Игра-путешествие по Стране слов 4-Б класс 2020 г.
Цели:
Воспитание любви к русскому языку.
Привитие интереса к изучению русского языка.
Развитие логического мышления и творческих способностей.
Оборудование: карта путешествия на доске.
Ход мероприятия
Всему название дано –
И зверю и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
И безымянных нету.
Язык – и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно –
В огромном море – море слов –
Купаться ежечасно!
1. Учитель: Ребята, сегодня у нас важный день – мы отправляемся в путешествие по Стране слов. В гости нас пригласила Королева этой страны. Заболел Король, не хочет подчиняться правилам, которые придуманы давно. Нам предстоит убедить Короля, что без правил жить нельзя. Путь у нас нелёгкий - через леса и поля, горы и реки...
- Итак, первое препятствие это речка. Чтобы перейти через неё, нужно построить мостик из слов, а слова зашифрованы в транскрипции:
[ч? орный? ] [гр? азный? ] [б? элый? ] [т? омный? ]
Прочитайте эти слова.
Ученик: черный, грязный, белый, темный
Учитель: Какое слово лишнее?
Почему?
Ученик: Белый (все слова синонимы)
2. Словарная работа
Учитель: Хорошо! Молодцы!
Наше путешествие продолжается, а на пути следующее препятствие - колодец. Утолить жажду можно при условии, если попавшие в колодец слова будут превращены в синонимы словарных слов. Например, путь – дорога
(Учитель вывешивает карточки первого столбика, а после правильных ответов детей карточки второго столбика)
Учитель: Найдите лишнее слово во втором столбике.
Желтый (прилагательное). Остальные – имена существительные.
Учитель: Продолжаем наше путешествие и отправляемся дальше. Перед нами новая задержка – «Зашифрованный лес». Буквы, висящие на ветках деревьев, перепутались, и никто не может пройти через лес. Давайте восстановим порядок в чудесном лесу и расшифруем странные слова.
Конкурс сказочных шифровальщиков:
Улде меряв, а хетепо сач. (Делу время, а потехе час.)
Ен гоиб грошик тюбижога. (Не боги горшки обжигают.)
Дубет и на шейна уцели драпзикн. (Будет и на нашей улице праздник.)
Идно аз хевс, и вес за огодно. (Один за всех, и все за одного.)
Мольбшоу барлюко - шоелобь еваналип. (Большому кораблю - большое плавание.)
Ноди в плео ен овин. (Один в поле не воин.)
Ен вёс от отолоз, точ стилетб. (Не всё то золото, что блестит.)
Учитель: Фух, прорвались! Что-то случилось и у подножия горы. На мягкой травке лежат новые и непонятные пословицы. Они, бедные, поломались, пытаясь взобраться на гору и убежать от Короля. Давайте вернем начало и конец каждой пословицы на свои места, чтобы они продолжали жить.
Конкурс «Восстанови пословицы»
Старый друг лучше большого таракана.
Два сапога пара, да оба в воду упали.
У семи нянек кулаками не машут.
Держался Авоська за Небоську и оба на левую ногу.
Чем хвалишься, от того и наберешься.
Скучен день до вечера, коли хвост тёлкин.
Маленькая рыбка лучше новых двух.
После драки дитя без глазу.
С кем поведешься, на том и провалишься.
Не суйся в волки, коли делать нечего.
После драки………………………(кулаками не машут)
Любишь кататься…………………(люби и саночки возить)
Делу время………………………..(потехе час)
Семь раз отмерь…………………..(один отрежь)
Ум – хорошо………………………(а два - лучше)
Что написано пером……………...(не вырубишь топором)
Слово не воробей………………...(вылетит - не поймаешь)
Не зная броду……………………..(не суйся в воду)
Старый друг………………………(лучше новых двух)
Как веревочке не виться…………(а кончику быть)
Под лежачий камень……………..(вода не течёт)
Физкультминутка
Учитель: Я читаю стихотворение, а вы хором называете недостающее слово и показываете движение.
Скажу я слово высоко,
А ты ответишь…(низко).
Скажу я слово далеко,
А ты ответишь…(близко)
Скажу тебе я слово трус,
Ответишь ты…(храбрец)
Теперь начало я скажу, -
Ну, отвечай,…(конец)!
- А вот вдали виднеется город. Только вход в город завалил огромными глыбами злой и неграмотный Король, который не любит русский язык.
