СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игровые технологии как один из эффективных методов изучения английского языка и организации сотрудничества обучающихся в малых группах и коллективном образовательном процессе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья знакомит с игровым обучением, игровыми технологиями, процессом геймификации занятий по английскому языку в начальной и средней школе, в т.ч. с помощью обучающих сайтов и образовательных приложений для мобильных телефонов.

Просмотр содержимого документа
«Игровые технологии как один из эффективных методов изучения английского языка и организации сотрудничества обучающихся в малых группах и коллективном образовательном процессе»

Игровые технологии как один из эффективных методов изучения английского языка и организации сотрудничества обучающихся в малых группах и коллективном образовательном процессе

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, цифровые домашние задания, геймификация

Во время работы учебной группы муниципальной стажировочной площадки на занятиях активно обсуждались эффективные практики реализации требований обновленных ФГОС в предметной области «Английский язык». Развитие познавательных, мыслительных и творческих способностей обучающихся, разностороннее и гармоничное развитие личности соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам. Наша с вами общая задача, как учителей английского языка, чтобы дети на уроках были активными, мотивированными к изучению иностранного языка, размышляющими, а наши уроки были разнообразными, яркими, эмоционально запоминающимися.

Повышение результативности обучения происходит с помощью методики развития эмоционального интеллекта детей в игровой деятельности на уроках английского языка и во внеурочной деятельности. Для усиления эмоционального фона уроков английского языка и повышения мотивации к изучению иностранного языка на уроках использую различные формы игровой деятельности и наглядности с игрушками, предметами, картинками, просмотром мультфильмов, музыкальным сопровождением. В учебный процесс вовлекаются все чувства, эмоции и ощущения детей, сохраняется психологическая комфортность обучаемых в учебной деятельности, и мы говорим об «учении с увлечением».

Игровые технологии обладают огромным потенциалом при обучении школьников иностранному языку. Дети по своей природе с удовольствием играют в разнообразные игры: настольные, с игрушками, со сверстниками, а современные дети всё больше в компьютерные игры и игры в мобильных телефонах – безусловно имеет смысл перенаправить увлечение детей в гаджетах в образовательное русло.

При подготовке игрового урока важно учитывать возрастные особенности учащихся, их физиологические особенности, интересы и уровень владения языком. В этой статье затрагиваются лишь некоторые часто используемые и самые эффективные виды игровой деятельности, которые применяются мной на уроках. Различают разные виды игр: фонетические - с их помощью «запускается урок», задаётся нужный ритм и психологический фон, мотивирую учеников на иноязычную деятельность: это фонетические разминки с интересным сюжетом, «Найди домик для слов», где дети расставляют слова на карточках к правильному гласному звуку в зависимости от типа чтения гласных букв в открытом и закрытом слогах, декламирование стихов, «Самое выразительное чтение вслух», хоровое исполнение песен, рифмовок, считалок - пропадает боязнь ошибки произнести или спеть не так, что позволяет легко, свободно, плавно заговорить на иностранном языке без лишних волевых усилий. Любимая игра младших школьников и подростков «Chinese whispers», похожая на «Сломанный телефон», где члены команды стараются передать слово или предложение к последнему участнику, не исказив его. С помощью таких игр ученики улучшают произношение, обогащают словарный запас: увеличивается активный и пассивный лексический запас, развиваются речевые навыки и умения.

Для отработки и лучшего запоминания лексики использую лексические игры на перевод с мячиком, а на «Рождество» дети любят переводить, бросая друг другу снежки, и тогда урок похож на настоящий зимний праздник, да ещё и со сладкими угощениями. В игре «Find pairs» дети соотносят картинки и слова на карточках, “Puzzles” собирают из частей слова, словосочетания, в игре «Mystery box» нужно отгадать по описанию какой предмет спрятан в волшебной коробочке, часто практикую игры на внимательность «Memo», где нужно найти парные картинки. Дети играют в “Detective», где находят предмет на картинке по описанию, в игре «Hide-&-Seek» ребята угадывают какой предмет исчез из ряда картинок, что является хорошей тренировкой памяти. “Who can more?” записывается слово, команды должны составить с ним как можно больше сочетаний: например, a tree: an old tree, a Christmas tree, decorate a tree и т.д. С огромным удовольствием дети играют в настольные игры с кубиком, игры «Ходилки-бродилки», отгадывают загадки, ребусы, кроссворды, викторины, которые тренируют ум, развивают воображение, приучают детей к наблюдательности, рассуждению, чёткой логике. [1]

