Анализ психолого-педагогической литературы и опыт учителей-практиков, музыкальных работников, психологов, врачей позволяет утверждать, что развитие танцевальных элементов на каждом возрастном этапе происходит различно. В младшем возрасте ребенок эмоционально откликается на музыку, что выражается в мимике, жестах. Но движения еще не точны и порой не согласованы с музыкой.
На четвертом году жизни дети начинают чувствовать смену контрастных частей музыки, могут выполнять и усваивать небольшие музыкальные задания. Они еще плохо ориентируются в пространстве, по этому педагог учит их двигаться в соответствии с ярко-контрастным характером музыки, в медленном и быстром темпе, реагировать на начало и окончание звучания музыки, исполнять простейшие движения, передавать не сложные имитационные движения игровых образов (птички летают, лошадки скачут, зайчики прыгают).
На пятом году жизни у детей уже есть опыт слушания музыки, они могут узнавать знакомые мелодии, определять характер музыки. Движения становятся более ритмичными, четкими, согласованными с началом и окончанием звучания музыки. Дети выполняют более разнообразные движения (прямой галоп, движение парами, притоп одной ногой, выставление ноги на пятку) и могут двигаться в соответствии с контрастным характером музыки.
В возрасте 5-7 лет дети уже сравнительно хорошо управляют своими движениями, их действия под музыку более свободны, легки и четки, они без особого труда используют танцевальную импровизацию. Ребята в этом возрасте произвольно владеют навыками выразительного и ритмического движения. Развивается слуховое внимание, более ярко проявляются индивидуальные особенности детей. Они могут передать движениями разнообразный характер музыки, динамику, темп, несложный ритмический рисунок, изменять движения в связи со сменой частей музыкального произведения со вступлением. Детям доступно овладение разнообразными движениями (от ритмичного бега с высоким подъемом ноги и подскоков с ноги на ногу до шага польки, полуприседание и т.д.). Творческая активность детей развивается постепенно путем целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активизации чувств, воображения и мышления. Реакция детей на прослушанное представляет собой творческое отображение музыки в действии. В этом возрасте эмоции, вызванные музыкой создают определенную двигательную активность, задача педагога заключается в том, чтобы направить ее в нужное русло, подобрав для этого интересный и разнообразный музыкально-танцеватьный материал.
Двигаться, как подсказывает музыка – строгий закон, который следует неуклонно соблюдать на всем протяжении занятия. Движения должны вытекать из музыки, согласовываться с ней, отражая не только ее общий характер, но и конкретные средства выразительности.
В процессе обучения, помогая найти ребенку нужное движение, педагог своим советом, словом, собственным примером и т.д. Совпадение образного слова, музыки и движения, развивается детское воображение, ребенок точнее передает характер музыкального произведения, движения становятся свободными, исчезает скованность, появляется уверенность.
(Отработка техники исполнения танцевальных движений: «пружинка», «обруч», «мяч»)
Педагог: А сейчас, ребята, мы с вами перейдём к разучиванию танцевальных элементов. Упражнение, которое мы с вами выполним, называется – «мяч». И так возьмём исходное положение: ноги вместе, руки на поясе. По моему сигналу выполняем восемь прыжков на двух ногах. И ещё мы выполним прыжки, которые называются: «подскок» и «звезда»
(Дети по сигналу педагога выполняют прыжки.)
Педагог: А теперь следующее упражнение – «пружинка». Исходное положение: ноги вместе, руки на поясе. На раз- счёт – сгибаем ноги в коленях; на два – выпрямляем.
(Дети по сигналу выполняют упражнение.)
Педагог: Упражнение – «обруч». Исходное положение: ноги вместе, руки на поясе. Восемь шагов выполняем движениями вправо по кругу и возвращаемся в исходное положение.
(Дети по сигналу выполняют упражнение.)
Танцевальные рисунки.
Педагог: Перестроения в шеренгах «расчёска». На четыре счёта первая шеренга меняется со второй, а третья с четвёртой и возвращаетесь на свои места.
(Дети по сигналу выполняют перестроения.)
Педагог: А теперь перестроения в колоннах. На четыре счёта первая колонна меняется со второй, а третья с четвёртой и возвращаетесь на свои места.
(Дети по сигналу выполняют перестроения.)
Игрострейчинг
Педагог: А сейчас возьмите коврики и положите на свои места и сразу надо выполнить исходное положение, в упоре сидя, ноги прямые. Поиграем с вами дети, на 1-2- «послушные и непослушные носочки».
(Дети на счёт 1-2 вытягивают стопы - «послушные носочки»,
на счёт 3-4 сокращают стопы - «непослушные носочки».)
Педагог: Следующее упражнение, дети, наклоны вперёд.
(Дети выполняют в упоре сидя наклоны вперёд)
Педагог: Ребята, выполним упражнение «бабочка»
(Дети с интересом выполняют упражнение)
Педагог: А теперь, упражнение «Корзинка» и «Парашютик»
(Дети выполняют прогибы спины.)
Педагог: Молодцы, дети!
Миниакробатика
Педагог: Выполним следующее упражнение: «берёзка». Сядем в исходное положение: упор сидя, ноги прямые. На счёт 1-2- наклон вперёд, на 3-4- перекат на спину и выход в стойку на лопатках, на четыре счёта стоим, после чего перекат в исходное положение.
(Дети выполняют упражнение «берёзка»)
Педагог: Следующее упражнение: «мостик» мы выполним с исходного положения, лёжа на спине.
(Дети дети берут исходное положение и выполняют упражнение «мостик»)
Педагог: Очень хорошо. (Дети убирают коврики и становятся на свои места.)