Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №60 компенсирующего вида» г. Сыктывкара
Игровое пособие
«Волшебная гусеница»
Автор: учитель-логопед
Митина Елена Алексеевна
Актуальность.
Процесс постановки и автоматизации звуков – очень длительный и однообразный. Ребенку надо бесконечное количество раз повторить артикуляционные упражнения, слова, предложения с определенным звуком. Это трудно и неинтересно, и в отсутствие желания, во что бы то ни стало избавиться от своего дефекта, занятия с логопедом очень скоро перестают нравиться.
Занятия по развитию речи и автоматизации поставленных звуков можно сделать интересными, разнообразными и в то же время продуктивными для ребенка с помощью игры.
Представленное игровое пособие «Волшебная гусеница» может использоваться педагогами для индивидуальной и подгрупповой работы, так же родителями в домашних условиях.
Цель. Автоматизация звуков .
Задачи.
Образовательные:
- обогащение словарного запаса;
- овладение грамматическими нормами речи.
Коррекционно-развивающие:
- автоматизация и дифференциация звуков в словах, словосочетаниях и предложениях;
- развитие фонематического слуха, анализа, синтеза и представлений;
- развитие внимания, словесно-логического мышления, слухо-речевой памяти, сообразительности;
- развитие прослеживающей функции глаза, фиксации и локализации взора, цветовосприятия и цветоразличения;
- развитие мелкой моторики.
Воспитательные:
- формирование положительного эмоционального подъема, интереса к занятию;
- воспитание навыков самостоятельной деятельности воспитанников;
- воспитание эмпатии интересов других участников игры.
Возрастная группа : старшие дошкольники 5-7 лет; индивидуальная и подгрупповая формы работы.
Основа гусеницы – пустые контейнеры из под Киндер сюрприза, обвязанные нитками разных цветов.
Части гусеницы соединяются при помощи застежки-липучки, что позволяет создавать различные комбинации.
На каждом звене пришита липучка, к которой присоединяются предметные картинки, буквы.
Игра «Звуковая гусеница».
Цель: автоматизация звуков; совершенствование навыков звукового анализа.
- Собрать гусеницу, на спинке которой будут картинки, в названии которых есть заданный звук. Определить позицию звука в слове (начало, середина, конец). Составить словосочетание или предложение с картинками.
- Собрать гусеницу, на спинке которой будут картинки, в названии которых есть звук [Р] в начале (середине, конце) слова.
Игра «Гусеницы-подружки».
Цель: развитие фонематического восприятия (дифференциация звуков).
Собрать гусениц, на спинке первой должны быть картинки со звуком [Р], а на спинке второй со звуком [Л].
Игра «Радужная гусеница».
Цель: совершенствование навыков звукового анализа.
Собрать гусеницу определенного цвета или последовательности цветов, назвать картинки, определить какой общий звук есть в названии всех картинок (позицию звука в слове).
Игра «Твердый-мягкий».
Цель: развитие фонематического восприятия (дифференциация звуков).
Если первый звук в слове твердый согласный, картинку «подарим» гусенице с синими звеньями, если первый звук мягкий согласный – с зелеными.
Игра «Загадочная гусеница».
Цель: совершенствование навыков звукового анализа.
- Назвать картинки, выделить первый (последний) звук в словах, расшифровать слово (фонематическое чтение).
- «Зашифруй» слово картинками.
Игра «Собери схему».
Цель: совершенствование навыков звукобуквенного анализа.
- Из звеньев гусеницы собрать схему слова. Если звук твердый – спинка гусеницы синяя, мягкий – зеленая. Если звук звонкий, на спинке гусеница везет колокольчик. Гласные звуки обозначим красными звеньями.
- Подобрать игрушку (картинку) к схеме, которую привезла гусеница.
Игра «Читающая гусеница».
Цель: совершенствование навыков составления и чтения слов.
- Назвать картинку, определить количество звуков в слове, их последовательность. Заменить звуки буквами, собрать слово-гусеницу.
- Прочитать слово, написанное на спинке гусеницы, выбрать необходимую игрушку (картинку).
- Прочитать буквы на звеньях гусеницы, составит из них слово, собрать гусеницу.
Игра «Кого (что?)
везет гусеница?»
Цель: расширение словарного запаса, согласование существительного с прилагательным (глаголом).
- Собрать гусеницу на спинке, которой картинки с изображением диких животных (любая лексическая тема).
- Составить словосочетание (предложение) с картинками. Назвать какой, что умеет делать?
- Назвать картинки на спинке гусеница подобрать обобщающее слово.
Для каждого из Вас своя игра,
Победа в ней − не так проста порою ...
Пусть цели достигаются всегда,
И спорится в игре любое дело!