Игра «Внимательные читатели»
Цель: создание условий для чтения, извлечения информации из статей и вдумчивого анализа статей.
1 этап
Аккуратность
Продолжите пословицу: «Кто аккуратен, тот и людям __________________».
(приятен)
Прочитайте притчу М. Широчкиной «Хрупкие подарки». Найдите в реплике старца, что он подразумевает под «бесценным даром». __________________
(Сердце человека)
Алчность
Запишите антоним к слову алчность. _________________________________
(Щедрость)
Прочитайте афганскую притчу «Звон денег». О какой проблеме общества указано в притче? _________________________________________________
(Алчность)
Бережливый, безответственный
Прочитайте притчу о бережливости.
1. Какая характеристика больше соответствует скряге: бережливость или жадность? Нужное подчеркните.
(Жадность)
2. Запишите антоним к слову «бережливость», который в диалоге использует суфий. ________________________
(Щедрость)
Благоразумие
Найдите высказывание Демокрита. Допишите его: «Глупцов благоразумию научают _____________________».
(несчастья)
Благоразумный
Прочитайте первую строфу стихотворения Владимира Драшусова «Благоразумный» и найдите в ней ответ на вопрос «Отчего человека мало любят?»
___________________________________________________________________
(Человека мало любят, если он сам не способен любить)
Благородство
Прочитайте притчу «Месть добром». Дополните поговорку, которую произнёс Поэт: «Учись _____________ - худое на ум не пойдёт».
(доброму)
Боязливость
Прочитайте первую притчу о страхе.
Что помогало человеку в пути, когда ему было очень страшно? ______________________
(Молитва, любовь к Богу)
Прочитайте вторую притчу о страхе.
Как нужно поступать со своими страхами? Выберите и подчеркните правильный ответ в соответствии с притчей.
А) Нужно избегать своих страхов.
Б) К своим страхам нужно подходить осторожно.
В) Нужно пережить страх, погрузиться в него.
Г) Страх нужно преодолевать смелостью.
(Правильные ответы: В, Г)
Верность
Прочитайте второй абзац статьи. Какое чувство двигало людьми, которые совершали подвиг во время Великой Отечественной войны? ______________________________
(Долг, любовь)
Из третьего абзаца статьи выпишите антоним к слову «верность». _________________
(Предательство)
Вспыльчивость
Запишите синоним к слову «вспыльчивость». __________________________________
(Гнев, раздражительность)
Гордость, гордыня
Прочитайте притчу о скале. Подумайте, нежелание заводить друзей – это гордость или гордыня? Нужное подчеркните.
(Гордыня)
2 этап
Агрессивность
Прочитайте высказывание Ю.Нагибина. Отчего у людей агрессия? Выберите и подчеркните правильный вариант ответа.
1. Людей много обижают, от этого они злятся.
2. У людей тяжёлая жизнь от большого количества работы.
3. Люди недоверчивы друг к другу, всё время ожидают нападения.
(3)
Дополните высказывание Ф.Ницше: «Вами управляет тот, кто вас _________________».
(злит)
Грубый
Дополните поговорку: «Не грубость нужна, а ____________________ важна».
(строгость)
Вежливость
Прочитайте притчу о трёх женщинах. Нужно ли было будить спящую женщину? Выберите и подчеркните правильный вариант ответа.
1. Да.
2. Нет.
(2)
Прочитайте стихотворение Е.Шаламоновой и дополните строку: «Будь ____________________ - обычный совет…»
(добрым)
Гнев
Прочитайте притчу о Гневе. Как звали привратника? _______________________________
(Смирение)
Грациозность
Прочитайте и дополните высказывание Ошо: «Посмотрите, как утром распускается цветок. Просто смотрите… Это и есть грация – без всякого усилия, цветок в ____________________________ с природой».
(согласии)
Грубый
Запишите синоним к слову «грубый». ___________________________
(дерзкий, невоспитанный)
Дополните строку стихотворения В.Марковой: «Грубость - __________________________ души».
(сквернословие)
Добро
Продолжите пословицу: «Добрый конь не без седока, а честный человек _______________________».
(не без друга)
Прочитайте притчу о друзьях. Зачем друг сначала сделал надпись на песке, а потом на камне? Выберите и подчеркните правильный вариант ответа.
