СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игра-соревнование "Химические старты" для учащихся 8 классов

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вы все любите участвовать  в  спортивных соревнованиях под названием “Веселые старты”. И у нас тоже будут сегодня старты, но только химические и я думаю, они тоже будут веселые.  

Просмотр содержимого документа
«Игра-соревнование "Химические старты" для учащихся 8 классов»

Игра-соревнование "Химические старты".

Внеклассное мероприятие

для учащихся 8-х классов



Цель: повышать интерес к предмету;

Задачи:

  • развивать устойчивый познавательный интерес к новому предмету – химии, познавательную активность учащихся;

  • учить применять полученные на уроках знания к игровой ситуации и при решении практических задач;

  • расширять кругозор, формировать адекватное восприятие истории Отечества в целом и Великой Отечественной войны в частности;

  • развивать физическую активность учащихся.

Оборудование: карточки с заданиями, ручки, два черных ящика, противогаз, рисунок шахтерской лампочки, два гимнастических круга, экран, компьютер, мультимедиа.

Ход игры

Ведущий: Ребята! Сегодня вас ожидают захватывающие соревнования по знанию ХИМИИ.  Вы все любите участвовать в спортивных соревнованиях под названием “Веселые старты”. И у нас тоже будут сегодня старты, но только химические и я думаю, они тоже будут веселые. А девизом нашей игры будут слова - активное участие в конкурсах принимайте, свои знания выявляйте!

Итак, мы начинаем. Приглашаем участников игры. Это команда “Электрон” и команда “Реакция”.

(Выходят участники команд. Их приветствуют болельщики)

(Команды расходятся по местам)

Ведущий: Представляю вам членов нашего многоуважаемого жюри. (Представляет)


(Звучит музыка)

Ведущий: Я объявляю о начале химических стартов. Желаю удачи!


Итак 1-ый тур нашей игры “Разминка для ума”. Командам по очереди задаются вопросы. За правильный ответ – 1 балл (максимальное количество баллов за тур – 5).

Вопросы для разминки

1. Реакция, в результате которой из исходных веществ образуется одно сложное вещество.

Реакция соединения.

2. Наименьшая химически неделимая частица вещества.

Атом.

3. Определенный вид атомов.

Химический элемент.

4. Реакция, в результате которой из одного сложного вещества образуется несколько простых или сложных веществ.

Реакция разложения.

5. Вещество, которое ускоряет химическую реакцию, но само при этом не расходуется.

Катализатор.

6. Один из наиболее распространенных на Земле химических элементов.

Кислород.

7. Самый электроотрицательный химический элемент.

Фтор.

8. Сколько электронов может находиться на одной орбитали.

Два.

9. Наименьшая частица вещества, сохраняющая его химические свойства.

Молекула.

10. Заряженные частицы, в которые превращаются атомы при отдаче или присоединении электронов.

Ионы.

Ведущий: Прошу жюри выставить оценки за 1-ый тур конкурса.

На табло выносятся баллы, набранные командами

Ведущий: Начинаем 2-ой тур нашего состязания “Физическая разминка”.

Условия тура: Каждый участник, прыгая на одной ноге, должен одновременно называть химический элемент, не останавливаясь и не сбиваясь при этом. Побеждает та команда, которая быстрее финиширует и назовет большее число разнообразных химических элементов.

(Максимальная оценка 5 баллов)

Команды выполняют задание. Жюри оценивает скорость и правильность ответов.

На табло выносятся баллы, набранные командами

Ведущий: Дорогие друзья, разрешите перейти к следующему туру нашего состязания. Это “Химический марафон”. Он состоит из 3-х этапов:

I этап – Каждый участник (одновременно участвуют обе команды) должен пройти по скамейке, одновременно собирая формулы одного из классов неорганических соединений (оксидов, кислот, оснований, солей).

