СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Есть ли будущее у Невьянской иконы ?

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный проект был защищён на конференции "Открой в себе ученого" в Санкт_Петербурге

Просмотр содержимого документа
«Есть ли будущее у Невьянской иконы ?»

 «Есть ли будущее  у Невьянской иконы?»    Выполнила: ученица 8 б класса,  МБОУ «СШ № 25» Круглова Анастасия Руководитель:  Горбунова Елена Викторовна .  Икона

«Есть ли будущее у Невьянской иконы?»

Выполнила:

ученица 8 б класса,

МБОУ «СШ № 25»

Круглова Анастасия

Руководитель:

Горбунова Елена Викторовна .

Икона "Рождество Богоматери"

  « Икона поставлена в ряд вечных и мировых художественных ценностей. Таинственная, загадочная красота иконы восхищает и увлекает».  П. Муратов   В переводе с греческого «эй-кон» - образ, изображение на деревянной доске. , Распятие. Невьянск, 10-20 гг. 19 в

« Икона поставлена в ряд вечных и мировых художественных ценностей. Таинственная, загадочная красота иконы восхищает и увлекает». П. Муратов

В переводе с греческого «эй-кон» - образ, изображение на деревянной доске.

,

Распятие. Невьянск, 10-20 гг. 19 в

 Самая ранняя невьянская икона  На иконе стоит дата написания - 1734 г   Богоматерь Египетская .

Самая ранняя невьянская икона На иконе стоит дата написания - 1734 г

Богоматерь Египетская .

Цель- проследить причины и степень влияния на невьянскую икону западноевропейской живописи и доказать, что невьянская икона остается уникальным явлением в культуре Урала.   Предмет исследования :Невьянская старообрядческая икона. Объектом исследования- стилистические особенности невьянской иконописной школы. Гипотеза - уральская старообрядческая икона оказалась сплавом традиций и нововведений, хотя изначально должна была строго сохранять устои « древнего благочестия». Задачи,   1)изучить историю возникновения невьянской иконы  2) познакомиться с иконописной традицией невьянской школы;  3) отметить в иконе черты разных стилей : барокко, классицизма, романтизма, реализма.  Методы: Теоретические —работа с историческими источниками, изучение литературы по проблеме и теме исследования. Эмпирические –обработка информации; обобщение и систематизация фактов, опытно-поисковая работа.

Цель- проследить причины и степень влияния на невьянскую икону западноевропейской живописи и доказать, что невьянская икона остается уникальным явлением в культуре Урала.

Предмет исследования :Невьянская старообрядческая икона.

Объектом исследования- стилистические особенности невьянской иконописной школы.

Гипотеза - уральская старообрядческая икона оказалась сплавом традиций и нововведений, хотя изначально должна была строго сохранять устои « древнего благочестия».

Задачи,

1)изучить историю возникновения невьянской иконы

2) познакомиться с иконописной традицией невьянской школы;

3) отметить в иконе черты разных стилей : барокко, классицизма, романтизма, реализма.

Методы:

Теоретические —работа с историческими источниками, изучение литературы по проблеме и теме исследования.

Эмпирические –обработка информации; обобщение и систематизация фактов, опытно-поисковая работа.

«Строгановская школа» иконописи  в русской живописи 16-17вв Признаки школы: единство стилистики; преемственность в творчестве; теоретическое обоснование – созданный в начале 17в.  строгановский иконописный подлинник. Строгановская иконописная школа  искусство иконной миниатюры Семен Хромой.  Богоматерь Смоленская.  1611-1616гг

«Строгановская школа» иконописи в русской живописи 16-17вв

Признаки школы:

  • единство стилистики;
  • преемственность в творчестве;
  • теоретическое обоснование – созданный в начале 17в.
  • строгановский иконописный подлинник.
  • Строгановская иконописная школа
  • искусство иконной миниатюры

Семен Хромой.

Богоматерь Смоленская.

1611-1616гг

«Иконные горницы» Строгановых в Сольвычегодске Дворовые иконописцы:  Перша  Богдан Соболев Григорий  Михайла Первуша Михайла. «Вход в Иерусалим»

«Иконные горницы» Строгановых в Сольвычегодске

Дворовые иконописцы:

Перша

Богдан Соболев

Григорий

Михайла

Первуша

Михайла.

