СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игры для творческого обучения на уроках немецкого языка

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игры для творческого обучения на уроках

немецкого языка

Игра как одно из удивительнейших явлений человеческой жизни привлекала к себе внимание философов и исследователей всех эпох. Уже Платон считал игру одним из полезнейших занятий, а Аристотель видел в игре источник душевного равновесия,

гармонии души и тела. В своей «Поэтике» Аристотель отмечал пользу словесных игр и каламбуров для развития интеллекта.

 Таким образом, об обучающих возмож­ностях развивающих игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедли­во обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. В частности, выдающийся педагог-новатор А.С. Макаренко считал, что игра обеспе­чивает высокую эффективность любой деятельности и вместе с тем способствует гармоничному развитию личности, так как «хорошая игра» обязательно содер­жит в себе усилие (физическое, эмоцио­нальное, интеллектуальное или духов­ное), доставляет радость (радость творче­ства, радость победы или радость эстети­ческую) и, кроме того, налагает ответст­венность на ее участников. В игре особен­но полно и, порой неожиданно, проявля­ются способности ребенка. Крупнейший знаток этой проблемы Д.Б. Эльконин на­деляет игру четырьмя важными для чело­века функциями: средство развития мотивационно-потребностной сферы, средство познания, средство развития умственных действий и средство развития произволь­ного поведения.

Игра - универсальное средство, помога­ющее учителю иностранного языка пре­вратить достаточно сложный процесс обу­чения в увлекательное и любимое учащи­мися занятие. Игра помогает вовлечь в учебный процесс даже «слабого» ученика, так как в ней проявляются не только зна­ния, но и находчивость и сообразитель­ность. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь порой оказываются более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощу­щение посильности заданий - все это дает возможность учащимся преодолеть стес­нительность, мешающую свободно упо­треблять в речи слова чужого языка, и бла­готворно сказывается на результатах обу­чения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувст­во удовлетворения - «оказывается, я тоже могу говорить наравне со всеми». Игра универсальна еще и в том смысле, что ее (в разных видах и формах) можно применять на любом этапе обучения (как с начинаю­щими, так и с владеющими материалом на достаточно высоком уровне) и с любыми возрастными категориями учащихся и формы игр чрезвычайно разнообразны.

Это и приспособленные к учебным зада­чам настольные игры, такие как лото или домино, и шарады, загадки и конкурсы. Это и сюжетно-ролевые игры, когда ученик воображает себя водителем автобуса зли пассажиром, гидом или туристом, родителем или ребенком, и мы присутствуем при импровизированном спектакле. Это и игра по заранее установленным правилам прятки, фанты и т.д.), где между играю­щими происходит в том или ином виде со­ревнование.

Игры могут быть и специфически лингвистическими: грамматическими, лексическими, фонетическими и орфо­графическими. Это так называемые «под­готовительные игры», способствующие формированию речевых навыков . По­добные игры могут сделать скучную рабо­ту, требующую многократного повторе­ния одних и тех же структур, более инте­ресной и увлекательной. С помощью игр можно развивать наблюдательность при описании предметов и явлений, активи­зировать внимание, развивать навыки воспроизведения услышанного и многое другое .

Игру можно и нужно вводить в процесс обучения иностранному языку с первых уроков. Например, при обучении счету можно использовать различные «считал­ки», не просто выучивая их наизусть, а ис­пользуя для распределения ролей в после­дующей подвижной игре, применяемой в качестве физкультминутки, так необходи­мой маленьким детям для снятия усталос­ти, накапливающейся в процессе урока. При работе с детьми дошкольного и млад­шего школьного возраста можно использо­вать игрушки, как при введении нового лексического материала и его закреплении, так и при введении и тренировке некото­рых грамматических структур. В играх та­кого типа мы имеем дело с одним-двумя речевыми образцами, повторяющимися многократно. Поэтому с точки зрения ор­ганизации словесного материала такая иг­ра ни что иное, как словесное упражнение, но, превращая обычное словесное упраж­нение в игру, мы избегаем скуки и рассеи­вания внимания, неизбежного при рутин­ном заучивании, создаем эмоционально комфортную обстановку, повышаем инте­рес к изучению иностранного языка.

Игра, таким образом, способствует вы­полнению важных психологических и ме­тодических задач:

- снятию тревожности и созданию пси­хологической готовности детей к речевому общению;

-  обеспечению естественной необходи­мости многократного повторения учащи­мися языкового материала;

-  тренировке учащихся в выборе нуж­ного речевого материала, что является подготовкой  ситуативной спонтанности речи вообще.

Постоянно повышать интерес учащихся к уроку - задача каждого педаго­га. Наверное, почти у каждого учителя есть свои маленькие изобретения и секреты, как бороться со скукой на уроке, чтобы овла­деть иностранным языком "Недостаточно только воспроизвести материал учебника. Развитие изобретательных и творческих способностей ученика многократно увели­чивает эффективность самого урока, со­здает условия для раскрытия личности учащегося. Предлагаю простые приемы, неоднократно апробированные в разных классах.

Совет первый: диалогам - всегда осо­бое внимание и обязательно творческий подход.

         Один и тот же диалог можно разыграть и представить по-разному. Идеи и роли можно подсказать ребятам. А если они привычны к творчеству и фантазированию, они сами придумают много оригинальных вариантов.

Совет второй: активное ролевое изучение любой программной темы вместо пассивного механического зазубривания.

         Ученики заранее получают индивидуальные карточки с заданиями – ролями, обговариваем предположительный текст выступлений и элементы костюмов. Возможные роли учащихся при изучении темы «Охрана природы» или «Экология»:

- Я – птичка. спасите меня, люди.

- Я – планета Земля. Я  - в опасности.

- Я – цветочек. Не рвите меня, люди.

Совет третий: размышление над интересными цитатами и высказываниями, работа над поговорками.

         Работая над поговоркой, мы отрабатываем фонетику, а затем составляем ситуации, иллюстрирующие данную поговорку.

Совет четвертый: творческая работа с песенками.

 Ребята с удовольствием разучивают песни на иностранном языке. Существует интересная российская традиция заменять слова хорошо известных песен и составлять из разных песен попурри – это русское изобретение может быть оригинальным приемом для изучения иностранного языка и развития творческих способностей учащихся.

Совет пятый: «сладкие», «песенные», «рисовальные» уроки и т.д.

 Многие учителя из своей практики знают, что очень тяжело работать в последний день перед каникулами или в праздничные дни. Еще тяжелее учиться ребятам в такие дни. Уроки нужно сделать необычными, запоминающимися и полезными с точки зрения освоения иностранного языка. Например, «Сладкий  урок» с небольшим застольем или чаепитием. На подобных уроках мы с ребятами не просто едим сладости и пьем чай, а изучаем и показываем манеры поведения за столом.

Совет шестой: элементы неожиданности или сюрпризы на уроке.

Все экспромты на уроке должны быть заранее хорошо подготовлены и детально продуманы. Например, урок по теме «Путешествие». Вдруг стук в дверь. К нам заходит Мери Поппинс в шляпе и красивом шарфике. Она рассказывает нам где побывал. А мы расспрашиваем ее о путешествиях.

Все эти рецепты борьбы со скукой на уроке направлены на развитие творческих и изобретательных способностей учащихся. И, конечно же, наша задача при обучении иностранному языку  - увлечь, а не развлечь; научить, а не навредить; развить, а не забить.

Игра дает возможность вовлечь каждого учащегося в активный познавательный процесс, они учатся работать совместно в сотрудничестве при решении различных задач, проявляя при этом определенный коммуникативные умения, учатся аргументировать свое мнение по той или иной проблеме. использование технологии игрового обучения на уроках повышает мотивацию обучения, интерес к школе и предмету, воспитывает в детях чувство собственного достоинства, а самое главное, приносит радость.

На уроке должно быть больше хорошего и творческого настроения. И тогда непременно придет успех.

 

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!