Просмотр содержимого документа
««Игра как средство социально-коммуникативного развития младших школьников“»»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Стрелецкая средняя общеобразовательная школа» Красногвардейского района Белгородской области
Мастер-класс
«Игра, как средство
социально-коммуникативного развития»
Разработан социальным педагогом
МБОУ «Стрелецкая СОШ»
Суворина Оксана Николаевна
2024 г.
Тема мастер-класса: «Игра как средство социально-коммуникативного развития“»
Цель мастер – класса: показать, каким образом и через какие игры, упражнения можно формировать у школьников социально-коммуникативные навыки.
- Всем известно, что в настоящее время нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Действительно, всё чаще мы взрослые (педагоги, родители) сталкиваемся с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Общение приобретает новое качество: информационные технологии вытесняют «живую речь», ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка - это телевизор или компьютер, а любимое занятие - просмотр мультфильмов или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений, поэтому так важно научить ребенка общаться, ведь успешность адаптации личности в социальной среде, в первую очередь зависит от уровня развития коммуникативных навыков.
Задача: помочь детям разобраться в сложном мире взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, научить их вступать в речевой контакт и активно в нем участвовать, внимательно слушать, использовать мимику и жесты для эффективного выражения своих мыслей.
Игра – одно из самых привлекательных для детей занятий
- Все исследователи игры отмечают то обстоятельство, что в игровом взаимодействии ребёнок каким-то стихийным образом нащупывает способ разрешения настигшего его противоречия, а именно возможность разрешить конфликт через игру заставляет его вновь и вновь к ней обращаться. Игры вырабатывают у детей понимание сущности некоторых проблем, а совместное их решение в процессе игры помогают лучше усваивать социальные нормы и роли, соответствующие их полу и социальному статусу. Игры универсальны, вариативны и могут быть использованы в разных видах деятельности (как организационный момент, ритуал окончания, и т.д.). Есть у игр еще одно достоинство. Многие игры требуют для своего исполнения физической активности детей. Дети двигаются (по правилам), активно общаются (по правилам), отстаивают свою точку зрения и отказываются от неё, если находится более подходящая, условиям (тоже по правилам).
- Начать нашу встречу нам поможет клубок ниток. Давайте будем, разматывая его передавать друг другу из рук в руки, говоря друг другу добрые слова и пожелания. Подарите друг другу тепло своей души в надежде на сотрудничество, взаимопонимание, взаимопомощь в работе.
- Вот теперь, коллеги, вы связаны одной нитью, вы – одна команда. Но этого мало, чтобы стать настоящей командой и добиться успеха.
- Предлагаю познакомиться с одной из игр, которая поможет настроить на доброжелательное отношение друг к другу, создаст хороший эмоциональный настрой.
Игра «Стиральная машина» Цель: развитие коммуникативных навыков и хороших взаимоотношений между детьми; воспитание желания говорить друг другу комплименты.
- Ход игры: Для чего нам нужна стиральная машина? Правильно, для стирки белья. В машину мы загружаем грязное бельё, а достаём чистое. Я хочу вам предложить сыграть в игру «Стиральная машина». Но наша машина, не простая, а волшебная! В нашей чудо машине будет «стираться» не бельё, а люди. Выберем сейчас самого грустного игрока. После «стирки» он должен стать сияющим, счастливым, улыбающимся, с приподнятым настроением. Как можно поднять своим друзьям и близким настроение? Правильно! Добрыми, нежными словами и комплиментами. Какие вы знаете комплименты? Играющие встают в два параллельных ряда лицом друг к другу. Выбранный игрок проходит с одного конца между этими рядами («через мойку»). Каждый игрок произносит добрые, нежные слова или комплименты. В результате из «мойки» выходит сияющий, улыбающийся игрок. Если дети затрудняются сказать комплимент, можно пожать руку или обнять ребенка.
- Дальнейшее обсуждение: - Легко ли говорить приятные вещи другим детям? Кто тебе говорил что-нибудь приятное до этой игры? Дружные ли дети в группе? Почему каждый ребенок достоин любви? Что-нибудь удивило тебя в этой игре?
Упражнение «Десять секунд» Цель: помочь им лучше узнать друг друга, сократив дистанцию в общении; способствовать созданию позитивного эмоционального единства группы.
- — Сейчас вы начнете быстрое спонтанное движение по комнате. Будьте внимательны, потому что время от времени вам придется реагировать на разнообразные мои задания и выполнять их в кратчайший срок — в течение 10 секунд. - Каждое задание важно выполнять с максимальной точностью. Скажем, я попрошу распределиться на группы по цвету волос. Значит, пока я досчитаю до десяти, вам необходимо будет найти людей с точно таким же, как у Вас, цветом волос. Не бойтесь остаться в гордом одиночестве. Вы просто другой! И потому мы разные! Надеюсь, что задание понятно? Мы начинаем.
Распределиться на группы:
- по наличию часов на руках;
- по стилю обуви;
- по длине волос;
- по тому, сколько братьев и сестер есть в вашей семье;
- по цвету брюк и юбок;
- по цвету глаз;
- по настроению, которое Вы сейчас испытываете.
Разговор через стекло Цель игры : обучение использованию мимики и жестов в общении. Разговор через стекло Цель игры : обучение использованию мимики и жестов в общении.
- Дети делятся на пары. Педагог дает задание: представьте себе, что один из вас зашел в магазин, а другой остался на улице, но забыл сказать товарищу, что необходимо купить в магазине. Попробуйте с помощью жестов договориться о покупке. Голос использовать нельзя, потому что в магазине очень толстое стекло и через него ничего не слышно.
- Примечание. Начинать игру стоит с работы одной пары, остальные наблюдают. Затем следует обсудить, правильно ли играющие поняли друг друга и что им помогло догадаться.
«Хор животных»
- Участникам предлагается исполнение песенки «В лесу родилась елочка» не словами, а звуками животных, изображенных на картинках. Начинают уточки: «Кря-кря-кря-кря-кря-кря-кря!» Продолжают коровки: «Му-му-му-му-му-му-му-му-му-му!». Затем можно подключится ведущему и гостям (родители, педагоги) поющими, как котята: «Мяу-мяу-мяу-мяу-мяу!». Ведущий по очереди показывает на каждую из
- групп, она продолжает пение, потом говорит: «Поем все вместе», и общий хор животных заканчивает песню. Эта игра помогает взаимодействию отдельных объединений детей, сплачивает детский коллектив и приносит много радости и удовольствия от необычного исполнения знакомых песен.
Упражнение «Дружественная ладошка»
- Мне очень хочется, чтобы о нашей сегодняшней встрече осталась память. Пусть это будет дружеская ладошка. Для этого выполним упражнение, которое так и называется. Обведите контур своей ладони тем цветом, на который похоже ваше настроение сейчас и напишите на ней свое имя. Затем передайте листок с контуром ладошки вашим коллегам по команде, и пусть каждый оставит свои пожелания или комплимент на одном из пальцев ладошки. Послание должно иметь позитивное содержание.
- - Пусть эти ладошки несут тепло и радость нашей встречи, напоминают об этой встрече, а может быть, и помогают в какой-то сложный момент.
Главным девизом каждого взрослого должны стать слова: играть – развивая, развивать – играя. Иными словами, использовать для развития ребёнка любую игровую ситуацию, зачастую даже спонтанно, без специальной подготовки .