СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игра и игровые приемы как средство художественно-эстетического развития ребенка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основой процесса эстетического воспитания является совместная деятельность педагога и ребенка, направлена на развитие у него способностей к восприятию прекрасного, художественных ценностей и продуктивной деятельности. Исследователи предлагают использовать в эстетическом воспитании дошкольников игровые приемы обучения, игровые ситуации, обыгрывание детских работ на занятиях,  что создает положительную эмоциональную атмосферу, способствует эффективному овладению изобразительными навыками и умениями, повышает качество работы и способствует развитию интереса к изобразительной деятельности. В статье  с помощью примеров доказано, что применение разнообразных игровых приемов стимулирует изобразительное творчество детей во всех возрастных группах, но в каждой отличается своеобразием.

Просмотр содержимого документа
«Игра и игровые приемы как средство художественно-эстетического развития ребенка»



















Семинар-практикум на тему:
«Игра и игровые приемы
как средство художественно-эстетического развития ребенка»






Подготовила и провела:
Лесникова О. С.


















Тутаев
2016




Основной целью образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является развитие у ребенка любви к прекрасному, обогащение его духовного мира, развитие воображения, эстетических чувств, эстетического отношения к окружающей действительности, приобщение к искусству как неотъемлемой части ду­ховной и материальной культуры, эстетического средства формирования и развития личности ребенка. Слайд 1

Основой процесса эстетического воспитания является совместная деятельность педагога и ребенка, направлена на развитие у него способностей к восприятию прекрасного, художественных ценностей и продуктивной деятельности.

Средствами эстетического воспитания детей являются отобранные педагогом и специально организованные для восприятия детей предметы и явления окружающей действительности. Слайд 2
К ним относятся:
1. Эстетика быта.

2. Произведения искусства.

3. Природа.

4. Специальное обучение.

5. Самостоятельная художественная деятельность детей.

6. Праздники.

Исследователи предлагают использовать в эстетическом воспитании дошкольников игровые приемы обучения, игровые ситуации, обыгрывание детских работ на занятиях,  что создает положительную эмоциональную атмосферу, способствует эффективному овладению изобразительными навыками и умениями, повышает качество работы и способствует развитию интереса к изобразительной деятельности. Особенно важно обеспечить сочетание различных видов деятельности в развитии художественных умений дошкольников.

Художественно-эстетическая деятельность –  деятельность специфическая для детей, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисунки, поделки), одним словом реализовать себя как творческая личность.

Игра в осуществлении эстетического развития детей в ДОО выступает в качестве средства интеграции всех видов искусства и художественно-творческой деятельности (Г.Г. Григорьева, Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон).

Часто формы образовательной деятельности (ООД) в соответствии с ФГОС ДО организуется в форме игры под прямым руководством взрослого. Игра выступает не только средством развития, но и используется как форма организации деятельности (игра-беседа, игровые обучающие ситуации, игра-занятие, игра-драматизация, игра- экспериментирование)и как метод . Слайд 3

Каждый метод состоит из определенных приемов, прием обучения направлен на решение более узкой учебной задачи. Чем разнообразнее приемы, тем содержательнее и действеннее метод, в который они входят.

Интересный и своеобразный опыт обращения к игре при обучении изобразительной деятельности представлен в работах Е.А.Флериной, Р.Г.Казаковой, Г.Г.Григорьевой, Т.Н.Дороновой, С.Г. Якобсон. Слайд 4 Г.Г.Григорьева показала, что использование игровых приемов в процессе занятия повышает интерес детей к изобразительному искусству, создает положительный, эмоциональный настрой и вызывает желание рисовать, повышает эффективность процесса обучения. Иной подход в развитии связи занятий с игрой и использование игровых приемов при обучении изобразительной деятельности характерен для Т.Н.Дороновой. Разработанные ею игровые приемы имеют обязательное продолжение в играх. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности.

В современных условиях воспитателю просто необходимо знать особенности игровых методов и приемов обучения, их принципиальное отличие от других методов и приемов. Без знания игровых приемов и умения их применять на практике, невозможно построить образовательную деятельность педагога с детьми. Слайд 5 Поэтому целью нашего семинара является: рассмотреть условия использования игровых методов и приемов в организованной образовательной деятельности взрослого с детьми (на примере изобразительной деятельности).

