СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Игровые приемы по развитию зрительного восприятия, повышения остроты зрения и профилактики зрительного утомления у детей с нарушением зрения".

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью данной консультации является обогащение педагогического опыта педагогов игровыми приемами и рекомендациями по работе с детьми с нарушением зрения.

Просмотр содержимого документа
«"Игровые приемы по развитию зрительного восприятия, повышения остроты зрения и профилактики зрительного утомления у детей с нарушением зрения".»

Консультация для педагогов


Тема: «Игровые приемы по развитию зрительного восприятия, повышения остроты зрения и профилактики зрительного утомления у детей с нарушением зрения».

Учитель-дефектолог Исмагилова С.С.


Цель: Обогащение практического опыта педагогов приемами повышения остроты зрения и снятия зрительного утомления, новыми играми и игровыми приемами развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста, рекомендациями по работе с детьми с нарушением зрения в зависимости от вида зрительной патологии.


Коррекционная работа в специализированных группах строится как многоуровневая система, обеспечивающая целостный, комплексный, дифференцированный, регулируемый процесс управления всем ходом психофизического развития и восстановления зрения на основе стимуляции всех потенциальных возможностей (зрение, осязание, обоняние, слух) детей с нарушением зрения.

Каждый ребенок нуждается в индивидуальном подходе, а именно, пособия и материалы должны учитывать нарушения зрительного анализатора ребенка,

временные ограничения, упражнения и игры соответствуют диагнозу и возрасту детей, создание необходимых условий для каждого ребенка.

Особое внимание педагог должен уделить тем детям, у которых амблиопия (это понижение остроты зрения, обусловленное функциональными расстройствами зрительного анализатора) сочетается с разными формами нарушений зрения (сходящегося и расходящегося косоглазия) и возникающими в результате этого вторичными отклонениями в восприятии, развитии наблюдательности, ориентации в пространстве, в оценке направлений, расстояний между предметами и т.д.


Рекомендации для проведения общеобразовательных занятий с детьми, имеющими нарушения зрения:

- на занятии рассаживать детей в соответствии с окклюзией: со сходящимся косоглазием – в сторону заклеенного глаза, с расходящимся косоглазием – в сторону, противоположную заклеенному глазу;

- детей следует сажать так, чтобы свет падал слева. Для ребенка-левши рекомендуется иметь индивидуальное освещение с правой стороны при работе на столе;

-детей с расходящимся косоглазием и низкой остротой зрения посадить ближе к демонстрируемому материалу, со сходящимся косоглазием – дальше;

- дети с низкой остротой зрения могут подойти к рассматриваемой картине, предмету, чтобы иметь возможность лучше рассмотреть их;

- на занятии использовать наглядный материал: реальные предметы, окружающие ребенка в повседневной жизни; игрушки – с четко выраженными характерными признаками предмета; изображения простые, без лишних деталей, с четким контуром, контрастные по отношению к фону, без бликов; демонстрационный материал красного, желтого, оранжевого и зеленого цвета, плоскостной и объемный;

- размер демонстрационного материала, игрушек, предметов – 15-20 см.;

- размер раздаточного материала – 5 см., 3 см.,2 см. – в зависимости от остроты зрения;

- демонстрационный материал предъявлять для рассматривания неподвижно, чтобы дети могли сосредоточить взор, для детей со сходящимся косоглазием – на  подставке, с расходящимся – на столе. Занятие строить так, чтобы работа зрительного анализатора чередовалась с работой других анализаторов;
- на занятии необходима физминутка и пауза для проведения гимнастики для глаз; – в начале занятия по продуктивной деятельности необходимо проводить гимнастику для пальцев и кистей рук;

- организовывать и проводить занятия, учитывая зрительные нагрузки, назначенные врачом-офтальмологом с учетом возраста, степени амблиопии и вида фиксации.

Что такое зрительная нагрузка?

Зрительная нагрузка – это система коррекционно-педагогических мероприятий, направленных на повышение зрительных функций амблиопичного глаза. Одна часть их (коррекционные мероприятия) используется для повышения остроты зрения, другая – для снятия напряжения (зрительной гимнастики), т.е. все виды коррекционной работы пронизаны задачами лечебного процесса.

Прежде чем рассмотрим игры и упражнения для повышения остроты зрения, вспомним, что такое интропия и экзотропия?

Интропия – это сходящееся косоглазие.

Экзотропия – это расходящееся косоглазие.

А теперь рассмотрим:

Игры и упражнения для повышения остроты зрения

для детей 2 – 4 лет.

А: рекомендуемые для всех детей
1.Работа  с предметными картинками.

