СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Игры песком и их влияние на психоэмоциональное развитие детей раннего возраста »

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка. Собрание- практикум.

Просмотр содержимого документа
««Игры песком и их влияние на психоэмоциональное развитие детей раннего возраста »»

Методическая разработка на тему:

«Игры песком и их влияние на психоэмоциональное развитие детей раннего возраста »



















Пояснительная записка.

В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Здоровье ребенка зависит от здоровья родителей, здоровья (психологического и физического) педагога и от среды проживания (дом и детский сад).
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования главной задачей является: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Песочная терапия , в настоящее время является одной из актуальных и эффективных здоровье сберегающих технологий применяемых в ДОУ. Игры с песком имеют большое значение для поддержания психического здоровья, развития познавательных процессов, влияют на становление всех сторон личности ребенка, формируют гуманное, искреннее отношение к людям и всему живому. Но только при условии реализации преемственности физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ и семье, совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов будет обеспечена положительная динамика показателей здоровья детей и их ориентацию на здоровый образ жизни.

Данная методическая разработка адресована педагогам ДОУ.

Форма: Собрание – практикум

Цель: - способствовать оптимизации детско-родительских отношений, развитию психологической культуры родителей.

Задачи:

  • повысить знания родителей о значении игр с песком в  психоэмоциональном развитии  детей раннего возраста;

  • вовлечь родителей в процесс совместной игровой деятельности с детьми в домашних условиях;

  • обучить способами, приемами игр с песком.


Участники:- родители детей первой младшей группы, педагог- психолог.

Материалы и оборудование: мультимедийный проектор, магнитофон, запись спокойной музыки ( приложение №1), презентация на тему : «Игры песком и их влияние на психоэмоциональное развитие детей раннего возраста» (приложение №2), песочницы с песком(6 шт 50*70*8 см),песочница с «Кинетическим песком», пульверизатор с водой.(6шт), пластиковые формочки для игр в песочнице, наборы мелких игрушек, природный и бросовый материал (шишки, ракушки, камешки и т.д.), памятки для родителей: «Игры с песком в домашних условиях»(приложение №3)

Методические рекомендации:

- Собрание организуется в конце учебного года, чтобы родители могли применить полученные знания в летний период.

- Продолжительность 45- 60 минут

- Предпочтительна расстановка столов в форме полукруга.

- Педагог должен предварительно, в течении года формировать фотоматериал для презентации.





































Сценарий собрания:

1. Вступительная часть.

-Здравствуйте уважаемые родители! Начнем мы нашу сегодняшнюю встречу не совсем обычно. Закройте пожалуйста глаза и представьте на минуту морской берег…шум волн.. теплый ласковый песок… Хочется полежать на песочке и не о чем не думать. ( звучит спокойная музыка ). Запомните эти ощущения. Откройте глаза. (просмотр презентации ). Но в наших условиях, здесь и сейчас, полежать на песочке совсем не просто. Однако нет ничего невозможного! Прикоснуться к песку можно здесь и сейчас. (педагог вносит песочницы, родители делятся на подгруппы по 5 человек).

2. Основная часть.

2.1 Теоретическая.

Скажите, что делает ребенок впервые попадая на пляж? (ответы родителей) Начинают спонтанно создавать картины из песка. (Слайд №2) Я не случайно обратила ваше внимание на песок. Дошкольное детство – это период игры. Игра в детские годы преобладает над всеми другими занятиями ребенка и является ведущим видом деятельности. Но в какие игры нужно играть? К.Д. Ушинский писал «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!». Игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние. Наряду с тактильно-кинестетической чувствительностью дети учатся прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, гармонично развиваются все виды познавательных процессов (внимания, мышления, памяти, мелкой моторики), совершенствуется предметно-игровая деятельность, развитие коммуникативных навыков у детей. Игры с песком в песочнице позволяют детям устанавливать первые контакты друг с другом, являются прекрасным средством для развития и самостоятельности ребенка. Когда мы погружаем руки в сухой песок, появляется нечто похожее на рябь на воде, рождается образ пустыни. Смешанный с водой, песок темнеет и приобретает качества земли. В это время ему можно придать форму. Создание песочных композиций, в отличие от рисунка, не требует каких-либо особых умений. Здесь невозможно ошибиться, сделать что-то не так – это важно для тех, кто привык строго оценивать себя. Играя с песком, дети узнают о его свойствах: сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду,  состоит из мелких песчинок и т.д.

