1 станция «Сыктывкар» Из слов необходимо собрать следующие коми пословицы и поговорки: Без работы ничто не по вкусу, любая пища не лезет в рот Близорукими глазами на тот берег не засматривайся Большая голова, да мало в ней ума Худощавый человек не стареет. В собаку хоть всегда кидай мясом — не ушибешь. Ворона и напрямик иногда летает, но не выгадывает. Сук и на гнилом дереве бывает твердым. Все живое требует пищи, и притом вкусной. Глубже воды не утонем, бояться нечего. Сердце человека — из мяса, все вытерпит. Покуда не женишься, все молодой. Работать по дому — не по снегу бродить. Приходится бояться, без боязни медведь съест. Сегодня сыты, а завтра, может, во двор лось придет. Гнилую рыбу соль не спасет. 2 станция «Ухта» Учитель говорит название коми инструмента, а игроки должны на слух нарисовать его. Далее он вместе с классом сравнивает, как они выглядят в воображении детей и как на самом деле. Выдаются фломастеры и листы А4. | 1. Пу барабан - деревянный барабан. «Пу барабаном» пользовались пастухи, когда пасли коров. Оленеводы с его помощью отгоняли волков, рыскающих вокруг оленьего стада. | | 2. Сярган – трещетка. Трещотками отпугивали лошадей, забравшихся на овсяное поле. | | 3. Гум полян – духовный музыкальный инструмент, дудка из стебля дудника. | | 4. Сюмод буксан, полян - берестяной рожок, дудка. Звуковой инструмент охотников и пастухов, напоминающий изогнутый или прямой раструб конической формы. Он служит для подачи звуковых сигналов в лесу между группами людей, им отпугивали пастухи хищных зверей, созывали собак. | | 5. Шур - шар - представляет из себя погремушку. Шур - шар в большей части будет состоять из бересты. Береста обладает антисептическими, антигрибковыми, антивирусными свойствами. | 3 станция «Воркута» Участникам выдаются разрезанные герба и название городов, которые также разрезаны на буквы. Задача играющих: вспомнить, как выглядит, тот или иной герб и собрать их из кусочков. Далее из имеющихся букв подобрать к каждому гербу название города. Сыктывкар | | Воркута | | Печора | | Сосногорск | | Усинск | | Ухта | | | 4 станция «Сосногорск» Команда должна назвать трех коми поэтов или писателей и название их произведений. Далее игроки сочиняют небольшое стихотворение на тему «Мой родной край - Республика Коми». Выдаются листы А4 и ручки. Вьюхин Валерий Николаевич – «О тебе», «Поколение», «Земное небо». Жаков Каллистрат Фалалеевич – «Биармия», «Царь Кор», «Мудрый Пам». Габова Елена Васильевна – «Гришуня на планете Лохматик», «Зануда Дёма», «Двойка по поведению». Савин Виктор Алексеевич – «Неприкаянная душа», «Дочь Пармы», «В раю». 5 станция «Усинск» Перед классом представлены два столбца слов и словосочетаний: на русском и коми языке. Команда должна найти перевод и сопоставить два столбца. Здравствуйте! Видза оланныд! Добрый день! Бур лун! Привет! Чолӧм! До свидания! Аддзысьлытӧдз! Всего доброго! Став бурсӧ! Спасибо! Аттьӧ! Извините! Прӧща кора! Приятного аппетита! Нянь да сов! Папа Бать Мама Мам Дети Челядь Девочка Нывка Мальчик Зонка Солнце Шондi 6 станция «Печора» Учитель знакомит участников игры с коми орнаментом. Опираясь на коми орнамент, команда должна нарисовать герб своего класса в коми стиле. В орнаменте народа коми большей частью преобладают геометрические мотивы, уходящие своими корнями в глубокую древность, к истокам человеческой культуры. Среди них косой крест, простой ромб, многослойный, с пересечёнными и продлёнными сторонами, прямые и волнистые линии, косая сетка, шахматный узор. Кроме типичных геометрических мотивов встречаются стилизованные фигуры человека и животных, а также мотивы растительного характера: розеточного цветка, стеблей с бутоном, цветущих веток. Иногда геометрические элементы сочетаются с растительными мотивами. |