинке стула, а на сиденье лежали аккуратно сложенные трусики, колготки, рубашка.

- Ладно, не будем Мишу огорчать, поедем все вместе, - сказала мама. – Только нам, наверное, придётся долго ждать, пока он оденется. Пусть ему тогда будет стыдно.

Назавтра утром Маша одевалась очень быстро, а Миша полчаса ползал по полу, собирая свои одёжки. Чувствовал он себя в этот момент не очень хорошо. И хотя вслух ничего не сказал, но про себя решил: сегодня спать не лягу, пока не сделаю все пять дел! И даже шестое сделаю – скажу всем: «Спокойной ночи».

б) обсуждение рассказа

На столе разложены картинки с изображением действий, дети по очереди выбирают и выставляют на доске картинки, изображающие действия, описанные в рассказе:

  1. убрать игрушки;

  2. умыться;

  3. почистить зубы;

  4. вымыть ноги;

  5. сложить аккуратно одежду.

в) Беседа с детьми о том, что ещё нужно сделать перед сном.

Воспитатель. Как вы думаете, что ещё нужно сделать перед сном?

Ответы детей.

Воспитатель. Молодцы, ребята. Вы очень хорошо дополнили этот рассказ. А теперь послушайте, какую смешную «Пугалку для непослушных детей» сочинил поэт М. Котин.

г) чтение стихотворения М. Котина

Ты не убрал свои игрушки,

Ты их оставил на полу.

А две беззубые старушки

Пришли и спрятались в углу.

Ты ляжешь спать, они достанут

Свой заколдованный мешок.

И превращать игрушки станут

В простой стиральный порошок.

Ты утром встанешь – где игрушки?

В углу лишь твой ночной горшок…

А в следующий раз старушки

Тебя, засунут в свой мешок.

Можно разыграть это стихотворение в ролях, подготовив заранее двух ребят к роли старушек. Каждая «старушка» читает наизусть по две строчки и её сменяет другая «старушка». Жесты и позы детей артистов должны быть смешными.

III. Работа по теме занятия. Почему и люди, и многие животные ночью спят?

а) Беседа – рассуждение о значении сна

Загадка:

Он на цыпочках приходит и на цыпочках уходит.
У кого закрыты глазки, тем рассказывает сказки.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, о чём эта загадка? (Сон)
Воспитатель. Правильно, это загадка о сне.
Воспитатель. Зачем нужен сон?

(Предположительные ответы детей: отдохнуть, освежиться, набраться сил, быть готовым для следующего дня, успокоиться, во сне растут, умнеют, видят сны).
Дети рассуждают, что такое сон. Сон - это как будто подлинная история. Ты видишь её, когда спишь. Но она проис­ходит не на самом деле. В снах может случиться всё-всё. Иногда сны бывают очень смешные, а иногда немного страшные. Но снов не надо бояться, они всегда кончаются, когда ты просыпаешься.

Воспитатель. Для любого человека сон - первая жизненная необходимость независимо от возра­ста. У каждого своя норма в количестве сна. Новорожденные спят до 22 часов в сутки, взрослый человек спит в среднем 8 часов. Взрослые спят меньше, чем дети. В отличие от взрослых, вы ещё растёте, а сон для роста - самое лучшее время.

Воспитатель. Но прежде, чем лечь спать, нужно соблюсти правила личной гигиены: умыться, почистить зубы, а также убрать вещи, игрушки, книжки.

Воспитатель.  Ребята, расскажите и покажите, что вы делаете каждый вечер перед сном.
Дети по очереди показывают имитирующие движения, остальные повторяют:

  • чистят зубы; 

  • полощут рот;  

  • моют ноги;  

  • одевают пижаму.

Воспитатель.  Ребята, перед сном обязательно нужно проветрить комнату, где вы будете спать, нужно, чтобы к вам в комнату залетел свежий ветерок.
б) Воспитатель. Проводит с детьми физминутку:

С бугорка на бугорок ловко прыгал ветерок.

прыжки на месте, то на правой ноге, то на левой

По дорожке он бежал,

бег по кругу ( на месте).

В лужу весело упал.

лечь на спину, упражнение «жуки»

Только вовсе не намок

этот ловкий ветерок.

хлопки в ладоши

Воспитатель. Весь день ты бегаешь, прыгаешь, играешь, разговариваешь, смеёшься, и твой орга­низм устаёт. А ночью твоё тело отдыхает, набирает новые силы. Уставшее за день тело человека во сне принимает удобное положение. Даже, когда человек спит, его тело не неподвижно. Во сне люди ворочаются, поворачивают голову, двигают руками и ногами. Постель не должна быть слишком мягкой или жёсткой.

Отсутствие сна по какой-либо причине человек переносит тяжело. Он становится рассеянным, у него ухудшается настроение, болит голова, он не может работать, ухудша­ется память и иногда происходит потеря сознания. В то же время, если спать больше положенного, то ощущается вялость и разбитость. Если человек хорошо выспался, ут­ром глаза у него так и светятся, настроение отличное, самочувствие бодрое.