Песок – хорошее психопрофилактическое средство. Он способен «заземлять» негативную энергию и устанавливать стабильное эмоциональное состояние. Песочное рисование – очень хорошо расслабляет и в какой-то степени это даже – медитация. Особенно полезно для детей с повышенной активностью, так как даёт возможность успокоиться, сосредоточиться и расслабиться. Современные исследования доказывают, что, занимаясь рисованием песком, ребенок не только овладевает практическими навыками и осуществляет творческие замыслы, но и расширяет кругозор, развивает художественный вкус, приобретает способность находить красоту в обыденном, учится творчески мыслить. Удивительным образом горсть песка превращается в сказочного героя, диковинного зверя, звездное небо, лес или море. ( Слайд № 3)

В тоже время песочница – прекрасное средство для установления контакта со своим ребенком. В играх с песком, проигрывая волнующую ситуацию с помощью мелких игрушек и создавая определенные постройки из песка, мы освобождаем ребенка от напряжения и беспокойства и предоставляем ему возможность высказаться, развиваем речь. Малышам нравится играть в семейном кругу. Участие в игре взрослых помогает им лучше проникнуть в мир интересов ребенка.

Нам, взрослым,  следует помнить о том, что в естественной среде ребенок чувствует себя комфортно и защищено, при этом он имеет возможность проявлять свою активность и творчество. ( Слайд №4)

Играют ли Ваши дети с песком? Как часто? Что нужно для игры с песком? (ответы родителей)

Что нужно для игры с песком?

А нужно в сущности, так мало:

Любовь, желанье, доброта,

Чтоб вера в детство не прошла.

Простейший ящик из стола

Покрасим голубою краской,

Горсть золотистого песка

Туда вольется дивной сказкой.

Игрушек маленький набор

Возьмем в игру … Подобно Богу,

Мы создадим свой Мир чудес

Пройдя Познания дорогу.

Т. Грабенко

Для игр с песком нужна песочница.  Хорошо, если песочница окрашена в голубой или синий цвет – цвет воды и неба.

Желательно, чтобы песочница имела крышку и закрывалась на ночь если находится на улице. Так же можно использовать песочницу со стеклянной поверхностью и подсветкой .Для такой модели требуется мелкий песок (можно приобрести песок для шиншилл в зоомагазине).Песок должен быть чистым, просеянным, прокаленным без посторонних примесей и влажным, чтобы могли с ним работать. В последнее время, большой популярностью пользуется инновационная разработка

«Кинетический песок».

Его удобно использовать в домашних условиях. Он не рассыпается, не липнет к рукам, имеет приятную структуру (демонстрация материала)

Для игр с песком желательно иметь песочный набор: ведро с совочком и формочками (можно использовать формочки для печенья); набор мелких игрушек: персонажами сказок и различные человечки, животные и растения, дома и машинки, деревянные дощечки и палочки и т.д. Эта коллекция должна постоянно пополняться.( слайд №5)

2. 2 Практическая.

Очень хорошо, если в семье созданы условия для игр с песком дома. Какие игровые упражнения можно делать с детьми? Давайте сейчас не на долго превратимся в детей и попробуем поиграть (родители выполняют задание и просматривают презентацию).