Если взять большое слово,
Вынуть буквы раз и два,
А потом собрать их снова,
Выйдут новые слова.
Активность — акт, актив, кисть, кость, кит, кот, кино, кон, нота, нитка, оса, ось, останки, окна, стон, сон, сок, сатин, скат, скот, ток, ас, вино и др. (Можно набрать до 35 слов.)
Государство — (можно набрать более 25 слов.)
Велосипедистка – (можно набрать более 200 слов.)
Снегурочка – (можно набрать до 150 слов.)
Набирать можно только имена существительные, нарицательные, в именительном падеже единственного числа.
Учитель: Вот мы и в городе. Сколько людей вокруг! И все за руки держатся... Конкурс «Метаграммы»:
Последовательно изменяйте в слове одну букву. Имейте в виду: в метаграммах может меняться не только первая, но и последняя, и любая другая буква.
С «б» — смертельной я бываю,
С «м» — меха я пожираю,
С «р» — актеру я нужна,
С «с» — для повара важна (боль-моль-роль-соль).
С «м» — я в море,
С «в» — я в поле,
С «п» — я в доме,
С «г» — в футболе (мол-вол-пол-гол).
С буквой «т» его все знают —
Он с собой весну несет;
С буквой «ш» всегда играют,
Коль в строю отряд идет (март-марш).
8.
- А эти ребята дерутся, никак буквы между собой поделить не могут:
Конкурс «Логогрифы»:
Какую-нибудь букву в слове попробуй отнять совсем или же, наоборот, прибавить новую.
Ты через реку переправишь
На мне людей, и скот, и груз.
Но если «и» в меня ты вставишь,
То я на воздух поднимусь (плот-пилот).
Я в синем море под волнами
Ползу тихонько иль лежу,
Но с «к» я в летний день над вами
Порой назойливо жужжу (омар-комар).
Я глубока и многоводна,
И ты, как все, гордишься мной,
А если букву мне прибавишь,
Я птицей сделаюсь лесной (Волга-иволга).
9. - А вот пары кружатся в танце.
Конкурс «Анаграммы»:
Переставьте буквы таким образом, чтобы можно было образовать другое слово, имеющее иной смысл.
Легко дыша в моей тени,
Меня ты летом часто хвалишь.
Но буквы перестань мои —
И целый лес ты мною свалишь (липа – пила).
Я — дерево в родной стране,
Найдешь в лесах меня повсюду,
Но слоги перестань во мне —
И воду подавать я буду (сосна – насос).
А здесь необычные жители Страны слов поведают нам свои тайны:
Конкурс «Шарады»
С буквой «ц» я то,
К чему стремятся люди,
А без «ц» —
Хвойным деревом буду (цель-ель).
Мой первый слог местоименье,
Второй же — времяисчисленье.
Я третий слог из азбуки несу,
А целое сорвете вы в лесу (я-год-а).
10. Учитель: Кажется, за деревом прячется тот самый злой Король. Давайте уговорим его вернуться домой, к строгой и справедливой Королеве Страны слов. Для этого нам нужно объяснить ему, в чем же истина.
Фразеологизмы
Не хлебом единым жив человек – помимо самого основного, человеку в жизни нужна ещё и духовная пища.
Соль земли – что-то значимое, важное.
Око за око, зуб за зуб – чем платишь, то и получаешь.
Построить дом на песке – создать что-то неустойчивое, зыбкое, колеблющееся.
Негде преклонить голову – негде остановиться, поселиться.
Медведь на ухо наступил - нет слуха.
Спустя рукава – плохо.
Как с гуся вода – безнаказанно.
Как собаке пятая нога – лишнее.
Нем как рыба – молчалив.
Черепаший шаг – очень медленно.
Кот наплакал – очень мало.
Как корова языком слизала – исчезло.
Тянуть кота за хвост – медлить.
Для чего мы учимся использовать фразеологизмы? Чтобы наша речь была эмоционально окрашенной, точной и для обогащения словарного запаса.
Учитель: Вот мы и в Королевском замке, прошли через всю Страну слов и познакомились с ее жителями. Посмотрите, Король осознал всё и извиняется перед Королевой. Ну, а мы с вами сделали добрые дела и увидели много интересного и удивительного в загадочной Стране слов. Каким было наше путешествие?
Подведение итогов, награждение активных «путешественников».