Консультация для педагогов
Тема: «Игровые приемы по развитию зрительного восприятия, повышения остроты зрения и профилактики зрительного утомления у детей с нарушением зрения».
Учитель-дефектолог Исмагилова С.С.
Цель: Обогащение практического опыта педагогов приемами повышения остроты зрения и снятия зрительного утомления, новыми играми и игровыми приемами развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста, рекомендациями по работе с детьми с нарушением зрения в зависимости от вида зрительной патологии.
Коррекционная работа в специализированных группах строится как многоуровневая система, обеспечивающая целостный, комплексный, дифференцированный, регулируемый процесс управления всем ходом психофизического развития и восстановления зрения на основе стимуляции всех потенциальных возможностей (зрение, осязание, обоняние, слух) детей с нарушением зрения.
Каждый ребенок нуждается в индивидуальном подходе, а именно, пособия и материалы должны учитывать нарушения зрительного анализатора ребенка,
временные ограничения, упражнения и игры соответствуют диагнозу и возрасту детей, создание необходимых условий для каждого ребенка.
Особое внимание педагог должен уделить тем детям, у которых амблиопия (это понижение остроты зрения, обусловленное функциональными расстройствами зрительного анализатора) сочетается с разными формами нарушений зрения (сходящегося и расходящегося косоглазия) и возникающими в результате этого вторичными отклонениями в восприятии, развитии наблюдательности, ориентации в пространстве, в оценке направлений, расстояний между предметами и т.д.
Рекомендации для проведения общеобразовательных занятий с детьми, имеющими нарушения зрения:
- на занятии рассаживать детей в соответствии с окклюзией: со сходящимся косоглазием – в сторону заклеенного глаза, с расходящимся косоглазием – в сторону, противоположную заклеенному глазу;
- детей следует сажать так, чтобы свет падал слева. Для ребенка-левши рекомендуется иметь индивидуальное освещение с правой стороны при работе на столе;
-детей с расходящимся косоглазием и низкой остротой зрения посадить ближе к демонстрируемому материалу, со сходящимся косоглазием – дальше;
- дети с низкой остротой зрения могут подойти к рассматриваемой картине, предмету, чтобы иметь возможность лучше рассмотреть их;
- на занятии использовать наглядный материал: реальные предметы, окружающие ребенка в повседневной жизни; игрушки – с четко выраженными характерными признаками предмета; изображения простые, без лишних деталей, с четким контуром, контрастные по отношению к фону, без бликов; демонстрационный материал красного, желтого, оранжевого и зеленого цвета, плоскостной и объемный;
- размер демонстрационного материала, игрушек, предметов – 15-20 см.;
- размер раздаточного материала – 5 см., 3 см.,2 см. – в зависимости от остроты зрения;
- демонстрационный материал предъявлять для рассматривания неподвижно, чтобы дети могли сосредоточить взор, для детей со сходящимся косоглазием – на подставке, с расходящимся – на столе. Занятие строить так, чтобы работа зрительного анализатора чередовалась с работой других анализаторов;
- на занятии необходима физминутка и пауза для проведения гимнастики для глаз; – в начале занятия по продуктивной деятельности необходимо проводить гимнастику для пальцев и кистей рук;
- организовывать и проводить занятия, учитывая зрительные нагрузки, назначенные врачом-офтальмологом с учетом возраста, степени амблиопии и вида фиксации.
Что такое зрительная нагрузка?
Зрительная нагрузка – это система коррекционно-педагогических мероприятий, направленных на повышение зрительных функций амблиопичного глаза. Одна часть их (коррекционные мероприятия) используется для повышения остроты зрения, другая – для снятия напряжения (зрительной гимнастики), т.е. все виды коррекционной работы пронизаны задачами лечебного процесса.
Прежде чем рассмотрим игры и упражнения для повышения остроты зрения, вспомним, что такое интропия и экзотропия?
Интропия – это сходящееся косоглазие.
Экзотропия – это расходящееся косоглазие.
А теперь рассмотрим:
Игры и упражнения для повышения остроты зрения
для детей 2 – 4 лет.
А: рекомендуемые для всех детей
1.Работа с предметными картинками.
- рассматривание, описание, нахождение новых картинок;
- нахождение одинаковых картинок;
- нахождение нескольких одинаковых картинок;
- группировка изображений по цвету;
- группировка изображений по назначению.
