СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Игровые технологии на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС».

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Игровые технологии на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сообщение подготовила

Казанцева Елена Геннадьевна,

учитель начальных классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           Актуальны слова В. А. Сухомлинского «В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития». Игровая деятельность – вид деятельности, направленный на воссоздание и усвоение ребёнком общественного опыта, норм и правил поведения.

Для того чтобы игра служила средством самопознания, важно не то, во что играть, а важно, как играть. То есть содержание игры и её условия должны обеспечивать и стимуляцию познавательного интереса и познавательной активности, и способствовать формированию определённых умений и навыков. В условиях ФГОС НОО плавный переход к учебно-познавательной деятельности и её развитие на основе игровой деятельности является одной из актуальных задач, поскольку это обеспечивает гармоничное развитие ребёнка.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, воспитательные, развивающие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические и др.

Классификация игр С. Л. Новосёловой:

  1. игры, возникающие по инициативе ребёнка;
  2. игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющие их с образовательной и воспитательной целью;
  3. игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса, народные игры, которые могут возникать по инициативе как взрослого, так и более старших детей.

В состав первого класса входят: игра-экспериментирование, самостоятельные сюжетные игры: сюжетно-образовательные, сюжетно-ролевые, режиссёрские, театрализованные. Этот класс игр наиболее продуктивен для развития интеллектуальной инициативности, творчества детей, которое проявляется в постановке себе и другим играющим новых игровых задач для возникновения новых мотивов и видов деятельности.

Второй класс игр включает игры обучающие: дидактические, сюжетно-дидактические, игры досуговые: игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные игры. Они формируют культуру игры, способствуют усвоению социальных норм и правил и, что особенно важно наряду с другими видами деятельности, являются основой для развития самостоятельной игры. Эти игры могут быть и самостоятельными, но они никогда не являются самодеятельными, так как за самостоятельностью в них стоит выученность правил, а не исходная инициатива ребёнка в постановке игровой задачи.

Третий класс игр делится на традиционные и народные. Они делятся на традиционные или народные. Те в свою очередь бывают: обрядовые игры (семейные, сезонные, культовые); досуговые игры (забавы, развлечения и др.); тренинговые игры (интеллектуальные, сенсомоторные и др.) Исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучаемым и досуговым. Предметная среда народных игр также традиционна, они сами, и чаще представлена в музеях, а не в детских коллективах. Исследования, проведённые в последние годы, показали, что народные игры способствуют формированию у детей универсальных родовых и психических способностей человека.

Условия использования игр на уроках:

  1. соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;
  2. доступность для учащихся данного возраста;
  3. умеренность в использовании игр на уроках.

Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям:

  1. дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
  2. учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства;
  3. в учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых;
  4. успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

При условии систематического использования игровой деятельности на разных этапах усвоения учебного материала, уровень активности младших школьников в учебно-познавательной деятельности будет возрастать, что также будет способствовать повышению качества усвоения ими знаний, умений и навыков.

Дидактические игры – это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения. Существует три типа дидактических игр, используемых в начальной школе: игры-задания, игры-разминки, игры-упражнения.

Игровые технологии – технологии, в которых осуществляется организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр; целостное образование, охватывающее определённую часть учебного процесса и объединённое общим содержанием, сюжетом, персонажем. Сущность применения игровых технологий заключается в том, что игра является характерной и своеобразной формой активности ребёнка, благодаря которой он учится и приобретает опыт.

Использование игровых технологий способствует:

  • повышению интереса, активизации и развитию мышления;
  • использованию знаний в новой ситуации;
  • несёт здоровьесберегающий фактор в развитии и обучении;
  • идёт передача опыта старших поколений младшим;
  • является естественной формой труда ребёнка, приготовлением к будущей жизни;
  • способствует объединению коллектива и формированию ответственности.    

Педагогу следует соблюдать девять основных правил игровой технологии:

1. Игра должна стимулировать мыслительную деятельность.

2. Правила игры необходимо формулировать просто и точно, содержание должно быть доступно обучающимся.

3. Дидактический материал должен быть удобным.

4. Когда педагог организует командную игру, результаты контролируют все ученики или жюри.

5. Каждый ученик активно участвует в игре.

6. Если на уроке проводят несколько игр, надо чередовать лёгкие и трудные.

7. Не стоит перегружать урок играми.

8. Важно следить за речью учащихся в игре: она должна быть правильной, чёткой; выводы – аргументированными и краткими.

9. Игру заканчивают, как только получили результат.

