СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игра-зачёт "Строение клетки"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка является конспектом нетрадиционной формы урока-зачёта по биологии  в 10 классе.

Просмотр содержимого документа
«Игра-зачёт "Строение клетки"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования № 31 имени Романа Петровича Стащенко»










Методическая разработка урока игры-зачёта по биологии для учащихся 9-10 классов

по теме Строение клетки»









Учитель биологии высшей квалификационной категории

Трифонова Надежда Николаевна









г.Тула

2018



Форма: дидактическая игра-путешествие.

Цель: контроль и обобщение знаний по теме; повышение уровня мотивациик обучению.

Оборудование: кубик, игровая карта (2шт.) для учителя и команда (приложение1); карточки с геномом игроков (прилож.2).


Правила игры.


Изначально у каждого игрока 12 нуклеотидов:

- при потере 3-х нуклеотидов (1 кодона) теряется способность говорить, разрешается только писать свои соображения на листе бумаги.

- при потере 6-ти нуклеотидов (2 кодона) игрок теряет способность говорить и писать.


Изначально у группы:

- мудрость – возможность пользоваться литературой – определяется броском кубика (если выпали цифры «1» или «2» - 1одна мудрость, «3» или «4» - две мудрости, «5» или «6» - три мудрости.

- деньги (АТФ) число определяется броском кубика (выпавшее число умножается на 10).


Можно купить перед началом игры:

- шапку-невидимку – разовая возможность одному человеку уйти от ответа на вопрос (цена 30 АТФ);

- палочку-выручалочку – разовая возможность получить подсказку – цена 30 АТФ.

Нуклеотиды можно купить в конце игрв: 1 нуклеотид -10 АТФ.


Ход игры.


  1. Вводное слово

Вам предлагается путешествие по клетке в виде вирусной ДНК. Задача – пройти все испытания и попасть в ядро. При этом вам необходимо сохранить свою ДНК в целостности.


  1. Начало. Проникновение в растительную клетку.

Чтобы попасть внутрь клетки, нужно преодолеть оболочку.

Как будете проникать: с помощью фагоцитоза или с помощью мембранных белков?

С помощью мембранных белков

Белки требуют за транспортировку ответить на вопросы(да или нет)

  1. При активном транспорте затрачивается энергия

  2. Фагоцитоз – это вид эндоцитоза

  3. Диффузия – это вид активного транспорта

  4. Клеточная стенка растений состоит из целлюлозы

  5. Осмос – это диффузия воды

  6. Плазмалемма и цитоплазма растительной клетки вместе называется протопласт

  7. Клеточная стенка грибов состоит из муцина

  8. Пиноцитоз – это вид фагоцитоза

  9. Плазмалемма состоит из двух слоёв липидов

  10. У животных нет клеточной стенки

  11. Функция клеточной стенки – транспорт веществ

  12. Плазмалемма обеспечивает связь клетки со средой обитания.

С помощью фагоцитоза

Клетки растений не способны к фагоцитозу. (Теряете все командные АТФ , обращаетесь за помощью к мембранным белкам)




  1. Гиалоплазма.

Вы попали в жидкую часть цитоплазмы растительной клетки. Любопытные и дружелюбные ионы СI просят у вас помощи. Взамен они предлагают 30 АТФ и укажут короткую дорогу к ядру. Помогите хлорид-ионам: нужно составить 2 списка органоидов: А) органоиды, которые есть в растительной клетке.

Б) органоиды, которых нет в растительной клетке.


Составили списки без ошибок:

Благодарные ионы подарили вам 30 АТФ и показали короткую дорогу к ядру – через гигантскую вакуоль на ту сторону клетки. Попали в вакуоль.


С ошибками:

Расстроенные ионы указали вам дорогу в пероксисому. Пероксид водорода уничтожил ваши запасы АТФ. Вы с трудом выбрались в вакуоль.


  1. Вакуоль.

Вы находитесь в центральной вакуоли растительной клетки. Заблудившийся ион магния просит помощи. Ему нужно попасть в один из пластидов. Но он забыл название пластида и вещество, в которое ему нужно попасть.Подскажите иону!

Смогли подсказать

Ион подарил 20 АТФ и попали в хлоропласт.


Не смогли подсказать

Остались в вакуоли.Мембрана вакуоли требует за проход ответить на вопрос или 50 АТФ. Если ответили правильно, мембрана подарит 50АТФ.

Вопрос.Все гормоны растений – это вещества, имеющие очень маленькие размеры молекул. С какой особенностью строения оболочки растений это связано?

Ответили – прибавилось 50 АТФ.

