Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Станция юных техников» г. Альметьевска Республика Татарстан
РАЗРАБОТКА
ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
игра-путешествие «Лесная тропинка»
(для младшего школьного возраста)
Составитель:
методист, МБОУДОД «Станция юных техников»
г. Альметьевска Республики Татарстан
Макарова Ирина Витальевна
2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Трудно переоценить роль лесов в жизни человечества. Они синтезируют органическое вещество, поглощают углекислый газ, выделяют в атмосферу кислород, выполняют климатообразующую, водоохранную, противоэрозионную функции, являются крупным источником сырьевых ресурсов и продуктов питания. Неоценима роль лесов как хранителей генофонда множества организмов, огромно их рекреационное и эстетическое значение. Современный человек должен хорошо ориентироваться в вопросах экологии и охраны окружающей природной среды.
Важную роль в вооружении молодежи необходимыми экологическими и природоохранными знаниями должна играть школа. Значение экологического воспитания детей с самого младшего школьного возраста трудно переоценить, воспитать в них бережное отношение к природе, ко всему живому, сделать это в доступной, интересной и понятной форме.
Цель: в игровой форме проверить знания о лесных обитателях и растениях.
Задачи:
-выявить знания детей о флоре и фауне леса;
-развивать умение самостоятельно сопоставлять, анализировать известные факты и делать выводы;
-воспитывать чувство коллективизма, взаимовыручки и взаимоподдержки;
- воспитывать познавательный интерес, любовь и бережное отношение к природе.
План мероприятия
I. Организационный момент:
- приветствие;
- вступление.
II. Основная часть. Конкурсная программа.
1. «ОПУШКА ЗАГАДОК»
2. «ЛЕСНАЯ АПТЕКА»
3. «ЛЕСНАЯ ТИПОГРАФИЯ»
4. «ЛЕСНЫЕ ОРИЕНТИРЫ»
5. «ЛЕСНОЙ ТИР»
6. «ПОЛЯНА ИГР»
III. Заключение:
- подведение итогов;
- награждение победителей.
Ход мероприятия
Ведущий: Сегодня на лесной тропинке мы будем путешествовать с двумя командами «Дуб» и «Клён». Им придется в ходе нашей прогулки проявить все свои знания, смекалку, догадливость и ловкость, чтобы выдержать все испытания, набрать больше очков (шишек) за верные ответы и встретиться в конце тропинке со старичком-лесовичком, который поздравит победителей и подарит свои незатейливые призы. Наше путешествие начинается!
Ведущий: Ребята, отгадайте загадку:
«Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят
Ваню - земляникой,
Таню - костяникой,
Машеньку - орешком,
Петю - сыроежкой,
Катеньку - малиной,
Васю - хворостиной»
-Так, о чём мы сегодня будем говорить? (ответы детей - о лесе)
- Правильно о лесе и его обитателях, разгадывать загадки и участвовать
в различных конкурсах.
«Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи,
Ты же видишь, мы свои!»
Он из жёлудя пророс,
А потом всё рос и рос,
Год за годом подрастал -
И могучим дубом стал!
Клён гордится:
«Все дорожки
Глажу я своей ладошкой.
Даже к флагу, случай был,
Я ладошку приложил!»
«ОПУШКА ЗАГАДОК»
Перед тем как войти в лес, мы очутились на опушке. Смотрите, сколько здесь цветов! Какие они красивые! А самые нарядные, конечно же, ромашки – белоснежные лепестки и желтая серединка. Смотрите, а у этой ромашки лепестки не простые: снизу на каждом находится загадка. Эта опушка приготовила для вас испытания. Сейчас каждая команда будет по очереди отрывать лепестки и отгадывать загадки. (На лепестках ромашки 10 загадок о растительном мире, по 5 на каждую команду).
Загадки зеленой опушки
Растет зеленый
кустик,
Дотронешься – укусит.
(Крапива)
Он в лесу стоял, Никто его не брал,
В красной шапке модной,
Никуда не годный. (Мухомор)
Сидит дед в шубы одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает. (Лук)
Посреди двора –золотая голова. (Подсолнух)
Цветы ангельские – когти дьявольские.