«Вход в Иерусалим»

Стилевые особенности икон «Строгановской школы» виртуозная техника исполнения; тонкая проработка деталей; полихромный колорит; применение твореного золота; изысканность и богатство орнаментации; разнообразие и подробность сюжетов; светскость трактовки образов

Стилевые особенности икон «Строгановской школы»

  • виртуозная техника исполнения;
  • тонкая проработка деталей;
  • полихромный колорит;
  • применение твореного золота;
  • изысканность и богатство орнаментации;
  • разнообразие и подробность сюжетов;
  • светскость трактовки образов
Мастера «строгановской школы» иконописи Прокопий Чирин  Федор Савин  Степан Арефьев  Истома Савин и его сыновья,  Никифор и Назарий Савины  Иван Соболев  Богдан Соболев  Семен Хромой Истома Савин. Богоматерь Владимирская с 18 клеймами. 1580-е. гг.  Никифор Савин. Богоматерь Печерская с предстоящими Никитой-воином и великомученицей Анастасией.Начало17в

Мастера «строгановской школы» иконописи

Прокопий Чирин

Федор Савин

Степан Арефьев

Истома Савин и его сыновья,

Никифор и Назарий Савины

Иван Соболев

Богдан Соболев

Семен Хромой

Истома Савин.

Богоматерь Владимирская с 18 клеймами.

1580-е. гг.

Никифор Савин.

Богоматерь Печерская

с предстоящими Никитой-воином и великомученицей Анастасией.Начало17в

 Стилевые особенности икон «Невьянской школы»   виртуозная каллиграфия линий; чистота цвета; декоративный колорит; сплошное золочение; сочетание стилизованных фигур и ликов с глубиной пространства; отделка гравировкой, узорами, медными крестами и др. Богоматерь Одигитрия Смоленская. Фрагмент. Конец 18-нечало 19вв.

Стилевые особенности икон «Невьянской школы»

  • виртуозная каллиграфия линий;
  • чистота цвета;
  • декоративный колорит;
  • сплошное золочение;
  • сочетание стилизованных фигур и ликов с глубиной пространства;
  • отделка гравировкой, узорами, медными крестами и др.

Богоматерь Одигитрия Смоленская. Фрагмент.

Конец 18-нечало 19вв.

Известные династии невьянской иконописной школы Невьянцы использовали следующую технологию создания иконы: Основа – липовая доска – продольный распил. Просушка доски. Вырубание ковчега (иногда с двух сторон). Проклейка (клей мездровый). Наклейка паволоки.. Левкашение. Письмо темперой. Нанесение золочения: листовое золото или твареное. Нанесение ассиста. Нанесение защитного слоя лаком или олифой .  Промачивание обратной стороны олифой или чесночным соком. Наложение оклада (латунь, серебро, золото, белая жесть) драгоценные камни. Богатыревы  Чернобровины  Анисимовы  Романовы  Филатовы  Калашниковы  Илларион Панков  Спас Нерукотворный.  Первая половина 19в.

Известные династии невьянской иконописной школы

Невьянцы использовали следующую технологию создания иконы:

Основа – липовая доска – продольный распил.

Просушка доски.

Вырубание ковчега (иногда с двух сторон).

Проклейка (клей мездровый). Наклейка паволоки..

Левкашение.

Письмо темперой.

Нанесение золочения: листовое золото или твареное.

Нанесение ассиста.

Нанесение защитного слоя лаком или олифой .

Промачивание обратной стороны олифой или чесночным соком.

Наложение оклада (латунь, серебро, золото, белая жесть) драгоценные камни.

Богатыревы

Чернобровины

Анисимовы

Романовы

Филатовы

Калашниковы

Илларион Панков

Спас Нерукотворный.

Первая половина 19в.

Мастерская Богатыревых Царские врата иконостаса домовой молельни Л.И.Расторгуева и П.Я. Харитонова.  1810-е – начало 1820-х гг

Мастерская Богатыревых

Царские врата иконостаса домовой молельни Л.И.Расторгуева и П.Я. Харитонова.

1810-е – начало 1820-х гг

Мастерская Богатыревых Богоматерь Троица Ветхозаветная.  «Всех скорбящих радость»  Вторая половина XVIII век Последняя треть 18в.

