СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игра. Что? Где? Когда?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщить знания детей о правах ребенка в виде игры, создать условия для обобщения основ правового сознания школьников.

Просмотр содержимого документа
«Игра. Что? Где? Когда?»

Игра «Что? Где? Когда? »

          ЦЕЛЬ: создать условия для обобщения основ правового сознания школьников. 

  1. Уточнить и обобщить представления детей о правах ребёнка.

  2. Продолжить формирование навыков коллективной деятельности.

  3. Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.

  4. Развивать умение рассуждать, сопоставлять, высказывать своё мнение.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. Игровое поле, разделенное на секторы, юла со стрелкой.

  2. Конверты с заданиями.

  3. Набор картинок для Д/И «Разложи правильно». (Приложение)

  4. Листы со словами «КОНСТИТУЦИЯ».

  5. Жетоны


ХОД ИГРЫ: 

1. Организационный момент.


-Здравствуйте! Я с вами поздоровалась.

-Что обозначает слово “здравствуйте”? (Пожелание здоровья и счастья)

-А что для вас здоровье? Счастье? (Дети отвечают)

- Ребята приготовили для вас сценку. Посмотрите её внимательно и подумайте, о чем сегодня мы будем говорить.


2. Цель занятия.

Учитель: Ребята, сегодня мы продолжим разговор о том, что является важным для всех людей – о наших правах и обязанностях. Мы вспомним о том, для чего нужны права. Ведь мы много знаем о наших правах и никому не позволим их нарушать, и сами не будем нарушать права других людей. Наша задача хорошо запомнить их.

3. Игра

- Сегодня у нас будет необычное занятие. Я хочу пригласить вас на игру «Что? Где? Когда?». Во время, которой мы с вами можем узнать много интересного и нового. А также обсудить очень важные вопросы, появившиеся давным-давно: «Что люди могут делать и чего не могут делать?», «Что они обязаны делать и чего не обязаны?», «На что они имеют право и на что не имеют?» без ясного ответа на эти вопросы наша жизнь превратилась бы в сплошной кошмар и неразбериху.

-Посмотрите, какие вы все разные  непохожие друг на друга. Но есть у вас что-то общее. Что это?-Действительно, это ваши права и обязанности, которые общие для всех. И мы все в равной степени должны их выполнять.

-Кто догадался,как будет называться тема нашего классного часа?

-Для начала выясним,что такое права и что такое обязанности. Как вы считаете?

-Как вы понимаете эти слова?Обратимся к словарю

Право - это условия для учёбы, работы, жизни, которое государство даёт человеку.

А права?

- Где права, там и обязанности. Что значит - обязанности? ()

- Обязанность - это требования к поведению и отношению (к учёбе, к работе, к людям), которое человек должен выполнять.

- Как вы думаете, права - отдельно, обязанности - отдельно?

-Права и обязанности тесно связаны. Нарушить право - нарушить порядок. Нарушить порядок - нарушить обязанности)

- Сегодня нашу встречу с вами на уроке освещает солнышко. И это не случайно. Какое значение имеет солнце для всех жителей нашей планеты? (Ответы детей.)

Вывод: солнце дает жизнь всему живому.

- И сегодня это доброе и ласковое солнышко поможет нам понять, что же самое важное для человека, что он должен ценить и беречь...

- Как вы думаете, что для вас является самым дорогим, самым ценным? (Дети высказывают свои мнения.)

Приоткрывается первый лучик, на котором, записано слово «жизнь».

Докажите, почему самым большим богатством для человека является жизнь. (Ответы детей.)

Вывод: человек имеет право на жизнь.

Не менее важным, как нам подсказывает солнышко, является ... здоровье.

Приоткрывается второй лучик со словом «здоровье».

- Вы согласны с этим мнением? Почему люди должны ценить здоровье свое и других? (Ответы детей.)

Вывод: человек имеет право на охрану здоровья и медицинское обслуживание.

Без чего человек не может быть по-настоящему счастлив? (Без семьи, без друзей.) Докажите свое мнение... Согласно ли с нами солнышко? Давайте заглянем, что нам об этом расскажет следующий лучик.

Приоткрывается третий лучик, на котором записано слово «семья».

Согласны ли вы с мнением, что каждый человек вправе иметь семью, жить в семье? (Да.) - Что же еще является значимым для человека?

Открывается следующий лучик с записью «Родина».

- Почему Родина так важна для человека? Почему люди вдалеке от своей Родины тоскуют по ней? (Ответы детей.)

- Кто знает,в каких документах прописаны наши права. Назовите их. (конвенция, конституция).

Миниитог 

Игра

- Для участия в игре приглашается команды. Командиров команды прошу объявить название своей команды.  

       -Во время игры подробнее познакомиться с некоторыми вашими правами и обязанностями.