(Роза, шиповник)
Что же это за девица,
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. (Ель)
Синенький звонок висит,
Никогда он не звонит. (Колокольчик)
Держит девочка в руке
Облачко на стебельке,
Стоит дунуть на него
И не станет ничего.
(Одуванчик)
«ЛЕСНАЯ АПТЕКА»
Вы знаете, что многие растения используются при лечении различных заболеваний. А сможете ли вы определить эти растения: по запаху, по цвету, по внешнему виду.
На веревочке подвешиваются мешочки с различными травами: чабрец, мята, календула, мать-и-мачеха, мелисса, смородина, тысячелистник, ромашка, рябина (плоды), шиповник (плоды).
Каждый участник срезает по выбору 1 пакетик и определяет лекарственное растение. За правильный ответ 1 балл, а если называют лечебное действие – ещё 1 балл. Если участник затрудняется с ответом, на помощь может прийти команда.
«ЛЕСНАЯ ТИПОГРАФИЯ»
Наше путешествие продолжается. Следующая остановка называется «Лесная типография». Лесные обитатели перепутали все буквы, попробуйте разобраться и составить из этих букв названия известных животных.
(Обеим командам выдаются одинаковые наборы из 18 букв: ЛЕКАБЕНЬОЛКОЛВСАЛИ).
Побеждает команда, быстрее другой собравшая названия. За каждое слово - 1 балл) (Белка, олень, волк, лиса)
«ЛЕСНЫЕ ОРИЕНТИРЫ»
Чтобы не заблудиться в лесу, если вы вдруг сбились с тропинки, нужно уметь определить стороны света. Компас не всегда оказывается под рукой, поэтому вы должны уметь определять стороны света по лесным ориентирам.
Командам предлагается сориентироваться (4 карточки):
- по деревьям
(листьев больше с юга, мха больше с севера)
- по паутине
(она натянута с севера на юг)
- по муравейникам
(располагаются у деревьев с юго-запада)
- по пням
(слои прироста тоньше и плотней с севера)
Каждая команда вытягивает по очереди 2 карточки и сообща дает ответ. Если команда не знает ответа, баллы могут заработать соперники. За правильный ответ – 1 балл.
«ЛЕСНОЙ ТИР»
Наши ориентиры вывели нас к лесному тиру. Здесь лесные жители соревнуются в ловкости и точности. Давайте и мы с вами попробуем свои силы.
На верёвочках подвешивают 2 кольца. Шишкой нужно попасть в кольцо - «дупло». Каждому игроку дается по 2 попытки. Удачное попадание оценивается в 1 балл.
«ПОЛЯНА ИГР»
На этой поляне вам предлагается сыграть в игру «Четыре стихии».
Игроки обеих команд становятся по кругу, ведущий в центре – с мячом. Он кидает мяч любому игроку и называет стихию – земля, вода, воздух, огонь. Соответственно участник должен назвать зверя (на суше), рыбу или водное животное, птицу. Если выпадает «огонь» - нужно обернуться вокруг себя и вернуть мяч ведущему. Если участник не отвечает – он выходит из игры.
В конце игры подсчитывается количество игроков, оставшихся в команде и к общему счету добавляется это количество баллов.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
После окончания игры появляется старичок-лесовичок, поздравляет победителей, вручает призы. (Это могут быть пакетики с лесными травами, поделки из природного материала и т.д.)
На этом наша игра-путешествие подошла к концу. До новых встреч на лесной тропинке!
Литература
1. Буканова М.С. Живая планета: Сценарий мероприятия, посвященного проблемам охраны окружающей среды. – 2004 г. - № 8. – с.37
2. Екимцев А.Е. «500 загадок» – Ставрополь: РИО Красный крест, 2003г.
3. Кедрина Т.Я., Гелазония П.И. «Большая книга игр и развлечений» - Москва: Педагогика, 2002 г.
4. Петрова Н.Б. «Загадки от А до Я» С.-Пб: Дидактика Плюс, 2007г.
5. Сборник «В союзе с природой» - Москва: Илекса Сервисшкола, 2010г.