1. Друг сначала сильно обиделся на товарища, а потом был ему благодарен.
2. Друг сначала дал пощёчину, а потом ушёл.
3. Друг сначала спас товарища, а потом тот на него обиделся.
(1)
Доброта
Запишите синоним к слову «доброта». ______________________
(любовь, расположение)
Прочитайте притчу о доброте. Зачем плотник построил мост, а не забор? Выберите и подчеркните правильный вариант ответа.
1. Плотник не умел строить забор.
2. Плотник хотел, чтобы братья помирились.
3. Плотник хотел наказать Джона.
(2)
Доброта, дружелюбие, дерзость
Продолжите пословицу: «Добрый человек в доброте проживёт ________________».
(век)
Прочитайте притчу «Два волка». Что имел в виду старик, сказав: «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь»? Выберите и подчеркните правильный вариант ответа.
1. От тебя зависит выбор пути: добра или зла.
2. От тебя в жизни ничего не зависит.
3. В конце всегда побеждает добро.
(1)
Заботливый, завистливый
Прочитайте притчу «Мальчик и медузы». Какое качество проявлял мальчик, спасая медуз? ______________________________________________________________
(Любовь, сострадание, милосердие, забота)
Прочитайте притчу «Змея и бабочка». Почему змея хотела убить бабочку? Выберите и подчеркните правильный вариант ответа.
1. Змея питается бабочками.
2. Бабочка обидела змею.
3. Змея ненавидела бабочку.
(3)
3 этап
Красноречие
Запишите синоним к слову «красноречие». _____________________________
(ораторство, риторика, речистость)
Дополните пословицу: «_______________ речь слушать хорошо, подолгу речь думать хорошо».
(Короткую)
Прочитайте притчу о стране, где жил Насреддин. Зачем Насреддин брал в руки бумажку с текстом и делал вид, что читает по ней? Выберите и подчеркните правильный вариант ответа.
1. В стране было принято читать речи по бумажке, а Насреддин был безграмотным.
2. Насреддин боялся потерять должность сенатора.
3. Речи Насреддина были лучшими, а он не хотел, чтобы ему завидовали.
(1)
Соедините линиями высказывания и качества личности.
1. Речи Насреддина были лучшими. 1. Находчивость
2. «Какое значение может иметь положение бумаги,
если ты знаешь, как читать?!» 2. Высокомерие
3. Иностранец засмеялся и обратил внимание всех на ложь. 3. Красноречие
(1-3, 2-1, 3-2)
Лень
Запишите антоним к слову «лень». ________________________________________
(трудолюбие, активность)
Дополните пословицу: «От лени - _______________, от работы – здоровье».
(болезнь)
Прочитайте притчу «Два плуга». Отчего один плуг был ржавый и некрасивый, а второй блестящий, начищенный? Выберите и подчеркните правильный вариант ответа.
1. Первый плуг был старый, а второй новый.
2. Первый плуг трудился, а второй ленился.
3. Первый плуг ленился, а второй трудился.
(3)
Соедините линиями высказывания и качества личности.
1. «Это несправедливо! Мы с тобой одинаковые!» 1. Зависть
2. «Я с раннего утра и до позднего вечера работаю,
поэтому и блещу». 2. Лень
3. Один плуг был ржавый и некрасивый. 3. Трудолюбие
Милость
Запишите синоним к слову «милость». ___________________________
(прощение, благосклонность)
Дополните пословицу: «Всякий барин свою милость ______________, а нашу услугу ни во что не ставит».
(хвалит)
Прочитайте притчу об овечьем стаде. Почему овечье самоуправление закончилось гибелью стада? Выберите и подчеркните правильный вариант ответа.
1. Совет баранов оказался трусливым.
2. Овцы поверили волкам и предали своих псов.
3. Овцы не захотели быть под управлением пастуха.
(2)
Соедините линиями высказывания и качества личности.
1. Овцы припомнили, что не раз бывали облаяны. 1. Обман
2. Волки сообщили, что хотят жить с овцами в
братской любви и мире. 2. Обида
3. Овцы сговорились выдать своих псов волкам на расправу. 3. Предательство
(1-2, 2-1, 3-3)