Задания – секторы:

1 сектор - Конверты с картинками из сказок: (Приложение)

Цель: в игровой форме закрепить знания о статьях из декларации прав человека.

«Снежная королева»

 «Три поросёнка»

«Золушка»

«Золотой ключик»

  «Колобок»

«Айболит»

Учитель задаёт вопросы для каждой команды:

  1. Вспомните, в какой сказке злая Королева увезла маленького мальчика в свой ледяной дворец? Имела ли она на это право? Почему?

    Сказка «Снежная королева»

    Дети имеют право  жить со своими  родителями и никому не позволено их разлучать.

  1. В какой сказке герои могли остаться без своих домиков? Кто в сказке «Три поросенка нарушает права поросят»? Назовите это право?

      Сказка «Три поросёнка». Права поросят нарушает волк.

     Ребенок имеет  право спокойно  жить в своем  доме, никто не  может без   разрешения войти   в чужой дом. 

  1. В какой сказке мачеха не отпускала свою падчерицу на бал? Какое право нарушила мачеха в сказке «Золушка»?

      Право поиграть, отдохнуть и веселиться. 

  1. В какой сказке отец купил сыну «Азбуку», продав свою старую куртку? О каком праве идет речь?    

Сказка «Приключения Буратино».

      Каждый ребенок имеет право получать образование. 

5.В какой сказке главному герою угрожали быть съеденным. Какое право хотели нарушить звери?

Сказка «Колобок»

     Каждый ребенок  имеет право на  жизнь. 

6.В какой сказке больные животные обращаются за помощью к ветеринару? Какое право выполняет Доктор Айболит?

      Каждый ребенок  имеет право на  получение медицинской  помощи. 

2 сектор – «Спрятанное  слово»:

Цель: активизировать словарь детей, упражнение в составлении слов из заданных букв.

Составить слова, используя буквы слова КОНСТИТУЦИЯ (на работу отводится 5 минут)

ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ

«Хлопалка».

Хлопают все зрители.

Хлопают те, кто ходит в школу за знаниями? Какое право дало вам государство?

Хлопают те, кто любит каникулы. Какое право вам дано?

Хлопают те, кто любит вкусно поесть. Какое право дано?

Хлопают те, кто ни разу не опоздал в школу. Какую обязанность вы должны выполнять?

Хлопают те, кто любит своего домашнего животного и ухаживает за ним? Какая обязанность?

Хлопают те, кто кому ставят прививки? Каким правом вы пользуетесь?

Проверка – за каждое слово 1 жетон.

3 сектор – игра  «Хорошо – плохо»: (Приложение)

Цель: учить детей сопереживать, совершать по собственной воле добрые поступки. Формировать уважительное, заботливое отношение к близким, родным людям.

- «Крошка сын к отцу пришел

  И спросила кроха:

- Что такое  хорошо

- Что такое  плохо?»

Давайте с помощью  стихотворения В. В. Маяковского  «Что такое хорошо и что такое  плохо?» постараемся разобраться  с  правами.

Игра «Разложи правильно» (на работу 2 мин.)

 По окончании  игры:

 - Какие вы молодцы, всё правильно разложили. Конечно же, мы радуемся добрым делам и поступкам, и огорчаемся, если окружающие поступают плохо. Надеюсь что вы у нас замечательные ребята, будете поступать только хорошо, не нарушая прав, друг друга и соблюдая ваши обязанности. 

4 сектор – выбери верное суждение (Приложение)

Цель: развивать умение рассуждать, анализировать, делать выводы.

Определи, что является обязанностью школьника:

- Каждый учащийся школы может взять книгу в школьной библиотеке.

-У каждого ребёнка должно быть имя, фамилия, отчество.

-Каждое воскресенье Маша убирает свою комнату.

-После того, как Петя достигнет возраста совершеннолетия, он пойдёт в армию.

-После каждого урока в школе учащиеся могут отдохнуть на перемене.

-Школьник обязан выполнять все требования учителя

-Ученик обязан посещать все занятия по расписанию

-После уроков, учащиеся обязаны сделать уборку по всей школе

-Все учащиеся должны соблюдать правила безопасного поведения в школе

-Учащиеся обязаны покупать учебники по каждому предмету.

1 . Работа в группах .

- Не случайно я ваш класс разбила на две группы. Одна группа вначале будут юристы, а другая группа дети, которые обратились за помощью к юристам, а затем поменяемся. Каждая группа рассмотрит по пять примеров. (в помощь детям памятки о правах)

-Давайте на примере литературных   героев попробуем разобраться и выяснить, как вы поняли названные права.

