СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игра-викторина "Огонь-друг!Огонь-враг!"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уважение к професси пожарного,правила пожарной безопасности

Просмотр содержимого документа
«Игра-викторина "Огонь-друг!Огонь-враг!"»




Сценарий игры – викторины «Огонь - друг, огонь – враг»

Цель:
Научить детей соблюдать правила пожарной безопасности
Задачи: познакомить с причинами возникновения пожаров, со степенью их опасности;
с правилами пожарной безопасности; научить детей правильно вести себя при пожаре дома и в школе; воспитывать чувство взаимопомощи и сотрудничества :воспитывать уважительное отношение к опасной профессии пожарного.

Оборудование:

Выставка рисунков на противопожарную тематику. Плакаты Выставка детских книг: С.Я. Маршак. «Рассказ о неизвестном герое», Л.Н. Толстой. «Пожарные собаки», К. Чуковский. «Путаница», А. Кривицкая. «У кого на кухне газ Памятка для детей. «Что делать в случае пожара.», Мультимедийная презентация «Пожар-друг и враг»

Цель:

Научить детей соблюдать правила пожарной безопасности

Задачи: познакомить с причинами возникновения пожаров, со степенью их опасности;

с правилами пожарной безопасности; научить детей правильно вести себя при пожаре дома и в школе; воспитывать чувство взаимопомощи и сотрудничества :воспитывать уважительное отношение к опасной профессии пожарного.

Вступление.

- Отгадайте загадку и догадайтесь о чем пойдет речь?

Рыжий зверь в печи сидит.

Рыжий зверь на всех сердит.

Он от злобы ест дрова

Целый час, а может два.

Ты рукой его не тронь,

Искусает всю ладонь. (огонь)

-Кто догадался, о чем пойдет разговор?

Проблемная ситуация

-Огонь – друг или враг? (ответы детей)

Он всегда бывает разным
Удивительный огонь.
То буяном безобразным, 
То тихоней из тихонь.
То он змейкой торопливой
По сухой скользит траве
То косматой рыжей гривой
Полыхает на заре.
Да, огонь бывает разный:
Бледно-желтый, ярко-красный,
Синий или золотой,
Очень добрый, очень злой.

Огонь издавна был другом человека. Наши предки считали его живым существом. Ему поклонялись. Он помогал им бороться за существование. Огонь дарил людям тепло, свет, защищал от диких животных, использовался для приготовления пищи, изготовлений орудий труда.

Но если с огнём обращаться неосторожно и неумно, то он может стать страшным, коварным врагом!

На нашей планете возникает приблизительно 5млн пожаров в год. Каждые 5 секунд вспыхивает новый пожар. Их количество растет. Огонь-враг – оставил свой след в истории всех эпох и народов. Тысячи городов и сел исчезли в гигантских языках пламени. Погибли миллионы жизней. Чтобы этого не происходило, надо осторожно обращаться с огнем.

-Сегодня мы собрались с вами, чтобы еще раз вспомнить о том, как опасен может быть огонь!

– Что же является причиной пожара?

Причины пожаров в жилище

Неосторожное обращение со спичками. 

Брошенные не затушенные окурки.

Искры при огневых работах.

Неправильная эксплуатация печей. 

Неправильная эксплуатация газовых приборов.

Неправильная эксплуатация электрических приборов.

Пиротехника. 

Вывод: Главная причина пожаров – неосторожное обращение с огнем.

Если в комнате у вас слезы катятся из глаз,
Так как дым клубами вьется и огонь жует палас –
Нужно мужество найти к телефону подойти.
Постараться вспомнить цифры от ноля до девяти.
Смело трубку в руки взять, 01 суметь набрать.

Если допустить пожар, то пожар приносит большие бедствия.

