«Игровые технологии на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС».
Сообщение подготовила
Казанцева Елена Геннадьевна,
учитель начальных классов
Актуальны слова В. А. Сухомлинского «В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития». Игровая деятельность – вид деятельности, направленный на воссоздание и усвоение ребёнком общественного опыта, норм и правил поведения.
Для того чтобы игра служила средством самопознания, важно не то, во что играть, а важно, как играть. То есть содержание игры и её условия должны обеспечивать и стимуляцию познавательного интереса и познавательной активности, и способствовать формированию определённых умений и навыков. В условиях ФГОС НОО плавный переход к учебно-познавательной деятельности и её развитие на основе игровой деятельности является одной из актуальных задач, поскольку это обеспечивает гармоничное развитие ребёнка.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
б) познавательные, воспитательные, развивающие;
в) репродуктивные, продуктивные, творческие;
г) коммуникативные, диагностические и др.
Классификация игр С. Л. Новосёловой:
игры, возникающие по инициативе ребёнка;
игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющие их с образовательной и воспитательной целью;
игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса, народные игры, которые могут возникать по инициативе как взрослого, так и более старших детей.
В состав первого класса входят: игра-экспериментирование, самостоятельные сюжетные игры: сюжетно-образовательные, сюжетно-ролевые, режиссёрские, театрализованные. Этот класс игр наиболее продуктивен для развития интеллектуальной инициативности, творчества детей, которое проявляется в постановке себе и другим играющим новых игровых задач для возникновения новых мотивов и видов деятельности.
Второй класс игр включает игры обучающие: дидактические, сюжетно-дидактические, игры досуговые: игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные игры. Они формируют культуру игры, способствуют усвоению социальных норм и правил и, что особенно важно наряду с другими видами деятельности, являются основой для развития самостоятельной игры. Эти игры могут быть и самостоятельными, но они никогда не являются самодеятельными, так как за самостоятельностью в них стоит выученность правил, а не исходная инициатива ребёнка в постановке игровой задачи.
Третий класс игр делится на традиционные и народные. Они делятся на традиционные или народные. Те в свою очередь бывают: обрядовые игры (семейные, сезонные, культовые); досуговые игры (забавы, развлечения и др.); тренинговые игры (интеллектуальные, сенсомоторные и др.) Исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучаемым и досуговым. Предметная среда народных игр также традиционна, они сами, и чаще представлена в музеях, а не в детских коллективах. Исследования, проведённые в последние годы, показали, что народные игры способствуют формированию у детей универсальных родовых и психических способностей человека.
Условия использования игр на уроках:
соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;
доступность для учащихся данного возраста;
умеренность в использовании игр на уроках.
Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям:
дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства;
в учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых;
успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
При условии систематического использования игровой деятельности на разных этапах усвоения учебного материала, уровень активности младших школьников в учебно-познавательной деятельности будет возрастать, что также будет способствовать повышению качества усвоения ими знаний, умений и навыков.
Дидактические игры – это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения. Существует три типа дидактических игр, используемых в начальной школе: игры-задания, игры-разминки, игры-упражнения.
Игровые технологии – технологии, в которых осуществляется организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр; целостное образование, охватывающее определённую часть учебного процесса и объединённое общим содержанием, сюжетом, персонажем. Сущность применения игровых технологий заключается в том, что игра является характерной и своеобразной формой активности ребёнка, благодаря которой он учится и приобретает опыт.
Использование игровых технологий способствует:
повышению интереса, активизации и развитию мышления;
использованию знаний в новой ситуации;
несёт здоровьесберегающий фактор в развитии и обучении;
идёт передача опыта старших поколений младшим;
является естественной формой труда ребёнка, приготовлением к будущей жизни;
способствует объединению коллектива и формированию ответственности.
Педагогу следует соблюдать девять основных правил игровой технологии:
1. Игра должна стимулировать мыслительную деятельность.
2. Правила игры необходимо формулировать просто и точно, содержание должно быть доступно обучающимся.
3. Дидактический материал должен быть удобным.
4. Когда педагог организует командную игру, результаты контролируют все ученики или жюри.
5. Каждый ученик активно участвует в игре.
6. Если на уроке проводят несколько игр, надо чередовать лёгкие и трудные.
7. Не стоит перегружать урок играми.
8. Важно следить за речью учащихся в игре: она должна быть правильной, чёткой; выводы – аргументированными и краткими.
9. Игру заканчивают, как только получили результат.