Не ответили – потеряли 50 АТФ, если нет АТФ – 5 нуклеотидов.

Попали в хлоропласт.


  1. Хлоропласт.

Итак, вы в хлоропласте. Ваше растение съедено травоядным животным и уже давно переваривается.


  1. Пищеварительный пузырёк.

Вы оказались в пищеварительном пузырьке животной клетки. К вашему пузырьку приближается одномембранный органоид, наполненный пищеварительными ферментами. Как он называется?(Если не смогли назвать лизосому – потеряли 30 АТФ). Лизосома слилась с вашим пузырьком, необходимо срочно покинуть её!. Для этого нужно разобраться, какой фермент расщепляет какое вещество (приложение 3)

  1. Белки

  2. 2. Липиды

  3. Крахмал

  4. ДНК

А) Амилаза

Б) Нуклеаза

В) Протеаза

Г) Липаза


Если ошиблись – потеряли 30 АТФ.

Попали в ЭПС



  1. ЭПС

Гостеприимная эндоплазматическая сеть согласилась помочь вам приблизиться к цели. Пока вы плывёте по её каналам, она предлагает заработать вам 60 АТФ. Вам необходимо распредилить органоиды по трём колонкам (поставить значок)


Органоиды

Одномембранные

Двухмембранные

Немембранные

1.Ядро




2. ЭПС




3. Жгутики




4.Митохондрии




5.Комплекс Гольджи




6.Рибосомы




7.Лизосомы




8.Реснички




9.Пластиды




10.Клеточный центр





Сделали без ошибок – получили 60АТФ

За каждую ошибку получают на 10 АТФ меньше.


Вы проплываете через участок ЭПС, покрытый рибосомами. Как называется такой участок? Ответили, получили 10 АТФ.

ЭПС постепенно превратилась в систему плоских пузырьков. Где вы оказались? (не определили Комплекс Гольджи- потеряли 20 АТФ)


  1. Комплекс Гольджи.

Комплекс Гольджи упакует каждого из вас в маленький пузырёк, чтобы вы смогли безопасно дальше плыть по гиалоплазме, но требует от каждого 10 АТФ или ответ на вопрос (не ответил, теряешь 10АТФ или 1 нуклеотид).

Вопросы

  1. Назовите функции Комплекса Гольджи.

  2. Назовите функции ЭПС.

  3. Назовите функции лизосом.

  4. Назовите функции рибосом.

  5. Назовите функции хлоропластов.

  6. Назовите функции лейкопластов.

  7. Назовите функции хромопластов.

  8. Назовите функции клеточного центра.

  9. Назовите функции цитоскелета.

  10. Назовите функции митохондрий.

  11. Назовите функции жгутиков и ресничек.

  12. Назовите функции клеточной стенки.


  1. Митохондрии.


Теперь вы плывёте внутри транспортных пузырьков, отделившихся от Комплекса Гольджи. Подплываете к двухмембранному органоиду, внутренняя мембрана которого собрана в большие округлые складки. Что это за органоид?

Определили митохондрию –получили 10АТФ, нет – потеряли 20АТФ.

Митохондрия предлагает ответить вам на 3 вопроса (получите 200АТФ, ответите на два -100АТФ, на один – 50АТФ).

Вопросы.

  1. Какое вещество используется только в митохондрии и нигде больше в клетке не нужно?

  2. Ядро, митохондрии и пластиды- двухмембранные органоиды. Какая особенность строения объединяет митохондрии и пластиды, но отсутствует у ядра?

  3. Назовите не менее 2-х черт сходства в строении митохондрий и прокариот.


  1. Клеточный центр.


Вы плывёте дальше и подплываете к двум центриолям клеточного центра. Центриоли рыдают. Им нухна помощь. Им скоро расходиться в разные стороны навсегда, поскольку клетка готовится к делению. Каждой из них нужно создать себе копию, научить эту копию управлять цитоскелетом, жгутиками, ресничками. Но клетка такая старая, что уже забыто всё, что передали им их предшественники. Своей будущей второй центриоли им нужно будет объяснить, что значит 9умножить на 3, а жгутикам и ресничкам надо объяснить формулу 9умн. На2 +2. Помогите!. Не смогли объяснить – потеряли 30 АТФ. Смогли – по микротрубочкам цитоскелета попали в ядро.


  1. Ядро.


Итак, вы добрались до цели. Теперь нужно привести в порядок свою ДНК, купить недостающие нуклеотиды.

Если их не хватает – можно восстановить запас, назвав все особенности строения прокариот.

Когда ДНК восстановлена, остаётся только действовать.

Опишите схему размножения вируса в клетке.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!