2. Работа с геометрическими фигурами:
- группировка по цвету без учета формы;
- группировка по форме без учета цвета.
3. Работа с цветной мозаикой:
- сортировка по цвету;
- выкладывание простейших узоров по образцу, затем без образца.
4. Работа с пирамидками.
5. Обведение контуров предметов, нарисованных ярким фломастером.
6. Нанизывание бус, бисера, колечек, пуговиц на леску.
7.Игры на совмещение контура, силуэта с предметом.
8.Составление целого из частей.
9.Шитье по картону.
10.Кольцебросы.
11. Перерисовка через прозрачную бумагу.
12.Самые разнообразные настольные игры, требующие рассмотрения мелких деталей.
Б: для детей, у которых сходящееся косоглазие
Рассматривание калейдоскопа с направлением тубуса вдаль.
Работа с магнитным конструктором.
Сортировка геометрических фигур по цвету, форме, величине.
Выкладывание узора из цветных палочек.
Нанизывание колец, счетных палочек, катушек, пуговиц на леску.
Вдевание лески в модель иглы на расстоянии.
Игры с мячом: подбрасывание вверх, перебрасывание друг другу.
Обведение контурных очертаний предметов.
В: для детей, у которых расходящееся косоглазие
Работа с калейдоскопом – направление тубуса вниз.
Сортировка геометрических фигур по цвету, форме.
Работа с мозаикой средних размеров: сортировка, выкладывание узора.
Нанизывание колец, счетных палочек, катушек, пуговиц на леску.
Выкладывание узора из цветных палочек.
Вдевание лески в модель игры.
Обведение контура.
Игры с мячом: отбивание о пол, прокатывание по полу.
Общая продолжительность 10 -15 минут.
Игры и упражнения для повышения остроты зрения
для детей 5 – 7 лет.
А: рекомендуемые для всех детей
Рассматривание предметных картинок.
Сортировка предметов по цвету, форме, величине, назначению: геометрические фигуры, сортировка предметных картинок по цвету, форме, назначению, сортировка природного материала по цвету, форме, нахождение одинаковых плодов, игры «Найди такую же картинку», «Найди пару».
Игра в лото с крупными картинками.
Игра в домино с яркими крупными картинками.
Нанизывание колец, счетных косточек, катушек и др.
Выкладывание узора из цветных палочек.
Распутывание лабиринтов (линии выполнены разным цветом – 2 этап – ориентировка на цвет).
Обведение изображений по контуру.
Выкладывание узора из магнитной мозаики.
Игры с мячом: подбрасывание вверх, перебрасывание друг другу, прокатывание в ворота.
Б: для детей, у которых сходящееся косоглазие
Рассматривание в калейдоскоп с направлением тубуса вдаль.
Нанизывание колечек, бусинок, пуговиц на леску.
Вдевание нитки, лески, проволоки в модель иглы.
Шитье по картону.
Шнуровка.
Обведение шаблонов по контуру, штриховка.
Игры в лото, домино на подставке.
Раскрашивание картинок, укрепленных на доске.
Рассматривание картинок, уменьшая и увеличивая расстояние до них.
Рассматривание картинок на вращающемся диске.
Магнитная мозаика (на подставке).
Соединение точек на бумаге в клетку.
Рассматривание далеких и высоких предметов.
Обведение 4-х клеточек в тетради.
Рисование орнамента – бордюра.
Перерисовка узоров через прозрачную бумагу.
Прокатывание мяча в ворота, подбрасывание вверх, перекидывание друг другу, забрасывание в обруч.
Кольцебросы.
Распутывание лабиринтов.
Дартс.
Бадминтон, волейбол.
Метание мячей, мешочков, снежков в цель.
Игры на совмещение контура и предмета.
В: для детей, у которых расходящееся косоглазие
Работа с мелкой мозаикой.
Сортировка бусинок, бисера и др. по цвету, форме, величине, выкладывание из них узоров.
Нанизывание бусинок, пуговиц на леску.
Шнуровка.
Обведение изображений по контуру.
Штриховка и раскрашивание шаблона.
Перерисовка изображений через кальку.
Рассматривание в калейдоскоп - направление тубуса вниз.
Распутывание лабиринта (2 этап).
Выкладывание узора из цветных палочек.
Рассматривание предметов, их описание.
Составление целого из частей.
Катание мяча по полу, забрасывание его в лунку, корзину, отбивание об пол.
Вырезание фигур, их деталей.