Орфографические игры помогают отработать лексику по темам, например, мы рисуем спайдограммы Weather / Rooms / Vegetables / Drinks / Animals / Toys, в некоторых группах слов, например, Colours после того, как записали все цвета, дети расписывают и по подгруппам, например, yellow: chicken, sun, lemon, apple, banana, отрабатываются словосочетания. В заданиях “Unscramble” участники команд расшифровывают из перепутанных букв и записывают спрятавшиеся слова. Дети любят играть в «Secret Letters», где нужно отгадать и вставить правильные буквы, в «Word Chain» записываются цепочкой слова, где следующее слово должно начинаться на последнюю букву предыдущего слова, в «Super Secretary» проверяется правильно ли были записаны под диктовку предложения в командах.

Грамматические игры “Domino” или “Unjumble” дети в командах на время собирают из слов предложения, “Correct the mistakes” - дети осознают себя в роли учителей: ищут и исправляют ошибки в предложениях с неправильными формами глагола to be, артиклями, грамматическими временами, порядком слов, в игре «I spy with my little eye… something big and white / beginning with C» ученики задают вопросы, пытаясь отгадать предмет “Is it a window / a fridge? /a sink? / a cook? / a table?” или “Is it a cat? / a chair? / a chicken? / a coat? / a clock?”, в игре “There is/There are…” каждый член двух команд достаёт из волшебной коробочки картинки и должен правильно сказать предложение с структурой There is / There are… и где находится предмет, используя обстоятельство места on the table / in the armchair / next to the sofa.

При работе с детьми можно использовать различные игрушки как для введения нового материала и закрепления, так и для тренировки различных грамматический структур. [2] Дети любят самостоятельно или совместно с родителями создавать поделки (handcraft activities): пальчиковые куклы, куклы-перчатки, маски, а потом разыгрывать с ними на уроках диалоги и сценки. Они с удовольствием играют в ролевые игры в качестве покупателей в магазине, которым нужно купить определённые продукты или товары, официанта в кафе, принимающего заказ посетителей, побыть в роли следователя: ученик выходит из класса, остальные дети определяют, кого будет отгадывать следователь, вернувшись и задавая вопросы.

В играх-соревнованиях команды проявляют конструктивную конкурентность, азарт, дети стремятся проявлять инициативу для достижения высоких результатов. В игровой деятельности происходит снятие «психологического барьера» через взаимодействие и коммуникацию всех членов коллектива для принятия коллективного решения при разрешении проблем, развивается познавательная активность, навыки критического мышления и анализа, память и внимание. Запоминаемость информации, полученной в ходе игры, повышается в несколько раз, мы говорим об "успехе каждого ребёнка", его саморазвитии и самореализации в процессе игры. Игра несет в себе немалое нравственное начало и делает овладение иностранным языком радостным, творческим и коллективным.

Творческие игры помогают раскрыть детям свои таланты: на уроках и дома они рисуют, раскрашивают картинки, создают собственные монологи и диалоги с опорой на творческие проекты (project work) для тренировки новой лексики, грамматических структур. На уроках-праздниках алфавита, Рождества, Пасхи дети в командах с оживлением выполняют творческие задания, отгадывают ребусы, кроссворды.

Во время имитационных игр “Miming” дети показывают предметы и животных мимикой и телодвижениями (action stories), остальные дети должны догадаться кого или какой предмет изобразил одноклассник. В игре «Guess» дети разными способами пишут в парах на спине друг другу ладонью, пальцем, точкой-тире буквы, цифры, геометрические фигуры и их нужно отгадать. Помимо того, что это отличное упражнение на тренировку памяти, такие игры позволяют развивать в ребенке тактильные образы, способность анализировать, сравнивать, сопоставлять.

