- активизация и развитие мышления, создание ситуации успеха и чувства радости от умственного труда;
- воспитание культуры поведения.
Ведущий: Добрый день! Мы приветствуем Вас на викторине “Счастливый случай”.
– сообразительность и находчивость.
Сейчас мы разыграем “счастливый случай”. Каждой команде дается по вопросу. Ученик, ответивший первым на вопрос, становится капитаном.
Вам предлагается ответить на 15 вопросов. Отвечать вы можете все вместе. Главное – сделать это быстро и правильно, ведь на это вам отводится всего две минуты. Если вы не знаете ответа, то говорите: «Дальше».
Команда 1.
Какая рыба вьет гнездо? (Корюшка)
Какие ноги вырастают у головастиков раньше – переднее или задние? (Задние.)
Почему нельзя трогать руками яйца в гнездах? (Птица бросит гнездо.)
Когда у птиц бывают зубы? (У птенцов).
Какая корова сытней живет – хвостатая или бесхвостая? (Хвостатая.)
Кто дважды родится, один раз умирает? (Птица)
Кто трижды родится, прежде чем стать взрослым? (Насекомые)
Птенцы какой птицы не знают совей матери? (Кукушка)
Почему собака, когда ей жарко высовывает язык, а лошадь - нет? (У собаки на теле нет потовых желез, как у лошади.)
Что случится с пчелой после того, как она ужалит человека? (Она умирает.)
Чем питаются новорожденные летучие мыши? (Молоком.)
Как узнает паук-крестовик, сидящий в засаде, что к нему в паутину попала добыча? (По сигнальной нити).
Какие звери летают? (Летучие мыши, белка-летяга)
Когда и как летает паук? (Осенью, молодые пауки на паутинках.)
Почему стрижи и ласточки в хорошую погоду летают высоко, а в сырую – над самой землей? (В ясную погоду в сухом воздухе насекомые высоко летаю, а в сыром – низко, а в след за ними – птицы)
Команда 2.
Каждой команде предлагается по очереди достать фишки из бочонка. Каждая команда получает по пять вопросов. Если у команды нет версии ответа (необходимо привести хотя бы два аргумента), то вопрос передается другой команде, и ей же засчитывается очко в случае правильного ответа. Если она не смогла дать ответ, то вопрос передается болельщикам. За правильный ответ болельщик получает жетон и приносит команде 0,5 балла.
Многие птицы в период размножения живут парами, а зимой образуют стаи. Объясните, с чем связано временное объединение птиц в стаи. (Многие формы поведения у птиц обусловлены инстинктами — сохраненными естественным отбором комплексами безусловных рефлексов. Весной у птиц начинает проявляться инстинкт размножения, поэтому они образуют пары. Зимой образуют стаи тоже на основе инстинкта, который помогает легче находить пищу, защищаться от врагов и т. д. )
Для сохранения и увеличения рыбных запасов установлены определённые правила рыболовства. Объясните, почему при ловле рыбы нельзя использовать мелко ячеистые сети и такие приёмы лова, как травление или глушение рыбы взрывчатыми веществами. (При использовании мелко ячеистых сетей вылавливается много не подросшей рыбы, которая могла бы дать большое потомство; травление или глушение взрывчатыми веществами — хищнические способы лова, при которых много рыбы гибнет бесполезно, кроме рыбы гибнут другие живые организмы. )
Почему наземные млекопитающие имеют ушные раковины, а у водных и почвенных — их нет или редуцированы? (Плотность воздуха низкая и чтобы улавливать звуковые волны животные имеют ушные раковины. Вода и почва имеют большую плотность и звуки в них хорошо распространяются. Ушные раковины в воде и почве препятствуют передвижению животных. )
Массовое истребление волков в ряде регионов привело к снижению численности копытных, например оленей. Чем это можно объяснить?( Волки выполняют роль санитаров, уничтожают больных и слабых животных, осуществляя роль естественного отбора. Исчезновение волков приводит к распространению болезней среди копытных и снижению их численности. Из-за отсутствия хищников копытные активно размножаются и между ними обостряется конкуренция, в результате которой многие особи погибают.)
