СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игровые технологии как эффективный способ музыкально-ритмического развития детей младшего школьного возраста

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматривается проблема музыкально-ритмического развития младших школьников на уроках музыки. Автор считает, что более продуктивному решению этой задачи способствуют игровые приемы и технологии, т.к. обращение к ним продиктовано возрастными и психологическими особенностями детей. Систематическое применение игровых элементов в процессе начального общего музыкального образования приводят к целенаправленному, планомерному и последовательному развитию музыкальных способностей обучающихся, в том числе – метроритмического чувства.

Просмотр содержимого документа
«Игровые технологии как эффективный способ музыкально-ритмического развития детей младшего школьного возраста»

УДК 372.878


ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА



Рыкова А. А.,

Курский государственный университет, Поныровская СОШ

пгт. Поныри Курской области, Россия


Науч. руководитель – Рудзик М.Ф.,

Курский государственный университет

г. Курск. Россия



Аннотация: В статье рассматривается проблема музыкально-ритмического развития младших школьников на уроках музыки. Автор считает, что более продуктивному решению этой задачи способствуют игровые приемы и технологии, т.к. обращение к ним продиктовано возрастными и психологическими особенностями детей. Систематическое применение игровых элементов в процессе начального общего музыкального образования приводят к целенаправленному, планомерному и последовательному развитию музыкальных способностей обучающихся, в том числе – метроритмического чувства.

Ключевые слова: музыка, ритм, игровые технологии, BodyPercussion.

Abstract. The article deals with the problem of musical and rhythmic development of younger schoolchildren in music lessons. The author believes that game techniques and technologies contribute to a more productive solution of this problem, since the appeal to them is dictated by the age and psychological characteristics of children. The systematic use of game elements in the process of primary general music education leads to the purposeful, systematic and consistent development of musical abilities of students, including the metrorhythmic sense.

Keywords: music, rhythm, gaming technology, BodyPercussion.



Игровая деятельность способствует развитию коммуникативных навыков, формированию эмоциональной и двигательной активности ребенка. Основным критерием развития коммуникации ребенка с другими детьми в игровой деятельности, по мнению А. С. Макаренко, является положительный эмоциональный фон [Макаренко, с. 35]. Обусловленные игрой изменения в психике младшего школьника настолько существенны, что в психологии (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин) утвердился взгляд на игру, как на ведущую деятельность детей.

Игровые технологии в образовательном процессе имеют четко поставленную цель, которая должна соответствовать педагогическим результатам. «Пути реализации игровой технологии на уроках включают: цели обучения, которые ставятся перед учащимися в форме игровой задачи, учебный материал, используемый, как средство игры. Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровыми результатами» [Сивашинская, с. 49].

«В художественно-эстетическом воспитании игровая деятельность способна развивать творческие способности ребенка» [Букатов, с. 23]. В музыкальном образовании это касается, прежде всего, развития музыкальных способностей детей. Б. М. Теплов выделил три основные музыкальные способности: ладовое чувство, произвольное пользование слуховыми представлениями и ритмическое чувство [Гумановская].

«Эффективным способом развития музыкально-ритмических способностей детей в творческой деятельности является включение в уроки различных видов игр» [Михайленко, с. 18]. На уроках музыки предлагаются, как правило, два основных типа игр: игры с фиксированными, открытыми правилами и игры со скрытыми правилами.

Примером игр первого типа являются большинство дидактических, познавательных и подвижных, сюда относятся также интеллектуальные, музыкальные, игры-забавы и др. Применение игр такого типа обусловливается соблюдением определенных требований: наличия сюжета; включения ребенка в игровую ситуацию; наличия понятных правил игры. При этом «педагог в рамках игровой техноло­гии становится важной фигурой, так как одновре­менно играет две роли – организатора и участника» [Багян, с. 15]. Чтобы эффективно применить ту или иную игру, необходимо определить учебный материал, психолого-физиологические особенности детей, изыскать способы взаимосвязи игровой технологии с другими видами работы в образовательной деятельности. «Неотъемлемой частью в технологии проведения игры является ее объяснение перед проведением» [Зайцев, с. 18]. Все это следует учитывать при использовании игровых технологий в целях музыкально-ритмического развития детей.

Ко второму типу относятся ассоциативные и сюжетно-ролевые игры, правила в которых существуют не явно. Рассмотрим в общих чертах характерные особенности различных типов игр.

Музыкально-дидактические игры способствуют музыкально-сенсорному развитию ребёнка.   Дидактические игры обусловлены правилами, создаваемыми специальной педагогикой в целях обучения и воспитания. Воспитательно-образовательное содержание таких игр формируется в виде дидактической задачи, однако, для детей эта задача не является открытой, а реализуется косвенным путем, через задачу игровую, игровые действия и правила. Увлечение игрой мобилизует интеллектуальные силы ребенка, а наличие занимательности, шутки, юмора облегчает выполнение задачи.

