Игра-викторина
«Путешествие в город Чистоты»
Цель: создавать условия для воспитания бережного, рационального отношения к окружающей среде.
Задачи:
дать определение понятий ТБО и мусор;
дать понятие о вторичном использовании мусора, о раздельном его сборе;
способствовать развитию инициативы учащихся в природоохранной деятельности;
воспитывать чувство прекрасного.
Форма проведения: путешествие.
Ход мероприятия
1. Организация занятия
Посмотрите друг на друга и подарите друг другу улыбку. Желаю вам сохранить веселое настроение до конца занятия.
2. Актуализация знаний
Учитель:
Как вы понимаете слово «чистота»? Какая бывает чистота?
(чистота тела, чистота в доме, чистота одежды и т.д. Нужно подвести детей к понятиям: чистота во дворе, на улице, в огороде, чистота в стране, на планете, чистота души – если у человека чистая душа, значит он добрый, не будет совершать плохих поступков и т.п.).
Есть такое высказывание: «Встал утром, умылся, приведи в порядок планету». (Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»).
Как вы понимаете это высказывание?
3. Основной этап
Учитель:
Предлагаю вам отправиться в небольшое путешествие в город Чистоты. На нашем пути будут остановки, где живут любознательные люди. Школьники здешней школы предлагают вам вспомнить пословицы, поговорки о чистоте и порядке. Соедините начало данных пословиц с концовкой (дети работают фронтально) (приложение 1).
Пословицы:
Чистота – лучшая красота.
Чистота – залог здоровья.
Кто аккуратен – тот людям приятен.
Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят.
Учитель:
Рассказ
На уроках и внеклассных мероприятиях нам часто говорят о том, что человек вольно или невольно наносит вред природе. Но ведь и мы сами часть природы, а значит, вред этот мы наносим сами себе. Бытовой мусор является одним из видов отбросов жизнедеятельности человека. Он образуется в домах, школах, детских садах, больницах, гостиницах, магазинах, рынках. За одну человеческую жизнь его накапливается много.
В каждом доме образуется огромное количество ненужных материалов и изделий. Все это выбрасывается. проблема мусора была всегда. Мусора становится больше.
Мы не замечаем, как к нам незаметно подкрадывается еще одна опасность – погибнуть под горами мусора, создаваемого самим человеком.
На нашем пути и возникла такая преграда: гора мусора.
Давайте попробуем очистить себе путь для дальнейшего путешествия. Что же такое мусор?
Игра «Собери в мусорное ведро»
Дети, работая самостоятельно на карточках «отправляют» некоторые предметы в мусорное ведро (приложение 2).
Учитель:
Итак, мы выяснили, что такое мусор и каков он бывает. Но еще и есть опасные бытовые отходы.
Опасными бытовыми отходами являются батарейкии аккумуляторы, ртутные приборы, старые медикаменты, лаки, растворители, пятновыводители и упаковки от них, баллончики от распылителей, электротехника и электроника. Все эти предметы содержат металлы, которые выделяют пары, опасные для всего живого.
На многих товарах можно увидеть эти знаки (приложение 3).
подлежащий переработке | сдавать в переработку | не выбрасывать вместе с бытовым мусором | нельзя сжигать |
Старайтесь обращать внимание на эти знаки и поступать согласно надписи на них. Чаще всего перерабатывают и используют повторно пластмассу, металл, бумагу, стекло. При этом вдвое сокращается расход сырья и уменьшается вредное влияние на окружающую среду.
Что нужно сделать перед тем, как начать переработку? (сначала необходимо мусор рассортировать; дальше можно приступать к переработке).
Учитель:
Наше путешествие скоро подойдет к концу, и мы окажемся в городе Чистоты, а пока остановка Бережливых.
Работа в группах «Найди пару»
Что мы должны делать, чтобы отходов стало меньше?
(ответы детей)
Работая в группах, вы должны придумать (или соединить записи правого и левого столбиков), как мусор из ведра можно использовать вторично (приложение 4):
Мусор | Где можно использовать вторично |
Пластиковая бутылка | Сделать кормушки для птиц |
Черствый хлеб | Накормить птиц |
Стеклянные бутылки | Сдать и получить деньги |
Фантики от конфет | Сделать поделки |
Старая одежда | Сшить мягкие игрушки, отдать нуждающимся |
Кожура от апельсина | Использовать как средство от моли |
4. Подведение итогов
Учитель:
Что нового для себя вы узнали?
Какое участие в охране окружающей среды может принять каждый из нас?
(Проявляя фантазию, из ненужного материала приготовим интересные поделки, попытаемся дать вторую жизнь вещам. Не будем мусорить в помещениях и на улицах, не будем засорять водоемы. Уберем за собой следы пикника на природе. Будем сдавать макулатуру, металлолом и стеклотару).
Если мы правильно начнем относиться к проблеме мусора, то наша родная местность станет чистым, а люди станут здоровее.
5. Рефлексия
«Светофор»
Если путешествие интересное и полезное, у «Светофора» нужно оставить карточку зеленого цвета. Если в чем-то было неуютно, то желтого, занятие не интересно – красная карточка.
Спасибо за занятие!
Приложение 1
Чистота – | лучшая красота. |
Чистота – | залог здоровья. |
Кто аккуратен – | тот людям приятен. |
Чисто не там, где убирают, а | там, где не мусорят. |
Приложение 3
подлежащий переработке | сдавать в переработку | не выбрасывать вместе с бытовым мусором | нельзя сжигать |
Приложение 4
Мусор | Где можно использовать вторично |
Пластиковая бутылка | Сделать кормушки для птиц |
Черствый хлеб | Накормить птиц |
Стеклянные бутылки | Сдать и получить деньги |
Фантики от конфет | Сделать поделки |
Старая одежда | Сшить мягкие игрушки, отдать нуждающимся |
Кожура от апельсина | Использовать как средство от моли |
Приложение 2