в) Дидактическая игра: «Фея сна».

Цель: закрепить знания детей о сне

Материал: волшебная палочка.

Описание игры. В этой игре Фея сна выбирает того ребенка, у которого проблемы с засыпанием. У Феи сна есть волшебная палочка. Фея сна ходит по комнате, касается всех предметов по очереди волшебной палочкой и предметы засыпают. Она говорит: «Вот и шкаф заснул, вот и стол заснул и т.д.».

Затем ложится на кровать сама и прикасается к себе волшебной палочкой, говоря: «Ну и я буду спать».

Звучит спокойная музыка, детям предлагают закрыть глаза и послушать музыку. 
Воспитатель.

На дворе встречает сон

Тьму людей, и каждый спит,

Кто, как вкопанный стоит,

Тот, не двигаясь, идёт

Тот, стоит, раскрывши рот!

Воспитатель. Спокойного сна вам, ребята! Пусть вам приснятся добрые, волшебные сны! Через некоторое время дети открывают глаза.
г) Физминутка.

Воспитатель. Отдохнули? Пора вставать!

Воспитатель читает стихи, а дети выполняют движения.

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Качаем головой.

Мы ручки поднимаем,

Мы ручки опускаем,

Друг другу подаем

И бегаем кругом.

д) Беседа о том, как засыпать быстро и спать крепко.

Воспитатель. Как вы засыпаете, ребята? Как вы чувствуете, что хотите спать?

(Предположительные ответы детей: глаза слипаются, тело становится тяжелым, голова сама ищет подушку, приходит сон, сны снятся, появляется усталость, хочется прилечь).

Воспитатель. Да, правильно, человек всегда может почувствовать, когда ему пора спать. Особенно, если он привык ложиться в одно и то же время, тогда его организм включает свои внутренние часы. На них стрелки показывают: время спать.

Так привыкли мы к порядку: ровно девять! 

 Все в кроватку. На бочок и молчок!

Воспитатель. Чтобы спать крепко и хорошо, отдохнуть во сне, нужно правильно подготовиться ко сну. Нужно настроиться на покой, отдых. Можно поговорить со своим телом: «Я чувствую, как ты становишься тяжёлым. Как руки опускаются вниз и голова склоняется набок, глаза смыкаются, веки становятся тяжёлыми, наступает время покоя, когда всё отдыхает: и природа, и животные, и люди».

е) Почему люди видят сны?

  Тихо – тихо, в наши двери входит - Дрёмушка,
  Не аукать, не кричать, а баюкать и качать.
  Тихо песенку поёт, сны ребятам раздает:
«В этом сне – воздушный шарик, в этом сне – собака Шарик.
  В этом – голуби летят, в этом – дети спать хотят».

Воспитатель. Ребята, посмотрите друг на друга и определите, у кого какое настроение.

Воспитатель. А кто хорошо выспался, кто видел сны?

Выяснить у кого какое самочувствие и определить, от чего зависит настроение и самочув­ствие.

Воспитатель. Расскажите о своих снах, что вам снится, как вы их запоминаете?

Ответы детей.

Воспитатель. Да, действительно, чтобы снились спокойные сны, чтобы человек во сне отдыхал, креп, рос, нужно правильно подготовиться ко сну. И сон можно загадать. Нужно лечь спать и представить, что вам уже снится хороший сон, и вы как будто бы его смотрите. А потом окажется, что он и вправе приснился.

ж) Аутотренинг. Звучит медленная музыка.

Я рас-слаб-ля-юсь... и ус-по-каи-ва-юсь...

Мои руки расслаблены, как жидкое те­сто... тёплые, неподвижные.

Мои ноги расслаблены... тёплые… неподвижные...

Моё туловище расслаблено... тёплое... неподвижное...

Моя шея расслаблена... тёплая... неподвижная...

Моё лицо расслаблено... тёплое... неподвижное...

Состояние приятного покоя...

Мне дышится легко и спокойно...

Я отдыхаю и набираюсь сил...

Музыка звучит в более быстром темпе.

Свежесть и бодрость наполняют меня...

Уходит чувство расслабленности из рук..,, ног.., туловища.., шеи.., лица.

Мои мышцы отдохнули.., они лёгкие, как воздушный шарик...

Я буду со всеми приветливым, добрым...

Мое дыхание углубляется, становится чаще...

Я чувствую, как прохлада охватывает моё лицо, будто приятный ветерок обдувает меня...

Я уверен в себе...

Приятный холодок пробежал по шее.., плечам.., спине...

Я словно принял прохлад­ный освежающий душ...

Чувствую, что моя кожа стала «гусиной»...

По телу «побежали мурашки»...

Я хорошо отдохнул!

Я бодр и силён!

Настроение радостное!

Самочувствие отличное!

IV. Обобщение

а) Закрепление полученных на занятии знаний.