На поля гречихи часто выставляют ульи с пчелами. Каково значение этого мероприятия в жизни растений? ( Пчелы питаются пыльцой и нектаром гречихи, осуществляют перекрестное опыление, что повышает урожайность гречихи. Человек получает двойную пользу: большой урожай гречихи и гречишный мед. )
Почему в холодных регионах чаще встречаются темноокрашенные рептилии, а в южных районах — светлоокрашенные? (Рептилии холоднокровные и их активность зависит от температуры окружающей среды. Темная окраска лучше поглощает тепло, поэтому в холодных зонах рептилии темноокрашенные, На юге тепло, поэтому рептилии светлоокрашенные.)
Почему в средней полосе России весной насекомоядные птицы прилетают значительно позже, чем растительноядные? (Ранней весной насекомые отсутствуют из-за низких температур и недостаточно длинного светового дня. Насекомоядные птицы не могут обеспечить себя пищей из-за отсутствия насекомых. Не могут обеспечить пищей потомство. )
Какие черты в строении рептилий указывают на приспособление к жизни на суше? (Внутреннее оплодотворение. Яйца покрытые скорлупой с большим количеством питательных веществ. Легочное дыхание (мелкоячеистые легкие). )
Дайте краткий ответ на вопрос. Каково значение дождевых червей в биосфере? (Перемешивают почву. Способствуют образованию гумуса. Прорывая ходы способствуют обогащению почвы кислородом.)
Какие приспособления к сезонным изменениям среды имеют млекопитающие? (Впадают в спячку (медведи, бурундуки), мигрируют на другие территории (киты, сайгаки), запасают корма и накапливают жир, линяют и обрастают густым мехом.)
Команды друг другу задают по одному вопросу, который они готовят заранее. Если команда не может ответить на вопрос, то это право переходит к болельщикам команды, которая должна отвечать на вопрос. Правильный ответ приносит команде 0,5 балла, а ответившему ученику – жетон. Если ответа нет, то отвечает команда, которая задавала вопрос. Время обсуждения – 1 минута.
Капитаны команд по очереди выбирают конверты, на которых изображены животные и отвечают на вопросы, помещенные в них. Если капитан ответа не знает, ему помогает команда, но при этом команда получает на 1 балл меньше.
Почему для удаления присосавшегося к телу человека клеща его надо смазать маслянистой жидкостью? (Эта жидкость закрывает отверстия трахей. Клещи погибают от недостатка кислорода, и их легко можно удалить.)
Поясните, почему дождевые черви избегают переувлажненных участков почвы и выползают на ее поверхность. (Дождевые черви дышат всей поверхностью тела. В переувлажненных участках почвы мало кислорода, поэтому черви выползают на поверхность.)
Почему малярия распространена в заболоченных районах? Кто является возбудителем этого заболевания? (Малярия распространена в заболоченных районах потому, что переносчиками болезни являются комары, личинки которых развиваются в воде. Возбудителями малярии являются малярийные плазмодии, простейшие из класса Споровиков.)
На какой стадии развития майский жук приносит вред растениям? (На стадии личинки (повреждение корней растений). На стадии взрослого организма (повреждение листьев).)
Яйцеклетка кролика в 3 000 раз меньше яйцеклетки лягушки, содержит мало питательных веществ. Почему зародыш кролика не погибает от недостатка питательных веществ? (Зародыш кролика развивается в матке. Снабжается питательными веществами из крови матери.)
Какие органы чувств и как позволяют рыбам ориентироваться в воде? (Боковая линия (определяет направление течения воды). Глаза (определяют предметы на близком расстоянии). Органы обоняния — парные ноздри — позволяют воспринимать запахи растворенных веществ.)
Дайте краткий ответ на вопрос. Как человек может заразиться печёночным сосальщиком? (Цисты печеночного сосальщика встречаются на растениях, растущих вблизи водоемов,на заливных лугах. Если человек возьмет в рот травинку, то циста может попасть в организм, человек заразится.)