(Максимальная оценка 5 баллов)

II этап – Участники каждой команды выбирают карточки с задачами, которые висят на шнуре (по две задачи). Задачи решаются устно, из приведенных ответов выбирается правильный.  Приложение 1.

(Максимальная оценка 10 баллов)

III этап – Необходимо войти в один из кругов (по очереди), в каждом из которых лежат листы с незаконченными уравнениями химических реакций и ручка. Нужно дописать уравнения реакций, расставить коэффициенты и указать тип химической реакции. Побеждает команда, которая быстрее и наиболее правильно выполнит все заданияПриложение 2.

(Максимальная оценка 5 баллов)

Команды выполняют задание. Жюри оценивает скорость и правильность ответов.

На табло выносятся баллы, набранные командами

Подводятся первые итоги

Звучит мелодия песни “Капитан, капитан улыбнитесь…”

Ведущий: Я слышу знакомую мелодию, которая заранее объявляет следующий тур нашего состязания. Итак, “Конкурс капитанов”! Прошу капитанов выйти ко мне. Вам предстоит отгадать, что лежит в черном ящике, выслушав загадочный вопрос.

Поединок начинает капитан команды “Электрон”. Приложение 3.

Продолжает – капитан команды “Реакция”. Приложение 4.

(Максимальная оценка 5 баллов)

Жюри оценивает правильность ответов.

Ведущий: Я думаю, команды могут немного отдохнуть, а вот болельщики поучаствовать в наших стартах. Дело в том, что к нам на “Химические старты” пришел старик Хоттабыч. По дороге к нам он встретился с необычными явлениями и хочет услышать от вас объяснения.

Входит ученик в костюме старика Хоттабыча.

Старик Хоттабыч: Дорогие ребята! Я прибыл к вам на поезде и на вокзале, на железной дороге я увидел огромные бочки. “Для чего нужны такие большие бочки?” – спросил я у пробегавших мимо мальчишек. “Это цистерны. В них возят очень коварные вещества серную и азотную концентрированные кислоты” – сказали они. А когда я спросил: “Почему же они не действуют на металлы цистерн?” Мальчики ответили: “Это металлы …” А дальше я не расслышал, озорники убежали. Так из каких же металлов сделаны эти цистерны и почему их не растворяют такие сильные кислоты?

(Ответ: Железо, алюминий – концентрированные кислоты пассивируют эти металлы, образуя защитную оксидную пленку)

Спасибо, ребята. Иду я дальше, вижу здание “Салон красоты”. Входит туда девушка – волосы у нее черные, как смоль, а выходит оттуда ослепительной блондинкой. Чем же ей волосы покрасили, расскажите, пожалуйста?

(Ответ: Н2О2)

Какие вы молодцы, так много знаете. Потом я пошел погулять по городу, было очень жарко, я захотел пить и подошел к ящику, у которого все пили и называли его автоматом. Когда я получил стакан воды, то увидел, что со дна стакана на поверхность быстро, быстро поднимаются пузырьки какого-то газа. Что это за газ такой, ребята?

(Ответ: углекислый газ, СО2)

О, мудрейшие! Вдруг пошел страшный ливень, ударил гром, засверкала молния. Я побежал в укрытие переждать дождь. Вышел после грозы на воздух и о, чудо приятный запах свежести поразил меня. Чем же пахнет гроза, ребята?

(Ответ: озоном)

О, мудрейшие из мудрейших! Я благодарен вам за ваши разъяснения. А теперь мне пора в путь.

Уходит.

Ведущий: А мы продолжаем. Команды на старт! Наши «Химические старты » проходят в канун дня Победы советского народа над фашистской Германией. Победа! Она была необходима человечеству, чтобы сохранить на Земле жизнь. Семьдесят лет прошло с того светлого дня, когда отгремели последние залпы орудий, и над Европой вновь засияло чистое небо. Все отдаленнее становится эхо грозной войны. Но никогда не померкнет в памяти народной великий подвиг тех, кто отстоял честь, независимость, свободу своей Родины и избавил от «коричневой чумы» народы Европы. Мы помним, что вместе с солдатами в сорок пятом победу делили рабочие и колхозники, инженеры, доктора наук, медики, учителя, физики и ученые-химики. Этот этап в игре мы посвящаем Великой Победе. Мы находимся в телевизионной студии, где сейчас будет проходить интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?».

