Игровые приемы работы на этапе автоматизации звуков у детей с ОВЗ
В настоящее время практически у каждого ребенка с ОВЗ, поступающего в школу, наблюдаются нарушения звукопроизношения.
Нарушения произношения характеризуются:
стойкостью симптоматики;
большим количеством дефектных звуков (полиморфные нарушения);
с большим трудом устраняются.
Вызываются комплексом патологических факторов (несформированность познавательных процессов; позднее развитие фонематического восприятия; общее моторное недоразвитие, особенно недоразвитие речевой моторики).
Коррекция звукопроизношения состоит из трех этапов:
-подготовительного
-постановки звука
-автоматизации
-дифференциации.
Зачастую этап автоматизации и дифференциации является самым длительным и сложным.
Работа по воспитанию правильного звукопроизношения значительно осложняется характерной для детей с интеллектуальными нарушениями трудностью закрепления новых условных связей. Инертность нервных процессов, плохая переключаемость возбуждения и торможения проявляются в упорном, стереотипном воспроизведении наиболее упроченных старых связей, в трудностях переключения на новые. Вследствие этого неправильное произношение звука сохраняется даже в том случае, когда изолированное произношение звука удается ребенку сравнительно легко.
При тяжелых речевых нарушениях ребенку долго не удается произносить поставленный звук в слогах и словах. Многократное повторение одного и того же речевого материала его утомляет, вызывает негативизм.
Я часто сталкиваюсь с необходимостью разнообразить приемы и формы работы удерживая внимание детей.
Игра – один из приёмов работы, который использую на логопедических занятиях.
Преимущество игры и игровых приемов состоят в том, что они позволяют, более активно воздействовать на ребенка.
Доступная и привлекательная игровая ситуация на занятиях делает познавательный процесс полноценным, при этом он окрашен положительными эмоциями.
Имеющиеся в арсенале игровые упражнения помогают разнообразить работу, сделать задания интересными, развивающими и познавательными.
1. Артикуляционная гимнастика является неотъемлемой частью занятий, регулярное ее выполнение помогает:
- улучшить подвижность артикуляционных органов;
- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
- уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.
Основные движения отрабатываются в игровой форме. Использутся яркие катинки, стихотворные тексты.
Моторика - весёлые стишки и движения рук.
2. В процессе устранения дефектов звукопроизношения придается большое значение развитию четких представлений о звуковом составе слова, умению выделить звуки из слова, определить место этих звуков, уточнению смыслоразличительной функции фонемы.
В играх для формирования фонематических процессов использую различный вспомогательные материалы: мячи, флажки, ложки, фонарики, сигнальные карточки.
Например, игра: «Поймай звук» Ребенку предлагается поймать звук ложками, ладошками, посветить фонариком…
Игры с мячом
«Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой»
«Разноцветные мячи» (красный мяч - гласный звук, синий мяч - согласный звук).
«Мяч лови и мяч бросай – сколько звуков, называй»
«Поменяй звук» (в начале, конце, середине слова.)
Например: нога – рога, козы – розы, укол – укор, удав – удар.
«Фонематические разминки»
Игра «Исправь ошибку». Логопед воспроизводит дефект речи ребенка. (Ребенок находит ошибку и произносит слово правильно). Например, «Роза,лобот, ручка, рак» - Что я говорю не так?).
Игра «Град-клад». Плывут по небу тучи. Одни роняют на землю КЛАД – подставляй ладошки! А другие ГРАД – поскорее прячься под зонтик (соединить пальцы рук над головой).ГРАД, КЛАД, КЛАД, ГРАДусник, КЛАДовка, виноГРАД, наГРАДа, сКЛАД, доКЛАД, преГРАДа, заКЛАДка.
3. Автоматизация звука в изолированной позиции проводится в различных звукоподражательных играх с широкой опорой на неречевые ассоциации (например, звук С – шум воды, звук Ш – «песенка» змеи, звук З – «песенка» комарика и пр.).
На этом этапе работы я практикую такие игры: «Звуковые дорожки», «Звуковые песенки», «Кто дольше?», «Кубик с цифрами» и т.д.
4. При автоматизации звука в слогах, когда нет возможности использовать предметные и сюжетные картинки с заданным звуком, для привлечения интереса детей используются следующие игры:
«Пальчики здороваются»;
«Игра на рояле»;
«Встречу слово на дороге – разобью его на слоги»;
«Перейди через болото» (Прыжки по «кочкам-слогам» с прочитыванием слогов);
«Слог да слог — и будет слово — мы в игру сыграем снова» (например, добавить слог со к коротким словам (боль –соболь, кол -сокол, весть – совесть, ус-соус…));
«Слоговые таблицы», «Слоговые дорожки», «Слоговые линейки», «Слоговые бродилки»;
Чтение марсианских стихов. Дети не могут запомнить набор слогов, поэтому их прочитывание может быть многокрактным. Удобно отрабатывать чтение слогов в разной позиции Дети не могут запомнить набор слогов, поэтому их прочитывание может быть многокрактным.
5. Игры для автоматизации звуков в словах многофункциональны, вариативны. Способствуют не только развитию правильного звукопроизношения, но и развитию памяти, внимания, мышления, лексико-грамматических конструкций.
Они подобраны на различные звуки и группы звуков, наиболее часто искажающиеся у детей.
«Языколомки». Раскладываются 12 картинок: «мышка», «мишка», «мишка», «мышка»…. Дети «пробегают» по дорожке туда и обратно быстро без ошибок произносят названия картинок.
Можно по картинкам передвигать картинку с изображением мошки (Мошка на мишке, мошка на мышке….).
"Живые-неживые"» - Разложим по домикам картинки. В домик с сердечком, все картинки с нарисованными живыми предметами. В домик с зачёркнутым сердечком, все картинки с нарисованными неживыми предметами (называем правильно).
«Мой-моя-мои". Разложим по домикам картинки. Раскладываем картинки, правильно называем.
«Цветная клякса». - Положим картинки на кружочки. Клякса понарошку покрасит картинки. Назовём, что получилось. (зеленый забор…)
«Подарки». Складываем подарки и называем, что кому дарим. (У Зои зайчик, а у Зины….).
«Два мешочка». Переложим картинки в большой мешочек. Назовём все предметы правильно. Переложили в маленький. Картинки будут становиться маленькими. (самолёт - самолётик).
На своих занятиях широко использую игровые приемы обучения. Глубоко убеждена, что именно они обеспечивают успех занятий, делают их увлекательными и желанными для детей, значительно ускоряют процесс автоматизации звуков, облегчая нелёгкий путь к овладению чистым и правильным произношением.
Список используемой литературы
Р.И. Лалаева Логопедическая работа в коррекционных классах: Кн. Для логопеда. – М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 1998.
Воробьева Т.А. Крупенчук О.И. Мяч и речь. – СПб.: Дельта, 2001. — 96 с, ил. 18ВЫ 5-89151-113-4.
Светлова И.Е. Домашний логопед. – М.: Изд-во «Эксмо», 2009.