У крота острое обоняние и слух, но практически отсутствует зрение. Объясните, почему эволюция привела именно к такому сочетанию. (Крот живёт под землёй в полной темноте, поэтому в ходе эволюции под давлением естественного отбора находилась острота обоняния и слуха. Сила зрения отбору не подвергалась и поэтому постепенно слабела.)
Командам одновременно раздаются задания, в которых необходимо угадать животное по описанию. За каждый правильный ответ учащиеся получают 0,5 балла.
Учащимся предлагается ответить на максимально правильное количество вопросов, оцениваемых в один балл. Время – 2 минуты.
1 команда.
Разрушитель родного дома (цыплёнок)
Волосатый червяк (гусеница)
Ныряльщик в ластах, но без маски (гусь)
Пернатая журналистка (сорока)
Живые ножки (ласточки, сидящие на проводах)
Лесной доктор (дятел)
Пернатая кошка (сова)
Крылатый почтальон (голубь)
Крылатый чемпион по бегу (стрекоза)
Подводный капкан (щука)
Подводная электростанция (скат)
Летающий цветок (бабочка)
Живой вертолётик (стрекоза)
Плавучий фонтан (кит)
Таёжный вампирчик (комар)
Какое животное может задерживать дыхание на 2 часа? (Кит).
Почему мухи не падают с потолка? (У них есть присоски на ногах).
Кто был предком рептилий? (Динозавры).
Какое животное слушает ногами? (Кузнечик).
Группа клеток и межклеточного вещества, сходных по строению, происхождению и выполняемой функции. (Ткань.)
Какая система организма обеспечивает транспорт веществ в организме? (Кровеносная).
Самая мелкая систематическая категория. (Вид.)
Укажите в названии вида крыса серая род. (Крыса.)
Орган передвижения амебы. (Ложноножка или псевдоподия)
При помощи какого приспособления некоторые простейшие могут переживать неблагоприятные условия? (Циста.)
Дизентерией можно заразиться, если.. . (Не соблюдать правила личной гигиены.)
Простейшие размножаются. (Делением пополам.)
Сколько ядер у инфузории туфельки? (Два.)
Какая симметрия у гидры? (Лучевая.)
При помощи каких клеток кишечнополостные охотятся и защищают себя? (Стрекательные.)
Половым или бесполым путем размножаются гидры летом? (Бесполым.)
Тела каких животных образуют рифы? (Кораллы.)
Как дышит планария? (Всей поверхностью тела.)
Какое животное называется основным хозяином? ( В его организме происходит половое размножение.)
Нематоды – это тип… (Круглые черви.)
Как называется кожистая складка моллюсков? (Мантия.)
Сколько камер в сердце у брюхоногих моллюсков? (Две.)
Промежуточным хозяином какого паразитического червя является малый прудовик? (Печеночный сосальщик.)
Обыкновенная беззубка, мидия, устрица относятся к классу … (Двустворчатые моллюски.)
Эти животные являются природными биологическими фильтрами. (Двустворчатые моллюски.)
У некоторых представителей этого класса имеется чернильная железа. (Головоногие моллюски.)
Тело этих беспозвоночных покрыто хитином. (Членистоногие.)
Сколько пар ходильных ног у речного рака? (5 пар.)
Четыре пары ходильных ног у… (Пауков.)
Скорпионы относятся к классу .. (Паукообразные.)
Чесотку вызывает .. (Чесоточный зудень.)
Какое заболевание переносит иксодовый и таежный клещи? (Энцефалит.)
Назовите ядовитого паука нашей области. (Тарантул.)
Из скольких отделов состоит тело насекомого? (Голова, грудь, брюшко.)
Сколько пар усиков у насекомых? (Две.)
Какого типа ротовой аппарат у саранчи, тараканов, жуков? (Грызущего).
Где располагаются уши у кузнечика? (На ногах.)