С помощью этого типа игр младшие школьники учатся различать звуки по высоте, тембру, отмечать ритмический рисунок, следить за направлением движения мелодии. По характеру используемого материала музыкально-дидактические игры подразделяются на три группы: предметные, настольно-печатные и словесные. Следовательно, музыкально-дидактические игры могут обеспечивать комплексное развитие метроритмических способностей. С этой целью педагоги часто применяют на уроках музыки детские музыкальные инструменты, дидактические игрушки, ритмические карточки, таблицы и схемы, музыкальное лото и домино, предлагают сопоставить ритмический рисунок с изображением музыкального героя и т.д.

В игровых музыкально-ритмических действиях дидактические карточки выполняют функцию развития музыкального восприятия в интересной форме. Важно отметить, изображение на дидактических карточках должно быть красочным и соответствовать содержанию игры. Например, «педагог играет мелодию разных жанров, а обучающееся должны выбрать карточку с ритмом соответствующую жанру музыки или играет определенный ритм, а младший школьник должен показать сказочного героя» [Кононова, с. 7].

Освоение ритмического рисунка с помощью дидактических карточек в различных видах музыкальной деятельности активно развивает у младшего школьника произвольное слуховое внимание и опыт слушателя. Важно отметить, что «отличительной чертой произведений на уроках музыки в начальной школе являются несложный ритмический рисунок и ярко выраженные контрастные части» [Зиявутдинова, c. 49]. «Создание и применение дидактического материала служит эффективным способом развития музыкального восприятия» [Резцова, с. 70]. Он влияет на представление музыкального образа в таких видах деятельности, как слушание, пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-пластических движения.

Еще одним видом музыкально-дидактической игры являются подвижные игры с элементами соревнования. Такие игры направлены на развитие музыкальных способностей в движениях под музыку. Для младшего школьного возраста такой вид работы выполняет здоровьесберегающую функцию (укрепление правильной осанки, координация движений). «Для того, чтобы моторно-двигательная система в танцевальных движениях у ребенка была активной, необходимо научить его запоминать и оценивать правильность своих движений, это поспособствует развитию его творческих способностей. Детям можно предложить такую игру: под разнохарактерную музыку пластический этюд поочередно исполняют девочки, затем мальчики» [Колодницкий, с. 4].

Игры-импровизации подразумевают выполнение творческих заданий, связанных с инсценировкой сюжетов песен, проведением подвижных и ролевых игр, сочинением мелодий на предложенный текст, придумыванием танцевальных движений [Гиршон, с. 8]. Творческий характер этих игр активизирует музыкальное мышление младшего школьника [Александрова, с. 22] и проявляется в разных видах музыкально-ритмической деятельности.

Игры с движением. Развитое чувство музыкального ритма может наблюдаться у детей в тех случаях, когда под воздействием звучащей музыки ученик испытывает телесные ощущения, что незамедлительно проявляется в его поведении. Например, при звучании веселой, искрометной народной музыки младшие школьники становятся очень подвижными, они бегают, прыгают, совершают всевозможные движения руками и корпусом. Ритмы народной музыки, особенно близкой и понятной детям, воздействуют на все тело ребенка, чем и объясняется такая непосредственная реакция детей на звучащую музыку. Известный музыковед Е. В. Назайкинский по этому поводу писал, что ощущение ребенком ритмов звучащей народной музыки начинается с «совпадения музыкального темпа с темпом шага, бега, танцевальных движений с одной стороны, и с ритмом дыхания – с другой» [Цит. по: Гарбузов, с. 208].

Ещё одним из эффективных технологических приемов музыкально-ритмического развития в контексте игровой деятельности является декламация словесного текста под музыкальное сопровождение. Прежде, чем применять его, педагог должен учесть возрастные особенности детей, обратить внимание на содержание и форму словесного текста. Безусловно, текст выполняет и игровую функцию, так младший школьник учится представлять образ, проживать и показывать чувства и эмоции через пластическое интонирование. Приведем пример: «педагог предлагает обучающимся послушать произведение и ответить на вопрос, какое стихотворение подходит к данному произведению. Далее он просит ребят прочитать выбранное стихотворение под ритм музыкального произведения» [Лазарева, с. 126-130].

Одной из эффективных игровых технологий, активно внедряемых сегодня учителями в музыкально-педагогический процесс, является BodyPercussion. «Новатор музыкального обучения Карл Орф заложил основу этого направления» [Цит. по: Баренбойм, Л., с. 24]. Основной целью данной технологии является развитие координации тела младшего школьника. Анализируя учебно-методические пособия по развитию музыкально-ритмических способностей детей младшего школьного возраста на уроках музыки, мы убедились, что выполнение различных ритмических заданий с применением названной технологии становится более успешным.

