СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игра.Исторические портреты.Древний Рим.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интеллектуальная игра

Просмотр содержимого документа
«Игра.Исторические портреты.Древний Рим.»

Интеллектуальная игра для 5 класса

«Исторические портреты. Древний Рим»

Учитель истории и обществознания

Зуева Г.И.



Описание и правила игры:


Суть игры «Исторические портреты» заключается в угадывании исторических личностей по описанию. Описание состоит из трех устных подсказок, каждая из которых представляет собой определенный биографический факт из жизни исторического лица. Задача учащихся, каждый из которых решает ее строго индивидуально, состоит в том, чтобы угадать личность по возможности с самой первой подсказки (в этом случае учащийся получает 3 балла за правильный ответ). Если после оглашения первой подсказки учащийся сомневается в правильности своего предположения или совершенно не имеет никаких догадок, он может уклониться от ответа и дождаться второй или третьей подсказки, чтобы дать ответ наверняка. Но в этом случае количество баллов за правильный ответ будет снижено: за угадывание после второй подсказки дается 2 балла, за угадывание после третьей – 1 балл. Учащийся, сомневающийся в своей версии после первой подсказки, может все-таки рискнуть и дать ответ в надежде получить максимальные 3 балла. Но если его ответ окажется неверным, он получит 0 баллов и не сможет больше участвовать в угадывании данной личности. Таким образом, каждый учащийся имеет только одну попытку для угадывания исторического портрета после одной из трех прозвучавших подсказок. Найти баланс между желанием получить максимум баллов за каждый портрет и ограниченностью собственных знаний об отдельной исторической личности, а, следовательно, высоком риске дать неправильный ответ после первой подсказки – вот непростая задача, которую каждый учащийся решает индивидуально, сообразно своим способностям, знаниям и уверенности.


Форма проведения игры:


Каким образом оглашаются подсказки, а учащиеся предлагают свои ответы? Подсказки оглашаются учителем последовательно, одна за другой, с минутным интервалом между ними. Интервал необходим для того, чтобы каждый учащийся смог быстро решить для себя: будет ли он давать ответ немедленно или подождет следующей подсказки. Если учащийся уверен в правильности своего предположения, он берет лежащий перед ним один из десяти (по числу угадываемых портретов) листочков бумаги, пишет на нем ответ – предполагаемое имя исторической личности – и, согнув листочек пополам, поднимает руку с целью обратить на себя внимание учителя. Последний, заметив поднятую руку, быстро подходит к учащемуся и принимает от него листочек с ответом.

Примечание: перед игрой учитель заранее готовит бумажные листочки для каждого учащегося. О том, как подготовить необходимые материалы – смотрите здесь:


http://ped-kopilka.ru/blogs/oleg-vladimirovich-mamaev/konspekt-intelektualnoi-igry-istoricheskie-portrety-yepoha-smutnogo-vremeni.html


Собрав все листочки (то есть не листочки всех учащихся вообще, а листочки тех, кто написал ответ и поднял руку), учитель складывает их в отдельную стопку на столе и переходит к чтению следующей подсказки. Так продолжается до третьей подсказки, после оглашения которой учащиеся сдают последние оставшиеся листочки (если учащиеся затрудняются с ответом даже после третьей подсказки, они, тем не менее, должны написать какое-то имя на своих листочках или, в крайнем случае, сдать листочки чистым). Исчерпав все подсказки, учитель оглашает правильный ответ и тут же проверяет листочки с ответами, начисляя учащимся заработанные ими баллы. Чтобы не возникло путницы с оцениванием листочков (после какой подсказки они были сданы и какие баллы нужно начислить), советую учителям после каждой подсказки складывать листочки в отдельную стопку: первая стопка – 3 балла, вторая стопка – 2 балла, третья стопка – 1 балл. Разумеется, баллы ставятся только за правильные ответы. Неправильные ответы, в какой бы стопке они ни находились, оцениваются в 0 баллов. По завершении всей игры баллы суммируются и называются учащиеся, набравшие наибольшее количество баллов: им выставляются отличные и хорошие отметки в журнал. Удовлетворительные и неудовлетворительные отметки за игру ставить не рекомендуется.


Использование презентации на уроке:


В классах, оснащенных компьютерной техникой, возможно использование презентации во время игры. В этом случае учитель читает подсказки не по конспекту, а по слайдам презентации (на одном слайде – одна подсказка). Использование презентации по сравнению с простым чтением обладает двумя преимуществами: во-первых, учащиеся не просто слушают подсказки, но и видят их на экране, а, во-вторых, оглашение правильных ответов сопровождается демонстрацией визуальных портретов исторических личностей. Таким образом, учащиеся получают представление не только о личностно-биографических характеристиках угадываемых героев, но и об их физическом облике.


Исторические портреты. Описание.


Портрет первый.


Тиберий Гракх (163-133 гг. до н. э.), народный трибун.


  1. Он происходил из знатного рода, но получил известность как защитник простых людей и отдал жизнь в борьбе за благо народа.


  1. Он был избран Народным трибуном и, выражая интересы плебеев, предложил Народному собранию принять закон в пользу бедных земледельцев.



  1. В историю он вошел вместе со своим младшим братом Гаем, который после его убийства был также избран Народным трибуном и продолжил борьбу за передел земли.


Портрет второй.


Нерон (37-68 гг. н. э.), римский император.


