« Игровые технологии обучения на уроках математики»
Машкова Любовь Александровна, учитель математики
МКОУ Новогольеланской СОШ
Многих педагогов занимает вопрос: почему дети приходят в школу с огромным желанием учиться, а через несколько лет этот огонек угасает? Что нужно сделать, чтобы этого не случилось? Как помочь ученику учиться с интересом? Наверное, дать почувствовать ребенку радость успеха в учении, научить его не отворачиваться от того, что непонятно, дать возможность поверить в свои силы. Одна из причин плохой успеваемости по математике - отсутствие интереса к предмету. Вызвать этот интерес – увлечь учеников с помощью игры и игровых ситуаций. Темой моего самообразования является "Игровые технологии обучения на уроках математики"
«Играют люди на планете, играют птицы и жуки
Играют все, но только дети играют ото всей души.
И если в школе на уроке вдруг поведется поиграть,
То нет счастливей их на свете и выучат всё - всё на пять.»
К.Д.Ушинский
Современная педагогика, обращаясь к игровым формам обучения на уроках, справедливо усматривает в них возможность эффективного взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы обучения с присущими им элементами соревнования, интереса. Игра – и творчество, и труд. Даже самые пассивные учащиеся включаются в игру, прилагая все усилия.
Главной цель: является развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся через разнообразные формы уроков.
Задачи:
Образовательные:
Развивающие:
Развивать у учащихся логическое мышление и познавательные способности;
Способствовать практическому применению умений и навыков;
Способствовать развитию воображения, фантазии, творческих способностей.
Воспитательные:
Содержательный аспект обучения должен проходить с использованием игровой технологии, со с многими педагогическими возможностями .
Именно в игре ребенок любого возраста готов осваивать окружающий мир, его нормы и требования, но только не прямым назиданием и призывами. И это освоение идет естественным путем, так как игра, участие в игровом процессе является потребностью ребенка любого возраста. Игровая технология позволяет приобретать навыки уверенного поведения в сложной обстановке, вырабатывает точность и внимание при выполнении конкретных обязанностей, приучает быстрее осознать и анализировать результаты своей деятельности.
Игровые технологии меняют функции учителя. Если на традиционном уроке он передает знания в готовом виде, то здесь он должен быть организатором, режиссером урока, соучастником коллективной деятельности. Требуется серьёзная предварительная подготовка, продуманность, умение сориентироваться при проведении проблем в ходе игрового урока.
На своих уроках я применяю разнообразные игровые формы:
І. Урок – игра
Игра-путешествие
Чаще всего в форме игры я провожу повторительно-обобщающие уроки- путешествия. Участники игры делятся на команды. Заранее готовиться красочно оформленная карта сказочного города с маршрутом движения. Каждая станция имеет своё название или девиз. Задача учащихся выполнить все задания. В этих путешествиях активизируется внимание детей и прививается интерес к предмету
Игра – соревнования. Существенной особенностью игры – соревнования является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества.
Игра – соревнование позволяет учителю в зависимости от содержания материала вводить в игру сложные вопросы учебной программы.
Урок -улей.
Урок- «улей» Применяется для оперативного дифференцированного контроля знаний по основным темам алгебры и начал анализа в форме мини-зачёта. Оборудование: чистые листочки форматом в четверть тетрадного листа по 10 шт. на каждого ученика, лист учёта выполненных заданий, таблица с вариантами заданий. Предлагается три варианта работы, причём каждый вариант пишется (или выделен) своим цветом. Степень трудности вариантов различна. На «3» записываются задания зелёным цветом, «4»-синим, «5»- красным. Перед началом зачёта учитель раздаёт каждому по одному чистому листочку, остальные лежат на столе учителя. Ученики на своих листочках выполняют первый пример выбранного варианта. Как только пример решён, ученик с листочком подходит к учителю, который мгновенно видит, правильное решение или нет. Если ответ ученика неправильный, то учитель не берёт у него листочек, а отправляет искать ошибку или выполнять задание более лёгкого варианта. Если ответ правильный, то учитель забирает листочек, а ученик закрашивает определённым цветом на стенде ту клеточку, которая соответствует его варианту и номеру задания. Затем берёт чистый листочек и выполняет следующее задание. Обычно предлагается по 5 заданий. Пользоваться рабочими тетрадями и учебником на этом уроке запрещается. Закрашенные клетки похожи на пчелиные
Фамилия, имя | «3» зеленый | «4» синий | «5» красный |
| | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | |
Урок-сказка. Ещё одна форма творческой деятельности учащихся на уроке математики – это сочинение математических сказок.
