Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей «ЮНИТЭР»
Рузаевского муниципального района
Игровая викторина
«Чтоб пожара избежать, детям нужно много знать!»
(для обучающихся дошкольного возраста)
Подготовила и провела: Заведующая структурным подразделением, педагог дополнительного образования – И.Э. Приказчикова |
г. Рузаевка, 2019 год
Цель и задачи:
закрепить знания обучающихся о правилах пожарной безопасности, правилах поведения во время пожара, о профессии «пожарный»;
закрепить знания о том, к чему может привести неосторожное обращение с огнем;
воспитывать уважение к труду пожарных; развивать чувства коллективизма, ответственности и выдержки у дошкольников.
Предварительная работа:
Проведение беседы с обучающимися по теме пожарной безопасности, подбор музыкального сопровождения, необходимого оборудования для подвижных игр и эстафет.
Ход занятия.
Педагог:
Если в комнате у вас слезы катятся из глаз,
Так как дым клубами вьется, и огонь жует палас -
Нужно мужество найти к телефону подойти.
Постараться вспомнить цифры от ноля до девяти.
Смело трубку в руки взять, 01 суметь набрать.
Здравствуйте ребята! Сегодня мы собрались с вами, чтобы еще раз вспомнить о том, как может быть опасен огонь!
Огонь приносит людям тепло, радость, но иногда он может стать опасным и жестоким врагом. На пути огня встают смелые и умные, быстрые и находчивые люди - пожарные. Они борются с огнем.
На пути пожарного встречается много препятствий, прежде чем он доберется до пострадавшего, иногда в огне оказываются не только люди, но и их преданные животные. Сейчас мы с вами попробуем представить себя на месте пожарных!
Итак, мы начинаем игровую викторину «Чтоб пожара избежать, детям нужно много знать!».
Конкурс «Запрещается – разрешается».
У каждого ребенка по две сигнальных карточки. Одна карточка - зеленого цвета, «разрешающая». А другая карточка - красного цвета, «запрещающая».
Педагог называет в произвольном порядке основные требования пожарной безопасности, обучающиеся показывают карточки с соответствующими цветами.
Запрещается:
- играть со спичками;
- оставлять открытыми двери печей, включенными камины (обогревателей);
- оставлять без присмотра включенные в сеть электронные нагревательные приборы, радиоприемники и т.п.;
- оставлять без присмотра топящуюся печь;
- бросать горящие бумагу, спички, сигареты в помещениях;
- выбрасывать горящую золу вблизи строений;
- включать в одну розетку большое количество потребителей тока (более трех).
Разрешается:
+ не открывать двери в помещении, где произошло возгорание;
+ кричать и звать на помощь взрослых;
+ закрыть нос и рот влажной повязкой (платком, шарфом) для защиты от дыма;
+ набросить на себя смоченный водой кусок плотной ткани, мокрое покрывало, плащ, пальто при нахождении в зоне пожара;
+ двигаться ползком или пригнувшись вдоль стены, если помещение сильно задымлено;
+ открыть в задымленных помещениях, где нет огня, окна и двери для проветривания;
+ вызвать для пострадавшего скорую помощь по телефону «03», отправить его в больницу.
Педагог: Молодцы! И мы продолжаем наше занятие.
Наверное, вы знаете, что работа пожарных всегда подразумевает встречу двух стихий: воды и огня. Об этих стихиях много сложено и пословиц, и поговорок. Вам нужно расшифровать пословицы и поговорки, в которых упоминаются «огонь» и «вода» по первым буквам слов.
Конкурс - «Разберись с шифровкой».
Педагог читает начало шифровки, обучающиеся дружно договаривают её.
Примеры пословиц и поговорок:
В огне и железо плавко.
Вода и мельницу ломает.
Вода путь найдёт.
Где огонь, там и дым.
Добро не горит и не тонет.
Дыму без огня не бывает.
И днём с огнём.
Много с тех пор воды утекло.
На сердитых воду возят.
Педагог: И снова все справились, молодцы! Мы переходим к следующему конкурсу.
Конкурс - «Пожарные загадки».
Рыжий зверь в печи сидит, Он от злости ест дрова, Целый час, а, может два?! Ты его рукой не тронь, Искусает всю ладонь. Огонь.
| Смел огонь, они смелее, Он силен, они сильнее, Их огнем не испугать, Им к огню не привыкать! Пожарные.
| Что за тесный, тесный дом? Сто сестричек жмутся в нем. И любая из сестричек Может вспыхнуть, как костер. Не шути с сестричками, Тоненькими … Спичками.
|
Я мохнатый, я кудлатый, Я зимой над каждой хатой, Над пожаром и заводом, Над костром и пароходом. Но нигде-нигде меня Не бывает без огня. Дым. | Вот тучи брызнули дождём, Светло вдруг стало, точно днём. Что ослепительно сверкает, Гром оглушительный рождает? (В лесу деревья поджигает?) Молния. | Заклубился дым угарный, Гарью комната полна. Что пожарный надевает? Без чего никак нельзя? Противогаз. |
Победит огонь коварный Тот, кого зовут… Пожарный.
| Все ест, не наестся, А пьёт – умирает. Огонь.
| Летала мошка - сосновая ножка, На стог села - всё сено съела. Спичка. |
Я мчусь с сиреной на пожар, Везу я воду с пеной. Потушим вмиг огонь и жар Мы быстры, словно стрелы. Пожарная машина.
| Без него мы как без рук, Нам он самый лучший друг, Но порою он, ребята, Может стать врагом заклятым! Огонь.
| Полено в топке полыхает И «звезды» эти в нас бросает. Одна горящая частица Пожаром может обратиться. Искра.
|
Висит - молчит, а перевернешь, шипит, и пена летит?! Огнетушитель. | У тебя есть, у меня, У ботинка, у огня. Язык - язык пламени.