Уничтожает на своем пути все живое. И самое страшное гибнут люди! Ежегодно в огне погибает 30-40 детей (это целый класс)

Задание 1

Реши кроссворд

светит и обжигает

жидкое средство для тушения огня

твердое средство для тушения огня

бытовой прибор, который во включенном состоянии может вызвать пожар

чем подают воду при пожаре

сигнал, издаваемый пожарным автомобилем

откуда набирают воду для тушения пожара

основное средство борьбы с огнем

(ответы: 1. пламя; 2. пена; 3. песок; 4. утюг; 5. шланг; 6. сирена; 7. колодец; 8. вода)

Задание 2

Доскажи 

1. огонь нельзя оставлять
2. если увидишь пламя
3. вызывай пожарных
4. от огня
5. из горящего помещения
6. опасней всего при пожаре

по телефону 01
нельзя прятаться
без присмотра
зови на помощь взрослых
дым
надо быстро уйти

Задание 2.А теперь проверим знаете ли вы, что надо делать, если…

А ну, ребятки, не зевайте,
Дружно хором отвечайте.
Выпал на пол уголек,
Деревянный пол зажег.
Не смотри, не жди, не стой,
А залей его... (водой)

Если младшие сестрички
Зажигают дома спички,
Что ты должен предпринять?
Сразу спички… (отобрать)

Раскалился если вдруг
Электрический утюг,
Что должны вы делать детки?
Вынуть вилку из … (розетки)

Если вдруг пожар возник,
Ты обязан в тот же миг
В часть к пожарным позвонить,
О пожаре… (сообщить)

Знает каждый гражданин
Пожарный номер… (01)

Кто с огнем неосторожен,
У того пожар возможен,
Дети помните о том,
Что нельзя шутить с… (огнем) 

Задание 3.Игра “Запрещается – разрешается”
Педагог называет в произвольном порядке основные требования пожарной безопасности, дети говорят:  “Запрещается – разрешается”


Запрещается :
• играть со спичками;
• оставлять открытыми двери печей, каминов;
• оставлять без присмотра включенные в сеть электронные нагревательные приборы, радиоприемники и т.п.
• Бросать горящие спички, окурки в помещениях.
• Применять самодельные приборы и предохранители.
• Включать в одну розетку большое количество потребителей тока (более трех).

Разрешается :
• не открывать двери в помещении, где произошло возгорание;
• кричать и звать на помощь взрослых;
• закрыть нос и рот влажной повязкой (платком, шармом) для защиты от дыма;
• набросить на себя смоченный водой кусок плотной ткани, мокрое покрывало, плащ, пальто при нахождении в зоне пожара;
• двигаться ползком или пригнувшись вдоль стены, если помещение сильно задымлено;
• Открыть в задымленных помещениях, где нет огня, окна и двери для проветривания.
• Вызвать для пострадавшего скорую помощь по телефону «03», отправить его в больницу.

Задание 4. «Кто быстрее отгадает».
Команды по очереди отгадывают загадки.

Рыжий зверь в печи сидит,
он от злости ест дрова,
целый час, а, может два, 
ты его рукой не тронь, 
искусает всю ладонь. (огонь) 


Смел огонь, они смелее, 
Он силен, они сильнее,
Их огнем не испугать,
Им к огню не привыкать! (пожарные)


Что за тесный, тесный дом? 
Сто сестричек жмутся в нем.
И любая из сестричек
Может вспыхнуть, как костер.
Не шути с сестричками,
Тоненькими … (спичками) 

Висит - молчит, 
а перевернешь, шипит, 
и пена летит (огнетушитель)


Победит огонь коварный
Тот, кого зовут…(пожарный)


Летала мошка -сосновая ножка, 
на стог села - всё сено съела (спичка) 


Заклубился дым угарный, гарью комната полна.
Что пожарный надевает? 
Без чего никак нельзя? (противогаз) 


Я мчусь с сиреной на пожар,
Везу я воду с пеной.
Потушим вмиг огонь и жар
Мы быстро, словно стрелы. (пожарная машина)


Всех на свете я сильнее,
Всех на свете я смелее,
Никого я не боюсь,
Никому не покорюсь. (огонь) 


Я мохнатый, я кудлатый,
Я зимой над каждой хатой,
Над пожаром и заводом,
Над костром и пароходом.
Но нигде-нигде меня
Не бывает без огня. (Дым.)


Без него мы как без рук,
Нам он самый лучший друг,
Но порою он, ребята,
Может стать врагом заклятым!(Огонь.)


Победит огонь коварный
Тот, кого зовут…(пожарный)
В рубашке в ярко-красной,
В работе безотказный.
Прибор по имени ОП-5
Обязан школьник каждый знать!(Огнетушитель.)



С собою спички не носи, 
Увидел пламя - погаси.
От игры с огнём - беда:
Дом сгорает без следа.(Пожар.)


