СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игра-путешествие. Синонимы, антонимы и омонимы

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Игра-путешествие. Синонимы, антонимы и омонимы» направлена на закрепление темы и рассчитана на 40 минут.

Просмотр содержимого документа
«Игра-путешествие. Синонимы, антонимы и омонимы»

КОНСПЕКТ

Внеурочного занятия по русскому языку



Учебник «Русский язык». Автор (ы)__________________

Класс 3 Часть __ . Стр. ____

Образовательная система (модель) УМК «Школа России»



ТЕМА «Игра-путешествие. Синонимы, антонимы и омонимы»








Составила

Перемотина Есения Александровна

(ФИО студента)

Дата проведения урока.

Начало урока _______час _____мин.

ФИО учителя школы:

ФИО преподавателя-консультанта:

Допущена к проведению урока:

_________________, дата ________

(подпись преподавателя)



­­_________________, дата ________

(подписьучителя)












Цель урока: обобщить знания понятий «синонимы», «антонимы», «омонимы» и закрепить умения находить их.

Задачи урока:

  1. Личностные:

  • формировать положительную учебную мотивацию, готовность свободного выражения своих мыслей на уроке;

  • формировать осознание смысла своих учебных действий.

  1. Предметные:

  • сформировать понятие об омонимах, синонимах, антонимах;

  • использовать омонимы, синонимы, антонимы в устной и письменной речи;

  • пополнить словарный запас учащихся, уметь работать с текстом;

  • показать детям лексическое богатство русского языка. 

  1. Метапредметные (УУД):

А) Познавательные:

  • развивать умение строить устные высказывания, проводить сравнение и обобщение;

  • формировать умение осознавать и формулировать проблему.

Б) Регулятивные:

  • развивать умения осознавать и формулировать тему и цели урока;

  • контролировать и оценивать свою деятельность на уроке.

В) Коммуникативные:

  • формировать умения сотрудничать с соучениками и учителем в решении учебных задач;

  • развивать умение четко формулировать и доказывать собственное мнение, вести учебный диалог, строить развернутые высказывания.

Тип урока: урок открытия новых знаний, урок закрепления, урок повторения, урок обобщения и систематизации знаний, комбинированный урок, урок развития речи, контрольный урок, урок работы над ошибками (нужное подчеркнуть)

Тип знания. (Для урока открытия новых знаний)

Оборудование.

  • У учителя: мультимедийная презентация.

  • У учащихся: лист, ручка, раздаточный материал.



ХОД УРОКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

Организация начала урока

- Здравствуйте ребята, меня зовут Есения Александровна. Я очень рада нашей встрече и надеюсь, что у вас прекрасное настроение. Давайте представим, что у уголков наших губ есть ниточки, сначала потянем за одну сторону, а теперь за другую. На нашем лице появилась улыбка, давайте завяжем наши ниточки за ушки и наша улыбка будет с нами во время всего занятия.

Приветствуют учителя.

Улыбаются.

Проверяют готовность к уроку.

Садятся на места.

Этап урока. Актуализация знаний, необходимых для усвоения (нового) языкового материала

- Сегодня на занятии мы отправимся в путешествие в страну Русского языка, а Даша-путешественница нам с этим поможет.

- Она взяла с собой рюкзак со словами, но они рассыпались, давайте поможем ей собрать слова обратно в рюкзак.

- Подумайте и по поднятой руке назовите слова, которые рассыпались у Даши. Если у вас возникли трудности, то посовещайтесь в парах. Можете написать на листочке, это ваш черновик.

- Всё верно, а что же такое антонимы? Приведите примеры.

- Что такое синонимы? Приведите к слову «красивый» синонимы.

- А омонимы что такое? И примеры обязательно.

- Теперь мы наконец-то можем отправиться в путешествие вместе с Дашей и её друзьями!


Думают.

- Антонимы, синонимы, омонимы.

- Антонимы - слова, противоположные по смыслу. Храбрый – трусливый, большой – маленький.

- Синонимы – это слова, которые звучат и пишутся по-разному, а по смыслу одинаковы или очень близки.