Каждая команда отвечает на 6 вопросов. Итак, этот конкурс состоит из 12 раундов;

  • каждый раунд соответствует номеру сектора на игровом поле;

  • на обдумывание и обсуждение вопроса команде дается указанное время, когда игрокам разрешается общаться между собой;

  • после обсуждения вопроса отвечать имеет право либо капитан команды, либо игрок, уверенный в правильности своего ответа;

  • если выпадет сектор блиц – турнир, команда отвечает подряд на 3 вопроса, на подготовку ответа дается 1 минута;

  • если выпадет сектор суперблиц, за столом остается один игрок, которого выберет команда, ему задается три вопроса подряд, если он проигрывает суперблиц, то он выбывает из игры. (Приложение 5.)

II. Игра по заданиям.

Вопрос 1.

Более 90% всех металлов, которые использовались в Великой Отечественной войне, приходилось на данный металл. Что за металл?

Ответ: железо.

Более 90% всех металлов, которые использовались в Великой Отечественной войне, приходится на железо. Железо – главная составная часть чугунов и сталей, а по их выплавке судят о мощности государства. Сколько этого металла было выброшено в снарядах, бомбах, минах, гранатах! Чтобы судить о масштабах расхода железа в минувшей войне, назовем одну цифру: миллион бомб сброшено фашистской авиацией на Сталинград. Но железо – не только борьба, война, разрушение; железо – металл созидания. Это основа всей металлургии, машиностроения, железнодорожного транспорта, судостроения, грандиозных инженерных сооружений.


Вопрос 2.

Этот химический элемент обязательно входит в состав взрывчатых веществ.

Ответ: азот.

Азот обязательно входит в состав взрывчатых веществ. Ни одно взрывчатое вещество нельзя приготовить без азотной кислоты или ее солей. Нитраты Ba, Sr, Pb использовались в пиротехнике (сигнальные огни, цветные ракеты, салют).


Вопрос 3.

Горящий зажигательный состав нельзя потушить водой, так как раскаленный металл, входящий в её состав реагирует с ней. Как потушить «зажигательную бомбу»?

Ответ: магний.

Горящий зажигательный состав нельзя потушить водой, так как раскаленный магний реагирует с ней. Поэтому для тушения огня применяли песок.


Вопрос 4.

Назовите ученого – химика, автора книги «Война и стратегическое сырье».

Ответ: Академик А. Е. Ферсман. Этот ученый во время войны руководил освоением природных богатств Востока страны. За период Великой Отечественной войны были выявлены оловянные месторождения на Дальнем Востоке, вольфрамовые и свинцовые – в Средней Азии, медно-колчедановые и бокситовые – на Среднем Урале, вольфрамовые месторождения в Кузнецком Алатау и на Алтае.


Вопрос 5. (Блиц)

  • Этот металл называют «крылатым». Каково основное предназначение этого металла во время войны?

Ответ: Это металл – алюминий, его называют «крылатым» потому что используют в самолетостроении.

  • Какой неметалл является основой производства стекла?

Ответ: Кремний основа производства стекла, которое использовалось для различных оптических приборов (бинокли, перископы, прожекторы, прицелы).

  • «Химия – это жизнь» актуальна для подводников в годы Великой Отечественной войны. Назовите химический элемент, который использовался в воздушных фильтрах и в противогазах.

Ответ: Углерод – восстановитель при выплавке чугуна, стали цветных металлов, адсорбент в противогазах.


Вопрос 6.