Воспитатель. Сон - одна из главных потребностей человека, без которой он не может жить. От ночного отдыха зависит и настроение, и наше здоровье.

Воспитатель. Теперь, ребята, вы знаете, что такое сон, знаете. Как правильно засыпать, как готовиться ко сну и даже что делать, если сон страшный. А сейчас я дам вам ещё один совет. Перед тем как заснуть, вспомните, как прошёл ваш день. Закройте глаза и посмотрите «фильм» о своём дне. Но в этом фильме должно быть всё хорошее, что было: хорошие люди, весёлые моменты дня, интересные игры и я сам, что я сегодня хорошего сделал, о чём хорошем думал, что хорошее чувствовал. И ещё раз мысленно пожелайте всем и себе: «Спокойной ночи». И к вам обязательно придет спокойный и добрый сон. Как в стихотворении С. Маршака:

Сон приходит втихомолку,

Пробирается сквозь щёлку,

Он для каждого из нас

Сны счастливые припас.

Он показывает сказки,

Да не всем они видны,

Вот закрой покрепче глазки –

И тогда увидишь сны!

Воспитатель. В следующий раз вы мне расскажите, как вы засыпали, и что вам снилось?

б) Стихи и ситуации.

1.  Всем пора ложиться спать, ждёт уютная кровать.
 Мама с папою зевают, 
 рот ладошкой прикрывают.
 Выключают верхний свет, мне причин бояться нет! 

Вопросы к стихотворению:
-  Как все готовятся ко сну? 
 - Бывает ли вам страшно оставаться одним в спальной комнате?

2.  Посажу в дверях щенка, вход пусть стережёт пока.
 Мишка, зайка на ночь спать 
 улеглись в мою кровать.
 Спят уже все, лишь я не сплю, темноту я стерегу.

Вопросы к стихотворению:
- Что можно посоветовать детям, которые боятся темноты?
V. Итог занятия.

Игра - аутотренинг. «Волшебный сон»

Цель: саморасслабление

Описание игры

Стихотворение читается медленно, тихим голосом, с длительными паузами, под спо­койную, расслабляющую музыку.Воспитатель, читая стихи, просит детей закрыть глаза:

Реснички опускаются...

Глазки закрываются...

Мы спокойно отдыхаем (2 раза)

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Напряженье улетело...

И расслаблено всё тело (2 раза)

Будто мы лежим на травке,

На зелёной мягкой травке...

Греет солнышко сейчас...

Руки тёплые у нас...

Жарче солнышко сейчас...

Ночи тёплые у нас...

Дышится легко...ровно...глубоко... (Длительная пауза)

Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали.

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем.

Потянуться! Улыбнуться!

Дети открывают глаза.

Воспитатель.   Молодцы! Всем спасибо за работу на занятии. Занятие окончено.


Интернет ресурсы:

  • http://stranniy.ru/health/konspekt-zanyatiya-s-detemi-podgotovitelenoj-gruppi/main.html

  • http://detsadmickeymouse.ru/load/razvivajushhie_zanjatija_v_detskom_sadu/valeologija/zanjatie_po_valeologii_dlja_detej_starshego_doshkolnogo_vozrasta_quot_esli_sladko_spitsja_son_khoroshij_snitsja_quot/10-1-0-184

  • http://detsadmickeymouse.ru/load/razvivajushhie_zanjatija_v_detskom_sadu/valeologija/zachem_my_spim_zanjatie_s_primeneniem_zdorovesberegajushhikh_tekhnologij/10-1-0-3028

  • http://doc4web.ru/okruzhayuschiy-mir/konspekt-uroka-na-temu-ushi-nosik-i-glaza-pomogayut-nam-vsegda.html


Дополнительно.

Дети читают стихи:

  "Колыбельная"
 Стали звездочки ясней – засыпай-ка поскорей!
 Может быть, тебе приснится яркое перо жар-птицы,
 Или аленький цветочек, иль конёчек-горбунок.
 В тёмном небе месяц светит, словно цветик-семицветик,
 Звёздный хор поёт: "Бай-бай! Спи, Танюша, засыпай!”
    "Хитрая подушка" 
  Просит вечером подушка: - Положи меня под ушко.
 Очень хочется, Антон, посмотреть твой первый сон. (В. Нестеренок)
   "За окном шумят метели"
 За окном шумят метели… 
 За окном шумят метели, горы снега намело.
 А в кроватке, на постели, так уютно, так тепло. (Ф. Пестряков)
***

Баю-баю-баю-бай,

Ты, собаченька, не лай,

Петушок, не кричи,

И Ванюшу не буди.

Мой Ванюша будет спать,

Да большой вырастать,

Он поспит подольше,

Вырастет побольше!

***

Тишина приходит в группу,

Мы кроватки расстелили,

Сон стучится к нам в окошко,

Отдохнуть пора немножко.

http://doc4web.ru/okruzhayuschiy-mir/konspekt-uroka-na-temu-ushi-nosik-i-glaza-pomogayut-nam-vsegda.html


9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!