Мастерская Богатыревых

Богоматерь

Троица Ветхозаветная.

«Всех скорбящих радость»

Вторая половина XVIII век

Последняя треть 18в.

Мастерская И.П.Чернобровина       Богоматерь.  «Что тя наречем обрадованная». Невьянск.1830-1840-е гг

Мастерская И.П.Чернобровина

Богоматерь.

«Что тя наречем обрадованная».

Невьянск.1830-1840-е гг

Направления Невьянской иконы  XVIII – XIX вв. Первое -заказы официальной православной церкви, поддерживаемые Святейшим Синодом и государством и ориентированные на западноевропейскую культуру того времени.  Второе направление – иконы, создававшиеся преимущественно для старообрядцев и основанные на древнерусской и византийской традициях.  Третье – иконопись фольклорная, бытовавшая в широких слоях народных масс, связанная с архаичными пластами искусства. Она мало изменялась со временем и кочевала по необъятным просторам России. Икона «Святитель Николай Чудотворец». 1840-е гг. Музей «Невьянская икона».

Направления Невьянской иконы XVIII – XIX вв.

Первое -заказы официальной православной церкви, поддерживаемые Святейшим Синодом и государством и ориентированные на западноевропейскую культуру того времени.

Второе направление – иконы, создававшиеся преимущественно для старообрядцев и основанные на древнерусской и византийской традициях.

Третье – иконопись фольклорная, бытовавшая в широких слоях народных масс, связанная с архаичными пластами искусства. Она мало изменялась со временем и кочевала по необъятным просторам России.

Икона «Святитель Николай Чудотворец».

1840-е гг. Музей «Невьянская икона».

 Невьянцы ставили на иконы клеймо-признак высокого мастерства-тщательно выписанные лики,  размер которых меньше спичечной головки!     Икона

Невьянцы ставили на иконы клеймо-признак высокого мастерства-тщательно выписанные лики, размер которых меньше спичечной головки!

Икона

"Воскресение - Сошествие во ад

с Двунадесятыми праздниками"

Увеличенный фрагмент клейма

Стиль барокко: 1)пышные золотые картуши, обрамляющие золотые же надписи на темно- красных фонах; 2) «составленные» из выгнуто- вогнутых завитков вычурные троны, 3) тяжеловесные узорчатые драпировки, открывающие перспективные сокращения архитектуры и фигур дальних планов 4) беспокойные вьющиеся линии облаков и горизонтов, 5) сложная полихромная орнаментика одежд с часто встречающимися колоколообразным цветком и рогом изобилия. Рождество Христово. Фрагмент. 1832-1837.  Яркое свидетельство романтизма

Стиль барокко:

1)пышные золотые картуши, обрамляющие золотые же надписи на темно- красных фонах;

2) «составленные» из выгнуто- вогнутых завитков вычурные троны,

3) тяжеловесные узорчатые драпировки, открывающие перспективные сокращения архитектуры и фигур дальних планов

4) беспокойные вьющиеся линии облаков и горизонтов,

5) сложная полихромная орнаментика одежд с часто встречающимися колоколообразным цветком и рогом изобилия.

Рождество Христово. Фрагмент. 1832-1837.

Яркое свидетельство романтизма

В Невьянской иконе все больше проявляются черты реализма: Богоматерь Тихвинская  с избранными святыми. 1912 Складень двухстворчатый: Богоматерь Казанская и Спас Нерукотворный. Вторая половина XVIII века

В Невьянской иконе все больше проявляются черты реализма:

Богоматерь Тихвинская

с избранными святыми. 1912

Складень двухстворчатый:

Богоматерь Казанская и Спас Нерукотворный.

Вторая половина XVIII века

Шедевры уральской иконописи -  большой вклад в сокровищницу искусства России.   Икона

Шедевры уральской иконописи - большой вклад в сокровищницу искусства России.