 

 

Просмотр содержимого документа
««Игровые технологии на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС».»












«Игровые технологии на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС».











Сообщение подготовила

Казанцева Елена Геннадьевна,

учитель начальных классов
















Актуальны слова В. А. Сухомлинского «В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития». Игровая деятельность – вид деятельности, направленный на воссоздание и усвоение ребёнком общественного опыта, норм и правил поведения.

Для того чтобы игра служила средством самопознания, важно не то, во что играть, а важно, как играть. То есть содержание игры и её условия должны обеспечивать и стимуляцию познавательного интереса и познавательной активности, и способствовать формированию определённых умений и навыков. В условиях ФГОС НОО плавный переход к учебно-познавательной деятельности и её развитие на основе игровой деятельности является одной из актуальных задач, поскольку это обеспечивает гармоничное развитие ребёнка.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, воспитательные, развивающие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические и др.

Классификация игр С. Л. Новосёловой:

  1. игры, возникающие по инициативе ребёнка;

  2. игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющие их с образовательной и воспитательной целью;

  3. игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса, народные игры, которые могут возникать по инициативе как взрослого, так и более старших детей.

В состав первого класса входят: игра-экспериментирование, самостоятельные сюжетные игры: сюжетно-образовательные, сюжетно-ролевые, режиссёрские, театрализованные. Этот класс игр наиболее продуктивен для развития интеллектуальной инициативности, творчества детей, которое проявляется в постановке себе и другим играющим новых игровых задач для возникновения новых мотивов и видов деятельности.

Второй класс игр включает игры обучающие: дидактические, сюжетно-дидактические, игры досуговые: игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные игры. Они формируют культуру игры, способствуют усвоению социальных норм и правил и, что особенно важно наряду с другими видами деятельности, являются основой для развития самостоятельной игры. Эти игры могут быть и самостоятельными, но они никогда не являются самодеятельными, так как за самостоятельностью в них стоит выученность правил, а не исходная инициатива ребёнка в постановке игровой задачи.

Третий класс игр делится на традиционные и народные. Они делятся на традиционные или народные. Те в свою очередь бывают: обрядовые игры (семейные, сезонные, культовые); досуговые игры (забавы, развлечения и др.); тренинговые игры (интеллектуальные, сенсомоторные и др.) Исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучаемым и досуговым. Предметная среда народных игр также традиционна, они сами, и чаще представлена в музеях, а не в детских коллективах. Исследования, проведённые в последние годы, показали, что народные игры способствуют формированию у детей универсальных родовых и психических способностей человека.

Условия использования игр на уроках:

  1. соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;

  2. доступность для учащихся данного возраста;

  3. умеренность в использовании игр на уроках.

Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям:

  1. дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

  2. учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства;

  3. в учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых;

  4. успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

При условии систематического использования игровой деятельности на разных этапах усвоения учебного материала, уровень активности младших школьников в учебно-познавательной деятельности будет возрастать, что также будет способствовать повышению качества усвоения ими знаний, умений и навыков.

Дидактические игры – это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения. Существует три типа дидактических игр, используемых в начальной школе: игры-задания, игры-разминки, игры-упражнения.

Игровые технологии – технологии, в которых осуществляется организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр; целостное образование, охватывающее определённую часть учебного процесса и объединённое общим содержанием, сюжетом, персонажем. Сущность применения игровых технологий заключается в том, что игра является характерной и своеобразной формой активности ребёнка, благодаря которой он учится и приобретает опыт.

Использование игровых технологий способствует:

  • повышению интереса, активизации и развитию мышления;

  • использованию знаний в новой ситуации;

  • несёт здоровьесберегающий фактор в развитии и обучении;

  • идёт передача опыта старших поколений младшим;

  • является естественной формой труда ребёнка, приготовлением к будущей жизни;

  • способствует объединению коллектива и формированию ответственности.

Педагогу следует соблюдать девять основных правил игровой технологии:

1. Игра должна стимулировать мыслительную деятельность.

2. Правила игры необходимо формулировать просто и точно, содержание должно быть доступно обучающимся.

3. Дидактический материал должен быть удобным.

4. Когда педагог организует командную игру, результаты контролируют все ученики или жюри.

5. Каждый ученик активно участвует в игре.

6. Если на уроке проводят несколько игр, надо чередовать лёгкие и трудные.

7. Не стоит перегружать урок играми.

8. Важно следить за речью учащихся в игре: она должна быть правильной, чёткой; выводы – аргументированными и краткими.

9. Игру заканчивают, как только получили результат.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!