Туристы в лагерь свой придут,
Его под вечер разведут.
Он будет долго полыхать,
Своим теплом их согревать.(Костёр)


Вот тучи брызнули дождём,
Светло вдруг стало, точно днём.
Что ослепительно сверкает,
Гром оглушительный рождает?
(В лесу деревья поджигает?)(Молния.)

И рубашки, и штанишки,
Гладит он для вас, детишки,
Но запомните друзья,
Что играть вам с ним нельзя!(Утюг.)


Пожарного часто в огне защищала
Такая "фуражка" - она из металла.

(Каска.)

Задание 5 . «Да» и «Нет»

Игра называется «Да» и «Нет»
Их я хочу услышать в ответ.
Все внимательно играйте,
Думайте и отвечайте.
На вопросы дайте ответ,
И скажите «Да» иль «Нет».
Всем ребятам нужно знать,
Что с огнем нельзя играть.
Это все ребята знают? (Да)
А с огнем они играют?
Для ребят пожары шутка?
Все ли дети тут послушны?
На печи кипит варенье.
Можно ли без разрешенья
детям к печке подбегать,
Чтоб варенье помешать?
Палит листья мальчик Тихон,
У костра он скачет лихо.
Дети дайте мне ответ,
Хорошо ли это?
Под столом играет света,
Зажигает она свечи.
Дети дайте мне ответ,
Хорошо ли это?
Вова спичками играет,
Мама это запрещает.
Дети дайте мне ответ,
Прав наш Вова или нет?
Непослушный мальчик Вова,
Спичками играет снова.
Пусть мне дети отвечают,
Маму Вова огорчает?
Вот свеча, горит огонь,
Ты огонь попробуй – тронь!
Дайте, дети мне ответ,
Будет больно или нет?
Нам пожары не беда? (нет)
Друга выручим всегда?
Врать не будем никогда?
Маму слушаем всегда?
Можно спичками играть?
Детям свечи зажигать?
Причиняет огонь зло?
А дает огонь добро?
Ты труслив, когда беда?
Силы жалко для труда?
С огнем всегда ты осторожен?
Что ж завершать игру мне можно!

Задание 6.“Опасные места”Оборудование: Рисунок квартиры для каждой команды. Необходимо найти на рисунке все опасности, которые подстерегают жителей этой квартиры в спальне и на кухне. Записать на листочке, передать жюри. За каждый правильный ответ -1балл.

Лампа накрыта тканью.

Электропровод лежит на полу (можно споткнуться и упасть).

Электропровод лежит под ковриком.

Занавеска расположена слишком близко от плиты.

Полотенце для посуды висит над плитой.

Полка для посуды установлена над плитой.

Розетка на стене перегружена.

Задание 7.Из каких произведений взяты эти строки?

1.Что за дым над головой?
Что за гром по мостовой?
Дом пылает за углом
Сто зевак стоит кругом
Ставит лестницы команда
Из огня спасает дом. 
(С. Михалков “Дядя Степа” )

Весь чердак уже в огне, 
бьются голуби в окне. 
На дворе в толпе ребят
___ говорят:
- Неужели вместе с домом 
Наши голуби сгорят?

2.Море пламенем горит. 
Выбежал из моря кит:
Эй, пожарные, бегите!
Помогите, помогите!
А лисички взяли спички,
К морю синему пошли, море синее зажгли. 
(К. Чуковский “Путаница” )

3.И вдруг заголосили:
Пожар! Горим!
С треском, щелканьем и громом
Встал огонь над новым домом. 
Озирается кругом,
Машет красным рукавом. 
Тили-тили, тили бом
Загорелся кошкин дом.
(С. Маршак “Кошкин дом”)

Задание 8.Пословицы, поговорки: От искры сыр-бор загорается. От искры Москва загорелась. Берегись, не обожгись! Не подкладывай к огню соломы, не поджигай, так и не сгорит. Не шути с огнем, обожжешься. Огонь не вода — охватит, не выплывешь. Огонь не вода — пожитки не всплывают. От искры пожар рождается. Искра мала велик пламень родит. Пока искра в пепле, тогда и туши. Огонь да вода все сокрушат. В огне и железо плавко. Не играй, кошка, с огнем – лапу обожжешь. Искру туши до пожара, беду отводи до удара. Слёзы пожара не тушат. Плох мир огня с водою. Красный петух прошёлся. Сену с огнём не ужиться. Дерево с огнем не дружит.