Педагогу необходимо продумать использование игровых приемов обучения. Рассмотрим их специфику с точки зрения использования в образовательной деятельности. С одной стороны, как и всякие приемы, они должны быть направлены на решение дидактических задач. С другой стороны, по своему характеру должны быть максимально похожими на настоящую игру.

Слайд 6 Вопрос для обсуждения:

Чем же отличается “настоящая” свободная игра от игры в непосредственно образовательной деятельности? В НОД игру предлагает педагог.


Слайд 7 Одним из признаков игрового приема должна быть игровая задача. Игровая задача в этих приемах – это своеобразная формулировка, определение цели предстоящих игровых действий.
Слайд 8 Для начала педагог приглашает к деятельности – необязательной, непринужденной, начиная словами: “Давайте сегодня построим мишке домик или: “Позовем Петрушку в гости”. Кто хочет – присоединяйтесь…”. (Обратить внимание на ключевые слова. Сравнить: “Ребята, сегодня мы сделаем …. Итак, садитесь за столы…”)

Наметив задачу для совместного выполнения, взрослый, как равноправный участник, предлагает возможные способы ее реализации.

В процессе использования игрового приема может увеличиваться количество игровых задач. Таким образом, происходит развитие игрового замысла.

Слайд 9 Проблемная ситуация для обсуждения :Детям предложили игровую задачу: “Давайте сделаем Петрушке фотографию. Кто хочет, присоединяйтесь”, а затем идет обычная учебная работа, дети рисуют Петрушку, педагог руководит работой, учит, развивает, формирует какие-либо навыки и умения. Получается, что детям “пообещали” игру, но игра не состоялась. Почему так произошло? Произошло это потому, что в таком игровом приеме не оказалось самого главного – игровых действий, через которые осуществляется любая игра.

Слайд 10 Поэтому игровые действия являются непременным, одним из важнейших признаков игровых приемов обучения. С их помощью решается интересная для детей игровая задача. Так, чтобы помочь зайке перебраться через речку, дети делают лодочки (аппликация), “сажают” в них зайчиков, “плывут” по реке, “выбираются” на берег. Лодки с “Кривыми парусами” могут перевернуться, в них “зайцы не хотят садиться”. Дети ремонтируют такие лодки и т.п.

В тех случаях, когда дети увлечены происходящими событиями, предложенными им педагогом, когда у них есть определенный запас знаний, впечатлений о данном явлении, они могут сами ставить новые задачи, придумывать игровые действия и способы их выполнения. Например, дети средней группы “делают” (рисуют) мостики через речку. Для медведей – из толстых бревнышек, а для зайцев – из тонких веточек (упражнение в регуляции силы нажима на карандаш включается в сюжетное рисование). Дети, обеспокоенные тем, что медведь может провалиться, делают перила и рисуют их; зайчику страшно переходить одному через реку, поэтому рядом с ним рисуют зайчиху-маму. Следовательно, происходит развитие сюжетно-игрового замысла, обогащающее содержание рисунка, придающее ему творческий характер.

Вопрос для обсуждения:Как называется мнимая ситуация, рождающаяся в условиях игрового действия, когда смысл действия соответствует реальному, (“Зажечь огни на елке…”), а операция, реализующая это действие, выполняется в соответствии с имеющимся материалом (мазки кистью и красками на бумаге)? (Ситуация “как будто” А.Н. Леонтьев).

Слайд 11 Итак, используя игровые приемы, воспитатель ставит перед детьми игровую задачу, совместно с детьми развивает сюжетно-игровой замысел, выполняет соответствующие игровые действия, таким образом, обучая и развивая детей. В каждом игровом приеме должны быть игровая задача и игровые действия.

Слайд 12 Проблемная ситуация для обсуждения : Игровые задачи поставлены, и игровые действия присутствуют, но интерес детей быстро пропадает. Например: к детям “пришел” мишка и принес бочонок с лентами, после рассматривания которых, воспитатель предложил детям нарисовать ленты. Дети заинтересовались, приступили к работе, но вскоре интерес погас, они стали отвлекаться и мало интересовались полученными результатами. Почему это произошло?