С изобретением огнестрельного оружия на изготовление пуль, дроби для ружей, пистолетов и картечи для артиллерии стали расходовать много этого металла. Какого?

Ответ: Свинец. С тех пор как изобрели огнестрельное оружие, из свинца начали отливать дробь, пули для ружей, винтовок, пистолетов. Свинец не раз решал исход грандиозных военных баталий, за что его стали называть «смертоносным» металлом..


Вопрос 7.

Ковал победу тот металл

Для танков на Урале.

Он стойкость сплаву придавал

И нити лампы при накале. Какой металл?

Ответ: вольфрам. Вольфрам относится к числу самых ценных стратегических материалов. Из вольфрамовых сталей и сплавов изготавливают танковую броню, оболочку торпед и снарядов, наиболее важные детали самолетов и двигатели.


Вопрос 8.

Гидрид этого металла бурно реагирует с водой, при этомпри этом выделяется большой объем водорода, которым заполняют аэростаты и спасательное снаряжение при авариях самолетов и судов в открытом море. Гидрид, какого металла?

Ответ: В годы Великой Отечественной войны гидрид лития стал стратегическим. Он бурно реагирует с водой, при этом выделяется большой объем водорода, которым заполняют аэростаты и спасательное снаряжение при авариях самолетов и судов в открытом море. Добавка гидроксида лития в щелочные аккумуляторы увеличивала срок их службы в 2-3 раза, что очень нужно было для партизанских отрядов. Трассирующие пули с добавкой лития при полете оставляли сине-зеленый след.


Вопрос 9.

Неметалл применяется в медицине, фармацевтике. Что это за неметалл?

Ответ: Спиртовой раствор йода используется для обработки царапин и ран.


Вопрос 10. (Суперблиц)

Этот металл необходим для получения сплавов, из которых изготавливают гильзы артиллерийских снарядов и патронов. Назовите металл.

Ответ: Медь. В годы Великой Отечественной войны главным потребителем меди была военная промышленность. Сплавы Cu 90% и Sn10% пушечный металл. Гильзы патронов и артиллерийских снарядов обычно желтого цвета. Они сделаны из латуни – сплава меди (68%) с цинком (32 %). Большинство артиллерийских латунных гильз используется неоднократно. В годы войны в любом артиллерийском дивизионе был человек (обычно офицер), ответственный за своевременный сбор стреляных гильз и отправку их на перезарядку. Высокая стойкость против разъедающего действия соленой воды характерна для морских латуней. Это латуни с добавкой олова.


Вопрос 11.

Из стали на основе этого металла изготавливали солдатские каски, шлемы, броневые плиты на пушках, бронебойные снаряды. Что за металл?

Ответ: Ванадий называют «автомобильным металлом». Из ванадиевой стали изготовляют солдатские каски, шлемы, броневые плиты на пушках, бронебойные снаряды, паровозные цилиндры, тормозные колодки, глиссеры, гидросамолеты, морские корабли.


Вопрос 12. («Черный ящик»)

Наименование элемента происходит от греческих слов «свет» и «несущий». Во время ВОВ химический элемент использовали для создания зажигательных смесей, дымовых шашек. Что лежит в «черном ящике»? Где используется в настоящее время?

Ответ: Фосфор входит в состав зажигательных смесей, дымовых шашек, спичек.

Подведение итогов.



Ведущий: Наши старты подходят к завершению. Объявляю последний конкурс “Внимательный химик”. Участники команд (по очереди), передвигаясь спиной вперед, должны запомнить как можно больше формул веществ, расположенных по пути следования, и воспроизвести их. Побеждает та команда, которая первая пришла к финишу и правильно написала большее число формул веществ.

(Максимальная оценка 5 баллов)

На табло выносятся баллы, набранные командами

Подводятся окончательные итоги

Награждения команд сладкими призами

Ведущий: Наши старты завершены. Игра получилась замечательная. До следующих встреч.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!