СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игра - один из наиболее важных методов и стимулов обучения на уроках физики

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Игра - один из наиболее важных методов и стимулов обучения на уроках физики»

Игра - один из наиболее важных методов и стимулов обучения на уроках физики.



учитель физики МОУ «Гимназия №1»

г. Железногорск Курской области

Фокина Елена Анатольевна.

«Мы придаем такое важное значение детским играм, что если б устраивали учительскую семинарию, то сделали бы там практическое и теоретическое изучение детских игр одним из главных предметов»

(К. Д. Ушинский)

Успешность обучения в современных условиях во многом определяется интересом к изучаемому предмету. Большинство учителей физики волнуют вопросы: Как же сделать уроки интересными? Какими методами, средствами вызывать интерес к изучаемому материалу? Одним из средств решения этой проблемы является проведение нестандартных уроков, которые развивают память, мышление, воображение, самостоятельность учеников.

Для повышения качества обучения школьников, поддержания интереса к обучению на уроках физики целесобразно применять игры.

Дидактические игры, применяемые на уроках, должны быть очень разнобразными как по содержанию предлагаемого материала, так и по форме проведения. Классифицируя физические игры в зависимости от игровой цели, выделяют четыре типа игр:

  1. творческие игры, основанные на внесении элементов воображаемой ситуации и использумые с целью повторения и обобщения изучаемого материала. Примеры таких игр - «Суд над физическими понятиями», « Защита темы»;

  2. игры – соревнования, связанные с выявлением победителя. Здесь могут быть и коллективные победители и индивидуальные. Это эстафеты на знание формул, единиц измерения и другие;

  3. игры, направленные на выполнение занимательного задания, например, начертить на доске горизонтальную прямую с помощью сообщающихся сосудов, достать монету « сухой» из воды;

  4. игры с раздаточным материалом: лото, « квартеты» и др.

На уроках физики через игру формируются следующие УУД:

Познавательные УУД: формирование на доступном уровне умение работать с информацией, навыков самостоятельной, индивидуальной и коллективной работы: взаимоконтроля и самопроверки, обсуждение информации.

Регулятивные УУД: способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все её компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль,оценка.)

Коммуникативные УУД: умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться, учитывая позицию собеседника

Личностные УУД: трудолюбие, любознательность, способность к организации своей деятельности и к преодолению трудностей, целеустремлённость и настойчивость в достижении цели, умение слушать и слышать собеседника, учителя ,обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение.



Место игры на уроке может быть различным.

На уроках актуализации знаний и умений можно предложить :

« Отгадай закон». Вызванного к доске ученика просят выйти из класса. Назвать какое-либо положение теории или закон, например, «между молекулами различных тел существуют промежутки». В течение1-2 минут ученики продумывают примеры, подтверждающие это положение мкт. Затем в класс приглашают ученика и для него приводят примеры. Задача ученика - обобщить эти примеры и отгадать закон, положенный в их основу, и привести доказательство в пользу своего ответа.

«Физическая лапта». Один из вызванных учащихся бросает мяч кому- либо из класса и задает вопрос. Ответивший на вопрос ,отдает мяч. Если ответа не последует, должен дать ответ на поставленный вопрос учащийся, бросавший мяч.

«Физическая дуэль». Команды задают друг другу придуманные вопросы, на которые члены другой команды должны ответить.

« Веришь - не веришь». Учитель зачитывает вслух правильные и неправильные утверждения. Если вызванные к доске ученики согласны с ними («верят»), то поднимают зеленые карточки, а если не согласны – красные. Необходимо свой ответ обосновать.

На уроках комплексного применения знаний и умений можно использовать игры:

« Третий лишний». Раздаются карточки, на которых нарисованы либо рисунки, либо записаны формулы или единицы измерения физических величин. Задача ученика - определить « лишний» рисунок или формулу. Тому, кто сделает это первым и правильно обьяснит установленную закономерность, засчитываются очки.

«Знаешь ли ты физические приборы?». Играющим раздают поровну карточки с характеристиками приборов. По жребию определяют, кто первым будет зачитывать вслух характеристику прибора. Второй играющий должен дать ответ. Если ответ правильный, то игрок зачитывает характеристику следующего прибора. Если ответ неверный, отвечает следующий игрок. Выигрывает ученик, который набрал большее число баллов. При проведении этой игры можно устроить выставку приборов. Тогда ученик, кроме правильного ответа, должен показать прибор.

«Творчество». Учитель изготавливает 15 рисунков различных физических явлений. Класс разбивается на пять групп, каждой группе предлагается три рисунка. Учащиеся должны рассказать содержание рисунка, составить задачу по рисунку, выбрать формулу для решения и решить задачу.Учащиеся могут предлагать не только расчетные, но и качественные задачи.

На уроках актуализации знаний и умений уместно предлагать следующие задания:

« Змейка». Ученики путем коллективного творчества выстраивают цепочки формул, в которых каждая последующая начинается с той буквы, которой кончается последующая. Например, при повторении первой главы физики 9 класса « Законы взаимодействия и движения тел».

S= t; t= ; a= ; m= ; =

« Ромашка». Ученику дается карточка с изображением ромашки, в лепестках которой необходимо написать формулы, относящиеся к данному понятию (величине) или его смысл, характеристики. Подобный рисунок можно вычертить на доске. Например, после изучения раздела физики в 8 классе «Тепловые явления». Q=cmΔt; Q= Lm; Q=λm ; Q=qm ; Дж ; Дж/кг



« Елочка». Можно сделать из цветной бумаги или нарисать на доске. На ее стволе сделать надпись обозначающую название темы, например, «Электрические явления» (8 класс). Вызываемые по очереди ученики должны написать на ветвях названия основных входящих в данную тему понятий (напряжение, сила тока, работа электрического тока, мощность электрического тока, сопротивление, закон Джоуля - Ленца, закон Ома для участка цепи) и «повесить на ветви» соответствующие им елочные игрушки, на которых написаны относящиеся к «ветвям» формулы. Такая форма повторения обеспечивает хорошую подготовку к контрольной работе.

l = P=Ul l = R= A=Ult Q= P= и т.д.


Большой интерес вызывают у ребят и домашние творческие задания. Предлагается написать сказку или фантастический рассказ, где говорилось бы о только что изученных законах или явлениях. Например, в 7 классе после изучения темы « Архимедова сила « написать сочинение «Я. Паскаль и Архимед», по теме «Молекулы» написать фантастический рассказ «Как я побывал в стране «Молекула»».

Учащиеся особенно любят, когда весь урок проходит в игровой форме. Это такие уроки, как: урок-сказка, урок-суд, урок-путешествие, урок-экскурсия, урок-соревнование. Разнообразие приемов и методов повышает познавательный интерес учащихся к учению, умственную активность, снижает утомляемость на уроке.

И на таких уроках, когда активны все учащиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя и когда класс становится коллективом, как говорил  Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».

Ожидаемый результат от проведения таких уроков:

  • положительная динамика состояния эмоциональной сферы учащихся;

  • положительная динамика состояния интеллектуальной сферы учащихся;

  • положительная динамика состояния мотивационной сферы деятельности учащихся.




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!