Слайд 13

  1. В опыте детей нет интересной для них информации, помогающей понять и принять связь содержания изображений с тем, для кого они предназначены.

  2. Детям был интересен новый персонаж, но им оказалась непонятной задача: для чего ленты мишке? Отсутствует мотивация.

  3. Игровое содержание не соответствует логике игровых действий и смыслу реальных жизненных ситуаций. Таким образом, эти приемы оказались надуманы и неестественны.

С каким игровым персонажем, и какой игровой прием логичнее было бы использовать в данной ситуации?

Слайд 14 Для того, чтобы поддерживать интерес детей, а самому воспитателю не испытывать чувство неудовлетворенности, бесполезности, ненужности игровых приемов, необходимо учитывать знания детей об окружающем мире и их интересы. Кроме того, педагогу необходимо знать мотивы игры, что интересует конкретных детей конкретной группы. Какие способы выполнения игровых действий освоили дети. Известно, что чем меньше ребенок, тем более доступны ему развернутые игровые действия с игрушкой. Малышу очень важно видеть, как петушок “прыгает” по лесенке, которую он нарисовал, курочка “клюет” зернышки, “посыпанные” (нарисованные) им. Ему хочется взять игрушку и самому выполнить эти действия. В таком случае возникает образ воображения, так называемая ситуация “как будто”. Игровые действия, выраженные только словом или жестом, для маленького ребенка будут непонятны и неинтересны. Ребенок может выглядеть заинтересованным, внимательно слушать, но воображение его не разбужено, игровое общение, в ходе которого воспитатель пытается обучить чему-то ребенка, затруднено. Следовательно, обучение неэффективно.

Проблемные ситуации для обсуждения : По замыслу педагога к детям в гости приходят матрешки. Педагог достает их из шкафа и радостно объявляет: “Дети, к нам в гости пришли матрешки!”. Один из детей скептически замечает: “И вовсе они не пришли. Вы их из шкафа достали”. ИЛИ: Воспитатель, чтобы заинтересовать детей аппликацией на тему “Домики для зверей”, рассказывает, как Степашку и Филю застал дождь, и они спешат домой, чтобы шубки не промокли, лапки не замерзли. “На улице хмуро и пасмурно,– говорит воспитатель, – льет дождь”. Девочка беспокойно смотрит в окно. (За окном золотая осень, светит солнышко). “А у нас нет дождя”. Впереди сидящий ребенок поворачивается и недовольно ворчит: “Ну что ты? Не понимаешь? Это же понарошку!”

Поэтому необходимо знать логику развития игры, возможное усложнение содержания игровых действий. Печально, когда воспитатель торопливо и сухо произносит: “Дети, к нам пришел мишка. У него будут гости. Он хочет, чтобы мы нарисовали ему угощенье”. Этим игровой прием исчерпан. В результате теряется не только игровая суть, но искажается нравственный смысл ситуации.

Слайд 15 Необходимо, чтобы сам воспитатель эмоционально и заинтересованно (как дети) реагировал на происходящее, проявляя самые разнообразные чувства: удивление, восхищение, радость или сочувствие, огорчение, печаль (соответственно содержанию изображаемой ситуации).


Все участники семинара с помощью жребия делятся на 4 подгруппы, выбирая 1 из видов творческой продуктивной деятельности детей: рисование, лепка, аппликация и конструирование. Приводят примеры использования всех групп игровых приемов в ООД с детьми по своей деятельности.

.
Слайд 16 Все игровые приемы можно разделить условно на группы: сюжетно-игровые ситуации по типу режиссерских игр (развертываются по поводу каких-либо предметов или бросового материала) и сюжетно-игровые ситуации с ролевым поведением детей и взрослых.
Игровое упражнение (Е.А.Флерина). Игровые упражнения – группа приемов, которые можно использовать в работе с детьми. По своему характеру они соответствуют одной из форм игровых проявлений, а именно ритмичному повторению одного и того же изобразительно-игрового действия. В игровом упражнении действие не разворачивается, а повторяется. Игровое упражнение используется в основном при формировании технических навыков, рисовальных движений — силы, темпа, ритма и амплитуды.

Принятие детьми игрового упражнения обусловлено интересом к содержанию отражаемого действия, а также к ритмическим повторам движений. Производя эти движения, дети могут сопровождать действия словами «дождик кап – кап», это словесное сопровождение усиливает ритмический характер процесса рисования, делает более интересным и легким само движение.