- Красивый – прекрасный, симпатичный, восхитительный, чудесный.

- Омонимы – слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют совершенно разные лексические значения. Лук – овощ и лук – старинное оружие для метания стрел.

Основной этап урока

- Перед нами несколько станций, посмотрите, как они называются.

- А в конце станций у нас сундук, интересно, что же в нём? Может быть там настоящий клад?

1 – Поле синонимов.

2 – Жулик, не балуй.

3 – Мост омонимов.

- Давайте приступим. Вот наша первая остановка – поле синонимов. Вам нужно подобрать синоним так, чтобы он поместился в ячейки.

- Самостоятельно подумайте, какие же слова спрятались в поле. Как только у вас появится ответ – поднимите руку.

Смешной – весёлый (7), жаркий – горячий (7), печаль – грусть (6), работа – труд (4).

- Нам пора идти дальше, что же за остановка будет следующей?

- Всё верно. Жулик решил подшутить над нами и попытаться нас запутать. Давайте исправим ошибки в предложениях, чтобы не допускать их в будущем. Нам нужно подобрать слова антонимы так, чтобы получилось верное предложение.

- Давайте первое попробуем вместе. Что не так с этим предложением?

- Всё верно, кто прочитает, что получилось?

- Хорошо, теперь на карточках вам нужно в скобках написать верное слово.

1. Лев – очень трусливое (храброе) животное.

2. В дождливую (сухую) погоду часто случаются пожары.

3. Злость (доброта) украшает человека.

4. В светлом (тёмном) небе мелькнула первая молния.

5. Слабое землетрясение может построить (разрушить) город.

6. В магазине покупались (продавались) красочные книги для детей.

7. Отважные спасатели быстро разожгли (потушили) огонь.

- Заканчиваем, давайте немножко отдохнем, сильно зажмурьте глазки, а теперь расслабьте, сделайте так 5 раз. Сжимаем, разжимаем, сжимаем, разжимаем.

- А теперь каждый по цепочке прочитает одно предложение.

- У кого получилось так же, как на экране? Умнички!

- Нам осталось совсем немного. И перед нами огромный мост, чтобы его пройти, составьте два предложения со словом «коса», которые различаются по значению. Коса – инструмент, коса – волосы.

Например, я иду по лесу и вдруг перед собой вижу зАмок. Или «замОк на двери висел очень долго, никто не мог найти ключ».

- На листочках запишите сегодняшнее число посередине первой строки, сегодня – одиннадцатое октября, обратите внимание на написание. Одиннадцатое пишется с двумя НН. Под числом записываем «Классная работа», слово «Классная» пишется с двумя СС. Под числом запишите два предложения. Начинаем писать свои предложения.

- Кто готов прочитать свои предложения?

- С этим заданием тоже справились!

- Теперь нам с вами нужно проверить, насколько хорошо мы умеем различать синонимы, антонимы и омонимы друг от друга.

- Посмотрите на экран. Вам нужно соотнести, что относится к синонимам, антонимам, омонимам. На карточке отметьте галочкой, куда относится запись.

1. скосил траву – скосил глаза. О
2. косяк журавлей – дверной косяк. О
3. легкая задача – трудная задача. А
4. алфавит – азбука. С
5. старая квартира – новая квартира. А
6. суп из лука – стрелять из лука. О
7. метель – пурга. С
8. глухой голос – звонкий голос. А
9. свободное место – занятое место. А
- Давайте по цепочке с 3 колонки начнём читать высказывания и называть, что это, синонимы, антонимы или омонимы.

Слушают, выполняют указания учителя.

Думают.

Поднимают руки.

Отвечают.



- Жулик, не балуй!







- Лев не трусливый, а наоборот очень храбрый.

- Лев – очень храброе животное.

Выполняют задание.















Выполняют физ. минутку.



Читают.





Выполняют задание.















Читают.











Выполняют задание.

- Антонимы - слова, противоположные по смыслу. Храбрый – трусливый, большой – маленький.

- Синонимы – это слова, которые звучат и пишутся по-разному, а по смыслу одинаковы или очень близки.