Икона "Архистратиг Михаил Грозный Воевода" со святым Апостолом Андреем и святой мученицей Стефанидой на полях

Икона «Покров Богоматери» Невьянск,

вторая четверть XIX века,

ГАУК СО «Свердловский областной краеведческий музей»

Техника, в которой писались старообрядческие иконы, не имеет прямых аналогов в других школах иконописи

Техника, в которой писались старообрядческие иконы, не имеет прямых аналогов в других школах иконописи

Изучив невьянскую икону, я смогла определить следующие стилистические особенности:   Сплав древнерусских традиций иконописи с реалистическими завоеваниями XVII века в изображении интерьера и пейзажа. Многофигурная композиция. Невьянский тип лика. Иконы полихромны. Обильное использование всех оттенков красного цвета. Использование обильного золочения: листовое золото, чернения. Обилие деталей. Их тщательная прорисовка. Эволюция иконы от сакраментального явления в сторону декоративного искусства, Использование элементов уральской народной кистевой росписи при изображении одежда и драпировок. Отображение уральской природы.

Изучив невьянскую икону, я смогла определить следующие стилистические особенности:

  • Сплав древнерусских традиций иконописи с реалистическими завоеваниями XVII века в изображении интерьера и пейзажа.
  • Многофигурная композиция.
  • Невьянский тип лика.
  • Иконы полихромны. Обильное использование всех оттенков красного цвета.
  • Использование обильного золочения: листовое золото, чернения.
  • Обилие деталей. Их тщательная прорисовка.
  • Эволюция иконы от сакраментального явления в сторону декоративного искусства,
  • Использование элементов уральской народной кистевой росписи при изображении одежда и драпировок.
  • Отображение уральской природы.
 Шедевры уральской иконописи -  большой вклад в сокровищницу искусства России.    Что мне стало известно после исследования? 1.Сложившаяся в глубине России, невьянская школа, на основе византийской традиции синтезировала различные западные влияния». 2. Самая ранняя из ныне известных работ невьянских иконописцев датирована 1734 годом, самая поздняя — 1919-м. 3.Старообрядцы многое сделали для сохранения в отечественном искусстве православной, древнерусской традиции 4.В 1997 г. был издан альбом «Невьянская икона». Музей невьянской иконы был открыт в 1999-ом году в Екатеринбурге и существует до сих пор.

Шедевры уральской иконописи - большой вклад в сокровищницу искусства России.

Что мне стало известно после исследования?

1.Сложившаяся в глубине России, невьянская школа, на основе византийской традиции синтезировала различные западные влияния».

2. Самая ранняя из ныне известных работ невьянских иконописцев датирована 1734 годом, самая поздняя — 1919-м.

3.Старообрядцы многое сделали для сохранения в отечественном искусстве православной, древнерусской традиции

4.В 1997 г. был издан альбом «Невьянская икона». Музей невьянской иконы был открыт в 1999-ом году в Екатеринбурге и существует до сих пор.

«Дом Невьянской иконы» в Екатеринбурге создан при содействии Свердловского регионального общественного фонда «Возрождение Невьянской иконописи и народных художественных промыслов», при участии председателя фонда Петра Ивановича Савкина.   Вениамин Смехов Алексей Венедиктов

«Дом Невьянской иконы» в Екатеринбурге создан при содействии Свердловского регионального общественного фонда «Возрождение Невьянской иконописи и народных художественных промыслов», при участии председателя фонда Петра Ивановича Савкина.

Вениамин Смехов

Алексей Венедиктов

« Есть ли будущее у Невьянской иконы?» Визит Принца Майкла Кентского с супругой, 2007 г, в Дом Невьянской иконы

« Есть ли будущее у Невьянской иконы?»

Визит Принца Майкла Кентского с супругой, 2007 г, в Дом Невьянской иконы

« Признак настоящего искусства в том, что оно всегда современно, насущно, полезно». Ф. М. Достоевский Икона сопровождает человека на протяжении всей жизни: от рождения, крещения и до смерти. Для воинов – это символ непобедимой веры. Для страждущих – это опора в надежде на окончание страданий. Для верующих - настоящее окно в Царство Божие.

« Признак настоящего искусства в том, что оно всегда современно, насущно, полезно».

Ф. М. Достоевский

Икона сопровождает человека на протяжении всей жизни: от рождения, крещения и до смерти.

Для воинов – это символ непобедимой веры.

Для страждущих – это опора в надежде на окончание страданий.

Для верующих - настоящее окно в Царство Божие.

Благодарю Вас за внимание!

Благодарю Вас за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!