Игры для творческого обучения на уроках
немецкого языка
Игра как одно из удивительнейших явлений человеческой жизни привлекала к себе внимание философов и исследователей всех эпох. Уже Платон считал игру одним из полезнейших занятий, а Аристотель видел в игре источник душевного равновесия,
гармонии души и тела. В своей «Поэтике» Аристотель отмечал пользу словесных игр и каламбуров для развития интеллекта.
Таким образом, об обучающих возможностях развивающих игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. В частности, выдающийся педагог-новатор А.С. Макаренко считал, что игра обеспечивает высокую эффективность любой деятельности и вместе с тем способствует гармоничному развитию личности, так как «хорошая игра» обязательно содержит в себе усилие (физическое, эмоциональное, интеллектуальное или духовное), доставляет радость (радость творчества, радость победы или радость эстетическую) и, кроме того, налагает ответственность на ее участников. В игре особенно полно и, порой неожиданно, проявляются способности ребенка. Крупнейший знаток этой проблемы Д.Б. Эльконин наделяет игру четырьмя важными для человека функциями: средство развития мотивационно-потребностной сферы, средство познания, средство развития умственных действий и средство развития произвольного поведения.
Игра - универсальное средство, помогающее учителю иностранного языка превратить достаточно сложный процесс обучения в увлекательное и любимое учащимися занятие. Игра помогает вовлечь в учебный процесс даже «слабого» ученика, так как в ней проявляются не только знания, но и находчивость и сообразительность. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь порой оказываются более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий - все это дает возможность учащимся преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения - «оказывается, я тоже могу говорить наравне со всеми». Игра универсальна еще и в том смысле, что ее (в разных видах и формах) можно применять на любом этапе обучения (как с начинающими, так и с владеющими материалом на достаточно высоком уровне) и с любыми возрастными категориями учащихся и формы игр чрезвычайно разнообразны.
Это и приспособленные к учебным задачам настольные игры, такие как лото или домино, и шарады, загадки и конкурсы. Это и сюжетно-ролевые игры, когда ученик воображает себя водителем автобуса зли пассажиром, гидом или туристом, родителем или ребенком, и мы присутствуем при импровизированном спектакле. Это и игра по заранее установленным правилам прятки, фанты и т.д.), где между играющими происходит в том или ином виде соревнование.
Игры могут быть и специфически лингвистическими: грамматическими, лексическими, фонетическими и орфографическими. Это так называемые «подготовительные игры», способствующие формированию речевых навыков . Подобные игры могут сделать скучную работу, требующую многократного повторения одних и тех же структур, более интересной и увлекательной. С помощью игр можно развивать наблюдательность при описании предметов и явлений, активизировать внимание, развивать навыки воспроизведения услышанного и многое другое .
Игру можно и нужно вводить в процесс обучения иностранному языку с первых уроков. Например, при обучении счету можно использовать различные «считалки», не просто выучивая их наизусть, а используя для распределения ролей в последующей подвижной игре, применяемой в качестве физкультминутки, так необходимой маленьким детям для снятия усталости, накапливающейся в процессе урока. При работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста можно использовать игрушки, как при введении нового лексического материала и его закреплении, так и при введении и тренировке некоторых грамматических структур. В играх такого типа мы имеем дело с одним-двумя речевыми образцами, повторяющимися многократно. Поэтому с точки зрения организации словесного материала такая игра ни что иное, как словесное упражнение, но, превращая обычное словесное упражнение в игру, мы избегаем скуки и рассеивания внимания, неизбежного при рутинном заучивании, создаем эмоционально комфортную обстановку, повышаем интерес к изучению иностранного языка.
Игра, таким образом, способствует выполнению важных психологических и методических задач:
- снятию тревожности и созданию психологической готовности детей к речевому общению;
- обеспечению естественной необходимости многократного повторения учащимися языкового материала;
- тренировке учащихся в выборе нужного речевого материала, что является подготовкой ситуативной спонтанности речи вообще.
Постоянно повышать интерес учащихся к уроку - задача каждого педагога. Наверное, почти у каждого учителя есть свои маленькие изобретения и секреты, как бороться со скукой на уроке, чтобы овладеть иностранным языком "Недостаточно только воспроизвести материал учебника. Развитие изобретательных и творческих способностей ученика многократно увеличивает эффективность самого урока, создает условия для раскрытия личности учащегося. Предлагаю простые приемы, неоднократно апробированные в разных классах.
Совет первый: диалогам - всегда особое внимание и обязательно творческий подход.
Один и тот же диалог можно разыграть и представить по-разному. Идеи и роли можно подсказать ребятам. А если они привычны к творчеству и фантазированию, они сами придумают много оригинальных вариантов.
Совет второй: активное ролевое изучение любой программной темы вместо пассивного механического зазубривания.
Ученики заранее получают индивидуальные карточки с заданиями – ролями, обговариваем предположительный текст выступлений и элементы костюмов. Возможные роли учащихся при изучении темы «Охрана природы» или «Экология»:
- Я – птичка. спасите меня, люди.
- Я – планета Земля. Я - в опасности.
- Я – цветочек. Не рвите меня, люди.
Совет третий: размышление над интересными цитатами и высказываниями, работа над поговорками.
Работая над поговоркой, мы отрабатываем фонетику, а затем составляем ситуации, иллюстрирующие данную поговорку.
Совет четвертый: творческая работа с песенками.
Ребята с удовольствием разучивают песни на иностранном языке. Существует интересная российская традиция заменять слова хорошо известных песен и составлять из разных песен попурри – это русское изобретение может быть оригинальным приемом для изучения иностранного языка и развития творческих способностей учащихся.
Совет пятый: «сладкие», «песенные», «рисовальные» уроки и т.д.
Многие учителя из своей практики знают, что очень тяжело работать в последний день перед каникулами или в праздничные дни. Еще тяжелее учиться ребятам в такие дни. Уроки нужно сделать необычными, запоминающимися и полезными с точки зрения освоения иностранного языка. Например, «Сладкий урок» с небольшим застольем или чаепитием. На подобных уроках мы с ребятами не просто едим сладости и пьем чай, а изучаем и показываем манеры поведения за столом.
Совет шестой: элементы неожиданности или сюрпризы на уроке.
Все экспромты на уроке должны быть заранее хорошо подготовлены и детально продуманы. Например, урок по теме «Путешествие». Вдруг стук в дверь. К нам заходит Мери Поппинс в шляпе и красивом шарфике. Она рассказывает нам где побывал. А мы расспрашиваем ее о путешествиях.
Все эти рецепты борьбы со скукой на уроке направлены на развитие творческих и изобретательных способностей учащихся. И, конечно же, наша задача при обучении иностранному языку - увлечь, а не развлечь; научить, а не навредить; развить, а не забить.
Игра дает возможность вовлечь каждого учащегося в активный познавательный процесс, они учатся работать совместно в сотрудничестве при решении различных задач, проявляя при этом определенный коммуникативные умения, учатся аргументировать свое мнение по той или иной проблеме. использование технологии игрового обучения на уроках повышает мотивацию обучения, интерес к школе и предмету, воспитывает в детях чувство собственного достоинства, а самое главное, приносит радость.
На уроке должно быть больше хорошего и творческого настроения. И тогда непременно придет успех.