- Омонимы – слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют совершенно разные лексические значения. Лук – овощ и лук – старинное оружие для метания стрел.

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Все задания позади и у нас остался наш долгожданный сундук, но для начала давайте вспомним, чем мы с вами сегодня занимались?

- А какие задания у нас были? Они были сложные?

- Что вам было легче всего сделать, а что труднее?

- Мы отправились в путешествие вместе с Дашей.

- Были задания, в которых мы искали синонимы, исправляли ошибки, составляли предложения.

9. Итог урока. Выставление отметок. Домашнее задание

- Давайте же наконец откроем наш сундук и узнаем, что же в нём! Это же Даша-путешественница и её друзья, теперь мы сможете путешествовать вместе с Дашей всегда, на всех уроках и занятиях, обязательно её раскрасьте и носите в своём рюкзаке.

- А я хочу поблагодарить вас за это занятие, я очень надеюсь, что я подняла вам настроение! Занятие закончено.

Получают раскраски.



Задания на случай, если не будет работать эл.доска.

Но для начала нам нужно размяться и разгадать 3 ребуса.

- Что за слово зашифровано в ребусе? (Мы видим ноту, в ед.ч.)

- Как мы с вами получили это слово? (Переставили буквы в слове нота и получили «анто», соединили пару «н» и «мы»)

- Что же такое антонимы? Приведите примеры.

- С первым ребусом вы справились, а сможете ли со вторым? Можете в пол голоса посовещаться в парах.

Хорошо, а что же такое синонимы?

А какое слово зашифровано в этом ребусе? (Омонимы) Что такое омонимы? Приведите пример.




Синонимы

Антонимы

Омонимы

1.




2.




3.




4.




5.




6.




7.




8.




9.










1. скосил траву – скосил глаза.
2. косяк журавлей – дверной косяк.
3. легкая задача – трудная задача.
4. алфавит – азбука.
5. старая квартира – новая квартира.
6. суп из лука – стрелять из лука.
7. метель – пурга.
8. глухой голос – звонкий голос.
9. свободное место – занятое место.


Синонимы

Антонимы

Омонимы

1.




2.




3.




4.




5.




6.




7.




8.




9.






1. скосил траву – скосил глаза.
2. косяк журавлей – дверной косяк.
3. легкая задача – трудная задача.
4. алфавит – азбука.
5. старая квартира – новая квартира.
6. суп из лука – стрелять из лука.
7. метель – пурга.
8. глухой голос – звонкий голос.
9. свободное место – занятое место.


Синонимы

Антонимы

Омонимы

1.




2.




3.




4.




5.




6.




7.




8.




9.






1. скосил траву – скосил глаза.
2. косяк журавлей – дверной косяк.
3. легкая задача – трудная задача.
4. алфавит – азбука.
5. старая квартира – новая квартира.
6. суп из лука – стрелять из лука.
7. метель – пурга.
8. глухой голос – звонкий голос.
9. свободное место – занятое место.



1. Лев – очень трусливое (_________________) животное.

2. В дождливую (__________________) погоду часто случаются пожары.

3. Злость (__________________) украшает человека.

4. В светлом (__________________) небе мелькнула первая молния.

5. Слабое землетрясение может построить (__________________) город.

6. В магазине покупались (_______________) красочные книги для детей.

7. Отважные спасатели быстро разожгли (__________________) огонь.

1. Лев – очень трусливое (_________________) животное.

2. В дождливую (__________________) погоду часто случаются пожары.

3. Злость (__________________) украшает человека.

4. В светлом (__________________) небе мелькнула первая молния.

5. Слабое землетрясение может построить (__________________) город.

6. В магазине покупались (_______________) красочные книги для детей.

7. Отважные спасатели быстро разожгли (__________________) огонь.

1. Лев – очень трусливое (_________________) животное.

2. В дождливую (__________________) погоду часто случаются пожары.

3. Злость (__________________) украшает человека.

4. В светлом (__________________) небе мелькнула первая молния.

5. Слабое землетрясение может построить (__________________) город.

6. В магазине покупались (_______________) красочные книги для детей.

7. Отважные спасатели быстро разожгли (__________________) огонь.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя