Игра «Кто хочет стать отличником»
Цель: обобщить изученный материал по теме: «Спирты», развивать умение сопоставлять факты, проводить сравнительный анализ, делать выводы, формировать умения работать в коллективе, расширить знания учащихся по органической химии.
Мероприятие проводится в форме телеигры «Кто хочет стать миллионером?»
Число туров может быть различным, в сильном классе 4-5, а в слабом 2-3. От тура к туру задания усложняются, что позволяет осуществить разноуровневый подход к обучению.
Условия игры
Участником игрового тура становится тот, кто проходит отборочный тур.
Игроки могут использовать следующие подсказки:
– звонок другу – обращение к любому ученику класса;
– помощь зала – правильный ответ определяется голосованием зрителей.
3. Звание отличника и приз получает тот, кто пройдет до конца все туры игры.
Ведущий: Мы сегодня проводит с вами игру «Кто хочет стать отличником?» По какой теме будет проводиться игра? Попробуйте отгадать.
Ученик: Древнее славянское гостеприимство известно у нас под коренным именем «хлебосольство».
Для гостей не было скупых хозяев. Особенно стремились удивить чужеземцев изобилием цари. Так, к царскому столу подавалось множество блюд и напитков. Например, при угощении австрийского посла были поданы 7 кубков романеи, столько же рейского, мушкателя, французского белого, 12 ковшей вишневого и других лучших вин, а так же 8 блюд жареных лебедей, 8 блюд журавлей с пряным зельем и другие яства.
На Руси этиловый спирт называли хлебным вином, его получали из проросшего зерна. Этот процесс известен человечеству еще с первого тысячелетия нашей эры. К царствованию Ивана III получение хлебного вина достигло больших размеров, была установлена первая государственная монополия на производство и продажу вина. В России раньше не было своих виноградных вин, поэтому к царскому столу поставляли вина из-за рубежа. Только в конце XIX – начале XX века князь Лев Сергеевич Голицын основал производство виноградных вин из отечественных сортов винограда, который он выращивал в своем имении Новый свет. Как писал В.А.Гиляровский, каждый ресторан старался завлечь, российского короля Бахуса в свои сети.
Итак, как вы догадались, речь пойдет о спиртах.
Первый отборочный тур
Расположить вещества в порядке возрастания. Числа атомов углерода в составе их молекул: пропанол -1, метанол, бутанол -2, этанол.
Первый игровой тур
Вызывается ученик, первым давший правильный ответ.
1.Диметиловый эфир и этанол – это:
а) гомологи; в) изомеры;
б) изотопы; г) изобары.
За правильный ответ – 10 баллов.
2. Процесс, уравнение которого
CH3 – CH2 – ONa + HOH→CH3 – CH2-OH + NaOH,
является реакцией:
а) этерификации; в) окисления;
б) гидролиза; г) присоединения.
За правильный ответ – 20 баллов.
3. Степень окисления атомов углерода в молекуле этанола:
а) -3; -1; в) -3;
б) -3; -2; г) -1.
За правильный ответ – 30 баллов.
4. В цепочке превращений
C2H6 →A → CH3 –CH2 – OH
вещество А – это:
а) пропан; в) метанол;
б) этилен; г) ацетилен.
За правильный ответ – 40 баллов.
Итак, подводим итог, сколько же баллов набрал первый участник.
Второй отборочный тур
Расположите вещество в порядке возрастания числа атомов кислорода в составе их молекул: глицерин, пропанол, этиленгликоль, нитроглицерин.
Второй игровой тур
1. Пропанол -2 и пентанол -2 – это:
а) изомеры; в) гомологи;
б) изоляторы; г) изобары.
2. В медицине этиловый спирт используют:
а) для лечения органов пищеварения;
б) для лечения нервной системы;
в) для растворения медикаментов и как дезинфицирующее средство;
г) для нейтрализации ядов.
3. Учащийся – ассистент проводит опыт:
получает гидроксид меди (II), добавляет к нему заранее приготовленный раствор глицерина, перемешивает полученную смесь.
Вы наблюдали качественную реакцию на:
а) ацетилен; в) глицерин;
б) этанол; г) эфир.
4. В цепочке превращений
CH3 – CH2 – OH→A →CH3 – CH3
вещество А – это:
а) этин; в) этан;
б) этен; г) метан.
Подводим итоги.
Третий отборочный тур
Расположите следующие вещества в порядке возрастания относительных молекулярных масс: пропан, пропен, пропанол, метанол.
Третий игровой тур
А сейчас – рекламная пауза.
Опыт. В одном стакане готовят 100-200 мл раствора ацетата свинца (готовят горячие растворы; для получения совершенно прозрачного раствора рекомендуется добавить в него несколько капель уксусной кислоты), в другом – раствор йодида калия. Каждого реагента берут по 0,3 -0,5 г. Показывают полученный прозрачный раствор. Затем колбу обертывают влажным полотенцем. Через некоторое время полотенце убирают. Вся колба оказывается заполненной красивыми золотистыми кристаллами. Для улучшения наблюдения за колбой помещают экран из белой бумаги.
1. Неверным является утверждение:
а) глицерин используют для получения динамита;
б) глицерин используют для производства лекарственных препаратов;
в) глицерин сильно сушит кожу;
г) глицерин имеет сладкий вкус.
2. Процесс, уравнение которого
CH3- CH2 – OH→CH2 = CH2+ H2O,
является реакцией:
а) гидрирования; в) гидролиза;
б) дегидратации; г) алкилирования.
3. Демонстрируем опыт «Окисление спирта оксидом меди (II)».
Вы наблюдали реакцию:
а) спирта с металлом; б) окисление спирта;
в) получение эфира; г) дегидратации спирта.
4. В цепочке превращений
C2H4 →A → CH3 – CH2 – OH
вещество А – это:
а) этан; в) хлорэтан;
б) этин; г) этилен.
Четвертый отборочный тур
Расположите вещества в порядке возрастания числа атомов водорода в их молекулах: этиленгликоль, пропан, этилен, ацетилен.
Четвертый игровой тур
1. 2- метилпропанол -2 – это спирт:
а) первичный; в) третичный;
б) вторичный; г) четвертичный.
2. Процесс, уравнение которого
C6H12O6 → 2 C2H5OH + 2CO2,
является реакцией:
а) фотосинтеза; в) спиртового брожения глюкозы;
б) гидролиза клетчатки; г) синтеза углекислого газа.
3. Этанол может быть использован:
а) как средство, увеличивающее продолжительность жизни;
б) для изготовления типографских красок;
в) как моторное топливо;
г) как средство пожаротушения.
4. При полном сгорании 5 моль этанола выделится углекислый газ объемом (н.ц.):
а) 224 л; в) 112 л;
б) 22,4 л; г) 11,2 л.
Подводим итоги. Игрок, набравший наибольшее количество баллов, получает звание «отличник» (медаль и приз), остальные – звание «участник игры» и призы. Можно присвоить звание «лучший химик» учащимся, которые дали правильную подсказку игрокам.
Ведущий: В заключение вспомним о том, что спирты, в частности этанол, – ценное сырье для получения многих веществ, растворитель, антисептик, топливо. Однако его порой называют чумой XX века. Это обусловлено тем, что спирт – наркотик, вызывает привыкание, алкоголизм.
Этанол является протоплазматическим ядом, способствующим обез-воживанию клеток, тканей, и, следовательно, нарушающим обмен веществ. Используем таблицу из кабинета биологии «Действие алкоголя на организм».
Этанол наиболее опасен для печени и головного мозга. В печени происходит окисление его до этаналя, который более токсичен, чем этанол. Именно это вещество отравляет организм человека. В головном мозге спирт поражает мозжечок и лимбичесие центры (ответственные за эмоции), вследствие этого возникают нарушения координации движений, психические расстройства. Так же страдают сердечно-сосудистая система, почки, желудок, половая система. Таким образом, «все есть лекарство, и все есть яд, важна лишь только доза». Эти слова немецкого врача и естествоиспытателя Парацельса в полной мере относятся к этиловому спирту и производимым из него алкогольным напиткам. Сделайте для себя правильные выводы.
Зажжем в честь победителей огонь при помощи волшебной палочки.
Опыт. В фарфоровой ступке – смесь порошка металлического алюминия и сухого йода.
Йода около 10 г, алюминия в избытке (в два или три раза больше) по сравнению с требуемым количеством по уравнению реакции. Если к этой смеси прибавить (коснуться реакционной смеси палочкой, смоченной водой) 2-3 капли воды , то через некоторое время (от нескольких десятков секунд до 2-3 минут) начинается бурная реакция образования иодида алюминия 2 А + 3 J2 = 2 AJ3
Реакция сопровождается яркой вспышкой (смесь сильно разогревается, и часть йода возгоняется, образуя фиолетовое грибообразное облако). Вода в реакции играет роль катализатора