 (Во время игры дети читают задание из карточки, а «юристы» комментируют, какие права были нарушены в данном случае). Ответ должен начинаться со слов: «Согласно Конвенции о правах ребенка …»

(два примера приводит учитель)

1. Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни? (Согласно Конвенции о правах ребенка - Право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, и свободно участвовать   в культурной жизни и заниматься искусством)

«Правовой цветник»

Ведущий: перед вами лежат по два разобранных цветка, на сердцевине одного написано «права», другого – «обязанность». Рядом лежат лепестки цветочные, на которых написаны либо права, либо обязанности. Ваша задача, ребята, правильно собрать цветы: лепестки с правами приложить к сердцевине «Право», а с обязанностями к сердцевине «Обязанность». У вас должен получиться цветок прав и цветок обязанностей.

На лепестках цветка «право» следующие высказывания:

* Иметь фамилию, имя, отчество

* Иметь игрушки

* Ходить на кружок

*Жить с родителями

* Высказывать свои мысли

* Отдыхать на перемене

На лепестках цветка «Обязанности»:

* Делать уроки

* Читать книги

* Заботиться о животных

* Мыть посуду

* Делать зарядку

* Посещать школу

* Помогать родителям


Проверка.


Рефлексия занятия. 
После выполнения всех заданий. Учитель подводит итоги.

О чем мы сегодня говорили?

Кого заставило задуматься сегодняшнее занятие?

Что понравилось?


Воспитатель:

Чтоб дети учились и развивались,

Чтобы права их не нарушались,

Мы учим закон, прилагая все силы,

Ведь именно нам жить в России!

Все дети на Земле имеют право

На чистый воздух и веселый смех.

-Ребята, я думаю, что права, о которых мы с вами говорили, вы будете помнить всегда и соблюдать их, не нарушая прав других людей. И будете помнить, что помимо прав у вас есть и обязанности.












 


 
 


 
 


 
 
 



- Каждый учащийся школы может взять книгу в школьной библиотеке.


-У каждого ребёнка должно быть имя, фамилия, отчество.


-Каждое воскресенье Маша убирает свою комнату.


-После того, как Петя достигнет возраста совершеннолетия, он пойдёт в армию.


-После каждого урока в школе учащиеся могут отдохнуть на перемене.


-Школьник обязан выполнять все требования учителя


-Ученик обязан посещать все занятия по расписанию


-После уроков, учащиеся обязаны сделать уборку по всей школе


-Все учащиеся должны соблюдать правила безопасного поведения в школе


-Учащиеся обязаны покупать учебники по каждому предмету.


- Каждый учащийся школы может взять книгу в школьной библиотеке.


-У каждого ребёнка должно быть имя, фамилия, отчество.


-Каждое воскресенье Маша убирает свою комнату.


-После того, как Петя достигнет возраста совершеннолетия, он пойдёт в армию.


-После каждого урока в школе учащиеся могут отдохнуть на перемене.


-Школьник обязан выполнять все требования учителя


-Ученик обязан посещать все занятия по расписанию


-После уроков, учащиеся обязаны сделать уборку по всей школе


-Все учащиеся должны соблюдать правила безопасного поведения в школе


-Учащиеся обязаны покупать учебники по каждому предмету.







Права

* Иметь фамилию, имя,

отчество

* Иметь игрушки

* Ходить на кружок

*Жить с родителями

* Высказывать свои

мысли

* Отдыхать на перемене

«Обязанности»:

* Делать уроки

* Читать книги

* Заботиться о

животных

* Мыть посуду

* Делать зарядку

* Посещать школу

* Помогать родителям

- Снежная Королева похитила Кая. Кай… (Согласно Конвенции оправах ребенка каждый ребенок имеет право проживать в своей семье со своими родителями и никто не праве разлучить их.)

-Князь Гвидон младенцем вместе с матерью был посажен в бочку и выброшен в море. Князь Гвидон … (Согласно Конвенции о правах ребенка каждый ребенок имеет право на жизнь.)

Тигр Шерхан: «Человеческий детеныш мой, отдайте мне его». Волчица… (Согласно Конвенции оправах ребенка, каждый ребенок имеет право воспитываться и жить в семье, где о нем заботятся и любят.)



- Каждый учащийся школы может взять книгу в школьной библиотеке.


-У каждого ребёнка должно быть имя, фамилия, отчество.


-Каждое воскресенье Маша убирает свою комнату.


-После того, как Петя достигнет возраста совершеннолетия, он пойдёт в армию.


-После каждого урока в школе учащиеся могут отдохнуть на перемене.


-Школьник обязан выполнять все требования учителя


-Ученик обязан посещать все занятия по расписанию


-После уроков, учащиеся обязаны сделать уборку по всей школе


-Все учащиеся должны соблюдать правила безопасного поведения в школе


-Учащиеся обязаны покупать учебники по каждому предмету.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!