  • «Вот какие наши ручки» (ребенок слегка вдавливает руку в песок, проговаривая о своих ощущениях – песок сырой, сухой, теплый, холодный)

  • «Вот такие наши кулачки»  (нажимать на песок кулачками и костяшками пальцев – сравнивать, на что похож отпечаток)

  • «Пальчики гуляют» («пройтись» поочередно каждым пальчиком левой и правой рукой по песку, затем двумя руками одновременно)

  • «Пальчики играют» («поиграть» одновременно пальцами по поверхности песка, как на пианино)

  • «Ползают ладошки» (зигзагообразные и круговые движения ладошками по песку – едет машина, ползет жук, крутится карусель…). Тоже самое ребром ладошки.

  • «Кто здесь пробегал»(оставлять следы одновременно разным количеством пальцев. Придумывать, кто оставил эти следы).

  • «Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладошками с силой надавливает на кинетический песок.

  • «Прыгают зайчики» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

  • «Ползут змейки» - ребенок расслабленными (или напряженными) пальцами рук делает поверхность кинетического песка волнистой.

  • «Бегут жучки - паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых. 

  • «Найди отличие» (Лютова Е.К., Монина Г.Б.) Игра в парах. Один из родителей играет роль ребенка. «Ребенок» рисует на кинетическом песке любую несложную картинку (котик, домик и др.) и показывает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и показывает картинку. «Ребенок» должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.

  • «Разговор с руками» (Шевцова И.В.)

Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на песке силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки — нарисовать им глазки, ротик, раскрасить бусинками, камушками или ракушками пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: “Кто вы, как вас зовут?”, “Что вы любите делать?”, “Чего не любите?”, “Какие вы?”. Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно “заключением договора” между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней (сегодняшнего вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми, еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.

С помощью таких игр мы не только обучаем детей, но и развиваем тактильно-кинестетическую чувствительность, а также мелкую моторику рук. Формируем у них такие черты характера, как инициативность, самостоятельность, развиваем воображение и речь.

Играть в песочнице мы начинаем с того, что учим детей «лепить» куличики из формочек и ведерок, а затем украшаем их разными узорами. В дальнейшем можно организовать тематические игры с песком

  • Устроим сад с клумбами и цветами.

  • Посадим огород.

  • Поможем белочке собрать желуди.

  • Соберем грибочки с ежиком.

  • Угостим кошечку печеньем.

  • По замыслу. Закрепить навыки создания из песка разных построек.

Организуя различные игры, помните, что ребенок будет активен и получит удовольствие в том случае, если игра ему интересна и знакома.

И если летний период Вы выезжаете на дачу, то необходимо сделать так, чтобы ребенок имел возможность играть с песком и водой.

3.Заключительная часть.

- Собрание подходит к концу. Хочется выразить вам благодарность за участие, за то, что вы нашли время прийти на нашу встречу.

Рефлексия:

  1. Впечатление от родительского собрания.(«Конверт впечатлений»)

  2. Какие выводы вы сделали  (высказывания родителей).


Закончить нашу встречу я хочу словами Мариеллы Зейц - «Если бы меня попросили назвать универсальную, всевозрастную игровую среду, то я бы, ни на минуту не сомневаясь, сказала : «Песок!»». Давайте же будем играть вместе со своими детьми как можно чаще. Помните, игра с песком – прекрасный источник укрепления физического, духовного и эмоционального самочувствия ребёнка. Открывайте мир вместе с ребёнком! До новых встреч!









Список литературы:



1 . Аромштам М. Игры влажном песке / / Дошкольное образование - июнь № декабрь 2006
2 . Андрунь С. Чудеса из песка / / Обруч № марте 2007
3 . Заботливая Н.Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально - волевой и социальной сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста / / Дошкольная педагогика / январь, февраль / 2007
4 . Заботливая Н.Ф. Песочная терапия коррекции эмоциональной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста / / Дошкольная педагогика / июль , август / 2006
5 . Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. , Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии / СПб . : Язык: ТЦ Сфера , 2001
6 . Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. , Грабенко Т.М. Коррекционные развивающие и адаптирующие игры М. : Детство - Пресс , 2002

7. Зенина Т.Н. Родительские собрания в детском саду ./ М.: Центр педагогического образования, 2010

8. Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста/ СПб. : Детство- Пресс,2011






5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!