СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Играем, звук закрепляем! Советы родителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уважаемые родители! Зачастую рекомендации учителя-логопеда по автоматизации поставленного звука содержат исключительно речевой материал, проговаривание которого обычно быстро надоедает детям. Как же сделать Ваши занятия с ребенком интересными, разнообразными, а главное продуктивными? Предлагаю Вам различные игровые задания, направленные не только на автоматизацию поставленных звуков, но и на развитие мелкой моторики, чувства ритма, графических навыков у детей.

Просмотр содержимого документа
«Играем, звук закрепляем! Советы родителям»

Что такое «автоматизация»? Это постепенный, последовательный процесс введения правильного звука в речь ребёнка. Если Ваш ребёнок только начал выговаривать изолированно тот или иной звук, то не следует просить его произносить в словах и предложениях. Работа по автоматизации звука ведётся под контролем учителя – логопеда.

Обычно это происходит следующим образом: логопед прорабатывает необходимый речевой материал на своих занятиях и даёт родителям рекомендации для работы с ребёнком дома. Зачастую такие рекомендации содержат исключительно речевой материал, проговаривание которого обычно быстро надоедает детям.

Уважаемые родители! Как же сделать Ваши занятия с ребенком интересными, разнообразными, а главное продуктивными?

Предлагаю Вам различные игровые задания, направленные не только на автоматизацию поставленных звуков, но и на развитие мелкой моторики, чувства ритма, графических навыков у детей. Ребенок быстрее запомнит новый звук, если его не просто механически повторять, а играть с ним. Если играть с ребенком каждый день, то речь будет чистой и правильной. Шепелявость и картавость не будут больше спутниками Ваших детей. Успехов Вам!

Итак, проговаривание с элементами пальчиковой гимнастики. Во-первых, нам могут помочь наши пальцы и пальцы ребёнка. Я предлагаю следующие упражнения.

«Колечки». Соединяем кончики большого и указательного пальца так, чтобы получилось колечко, называем заданный слог (слово). Теперь так же по очереди со всеми пальцами: на каждое колечко произносим необходимый слог. Упражнение можно выполнять сначала с большого пальца, затем с мизинца.

«Цветок». Заданный слог (слово) проговаривается с постепенным разгибанием и загибанием пальчиков (лепестки открываются и закрываются).

«Пирожки». Лепим воображаемые пирожки с «волшебной» начинкой и проговариваем речевой материал. Это также может быть и изолированный звук, и слог, и слово.

«Крыша». Соединяем по очереди подушечки пальцев правой и левой рук: большие, указательные, средние, безымянные, мизинцы. На каждое соединение произносим заданный слог (звук, слово).

«Пианино». Стучим по столу пальцами, имитируя игру на фортепиано. На каждое прикосновение называем слог или слово.

Для упражнений «Колечки», «Крыша», «Пианино» можно предложить и следующее задание: ребёнку предлагается слово с заданным звуком, например, со звуком [с] – «смелый», и на каждое соединение пальцев ребёнок придумывает словосочетание с этим словом (смелый мальчик, смелый котёнок и другие).

«Скажи столько же». Взрослый хлопает в ладоши (1-4) раза, ребёнок повторяет заданный звук (слог, слово) столько раз, сколько хлопков выполнил взрослый.

«Колокольчик». Ребенок проговаривает речевой материал с отрабатываемым звуком. Родители оценивают правильное произношение звоном колокольчика (бубна и т. д.)

«Собери пирамидку». Ребенок нанизывает колечки на стержень пирамидки в том случае, если правильно проговаривает слоговые ряды, слова.

«Кнопочки». Ребенок проговаривает слог (слово) с автоматизируемым звуком, нажимая пальчиком на «кнопочку» (нарисованный кружок, квадрат, рыбка, цветок и другие). Сколько кнопочек – столько повторов.

«Волшебная веревочка». Ребенок наматывает веревочку (ленточку) на пальчик, проговаривая звук, предложения, чистоговорки.

«Счеты». Ребенок произносит слово столько раз, сколько колесиков отложено на счетах, либо произносит речевой материал с одновременным движением колесика.

Научи Петрушку. Родители берут пальчиковую куклу и просят ребенка научить ее правильно произносить тот или иной звук или слог. Ребенок выступает в роли учителя, Петрушка - ученика.