  1. В первые годы своего правления он сделал немало хорошего для страны и был очень популярен в народе, но постепенно дурная наследственность стала склонять его к порочным поступкам…


  1. Он очень любил выступать в театре, называя себя великим артистом. При этом во время представлений зрители были обязаны рукоплескать ему и выражать восторг.

  2. Неограниченная власть полностью развратила его. После убийства собственной матери он превратился в жестокого тирана и садиста, прихоти которого наводили ужас на всех жителей Рима.

Портрет третий.


Пирр (318-272 гг. до н. э.), великий полководец древности.


  1. Он родился спустя четыре года после смерти Александра Македонского и был его троюродным братом. В переводе с греческого его имя означает «огненный».


  1. Начав войну в Италии, он активно использовал боевых слонов. Когда римляне впервые увидели этих животных они пришли в замешательство, а их кони умчались от страха.



  1. Благодаря нему в историю вошло крылатое выражение, которое употребляется в значении: победа, равносильная поражению (давшаяся ценой слишком больших жертв).


Портрет четвертый.


Цезарь (100-44 гг. до н. э.), единоличный правитель Рима.


  1. Он был одной из самых ярких и противоречивых личностей своего времени. Одни считали его народным заступником, другие – душителем римской свободы.


  1. В период его правления выборы стали превращаться в фикцию: он заранее посылал в Народное собрание записки с указанием, каких кандидатов следует выбрать.



  1. Сенат даровал ему титул «отца отечества» и провозгласил пожизненным диктатором. Однако править ему было суждено недолго: в 44 году до нашей эры он был убит в результате заговора.


Портрет пятый.


Аларих (370-410 гг. н. э.), первый король вестготов.


  1. О его детстве и молодости мы знаем немного. Известно, что он происходил из рода Балтов (Отважных) и в возрасте примерно 20 лет был избран вождем своего племени.


  1. Возглавляемое им войско было огромным по численности и разношерстным по составу: в него входили готы, рабы и бежавшие из римской армии варвары.



  1. В 410 году он захватил Рим и отдал его на разграбление своим воинам. В том же году он внезапно умер и по преданию был захоронен на дне реки вместе со своими сокровищами.


Портрет шестой.


Спартак (110-71 гг. до н. э.), вождь восставших рабов.


  1. Он был родом из Фракии – страны на севере Балканского полуострова. Отличался умом, отвагой, хорошо знал военное дело. Во время войны с Римом он попал в плен…


  1. Уже при жизни его имя было окружено легендами. Одни его боготворили, другие – ненавидели. После смерти его героический образ станет символом борьбы за свободу и человеческое достоинство.



  1. На протяжении двух с половиной лет его армия, состоявшая из беглых гладиаторов и рабов, наводила ужас на всю Италию и угрожала самому существованию Римского государства.


Портрет седьмой.


Траян (53-117 гг. н. э.), римский император.


  1. По свидетельству современников, он был вежливым в общении и скромным в быту. Даже став императором, он продолжал ходить по Риму пешком, тогда как его предшественников обычно носили на носилках.


  1. Придя к власти, он избавил Рим от доносчиков, велев потопить их в море. По словам историка Тацита, после этого настало время, «когда каждый мог думать, что хочет, и говорить, что думает».



  1. Блестящий полководец и талантливый правитель, он еще при жизни получил титул «лучшего из императоров». Сам он любил повторять: «Я хочу быть таким императором, какого бы я сам себе желал, если бы был подданным».


Портрет восьмой.

Ганнибал (247-183 гг. до н. э.), карфагенский полководец.


  1. Однажды перед отправлением в поход отец заставил его дать торжественную клятву, что он всю жизнь будет непримиримым врагом Рима. И он исполнил эту клятву.


  1. Чтобы попасть в Италию, он во главе своего войска совершил беспримерный через Альпы. В течение двух недель воины, лошади и боевые слоны пробирались через заснеженные труднопроходимые горы.



  1. Свою самую известную победу он одержал в битве при Каннах, сумев окружить численно превосходившую римскую армию и нанести ей сокрушительное поражение.


Портрет девятый.


Сенека (4 г. до н. э. – 65 г. н. э.), римский философ.


  1. «Кто живет без цели впереди, тот всегда блуждает. Так поставим перед собою цель – высшее благо, чтобы стремиться к ней изо всех сил и иметь ее в виду в каждом деле, в каждом слове». Это одно из его изречений.


  1. Он презирал богатство и роскошь, не делал различий между богатыми и бедными и осуждал войны. По его мнению, раб ничем не отличается от свободного, ведь все люди братья.



  1. Он был наставником Нерона и занимал важные государственные посты, однако не смог изменить жестокого нрава императора и по его приказу был вынужден покончить жизнь самоубийством.


Портрет десятый.


Октавиан Август (63 г. до н. э. – 14 г. н. э.), римский император.


  1. Он был ловким, умным и очень осторожным правителем. Его расчетливость доходила до такой степени, что даже разговоры со своей женой он вел по заранее составленному плану.


  1. Внучатый племянник Цезаря, он никогда не забывал о его судьбе. Созданная им личная стража надежно охраняла его днем и ночью, а также следила за теми, кто мог принять участие в заговоре против императора.

  2. Установив единоличную власть, он объявил об окончании гражданских войн и установлении мира в стране. Рим вступил в новую эпоху – эпоху империи. Установив единоличную власть, он объявил об окончании гражданских войн и установлении мира в стране. Рим вступил в новую эпоху – эпоху империи.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!