Орган дыхания насекомых? (Трахеи.)
Назовите последовательность стадий развития кузнечика. (Яйцо, личинка, имаго.)
Назовите отряд насекомых по описанию: хищники, развитие личинок происходит в воде, у насекомых две пары одинаковых перепончатых крыльев. (Стрекозы.)
К какому отряду относят всех жуков? (Жесткокрылые.)
Назовите хотя бы одно одомашненное насекомое? (Пчела, тутовый шелкопряд.)
Имеется или нет сердце у ланцетника? (Нет.)
Подтипы Черепные и Бесчерепные объединяются в тип ... (Хордовые.)
Обтекаемая форма тела, покрытая чешуей и слизью имеют представители класса … (Рыбы.)
Из каких отделов состоит тело рыб? (Голова, туловище, хвост.)
Назовите парные плавники рыб. (Грудные, брюшные.)
Есть ли веки у рыб? (Нет.)
Частью какой системы у большинства рыб является плавательный пузырь? (Пищеварительной.)
Перечислите пищеварительные железы рыб. (Поджелудочная железа и печень.)
Отдел головного мозга, координирующий движение животных? (Мозжечок.)
Стадия развития рыбы между личинкой и взрослой рыбой. (Малек.)
Белуга, осетр, стерлядь – представители группы … (Хрящекостные.)
При увеличении объема плавательного пузыря рыба … (Всплывает.)
Отряды Бесхвостые, Хвостатые. Безногие объединяют в класс … (Земноводные.)
Земноводные дышат при помощи… (Легких и кожи.)
Мигательные перепонки в ходе эволюции появились у … (Земноводных)
Сколько камер в сердце у лягушки? (Три.)
У животных какого класс глазные яблоки участвуют в процессе глотания? (Земноводные.)
Предком земноводных были … (Стегоцефалы, возможен вариант двоякодышащие рыбы.)
У каких животных подвижное тело смыкается с землей? (Пресмыкающиеся.)
Чем покрыта кожа у пресмыкающихся? (Роговыми чешуйками.)
Органами выделения пресмыкающихся являются … (Тазовые почки.)
Назовите животных, у которых передние крылья превратились в крылья. (Птицы.)
К какому отряду относят пингвинов: Килевым или Бескилевым относят пингвинов? (Килевые)
2 команда.
Лесной недотрога (ёж)
Живой замок (собака)
Собачка с львиной стрижкой (пудель)
Передвижной молокозавод (корова)'
Слепой туннелестроитель (крот)
Речные инженеры-строители (бобры)
Транспортная единица в караване (верблюд)
Чукотская транспортная единица (олень)
Страшный враг змей (мангуст)
Пушная прачка (енот)
Лошадь в тельняшке (зебра)
Чемпион по тихоходности (улитка)
Морское желе (медуза)
Шипящая верёвка (змея)
Бесплатная начинка яблок, груш (червяк)
Какие птицы могут бегать со скоростью автомобиля? (Страус).
Как раньше называли больших ящериц? (Драконами).
Назовите животное имени Пржевальского, открывшего этот вид.(Лошадь).
Какую птицу называют санитаром леса? (Дятел).
Часть тела, имеющая определенное происхождение, выполняющая определенное строение, занимающее определенное место в организме называется … (Орган.)
Какая система организма измельчает, переваривает, удаляет непереваренные остатки пищи? (Пищеварительная.)
Самая крупная систематическая категория. (Царство.)
Укажите в названии животного его видовое отличие: заяц-русак. (Русак).
Орган передвижения инфузории-туфельки. (Реснички.)
Что объединяет эвглену зеленую с царством Растения? (Способность к фотосинтезу.)
При помощи какого органоида простейшие выделяют избытки воды и жидких продуктов обмена веществ? (Сократительная вакуоль.)
Москит, комар являются переносчиками страшного заболевания. (Малярия.)
Сколько слоев клеток у гидр? (Два.)
Половым или бесполым путем размножаются гидры осенью? (Половым.)