На уроках, где находится место сказке, всегда царит хорошее настроение, а это залог продуктивной работы. Сказка позволяет ворваться на урок юмору, фантазии, творчеству, а самое главное учит детей быть добрыми и справедливыми..
Предлагая сочинить математическую сказку, учитель ставит задачу – развивать математическое творчество учащихся, умение выражать свои мысли логично и последовательно. Работа по создания математических сказок увлекательна, но она требует работы головы и души, предполагает усилия не только со стороны ученика, но и учителя, который должен успевать за потребностями, возможностями и желаниями ребенка.
Сказки при изучении математики можно использовать следующим образом. Герои сказки испытывают трудности. Дети пытаются им помочь. Они отправляются в путь, преодолевая самые неожиданные препятствия. Выполняют математические задания, отгадывают загадки, вспоминают пословицы.
Преодоление препятствий вместе со сказочными героями придает обучению яркую эмоциональную окраску, что способствует повышению усвоения, как математического материала, так и литературного Существенной стороной данного урока являются игровые действия, которые регламентируются правилами игры, способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить свои способности, применить имеющиеся знания и умения для достижения целей игры.
Урок "Мы строим дом"
ІІ. Игровые ситуации на уроке.
Игру можно использовать на различных этапах урока и во внеурочной деятельности обучающихся. Этап устного счёта должен присутствовать практически на каждом уроке в 5-7 классах. Из урока в урок просто предлагать детям выполнять действия в уме - не самое удачное решение вопроса. Игровые моменты могут дать больший эффект, так как игра заставляет всех без исключения учащихся повторять материал, вынесенный на обсуждение. Игровые моменты я стараюсь включить в каждый урок, особенно в 5-6 классах.
Интересны для учащихся устные коллективные разминки развивающие быстроту реакции, внимательность, умение четко и конкретно мыслить.
Прочитай слово. Учащиеся, решая примеры, составляют слово.
Игра- Солнышко. Каждый член команды выполняет одно задание (от центра по лучу)
Игра- лестница. Командная игра. Задания составляются по числу команд (обычно три команды). Из каждой команды вызываются к доске по одному ученику, которые ведут устный счёт с нижней ступеньки. Решивший один пример, отмечает ответ в таблице. Дальше его сменяет другой член команды. Происходит движение вверх - к заветному флажку.
Математическая эстафета. Этот вид работы эффективен при проверке таких умений, как использование при вычислении несложных формул (пути, площади, периметра), выполнении арифметических действий. Задания должны быть составлены с учетом личностно ориентированного подхода, то есть индивидуально для каждого ребенка. Необходимо взять за правило следующее: ни одно задание на уроке не должно быть «безымянным». Разрабатывая карточку, всегда нужно продумывать, какому ученику и кому именно она будет дана.
Графический диктант. Проводится в форме игры «Да - Нет», где «Да» изображается отрезком , а «Нет» - уголком. Итогом игры является график. Конкурс художников. Для отработки навыков построения точек на координатной плоскости по их координатам использую «Конкурс художников». Также эту игру можно использовать и в 7 классе при изучении темы «Координаты и графики». На доске или на слайдах записываются координаты точек. Если на координатной плоскости каждую точку соединить последовательно с предыдущим отрезком, то получится определённый рисунок
Морской бой. Каждому заданию в таблице соответствует ответ, его легко найти, выполнив действия.
Неоценима на уроках математики роль физкультминуток, которые можно проводить не только для двигательной активности учащихся, но и для отработки математических правил в игровой форме.
ІІІ. Кроссворды, ребусы, шарады.
Ребусы, анаграммы. Они позволяют превращать труд ученика в серьезную игру, заставляющую искать ответы на разные по степени сложности вопросы, способствуют развитию логического мышления и творческих способностей обучающихся. Учебная деятельность активизируется, появляется стремление узнать и победить.
При создании кроссворда необязательно добиваться симметрии в расположении клеток для вписывания слов. Важно использовать идею этой игры для включения учащихся в активную умственную деятельность.
Активизируя ребят, предлагаю им, разгадать ребус и самостоятельно назвать тему урока.
ІV. Занимательные и логические задачи. Усталость - одна из причин падения внимания и интереса к учению. Уменьшить усталость учащихся можно с помощью занимательных задач. Занимательная задача-это настоящая математическая задача, только с нестандартным решением. Такие задачи полезны для развития гибкости ума, выработке навыков мышления, повышения интереса к предмету. Они вносят в урок оживление, повышают интерес к знаниям, развивают воображение и память.
Таким образом, игровые формы урока помогают формированию творческих способностей учащихся и логической смекалки.