- рассматривание, описание, нахождение новых картинок;

- нахождение одинаковых картинок;

- нахождение нескольких одинаковых картинок;

- группировка изображений по цвету;

- группировка изображений по назначению.

2. Работа с геометрическими фигурами:

- группировка по цвету без учета формы;

- группировка по форме без учета цвета.

3. Работа с цветной мозаикой:

- сортировка по цвету;

- выкладывание простейших узоров по образцу, затем без образца.

4. Работа с пирамидками.
5. Обведение контуров предметов, нарисованных ярким фломастером.

6. Нанизывание бус, бисера, колечек, пуговиц на леску.

7.Игры на совмещение контура, силуэта с предметом.

8.Составление целого из частей.

9.Шитье по картону.

10.Кольцебросы.

11. Перерисовка через прозрачную бумагу.

12.Самые разнообразные настольные игры, требующие рассмотрения мелких деталей.


Б: для детей, у которых сходящееся косоглазие

Рассматривание калейдоскопа с направлением тубуса вдаль.

Работа с магнитным конструктором.

Сортировка геометрических фигур по цвету, форме, величине.

Выкладывание узора из цветных палочек.

Нанизывание колец, счетных палочек, катушек, пуговиц на леску.

Вдевание лески в модель иглы на расстоянии.

Игры с мячом: подбрасывание вверх, перебрасывание друг другу.

Обведение контурных очертаний предметов.


В: для детей, у которых расходящееся косоглазие

Работа с калейдоскопом – направление тубуса вниз.

Сортировка геометрических фигур по цвету, форме.

Работа с мозаикой средних размеров: сортировка, выкладывание узора.

Нанизывание колец, счетных палочек, катушек, пуговиц на леску.

Выкладывание узора из цветных палочек.

Вдевание лески в модель игры.

Обведение контура.

Игры с мячом: отбивание о пол, прокатывание по полу.

Общая продолжительность 10 -15 минут.

 

Игры и упражнения для повышения остроты зрения

для детей 5 – 7 лет.

А: рекомендуемые для всех детей

Рассматривание предметных картинок.

Сортировка предметов по цвету, форме, величине, назначению: геометрические фигуры, сортировка предметных картинок по цвету, форме, назначению, сортировка природного материала по цвету, форме, нахождение одинаковых плодов, игры «Найди такую же картинку», «Найди пару».

Игра в лото с крупными картинками.

Игра в домино с яркими крупными картинками.

Нанизывание колец, счетных косточек, катушек и др.

Выкладывание узора из цветных палочек.

Распутывание лабиринтов (линии выполнены разным цветом – 2 этап – ориентировка на  цвет).

Обведение изображений по контуру.

Выкладывание узора из магнитной мозаики.

Игры с мячом: подбрасывание вверх, перебрасывание друг другу, прокатывание в ворота.


Б: для детей, у которых сходящееся косоглазие

Рассматривание в калейдоскоп с направлением тубуса вдаль.

Нанизывание колечек, бусинок, пуговиц на леску.

Вдевание нитки, лески, проволоки в модель иглы.

Шитье по картону.

Шнуровка.

Обведение шаблонов по контуру, штриховка.

Игры в лото, домино на подставке.

Раскрашивание картинок, укрепленных на доске.

Рассматривание картинок, уменьшая и увеличивая расстояние до них.

Рассматривание картинок на вращающемся диске.

Магнитная мозаика (на подставке).

Соединение точек на бумаге в клетку.

Рассматривание далеких и высоких предметов.

Обведение 4-х клеточек в тетради.

Рисование орнамента – бордюра.

Перерисовка узоров через прозрачную бумагу.

Прокатывание мяча в ворота, подбрасывание вверх, перекидывание друг другу, забрасывание в обруч.

Кольцебросы.

Распутывание лабиринтов.

Дартс.

Бадминтон, волейбол.

Метание мячей, мешочков, снежков в цель.

Игры на совмещение контура и предмета.


В: для детей, у которых расходящееся косоглазие

Работа с мелкой мозаикой.

Сортировка бусинок, бисера и др. по цвету, форме, величине, выкладывание из них узоров.

Нанизывание бусинок, пуговиц на леску.

Шнуровка.

Обведение изображений по контуру.

Штриховка и раскрашивание шаблона.

Перерисовка изображений через кальку.

Рассматривание в калейдоскоп - направление тубуса вниз.

Распутывание лабиринта (2 этап).

Выкладывание узора из цветных палочек.

Рассматривание предметов, их описание.

Составление целого из частей.

Катание мяча по полу, забрасывание его в лунку, корзину, отбивание об пол.

Вырезание фигур, их деталей.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!