Младшие школьники бывают очень активны и подвижны, поэтому на уроках провожу игровые физкультминутки или минутки релаксации для снятия утомления, восстановления сил - как видим, игровые технологии находятся в тесной взаимосвязи со здоровьесберегающими технологиями.

В связи с глобальной цифровизацией, в т.ч. и в образовании, возможности игровых образовательных технологий расширяются. В качестве домашних заданий выдаю цифровые домашние задания (ЦДЗ) из библиотеки «Моя школа» и РЭШ. Возможный вариант ЦДЗ для 3-х классов на соответствие картинок или вопросов лексическим единицам по определённой теме, например, выполнение лексического теста к празднику Пасхи, тренировка темы «Игрушки» и притяжательного падежа существительных.

Пользуюсь сайтами, использующими технологии геймификации, для выдачи домашних заданий. На платформе https://learningapps.org/ можно использовать на уроках и во внеклассной работе уже готовые интерактивные задания: огромный выбор категорий (учебных предметов), классов и тематических разделов, предлагающих разнообразные виды заданий: задания для запоминания слов, найди пару, поиск слов, викторины, кроссворды и много другое. Можно также создавать онлайн собственные задания после регистрации (есть шаблоны). Безусловно, успешное овладение иностранным языком невозможно без постоянного пополнения словарного запаса. К плюсам этого сайта можно отнести широту возможностей, удобство в навигации и простоту в использовании. А вот к минусам относится только время, потраченное для выбора нужного задания, так как их огромное количество. На сайте https://www.learnenglish.de в разделе Fun and Games большой выбор кроссвордов во вкладке CROSSWORDS, игр, например, HANGMAN, MEMORY GAMES. Разнообразные задания в игровой форме представлены на платформах https://www.mes-games.com/ и https://www.funbrain.com/

Популярный ресурс для изучения английского языка сайт www.duolingo.com, также есть Приложение для мобильных телефонов. В увлекательной форме с аудио-сопровождением и анимированными персонажами совёнком Duo, забавными человечками и зверьками нужно проходить этапы изучения английского языка каждый день согласно определённого уровня, в награду участник получает поощрения (алмазы). Если ребёнок не выполнил задания и пропустил день или несколько дней, он штрафуется (теряет алмазы) и не может перейти на другой уровень, не выполнив оставшиеся задания. Нужно чётко выполнять правила, соблюдая тайминг, что учит детей самодисциплине и саморегуляции.

Очень важно уметь работать в команде как в начальной, так и в средней школе. Благодаря такой форме работы дети учатся сотрудничать, помогают друг другу, так же происходит сплочение коллектива. Например, в игре “Crocodile” учащиеся делятся на команды и по очереди показывают действия или предметы с помощью мимики и жестов. Чья команда больше отгадает слов, та и выиграла. Данная игра развивает не только логику и мышление, но и сотрудничество.

Очень интересным и полезным представляется использование ролевых игр, над которыми группа учащихся работает во внеурочное время, представляя свой спектакль в виде проекта, например, кукольный театр.

В арсенале каждого учителя есть много средств, которые могут помочь сделать любой урок увлекательным и интересным. Игра, конечно же, не является единственным средством, но одним из самых главных помощников.

В заключение хочется отметить, очевидно, что современные дети – это цифровое поколение и нам нужно стараться идти в ногу со временем, изучая и используя новые ресурсы, онлайн сервисы и приложения, но также нужно грамотно и дозированно применять технические средства (компьютер, телефон, Интернет), чтобы не навредить здоровью детей. Анализируя использование игровых технологий на своих уроках, отмечаю повышение мотивации учащихся к изучению английского языка, повышение их самооценки, создается ситуация успешности для каждого ребёнка на уроках и во внеурочной деятельности.



Литература

  1. Колесникова И.Е. Игры на уроке английского языка. Минск: Народная Асвета, 2010 г.

  2. Мирзаханова М.М., Игровое обучение английскому языку детей младшего школьного возраста// Иностранные языки в школе. 2012.- №10.

Интернет источники

  1. https://learningapps.org

  2. https://www.learnenglish.de

  3. https://www.mes-games.com/

  4. https://www.funbrain.com/

  5. www.duolingo.com

  6. https://toolsforeducators.com/dominoes/domino-template.php?cat=adjectives


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!