Задание 9. Ответь на вопросы:

Как двигаться в сильно задымленном помещении? (Пригнувшись или ползком, дышать через увлажненную ткань для защиты от угарного газа)

Что предпринять, если загорелась одежда? (Лечь и путем перекатывания сбить пламя, нельзя бежать)

Что сделаете, увидев человека в горящей одежде? (Накрыть покрывалом и плотно прижать его)

Можно ли при возникновении пожара прятаться под кровать, скрываться в труднодоступных помещениях, открывать окна? (Нельзя, вы подвергаете опасности, гибели, затрудняете работу спасателей по выполнению их миссии вашего спасения; открытие окон и дверей увеличит приток воздуха и усилит огонь)

Чем эффективнее следует воспользоваться при тушении легковоспламеняющихся жидкостей? (Куском плотной мокрой ткани)

Как следует реагировать на возгорание? (Быстро, используя все доступные средства для тушения огня (вода, мокрая тряпка, песок)

Чем опасен пожар? (Открытым огнем, высокой температурой воздуха, ядовитыми газами, дымом и другими неблагоприятными факторами)

Как действовать при возгорании телевизора? (Быстро обесточить телевизор, накрыть его пледом или другой плотной тканью (лучше мокрой), обжать со всех сторон, ограничив тем самым доступ воздуха; если горение все же усиливается, залить телевизор водой)

Как оказать помощь при пожаре? (Немедленно погасить пламя, сорвать с пострадавшего горящую одежду, накрыть его чем-либо препятствующим доступу воздуха – плащем, пледом или любой плотной тканью. Далее освободить обожженную часть тела от одежды, если нужно, разрезать, не сдирая, приставшие к телу куски ткани. Нельзя вскрывать пузыри, касаться ожоговой поверхности руками, наносить на место ожога растительные масла, прижигающие вещества (марганцовку, йод), так как они усиливают ожог и боль и замедляют заживление ран. На обожженный участок тела наложить стерильную марлевую повязку или чистую ткань)

Каковы основные причины возникновения пожара? (Нарушение правил пожарной безопасности, эксплуатации бытовой и производственной электротехники, газовых приборов и отопительных печей, невнимательность в обращении с горящими предметами и легковоспламеняющимися материалами)

Как оказать первую мед. помощь пострадавшему при отравлении угарным газом?(Пострадавшего следует немедленно вывести или вынести из зараженной зоны на свежий воздух, предоставить покой. На голову положить холодный компресс, спрыснуть лицо холодной водой, дать понюхать нашатырный спирт, напоить крепким чаем или кофе. В тяжелых случаях сделать искусственное

дыхание и непрямой массаж сердца)

Какие меры предосторожности необходимо соблюдать для исключения пожара? (Для предупреждения возгораний в помещении необходимо строго соблюдать несложные правила пожарной безопасности. Вот некоторые из них:

-- не оставляйте включенными электроприборы (утюг, паяльник, прибор для выжигания и т.д.) после работы с ними;

-- не включайте в одну розетку несколько мощных потребителей электроэнергии;

-- не закрывайте электролампы и другие электросветильники бумагой;

-- пользуясь свечами, изолируйте их от стола огнестойкими материалами;

-- не используйте бензин для растопки печи;

-- не заправляйте керосиновые приборы (лампы, керогазы) во время их работы;

-- не применяйте бенгальские огни, хлопушки и другие пиротехнические средства в квартирах, даже в новогодние праздники;

-- не устраивайте игр со спичками, другими горящими предметами (не затушенные угли, шлак, зола, головешки) и легковоспламеняющимися материалами).

Задание 10. Игра «Вызов по телефону пожарной команды»

Задача каждой команды суметь грамотно сообщить о пожаре. Из каждой команды выбирается по одному человеку. Он «звонит» по телефону в пожарную часть и докладывает диспетчеру пожарной части, что случилось:

Называет адрес, где горит;

Свой номер телефона;

Свою фамилию;

На каком этаже горит;

Как лучше подъехать к дому;

Сколько подъездов в доме.

Все это нужно сообщить быстро, без запинок.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!