О.В.Рощина,
Учитель – логопед
ОСП «Детский сад № 5 «Светлячок»
МБДОУ ЦРР «Детский сад № 8 «Звёздочка»
Игровые технологии в коррекционной работе с детьми с ТНР.
Работая с детьми с ТНР и сталкиваясь с проблемами в их обучении, приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, процесс усвоения детьми знаний. Поэтому наряду с общепринятыми методами и приемами вполне обоснованно использование оригинальных, творческих технологий, эффективность которых очевидна. Одним из таких является использование игровых технологий в коррекционно-развивающей работе по развитию связной речи у детей с ТНР.
Актуальность использования игры обусловлена тем, что игра, являясь любимым детьми занятием, позволяет быстрее и прочнее сформировать нарушенные психические процессы, личностные качества, речь, моторику, интеллект. Игровые приемы возбуждают у ребенка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий. Игровые приемы отвечают возрастным особенностям детей и поэтому занимают важное место в развитии связной речи детей с ТНР. [1, с. 76]
Работа логопеда особенно нуждается в использовании игровых технологий. Под игровыми технологиями в педагогике понимается достаточно обширная группа методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – в них четко поставлена цель и есть ожидаемый результат.
Цель использования игровой технологии в логопедической практике: увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, повышение мотивации к занятиям, развитие любознательности, интереса к родному языку.
Значение игровых технологий в работе с детьми с ОНР велико :
- во-первых, у детей формируется интерес к процессу обучения, повышается мотивационная направленность, расширяется словарный запас и развивается связная речь;
- во-вторых, у дошкольников с ОНР повышается уровень самоконтроля за собственной речью, стремление её улучшить, преодолевается застенчивость, робость;
- в-третьих, игровые технологии, так как они обладают мощными развивающими характеристиками, влияют на развитие всех познавательных процессов. [ 2, с.118]
Работу по развитию речи с использованием игровых технологий можно проводить :
- в процессе непосредственно образовательной деятельности с детьми, учитывая принцип интеграции и тематического построения образовательного процесса;
- в совместной деятельности воспитателя с ребенком, осуществляемой в ходе режимных моментов;
- в самостоятельной деятельности детей (успешность зависит от создания условий, предметно-развивающей речевой среды, соответствующей данной теме планирования);
- в семье (взаимодействие детей и их родителей).
Игры, используемые на логопедических занятиях, выполняют следующие функции:
Обучающую (помогают усвоить либо закрепить материал, предлагаемый на занятии, достичь поставленных дидактических задач);
Терапевтическую (выступают как средство преодоления различных трудностей в обучении);
Коррекционную (вносят позитивные изменения, дополнения в структуру личностных показателей ребёнка);
Развлекательную (эмоционально окрашивают деятельность ребёнка, делают процесс познания увлекательным).
Для игр подбирается доступный речевой материал, который активизирует механизмы речевой деятельности.
Дидактические, подвижные, театрализованные игры, элементы сюжетно – ролевой игры, игры и упражнения на развитие произносительных навыков активно включаются в занятия с детьми по всем направлениям коррекционно-развивающей работы.
Игры и упражнения на развитие произносительных навыков автоматизируют и дифференцируют поставленные звуки в самостоятельной речи детей.
Театрализованные и сюжетно-ролевые игры – один из самых эффективных способов коррекционного воздействия на речевое развитие ребенка с тяжелым нарушением речи. Творческие игры и инсценировки позволяют максимально выразить свои замыслы, фантазии, абстрагироваться от своего дефекта.
Подбираются такие тексты, чтобы дать возможность ребёнку с тяжелым нарушением речи усвоить разнообразные выразительные вербальные и невербальные средства речи.
В сюжетно-ролевой игре у детей формируются способности к партнерскому диалогу, коммуникативные способности. Дети раскрепощаются, учатся говорить громко, четко.
Подвижные игры у детей с тяжелыми нарушениями речи проводятся с речевым сопровождением. Они способствуют развитию правильного дыхания и голоса, звукопроизношения, координированности темпа речи с движением.
Пальчиковые игры – прекрасное средство переключить детей на другой вид деятельности. А проговаривание стихов одновременно с движениями, делает речь детей более ритмичной, громкой, четкой и эмоциональной.
Систематическое, поэтапное применение игр, с постепенным усложнением материала, развивает восприятие детей, навык словообразования, обогащает словарь и развивает связную речь в целом. Играя, ребёнок незаметно для себя усваивает те сведения и умения, которые взрослый считает необходимым ему дать. [3, с. 57]
Мною были разработаны картотеки речевых игр и упражнений в соответствии с темами перспективного плана работы с детьми ТНР, разработаны конспекты занятий по развитию связной речи, подобраны мнемотаблицы, схемы по составлению описательных рассказов.
В результате моей работы по данной теме у детей:
- Повысился уровень развития связной речи;
- Повысился и расширился словарный запас;
- Сформировалась способность сравнивать и объединять предметы по признакам;
- Сформировалась звуковая культура речи;
- Многие дети стали отвечать развернутыми богатыми предложениями;
- В своей речи, дети, все чаще стали использовать усложненные формы монологической и диалогической речи;
Систематическая работа в данном направлении, позволила достичь положительных результатов.
Несформированность связной речи детей с ТНР отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности, ограничивает их коммуникативные потребности и познавательные возможности. Поэтому специальные поиски методических путей и средств формирования связной речи имеют важное значение для всего процесса обучения и воспитании.
Таким образом, используя в коррекционной работе с детьми с ТНР игровые технологии, учитель-логопед может улучшить результаты своей коррекционно – образовательной деятельности.
Список информационных источников
1. Быкова Н.М. Игры и упражнения для развития речи / Н.М. Быкова. - СПб: Детство-Пресс, 2013.
2. Кольцова М. М., Рузина М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг.- Екатеринбург: У-Фактория, 2004.
3. Леонтьев А.Н., Запорожец А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст./Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В.Запорожца. - М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995.
4. Швайко Г. С. «Игры и игровые упражнения для развития речи» - М., 1997.