| Пожарного часто в огне защищала Такая «фуражка» - она из металла. Каска.
|
Хозяйка топит печь на кухне, Скажи, когда огонь потухнет, То, что останется от дров? Назвать мне слово ты готов? Зола.
| Молотком шахтёр стучит, Камень чёрный добывает. Он потом в печи горит, Дом зимой наш согревает. Уголь.
| Всех на свете я сильнее, Всех на свете я смелее, Никого я не боюсь, Никому не покорюсь. Огонь.
|
Голова огнем пылает, Тело тает и сгорает. Я полезной быть хочу: Лампы нет – я посвечу. Свеча.
| С собою спички не носи, Увидел пламя - погаси. От игры с огнём - беда: Дом сгорает без следа. Пожар. | Туристы в лагерь свой придут, Его под вечер разведут. Он будет долго полыхать, Своим теплом их согревать. Костёр. |
| И рубашки, и штанишки, Гладит он для вас, детишки, Но запомните друзья, Что играть вам с ним нельзя! Утюг. | |
Педагог: Если случился пожар всегда на помощь придут пожарные. А что бы этого не случилось, существуют знаки.
Кто сможет их назвать? Ответы.
Запрещающие, предупреждающие, предписывающие, указательные (для средств противопожарной защиты), указательные (для целей эвакуации).
Игра - «Это я, это я, это все мои друзья!».
- Вы дружно будете отвечать на мои вопросы, произнося хором там, где речь пойдет о вас «Это я, это я, это все мои друзья!».
Кто, почуяв запах гари,
Сообщает о пожаре?
Кто из вас, почуяв дым,
Говорит: «Пожар, горим!»
Кто из вас шалит с огнем
Утром вечером и днем?
Кто, почуяв газ в квартире,
Позвонит по ноль - четыре?
Кто костры не поджигает,
И другим не разрешает:
Кто от маленькой сестрички
Прячет дети, дома, спички?
Признайтесь-ка мне в том,
Кто из вас шалит с огнем?
Кто поджёг траву у дома,
Подпалил ненужный сор,
А сгорел гараж знакомых
И строительный забор?
Кто соседской детворе
Объясняет во дворе,
Что игра с огнём недаром
Завершается пожаром?
Кто украдкой в уголке
Жёг свечу на чердаке?
Загорелся старый стол,
Еле сам живой ушёл!
Кто пожарным помогает,
Правила не нарушает,
Кто пример для всех ребят?
На привале кто в лесу
Жёг засохшую сосну?
А потом так поспешил,
Что костёр не затушил.
Педагог: Молодцы! А сейчас мы и проверим, какие вы сильные и ловкие.
Эстафеты.
• «Пожарная тревога».
Понадобится: кегли, 2 игрушки, 2 стула.
В игре участвуют 2 команды. Дети встают в 2 шеренги. Преодолев препятствия, 1 пара соперников, спасают животное - переносят его в больницу; 2 пара соперников – возвращают животное в лес/домой, пройдя через препятствия и т.д.
• «Тушим пожар».
Понадобится: 2 кегли, 2 кубика/игрушки.
Перед каждой командой выставлен «огнетушитель» (кегля).
На противоположной стороне ставится предмет, который нужно «потушить» (кубик, игрушка и т.п.)
По команде, первые участники, взяв «огнетушитель», бегут каждый к своему предмету, обегают его (тушат), возвращаются обратно, предают «огнетушитель» следующему участнику и, отбегая, встают за последними участниками.
Как только «огнетушитель» коснется земли, та команда и побеждает.
• «Два сапога - пара».
Понадобится: повязки для каждой пары.
Связывают ноги (левая нога одного игрока, правая другого). Взявшись за руки, допрыгать до финиша. На пожаре очень важно умение работать дружно и сообща.
Игра - «Да» и «Нет».
Педагог: Их я хочу услышать в ответ…..
Все внимательно играйте,
Думайте и отвечайте.
Дайте на вопрос ответ,
И скажите «Да» иль «Нет».
1. Всем ребятам нужно знать, Что с огнем нельзя играть. Это все ребята знают? Да 2. А с огнем они играют? Нет | 8. Вова спичками играет, Мама это запрещает. Дети дайте мне ответ, Прав наш Вова или нет? Нет |
3. Для ребят пожары шутка? Нет
4. Все ли дети тут послушны? Да 5. На печи кипит варенье. Можно ли без разрешенья Детям к печке подбегать, Чтоб варенье помешать? Нет | 9. Непослушный мальчик Вова, Спичками играет снова. Пусть мне дети отвечают, Маму Вова огорчает? Да 10. Вот свеча, горит огонь, Ты огонь попробуй – тронь! Дайте, дети мне ответ, Будет больно или нет? Да |
6. Палит листья мальчик Тихон, У костра он скачет лихо. Дети дайте мне ответ, Хорошо ли это? Нет
| 11. Друга выручим всегда? Да Врать не будем никогда? Нет Маму слушаем всегда? Да Можно спичками играть? Нет
|
7. Под столом играет Света, Зажигает она свечи. Дети дайте мне ответ, Хорошо ли это? Нет
| 12. Детям свечи зажигать? Нет 13. Причиняет огонь зло? Да 14. А дает огонь добро? Да 15. С огнем всегда ты осторожен? Да |
- Что ж завершать игру мне можно!
Педагог: Дорогие ребята! Вот наше занятие с викториной и играми подошло к концу. Нам осталось подвести итоги.
Всем вам объявляется благодарность «За мужество и героизм, находчивость в борьбе с огнем, за знание и умение выходить из трудных ситуаций».
Все вы молодцы! Я надеюсь, что вы всегда будете соблюдать правила пожарной безопасности.