BodyPercussion способствует правильному развитию моторно-двигательного аппарата и часто применяется в контексте игровой деятельности. Такой вид работы помогает младшему школьнику при освоении ритмического рисунка в пении, игре на музыкальных инструментах, слушании. Ритмические рисунки, согласно данной технике, исполняются на разных частях тела (топотом ногами, шлепками одной или двумя руками, щелчками пальцами и т.д.). «Обучающиеся младших классов, хорошо усвоив элементы боди-перкуссии, способны легко справляться с усложненным ритмическим рисунком в более старших классах» [Гарифулина].

Первым этапом развития чувства ритма средствами BodyPercussion является разучивания отдельных элементов этой техники: на начальном этапе – различные виды хлопков, щелчков, притопов и др. «Когда такие движение будут освоены, педагог применяет ритмические партитуры. Следующим видом работы является повторение знакомых и новых элементов за педагогом в форме игры «эхо», далее следует «зафиксировать» смену длительностей в мелодии различными элементами. И, наконец, последний этап – это самостоятельное исполнение композиций и ритмических партитур звуковыми жестами» [Шелепова].

Технология BodyPercussion располагает богатым фондом наглядно-дидактических средств: таблицами с условными обозначениями движений, ритмическими схемами и партитурами, видеоматериалами и др. Они позволяют сделать работу по музыкально-ритмическому развитию школьников интересной, увлекательной, интенсивной и значительно повышают ее результативность.

Из выше сказанного следует, что применение различных игровых технологий на уроках музыки в начальной школе побуждает детей к активной творческой деятельности. По мнению многих ученых игра, применяемая на уроках музыки, является одной из составных частей педагогической технологии, так как она способна выполнять ряд образовательных задач. Кроме того, применение игровых технологий в контексте музыкально-ритмического развития детей в начальной школе способствует воспитанию их музыкального вкуса. Игровая музыкально-ритмическая деятельность может обеспечивать комплексное развитие способностей обучающихся, присутствуя на уроках в самых разных формах.


Литература:

  1. Александрова С., Ананчанко Г. Методика развития музыкального мышления младших школьников // Искусство в школе. 2009. № 2. С. 22-23.

  2. Багян А. А., Татаринцева Е. А. Использование игровых технологий в работе с детьми младшего школьного возраста // Молодой ученый. 2020. № 4 (294). С. 272-274. URL: https://moluch.ru/archive/294/66618/ (дата обращения: 01.06.2021).

  3. Баренбойм Л. А. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа. Л., 1975. 160 с.

  4. Букатов В. Принципиальные мелочи // Первое сентября. 2001. № 76. С. 23-25.

  5. Гарбузов Н. А. Зонная природа темпа и ритма. М.: АССР, 1959. 208 с.

  6. Гарифулина Р. Н. Музыкальное направление- боди-перкуссия. URL: https://multiurok.ru/files/muzykal-noie-napravlieniie-bodi-pierkussiia.html (дата обращения: 10.08.2021).

  7. Гиршон А.Е. Танцевально-двигательная терапия в контексте тренингов личностного роста // Танцевально-двигательная терапия. Вып. 2. М., 1997. 46 с.

  8. Гумановская Е. А. Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста. URL: https://www.pedm.ru/conference_notes/218 (дата обращения: 19.08.2021).

  9. Зайцев В.С. Игровые технологии в профессиональном образовании: учеб.-методич. пособие. Челябинск: Изд-во «Библиотека А. Миллера», 2019. 23 с.

  10. Зиявутдинова У. Виды музыкальной деятельности детей на уроке музыки в начальной школе // Вестник науки и образования. 2020. №3 (81). С. 42-44.

  11. Колодницкий Г. А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы: учеб.-методич. пособие для воспитателей и педагогов. М.: Гном-Пресс, 1997. 64 с.

  12. Кононова Н. Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников: из опыта работы муз. руководителя. М.: Просвещение, 1982. 96 с.

  13. Лазарева С. С., Калайджан Т. В. О подготовке младших школьников к интерпретации художественного текста // Молодой ученый. 2016. № 17 (121). С. 126-130. URL: https://moluch.ru/archive/121/33522/ (дата обращения: 27.07.2021).

  14. Макаренко А. С. Книга для родителей: лекции о воспитании детей. М.: Правда, 1985. 448 с.

  15. Михайленко Т. М. Значение игры в развитии младших школьников // Педагогика сегодня: проблемы и решения: сб. мат-лов III междунар. науч. конф. Казань. 2018. С. 18-21.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!