Учитывая, интерес ребенка к содержанию действия, склонность к его повторению и совпадение игрового и изобразительного действия данный прием можно использовать для упражнения детей в отдельных изобразительных действиях с целью формирования изобразительных навыков. Например, детям предлагается пришить пуговицы на шубку кукле Маше. Шубка не расстегнется, если все пуговицы будут ровные и большие, Маша не замерзнет на улице.
Упражнения используются во всех группах детского сада. Полезно проводить некоторые упражнения руки с карандашом или кистью в воздухе, не касаясь бумаги.


Сюжетно - изобразительная игра - основной игровой прием на занятиях по изобразительной деятельности. В рамках организации данного вида игры можно обыграть игрушку, использовать «живые картины». Началом занятия может служит и игровой рассказ.
Прием обыгрывания игрушек. Используется непосредственно перед началом занятия или в первой части в процессе беседы, направленной на формирование замысла будущего рисунка. Обыгрывание игрушек (предметов) помогает привлечь внимание к изображаемым предметам; мотивировать, обосновывать задание, заинтересовывать предстоящей работой, объяснить приемы работы, рассмотреть, обследовать изображаемый предмет.

Используя этот прием можно учесть постепенно изменяющиеся, усложняющиеся с возрастом и развитием интересы детей. Это те интересы к человеку его действиям мама, врач, сказочные персонажи, популярные герои мультфильмов и их действия, к общению с любимыми образами, которые лежат в основе естественных игр и определяют их содержание. Поэтому такой прием (обыгрывание игрушек) вполне может быть использован в работе с самыми старшими дошкольниками. Следует при этом помнить, что при сохранении интересов к игрушке (предмету) у старших дошкольников преобладает интерес к общению людей, взаимодействию их между собой. Это обязательно нужно учитывать при обыгрывании игрушки (предмета). Например, на занятии в подготовительной группе появился Буратино-путешественник, веселый, озорной. Оказывается, он заблудился в городе и ничего не успел увидеть, но слышал, какой это красивый и интересный город. Ему уже пора уезжать, и он огорчен тем, что ничего не увидел. Воспитатель советуется с детьми, просит подумать, как можно быстро на одном занятии показать Буратино город. Дети рисуют самые интересные и любимые места в городе, а потом семилетние дети, словно забывая, что это игрушка увлеченно рассказывают Буратино о городе.


Вторая группа приемов - обыгрывание готового изображения, а так же игра с еще незаконченным изображением.
Обыгрывание незаконченного изображения, как вариант сюжетно-изобразительной игры, дающий детям возможность самим исправить или доработать изображение во время занятия. Этот прием направлен на руководство процессом изображения и поэтому он как - бы сопровождает его. Воспитатель ставит следующие задачи: игровой анализ создаваемого образа, дальнейшее развитие замысла детей, стимулирование изобразительного способа, его воплощениею. Например, лошадь щиплет траву и не может до нее дотянутся. Ребенок догадывается, что «трава» растет маленькая, а именно что штрих должен быть длиннее. Или трава изображена не по всему листу (лошадка не может найти травку). В этом случае ребенок рисует траву по всему листу. Парус у лодки кривой и заяц не сможет переправиться на другой берег, ребенок исправляет и этот недостаток.
Разговор ведется от лица (имени) персонажа. Дети должны понять, что успешность игровой работы зависит от качества изображения, а успешность и качество зависят от того, как точно дети выполняют учебную задачу. Звери садятся в автобус, в котором светло (вырезаны окна), хорошо закрывается дверь - она ровно наклеена и т.п. Такой анализ доступен детям уже со средней группы.
Наблюдения за процессом изображения показали, что дети не всегда откликаются на игровой прием. Одна из причин этого – сложность изображения. В этом случае не следует использовать игровые персонажи, можно в игровой образной форме направить деятельность ребенка: « Замерзнет девочка в такой шубке, посмотри она вся в дырах, ветер продует, мороз заморозит бедняжку» (обращается внимание на неровное закрашивание); «Ты не замерзла без рукавичек и шарфика?», тем самым, подсказывая малоинициативному ребенку возможность развития замысла и более выразительного рисунка.