А если Ваш ребёнок любит рисовать или лепить, то ему отлично подойдут следующие игры.

«Узоры». Ребенок рисует чередующиеся фигурки с одновременным произнесением слов. Каждая фигурка обозначает слово.

«Дорожка». Дети рисуют или выкладывают поочередно вертикальные и горизонтальные палочки с одновременным произнесением двух заданных слов.

«Строим дом». Уложим три кирпича са; теперь четыре кирпича сы, теперь пять кирпичей со, теперь шесть кирпичей ус и т. д. Можно сопроводить эту игру рисованием домика. Мы построили для звука [с] чудесный дом. Давай в нем отдохнем и немного поиграем в веселые игры.

«Жук». Игровое поле помещено в файл, на поле изображен большой жук. Во время произношения ребенок фломастером рисует кружки на изображении жука, «украшая» его.

Ну а самая большая группа приёмов - упражнения с различными предметами.

Песочные часы. Проговариваем речевой материал до тех пор, пока в часах не закончится песок.

Юла (маленький волчок). Проговариваем речевой материал, пока крутится волчок или юла. Можно использовать маленький волчок, который раскручивается пальцами. В этом случае упражнение будет развивать и мелкую моторику пальцев рук ребёнка.

Массажный мяч. Проговаривание речевого материала сопровождается действиями с массажным мячом – поглаживанием, катанием, сжиманием.

Скрепки скрепляем друг с другом и получаем цепочку. Интереснее ребёнку будет если скрепки разноцветные. На каждую скрепку называем звук (слог, слово, предложение).

«Лови – бросай». Взрослый бросает мяч ребенку и говорит слова с заданным звуком. Ребенок бросает мяч обратно и повторяет названное слово. Можно повторять, изменяя слово (в ед. и мн. ч., в уменьшительно – ласкательной форме и т. д.)

Бусинки. Собираем бусы. Задание аналогично заданию со скрепками. Можно учитывать и цвет бусин и скрепок, например брать только те цвета, в названии которых слышится звук [р]. Другой вариант, например, красный – «са», желтый – «со», синий – «су», зеленый – «сы». Нанизывая большие бусины, ребенок произносит слог громко, а нанизывая маленькие – тихо.

Прищепки. Цепляем прищепки на какую–нибудь фигуру, например, если возьмём жёлтый круг и жёлтые прищепки, то получится солнышко и лучики. Присоединение каждого лучика сопровождается произнесением речевого материала.

Мозаика. Собираем несложные узоры. Ребёнок должен правильно сказать звук (слог, слово, словосочетание, предложение, чтобы заработать деталь.

Мыльные пузыри. Вдуваем слово в волшебный пузырь. Ребёнок называет правильно слово и выдувает мыльный пузырь.

Мяч. Взрослый называет звук (слог, слово) и бросает ребёнку мяч. Ребёнок ловит мяч, повторяет звук (слог, слово) и бросает мяч взрослому.

Скакалка. На каждый прыжок называем слог.

Сортировка мелких предметов. В большой ёмкости перемешаны различные мелкие предметы. Это могут быть макароны разных сортов, фасоль, разноцветные пуговицы или бусины. Понадобятся и более мелкие ёмкости по количеству сортов предметов. Взрослый даёт задание, например, разложить пуговицы по размеру. Если ребёнок берёт крупную пуговицу, то он проговаривает слог «ша», если мелкую – то «шу», пуговицу среднего размера – «шо». Можно предложить припоминать слова с заданным звуком в слове. Данное упражнение позволяет не только автоматизировать звук в речь, но и прекрасно тренирует мелкую моторику и психические процессы: мышление, внимание, восприятие.

Песенка. Ребенок поет знакомую мелодию, используя вместо слов слоги с отрабатываемым звуком.

Все вышеперечисленные игровые приёмы способствуют не только повышению интереса ребёнка к занятиям, но и развивают дополнительные процессы: мелкую моторику, внимание, мышление, ловкость. Необходимо помнить, что самое главное при выполнении всех этих упражнений – следить за правильным произнесением автоматизируемого звука и соблюдать рекомендации учителя-логопеда!

 




Скачать

© 2021 232 1

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!