Медузы объединяют в класс. (Сцифоидные.)
У каких червей появляется сквозная пищеварительная система? (У круглых.)
Восстановление утраченных частей тела называется … (Регенерация.)
Какое животное называется «промежуточный хозяин»? (В его теле происходит развитие личинки.)
Планарии, сосальщики, ленточные черви относятся к типу… (Плоские черви.)
Кровеносная система впервые появилась у представителей типа … (Кольчатые черви.)
Почему после дождя на поверхности земли много дождевых червей? (Дышат поверхностью тела.)
Сколько слоев насчитывают в раковине моллюсков? (Три.)
Какого типа кровеносная система у моллюсков? (Незамкнутая).
Осьминог, кальмар относятся к классу … (Головоногие моллюски.)
Радула, или терка, является частью пищеварительной системы … (Брюхоногих моллюсков.)
Какие моллюски передвигаются при помощи реактивного способа движения? (Головоногие моллюски.)
Этот тип включает три класса Ракообразные, Паукообразные, Насекомые. (Членистоногие.)
Тип кровеносной системы у раков. (Незамкнутая.)
Сколько пар усиков у рака? (Две.)
Тело ракообразных разделено на … (Головогрудь и брюшко.)
Водяной блохой называют … (Дафнию.)
Хелицеры и педипальпы есть у … (Пауков.)
Кто дышит при помощи легочных мешков и трахей? (Паукообразные.)
Органы выделения – зеленые железы у представителей класса… (Ракообразыне.)
Тип лапок у кузнечика. (Бегательные.)
Орган выделения Паукообразных и Насекомых. (Мальпигиевы сосуды.)
Врожденный стереотип поведения. (Инстинкт.)
Назовите последовательность стадий развития майского жука. (Яйцо, личинка, куколка, имаго.)
Назовите отряд насекомых по описанию: встречаются растительноядные и хищные виды, задние ноги у некоторых видов прыгательные, передние крылья плотные и прямые, задние – широкие и перепончатые. (Прямокрылые.)
К какому отряду относят бабочек? (Чешуекрылые или бабочки.)
Каких животных называют муравьиными коровками? (Тлю.)
Человек заражается чесоткой при .. (Рукопожатии.)
Ланцетника относят к типу - … (Хордовые.)
Какой орган рыб воспринимает силу течения и направление тока воды? (Боковая линия).
Органы дыхания рыб называются … (Жабры.)
Перечислите непарные плавники рыб. (Спинной, анальный, хвостовой.)
Что можно узнать по чешуе рыб? (Возраст.)
Сколько кругов кровообращения у рыбы. (Два.)
Сколько камер в сердце у рыбы? (Две.)
Назовите орган слуха рыбы. (Внутреннее ухо.)
Органы выделения рыб называются … (Почки.)
К какому классу относят акул, химер, скатов? (Хрящевые рыбы.)
Рыбы, которые могут дышать атмосферным воздухом и растворенным в воде кислородом. (Двоякодышащие.)
Ихтиология изучает … (Рыб.)
К представителей какого класса рыб отсутствуют жаберные крышки и плавательный пузырь? (Хрящевые.)
Среднее ухо впервые появляется у .. (Земноводных.)
Сколько кругов кровообращения у лягушки? (Два.)
Сколько позвонков в шейном отделе лягушки? (Один.)
Мочеполовые органы земноводных открываются в … (Клоаку.)
Сколько камер в сердце у головастика? (Две.)
У представителей какого отряда ребра срастаются с панцирем? (Черепахи.)
У какого отдела пресмыкающихся четырехкамерное сердце? (Крокодилы.)
Тело каких животных покрыто перьями? (Птицы.)
Сколько камер в сердце у птиц и млекопитающих? (Четыре.)
Как называют перья, которые сохраняют тепло? (Пуховые.)
Члены жюри объявляют итоговый счет и называют команду-победительницу. Все игроки поощряются.
– В любом деле необходимы дружба, сплоченность коллектива, знания и сообразительность.