Процесс использования этого приема представляет собой по существу, постановку детям разнообразных игровых задач, побуждение к их принятию и самостоятельной постановке новых.

Происходит частично совместное, частично самостоятельное развитие сюжетно-игрового замысла. Игровой прием стимулирует изобразительное творчество. В тех случаях, когда выполняется более сложное изображение предмета сюжетно - изобразительная игра приобретает развернутый характер, а создаваемый рисунок, как бы включается в воображаемый игровой сюжет. Например, ребенок тепло «одевает» Машеньку на прогулку: надевает шапку, варежки, завязывает шарф. При выполнении сюжетного рисунка игровой прием стимулирует воплощение сюжета в основном изобразительно – игровыми действиями. Например, дети, рисуя, на тему: «Парк» «сажают» деревья, цветы, «прокладывают» дорожки в парке, «растет» трава, «прилетают» птицы.


Прием обыгрывания выполненного изображения состоит из игровых действий, которые помогают раскрыть качество изображения, осознать причины успехов и неудач. Игровые действия направлены на анализ изображения по нескольким признакам: выразительность формы, передача строения, цвет и др. Например, белочка узнает грибы по цвету шляпок (цвет), нанизывает на ветку грибы только с толстой ножкой (строение), самые маленькие грибы оставляет подрасти (величина). Старшие дошкольники могут « путешествовать» на волшебном корабле, перемещаясь в разные времена года (в зимний денек, в лето) и даже на другие планеты.
Специально организованное обыгрывание детских работ позволяет педагогу живо, убедительно и интересно провести их анализ и оценку. Самые маленькие дети понимают, почему колобок « скатился» с нарисованной дорожки,- дорожка получилась кривая. При таком анализе никто из детей не обижен, более того они не только понимают, что у них не получилось, но и охотно исправляют ошибку,

И сюжетно-изобразительная игра и игровые упражнения с успехом используются во всех группах детского сада. Но при использовании игровых приемов в разном возрасте есть своя специфика. Так малыши любят помогать «своей» игрушке В 4-5 лет детям интересны ролевые действия с игрушками, и им гораздо интереснее те ролевые действия, которые отражают взаимоотношение между персонажами, т.е. необходимо чтобы происходило  больше общения персонажей между собой. Часто в занятии участвуют несколько персонажей, между которыми строится диалог, так как речь занимает ведущее место в игровом общении детей в данном возрасте. Все эти приемы напоминают режиссерские игры, когда ролями наделяются игрушки. Но роли могут выполнять и сами дети.


Следующая группа приемов – приемы с ролевым поведением детей и взрослых., которые с успехом используются в старшем дошкольном возрасте. Это могут быть игры «художественная мастерская» (у куклы из сервиза разбилась посуда, надо ей помочь. Дети - гончары лепят посуду.) Детям предлагается роль художников, фотографов, продавцов и покупателей. Например, дети-художники (подготовительная группа) могут нарисовать афиши по сказкам, оформить обложку для книги. Художники-модельеры украшают узором силуэты блузок, юбок, платьев, затем изделия продаются в магазине «ОДЕЖДА». Для подготовки и проведения такого рода занятий необходимо проведение большой предварительной работы с целью формирования определенного круга знаний у детей. «Продавец» должен по описанию догадаться, какое платье хочет купить покупатель, таким может быть один из фрагментов анализа детских работ. Любой прием, в котором дети и взрослые выступают в той или иной роли (волшебники, птицы и т.п.) относится к этой группе. Выделение игрового приема с элементами ролевого поведения обусловлено особенностями игры. Однако в той или иной роли ребенка привлекают или разнообразные действия человека (игрового персонажа), или взаимоотношения между персонажами или людьми.

Таким образом, мы выяснили, что применение разнообразных игровых приемов стимулирует изобразительное творчество детей во всех возрастных группах, но в каждой отличается своеобразием.

Опытный педагог, используя игровой метод обучения детей изобразительной деятельности должен учитывать множество факторов. Это и возраст детей, и их жизненный опыт и исполнительские умения каждого. Занятия, на которых используется игровой метод потребуют от педагога творчества, умения импровизировать, эмоциональности, знаний индивидуальных особенностей каждого воспитанника.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!